В материалах представлены современные концепции воспитания,описаны принципы.содержание воспитательного процесса. Представлены возможности создания целевых программ, алгоритм педагогической поддержки. Описаны концепции воспитания,цели,принципы,поддержка ребенка в процессе его развития, а так же содержание воспитания в зависимости от базовых потребностей личности ребенка (по Созонову В.П.) .
Современные концепции воспитания.ppt
Презентация.Современные концепции воспитания.
Современные концепции
воспитания.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Концепция-
это система взглядов, определяющих
понимание явлений и процессов,
объединенных фундаментальным
замыслом, ведущей идеей.
В концепции особое внимание
уделяется принципам, как
ориентирам для разработки
стратегии педагогической
деятельности.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Определение понятия
«воспитание».
Цель и принципы
воспитания.
Содержание
воспитательного процесса.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Педагогическая поддержка
ребенка и процесса его
развития.
Педагогическая поддержка – помощь
детям в решении индивидуальных
проблем, связанных с физическим и
психическим здоровьем, социально-
экономическим положением,
продвижением в обучении, в
принятии школьных правил,
жизненного, профессионального и
этического самоопределения.
О.С. Газман
Презентация.Современные концепции воспитания.
Цель воспитания
Дать каждому школьнику базовое
образование и культуру и на их
основе предоставить условия для
развития тех сторон личности, для
которых есть наиболее
благоприятные условия (желание
учащегося) и объективные
возможности семьи, школы,
общества и государственной власти.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Принципы воспитания
Ребенок не может быть
средством в
достижении
педагогических целей;
Самореализация
педагога – в творческой
самореализации
ребенка;
Всегда принимай
ребенка таким, какой
он есть;
Все трудности
неприятия преодолевай
нравственными
средствами;
Не унижай достоинства
своей личности и
личности ребенка;
Доверяя – не проверяй;
Презентация.Современные концепции воспитания.
Признавай право
Принципы воспитания
Дети – носители
грядущей культуры,
соизмеряй свою
культуру с
культурой
растущего
поколения;
воспитание-это
диалог культур;
Не сравнивай никого
ни с кем, сравнивать
можно результаты
действий;
на ошибку и не
суди за нее;
Умей признать
свою ошибку;
Защищая ребенка,
учи его
защищаться.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Содержание
воспитательного
процесса
Культура жизненного самоопределения;
Культура семейных отношений;
Экологическая культура;
Экономическая культура;
Политическая и правовая культура;
Интеллектуальная, нравственная и
коммуникативная культура;
Художественная и физическая культура.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Целевые программы:
Учение ;
Общение;
Здоровье;
Досуг;
Образ жизни.
Литература:
«Потери и обретения в
воспитании после 10 лет
перестройки». Газета «1
сентября» 1995г.от 21 ноября
Журнал «Классный
руководитель» № 3, 2000
Презентация.Современные концепции воспитания.
Концепция воспитания на основе
потребностей человека (В.П.Созонов)
Воспитание – это деятельность,
направленная на создание психолого
педагогических условий для
удовлетворения базовых потребностей
школьника.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Базовые потребности ( по
Базовые потребности ( по
Созонову В.П.)
Созонову В.П.)
• Потребность в творческой
деятельности;
• Быть здоровым;
• Защищенности, безопасности;
• В уважении, признании;
• В смысле жизни;
• В самореализации;
• В удовольствии.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Цель
Цель
воспитания
воспитания
Обеспечивать необходимые
Обеспечивать необходимые
условия для
условия для
удовлетворения базовых
удовлетворения базовых
потребностей личности.
потребностей личности.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Принципы воспитания
Принципы воспитания
• Природосообразности;
• Принцип целостности в подходе к
ребенку;
• Деятельностный принцип;
• Эгоцентрический принцип;
• Возрастной принцип;
• Принцип гуманизма.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Содержание воспитания
Содержание воспитания
• Организация разнообразной творческой
• Создание условий для сохранения и
укрепления здоровья учащихся;
• Формирование благоприятного
деятельности детей;
нравственно-психологического климата
в коллективе, обеспечение условий
защищенности каждого члена;
• Создание условий для самоутверждения
каждого воспитанника;
Презентация.Современные концепции воспитания.
Содержание воспитания.
Содержание воспитания.
• Обеспечение условий и оказание
помощи ребенку в поиске и обретении
смысла жизни;
• Обучение приемам
самопознания,саморегуляции,
самовоспитания;
• Развитие чувств, привитие
оптимистического мировосприятия,
научение радостному проживанию
жизни, каждой ее минуты.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Литература:
Литература:
В.П. Созонов «Организация
воспитательной работы в классе» М.,
Педагогический поиск. 2000г.
В.П. Созонов «Что такое хорошая
школа», ж. «Народное образование»
1999 г. № 7, 8
В.П. Созонов «Педагогическая система
на основе потребностей человека», ж.
«Классный руководитель» 1998 г. № 3
Презентация.Современные концепции воспитания.
теория формирования
личности ребенка.
(Н.М.Таланчук)
«Процесс формирования
личности происходит
благодаря тому, что
человеком наследуются
и преумножаются
социальные ценности.»
Презентация.Современные концепции воспитания.
Социальные ценности
• Это истины жизни, добытые опытом
предыдущих поколений, они
существуют в виде знаний, идеалов,
норм и правил поведения;
• Наследование этих ценностей
возможно, когда человек входит в
какой-то социум и осваивает в нем
определенные социальные роли.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Основные социумы:
• Семья (семейная сфера жизни);
• Трудовой коллектив
• Общество (общественная сфера);
• Мир ( геосоциальная сфера жизни);
• Я-сфера (эго-сфера).
(профессионально-трудовая сфера);
Презентация.Современные концепции воспитания.
Воспитание
Воспитание
Воспитание
Воспитание
Процесс человековедения, протекающий
Процесс человековедения, протекающий
как целенаправленное
как целенаправленное
регулирование,освоение личностью
регулирование,освоение личностью
системы социальных ролей.
системы социальных ролей.
Презентация.Современные концепции воспитания.
• Формирование гармонично развитой
Цель воспитания:
личности, готовой и способной
выполнять систему социальных ролей;
• Задачей воспитания является
формирование готовности и
способности выполнять социальные
роли, взятые в конкретных условиях
жизни и с учетом этапов развития
личности.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Содержание
воспитания
• Совокупность ролей ребенка и
соответствующих им
социальных ценностей, которые
необходимо освоить ребенку в
том или ином возрасте.
Презентация.Современные концепции воспитания.
• Семейные социальные роли;
• Роли личности в трудовом
коллективе (профессионально-
трудовая, экономическая,
организаторско-самоуправленческая,
коммуникативная, педагогическая)
• Роли личности в обществе;
• Интерсоциальные роли личности;
• Роли личности в эгосфере;
Презентация.Современные концепции воспитания.
Литература:
Таланчук Н.М. «Введение в
неопедагогику» М., 1991 г.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Системное построение
Системное построение
процесса воспитания.
процесса воспитания.
(В.А.Караковский)
(В.А.Караковский)
Воспитание это
Воспитание это
целенаправленный процесс
целенаправленный процесс
управления развитием
управления развитием
личности.
личности.
Управлять нужно не
Управлять нужно не
личностью, а процессом ее
личностью, а процессом ее
развития.
развития.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Цель воспитания:
Цель воспитания:
В современных условиях цель должна
В современных условиях цель должна
быть направлена на формирование
быть направлена на формирование
следующих качеств:
следующих качеств:
Ориентировать на общечеловеческие
Ориентировать на общечеловеческие
духовные ценности;
духовные ценности;
Коллективизм;
Коллективизм;
Предприимчивость;
Предприимчивость;
Социальная ответственность;
Социальная ответственность;
Креативность;
Креативность;
Рефлексия.
Рефлексия.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Принципы воспитания:
Принципы воспитания:
Идея личностного
Идея личностного
подхода в
подхода в
воспитании;
воспитании;
Идея системного
Идея системного
подхода;
подхода;
Идея
Идея
гуманистического
гуманистического
подхода;
подхода;
Идея
Идея
дифференциров
дифференциров
анного подхода;
анного подхода;
Идея средового
Идея средового
подхода;
подхода;
Идея
Идея
природосообраз
природосообраз
ности в
ности в
воспитании;
воспитании;
Идея
Идея
культуросообраз
культуросообраз
ности в
ности в
воспитании.
воспитании.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Содержание воспитания:
Содержание воспитания:
Основу содержания воспитания составляют
Основу содержания воспитания составляют
общечеловеческие ценности:
общечеловеческие ценности:
Земля – общий дом человечества;
Земля – общий дом человечества;
Отечество. Единственная, уникальная для
Отечество. Единственная, уникальная для
каждого человека Родина;
каждого человека Родина;
Семья;
Семья;
Труд;
Труд;
Знания;
Знания;
Культура;
Культура;
Мир покой, согласие между людьми, народами,
Мир покой, согласие между людьми, народами,
государствами.
государствами.
Человек абсолютная ценность, мера всех
Человек абсолютная ценность, мера всех
вещей.
вещей.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Литература:
Литература:
В.А. Караковский,
В.А. Караковский,
Л.И.Новикова, Н.Л.
Л.И.Новикова, Н.Л.
Селиванова «Воспитание?
Селиванова «Воспитание?
Воспитание…Воспитание!»
Воспитание…Воспитание!»
М., «Новая школа», 1996 г.
М., «Новая школа», 1996 г.
В.А. Караковский «Стать
В.А. Караковский «Стать
человеком» М., 1993 г.
человеком» М., 1993 г.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Воспитание как педагогический
компонент процесса социализации
ребенка.(М.И.Рожков,
Л.В.Байбородова)
Воспитание это компонент процесса
социализации, который предполагает
целенаправленные действия по созданию
условий для развития человека.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Цели воспитания:
Формирование у ребенка
гуманистического мировоззрения;
Развитие потребностей и мотивов
нравственного поведения;
Создание условий для реализации этих
мотивов и стимулирование нравственных
поступков детей.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Принципы воспитания:
Принцип гуманистически
ориентированного воспитания;
Принцип социальной адекватности
воспитания;
Принцип индивидуализации воспитания;
Принцип социального закаливания детей;
Принцип создания воспитывающей среды.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Содержание воспитательного
процесса.
Наиболее перспективной моделью
содержания воспитания является та,
которая позволяет интегрировать
социально значимые ценности с
важнейшими сферами человеческой
индивидуальности.
Презентация.Современные концепции воспитания.
К таким сферам относятся:
Интеллектуальная;
Мотивационная;
Эмоциональная;
Волевая;
Саморегуляции;
Предметнопрактическая;
Экзистенциональная.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Литература:
М.И.Рожков, Л.В. Байбородова
«Классный руководитель» М., «Владос»,
1999;
«Организация воспитательного процесса
в школе» М., «Владос», 2000г.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Воспитание человека культуры.
(Е.В.Бондаревская)
Воспитание- это процесс
педагогической помощи ребенку,
становление его субъектности,
культурной идентификации,
социализации, жизненного
самоопределения.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Цель воспитание целостного
человека культуры.
Человек культуры- это:
Свободная личность, способная к
самоопределению;
Гуманная личность;
Духовная личность;
Личность творческая.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Принципы воспитания:
Природосообразности;
Культуросообразности;
Принцип личностного подхода.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Содержание воспитания
Это субъектный опыт личности с
его ценностями и смыслами,
умениями и способностями,
навыками и способами
поведения.
Механизм воспитания:
Становлению ребенка как
человека культуры способствуют
5 базовых процессов:
Жизнетворчество;
Социализация;
Культурная идентификация;
Духовно-нравственное развитие;
Индивидуализация.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Литература:
Е.В. Бондаревская «Ценностные основания
личностно-ориентированного воспитания», ж.
«Педагогика», 1995, № 4
«Гуманистическая парадигма личностно-
ориентированного образования», ж.
«Педагогика»,1997,№4
«Смыслы и стратегии личностно-
ориентированного воспитания» ж.
«Педагогика», 2001, № 1
Е.В.Бондаревская, С.В. Кульневич
«Педагогика» М.-Ростов, 1999г.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Формирование образа жизни,
достойной человека (Н.Е.Щуркова)
Воспитание это целенаправленное
организованное профессионалом
педагогом восхождение ребенка к
культуре современного общества,
развитие способности жить в нем и
сознательно строить свою жизнь,
достойную человека.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Цель воспитания:
Формирование личности, способной
строить жизнь, достойную человека.
Достойная человеческая жизнь это
жизнь, имеющая 3 основания: истина,
добро и красота.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Принципы воспитания:
Ориентация на социальные ценностные
отношения;
Принцип субъектности;
Принятие ребенка как данности.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Содержание воспитания:
Формирование ценностного отношения к природе
как к общему дому человечества;
Формирование ценностного отношения к нормам
культурной жизни;
Формирование представлений о человеке;
Формирование ценностного отношения к
социальному устройству человеческой жизни;
Формирование образа жизни, достойной
человека;
Формирование жизненной позиции, развитие
способности к индивидуальному выбору
жизненного пути.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Литература:
Н.Е.Щуркова «Образ жизни, достойной
человека, и его формирование у
школьника» (Смоленск, Москва, 1995г.)
«Воспитание: новый взгляд с позиций
культуры» М., 1997г.
«Программа воспитания школьника»
М.,1998 г.
«Классное руководство: теория, методика,
технология» М., 1999 г.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Концепция самовоспитания
школьников.(Г.К.Селевко)
Главная задача воспитания в
формировании человека
самосовершенствующегося, для
которого свойственны следующие
характеристики:
Одухотворенность, идейная
направленность;
Устойчивость целей и задач
самосовершенствования;
Презентация.Современные концепции воспитания.
Характеристики личности
(продолжение)
Оснащенность совокупностью умений
самосовершенствования;
Высокий уровень самостоятельности
личности;
Творческий характер деятельности
человека;
Осознанное поведение, направленное на
улучшение себя;
Результативность самоформирования
личности;
Презентация.Современные концепции воспитания.
Самовоспитание
Процесс осознанного, управляемого
самой личностью развития, в котором
в субъективных целях и интересах
самой личности целенаправленно
формируются и развиваются ее
качества и способности.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Цель воспитания:
Воспитать активного, инициативного,
самостоятельного гражданина,
просвещенного, культурного
человека, заботливого семьянина и
мастера в своем профессиональном
деле, способного к постоянному
жизненному самосовершенствованию.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Задачи в области обучения:
формировать устойчивую мотивацию к
учению как к жизненно важному процессу;
Обеспечивать освоение учащимися
стандартов образования по ступеням
обучения;
Формировать общеучебные умения и
навыки;
Способствовать формированию
творческих качеств личности;
Презентация.Современные концепции воспитания.
Задачи в области воспитания:
Осуществлять личностный подход в учебновоспитательном
Превратить процесс школьного воспитания в
Развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы
процессе;
самовоспитание;
личности;
Формировать умения самовоспитания и самообразования;
Обеспечить ребенку условия для максимальной
самореализации;
Формировать веру в себя;
Создать воспитательнообразовательную среду,
формирующую у учащихся потребность в
самосовершенствовании;
Презентация.Современные концепции воспитания.
Задачи в области психического
развития:
Развивать индивидуальные
способности ребенка;
Формировать положительную Я
концепцию личности ребенка;
Способствовать формированию
умений управления собой,
саморегуляции;
Презентация.Современные концепции воспитания.
Задачи в области социализации:
Формировать высоконравственное
отношение личности к себе и к миру;
Осуществлять деятельностный подход в
организации жизнедеятельности ребенка,
формировать его социальную активность;
Обучать умениям самоутверждения и
самореализации в коллективе;
Готовить учащихся к профессиональному и
жизненному самоопределению.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Содержание воспитательного
процесса:
Основу механизма воспитания
составляет технология самовоспита
ния, которая состоит из 3х
подсистем:
Теория;
Практика;
Методика.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Теория (самосовершенствование
личности):
14 классы – «Начала этики»;
5 класс – «Познай себя»;
6 класс – «Сделай себя сам»;
7 класс – «Научи себя учиться»;
8 класс – «Утверждай себя»;
9 класс – «Найди себя»;
10 класс – «Управляй собой»;
11 класс – «Реализуй себя».
Презентация.Современные концепции воспитания.
Теория:
История науки и культуры в личностях
Организация учебного труда
Проблемы нравственности
Основы менеджмента и маркетинга
Основы художественного творчества
Развитие творческих способностей
Теория решения изобретательских задач
Логика
Физиология высшей нервной системы
Выбор профессии.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Практика:
В учебновоспитательный процесс включается:
Развитое клубное пространство ОУ;
Использование методики коллективного
творческого воспитания (по И.П. Иванову) с
акцентом на самовоспитание;
Проведение занятий по развитию творческих
способностей учащихся с выходом на конечный
продукт;
Организацию самостоятельной и творческой
работы на уроках трудового, эстетического цикла,
учебных занятиях любых других предметов.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Методика:
Совокупность педагогических технологий и
методик, способствующих успешному
протеканию процессов саморазвития детей
в предметном обучении.
В содержании и способах реализации
каждого учебного предмета существуют
возможности для формирования у
учащихся умений и навыков
самосовершенствования, качеств
самостоятельной и творческой личности.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Литература:
Г.К. Селевко «Концепция
самовоспитания» Ярославль, 2000;
«Руководство по самовоспитанию
школьников» М., 1999г.
Презентация.Современные концепции воспитания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.