"ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА ЗАПЯТЫМИ"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота. Ход урока I. Организационный момент. II. Синтаксическая работа. Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку. III. Орфографическая работа. От нависших деревьев; вид увядающего сада; вдоль оживленной реки; рассказывать о разыгравшейся метели; строящиеся здания; наблюдать за скачущим всадником; в застывшем воздухе; присутствовавший на семинаре; отражающий свет; отражающегося света; ведущая в парк тропинка. 1. Выделите окончания причастий. – В каждом словосочетании выделите главное слово. – Что называется главным словом? Запись в тетрадях: Главное слово – определяемое слово (от него задается вопрос). Зависимое слово – слово, к которому задается вопрос. – Есть ли в записанных словосочетаниях причастия с зависимыми словами? Назовите их. IV. Объяснение нового материала. 1. На доске запись: Споро идет белый, пушистый снежок, спешит прикрыть истерзанную войной, священную для нашего народа землю бессмертного города на Волге. – Найдите грамматическую основу. Снежок идет, спешит прикрыть. – Отметьте второстепенные члены к сказуемому спешит прикрыть и его группе. Спешит (что?) землю. (какую?) истерзанную. (чем?) войной. – Можно ли назвать причастие с зависимым словом смысловым отрезком? (Да.) – Выделяем графически: Вывод: причастие с зависимым словом называется причастным оборотом, является одним членом предложения – определением. 2. Наблюдение над языковым материалом § 12 (с. 31). 3. Объяснительная работа. Выпишите только причастные обороты. Ночь, как башня черная, встает, над лесом, над туманным лугом, над озером, над кочками болот. На другой день войска, получили приказ возвратиться в лагерь. Спокойный дым над крышей подымался и таял в воздухе. Поэты с древних времен поют нам о человеке, Наш народ выступает против войны, – Докажите, что выписанные вами словосочетания – причастные обороты (задать от причастий вопросы к зависимым словам). 4. Выполнение упражнения 69 (самостоятельно) с последующей проверкой. Двое учеников у доски выписывают сочетания, выделяя графически главное слово и причастный оборот: V. Подведение итогов урока. – Какую новую информацию вы получили о причастии? (Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот.)  Домашнее задание: п. 14 выучить, упражнение 86 выделить причастные обороты графически.
Иконка файла материала 22.docx
У р о к  22 ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА ЗАПЯТЫМИ Ц е л и:  дать   понятие   о   причастном   обороте;   познакомить   с   графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Синтаксическая работа. Холодный   предутренний   ветер   прогнал   остатки   ночного   тумана   и растрепал нашу палатку.      III. Орфографическая работа. От   нависших   деревьев;   вид   увядающего   сада;   вдоль   оживленной   реки; рассказывать о разыгравшейся метели; строящиеся здания; наблюдать за скачущим всадником; в застывшем воздухе; присутствовавший на семинаре; отражающий свет; отражающегося света; ведущая в парк тропинка. 1. В ы д е л и т е   о к о н ч а н и я   п р и ч а с т и й. – В каждом словосочетании выделите главное слово. – Что называется главным словом? З а п и с ь   в   т е т р а д я х: Главное слово – определяемое слово (от него задается вопрос). Зависимое слово – слово, к которому задается вопрос. – Есть ли в записанных словосочетаниях причастия с зависимыми словами? Назовите их. IV. Объяснение нового материала. 1. Н а   д о с к е   з а п и с ь: Споро идет белый, пушистый снежок, спешит прикрыть истерзанную войной, священную для нашего народа землю бессмертного города на Волге. – Найдите грамматическую основу. Снежок идет, спешит прикрыть.–  Отметьте   второстепенные   члены   к   сказуемому  спешит   прикрыть  и  его группе. Спешит   (что?) землю.  (какую?) истерзанную.  (чем?) войной. – Можно ли назвать причастие с зависимым словом смысловым отрезком? (Да.) – Выделяем графически: В ы в о д: причастие с зависимым словом называется причастным оборотом, является одним членом предложения – определением. 2. Н а б л ю д е н и е  над языковым материалом § 12 (с. 31). 3. О б ъ я с н и т е л ь н а я   р а б о т а . Выпишите только причастные обороты. Ночь, как башня черная, встает,     над лесом, над туманным лугом, над озером, над кочками болот. На   другой   день   войска,     получили   приказ возвратиться в лагерь. Спокойный дым над   крышей подымался и таял в воздухе. Поэты с древних времен поют нам о человеке,    Наш народ выступает против войны,  –   Докажите,   что   выписанные   вами   словосочетания   –   причастные   обороты (задать от причастий вопросы к зависимым словам). 4.  В ы п о л н е н и е   у п р а ж н е н и я   69   (самостоятельно)   с   последующей проверкой.Двое учеников у доски выписывают сочетания, выделяя графически главное слово и причастный оборот: V. Подведение итогов урока. – Какую новую информацию вы получили о причастии? (Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот.)   Домашнее задание:  п. 14 выучить, упражнение 86 выделить причастные обороты графически.