Цели: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Синтаксическая работа.
Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку.
III. Орфографическая работа.
От нависших деревьев; вид увядающего сада; вдоль оживленной реки; рассказывать о разыгравшейся метели; строящиеся здания; наблюдать за скачущим всадником; в застывшем воздухе; присутствовавший на семинаре; отражающий свет; отражающегося света; ведущая в парк тропинка.
1. Выделите окончания причастий.
– В каждом словосочетании выделите главное слово.
– Что называется главным словом?
Запись в тетрадях:
Главное слово – определяемое слово (от него задается вопрос).
Зависимое слово – слово, к которому задается вопрос.
– Есть ли в записанных словосочетаниях причастия с зависимыми словами? Назовите их.
IV. Объяснение нового материала.
1. На доске запись:
Споро идет белый, пушистый снежок, спешит прикрыть истерзанную войной, священную для нашего народа землю бессмертного города на Волге.
– Найдите грамматическую основу.
Снежок идет, спешит прикрыть.
– Отметьте второстепенные члены к сказуемому спешит прикрыть и его группе.
Спешит (что?) землю.
(какую?) истерзанную.
(чем?) войной.
– Можно ли назвать причастие с зависимым словом смысловым отрезком? (Да.)
– Выделяем графически:
Вывод: причастие с зависимым словом называется причастным оборотом, является одним членом предложения – определением.
2. Наблюдение над языковым материалом § 12 (с. 31).
3. Объяснительная работа.
Выпишите только причастные обороты.
Ночь, как башня черная, встает, над лесом, над туманным лугом, над озером, над кочками болот.
На другой день войска, получили приказ возвратиться в лагерь.
Спокойный дым над крышей подымался и таял в воздухе.
Поэты с древних времен поют нам о человеке,
Наш народ выступает против войны,
– Докажите, что выписанные вами словосочетания – причастные обороты (задать от причастий вопросы к зависимым словам).
4. Выполнение упражнения 69 (самостоятельно) с последующей проверкой.
Двое учеников у доски выписывают сочетания, выделяя графически главное слово и причастный оборот:
V. Подведение итогов урока.
– Какую новую информацию вы получили о причастии?
(Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот.)
Домашнее задание: п. 14 выучить, упражнение 86 выделить причастные обороты графически.
22.docx
У р о к 22
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.
ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА ЗАПЯТЫМИ
Ц е л и: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим
обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические
навыки и умения устанавливать границы причастного оборота.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Синтаксическая работа.
Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и
растрепал нашу палатку.
III. Орфографическая работа.
От нависших деревьев; вид увядающего сада; вдоль оживленной реки;
рассказывать о разыгравшейся метели; строящиеся здания; наблюдать за
скачущим всадником; в застывшем воздухе; присутствовавший на семинаре;
отражающий свет; отражающегося света; ведущая в парк тропинка.
1. В ы д е л и т е о к о н ч а н и я п р и ч а с т и й.
– В каждом словосочетании выделите главное слово.
– Что называется главным словом?
З а п и с ь в т е т р а д я х:
Главное слово – определяемое слово (от него задается вопрос).
Зависимое слово – слово, к которому задается вопрос.
– Есть ли в записанных словосочетаниях причастия с зависимыми словами?
Назовите их.
IV. Объяснение нового материала.
1. Н а д о с к е з а п и с ь:
Споро идет белый, пушистый снежок, спешит прикрыть истерзанную войной,
священную для нашего народа землю бессмертного города на Волге.
– Найдите грамматическую основу.
Снежок идет, спешит прикрыть. – Отметьте второстепенные члены к сказуемому спешит прикрыть и его
группе.
Спешит
(что?) землю.
(какую?) истерзанную.
(чем?) войной.
– Можно ли назвать причастие с зависимым словом смысловым отрезком?
(Да.)
– Выделяем графически:
В ы в о д: причастие с зависимым словом называется причастным оборотом,
является одним членом предложения – определением.
2. Н а б л ю д е н и е над языковым материалом § 12 (с. 31).
3. О б ъ я с н и т е л ь н а я р а б о т а .
Выпишите только причастные обороты.
Ночь, как башня черная, встает,
над лесом,
над туманным лугом, над озером, над кочками болот.
На другой день войска,
получили приказ
возвратиться в лагерь.
Спокойный дым над
крышей подымался и таял в воздухе.
Поэты с древних времен поют нам о человеке,
Наш народ выступает против войны,
– Докажите, что выписанные вами словосочетания – причастные обороты
(задать от причастий вопросы к зависимым словам).
4. В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я 69 (самостоятельно) с последующей
проверкой. Двое учеников у доски выписывают сочетания, выделяя графически главное
слово и причастный оборот:
V. Подведение итогов урока.
– Какую новую информацию вы получили о причастии?
(Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот.)
Домашнее задание: п. 14 выучить, упражнение 86 выделить причастные
обороты графически.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.