Причина разнообразия этнографических традиций народов мира
Оценка 4.9

Причина разнообразия этнографических традиций народов мира

Оценка 4.9
Документация
docx
МХК
05.03.2020
Причина разнообразия этнографических традиций народов мира
1. Необходимость изучения традиций народов. 2. Классификации народов мира. 3. Этнические процессы, как одна из причин разнообразия этно-традиций. 4.Традиция как важнейший стабилизирующий фактор социокультурной динамики этноса. 5. Этническое разнообразие как ресурс программ социокультурного развития.
Этнография.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Причина разнообразия этнографических традиций народов мира»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание:

 

1. Необходимость изучения традиций народов…………………………….3

2. Классификации народов мира:

 - Географическая классификация……………………………………………4

- Антропологическая классификация………………………………………..5

- Языковая классификация…………………………………………………….6

- Хозяйственно-культурная классификация…………………………………7

3. Этнические процессы, как одна из причин разнообразия этно-традиций.

4.Традиция как важнейший стабилизирующий фактор социокультурной динамики этноса…………………………………………………………………...10

5. Этническое разнообразие как ресурс программ социокультурного развития……………………………………………………………………………17


 

Развитие человеческого общества сопровождалось расширением знаний людей об окружающем мире, накоплением сведений о соседних и дальних народах. Уже в древности наряду с этнографическими наблюдениями, в основе которых лежали естественная человеческая любознательность и военная, политическая и экономическая необходимость, предпринимались попытки теоретического обобщения фактических данных

Этнокультурное многообразие есть тот неиссякаемый источник обогащения мировой культуры человечества, без которого она неизбежно деградирует. С этой точки зрения сохранение этносов, их жизненного мира и исторической перспективы имеет фундаментальное значение в глобальном масштабе.

В связи с этим во всем мире наблюдается возрастание интереса людей к своей этнической идентичности – принадлежности к определенному этносу, повсеместное желание народов сохранить свою самобытность, акцентировать уникальность обычаев и психологического уклада.

В рамках положения о многообразии культур сохраняет свое значение идея исторической преемственности бытия. Воспроизводство и сохранение общества через преемственность поколений, социальных отношений и духовных достижений – та важная задача, от решения которой зависит длительность бытия общества, его развитие или прекращение существования. История человечества – бесконечный процесс прерывности и непрерывности, смены поколений, формаций, цивилизаций. В этом процессе от поколения к поколению бережно передаются накопленные ценности духовной и материальной культуры. Сохранению и преумножению этих ценностей служат традиции, исследование которых позволяет формулировать и решать принципиально важные проблемы строения и функционирования общества и проводить содержательный анализ различных сфер общественной деятельности. Традиции поддерживают преемственность между прошлым, настоящим и будущим, формируют историю как протяженность социокультурного бытия, позволяют человечеству направить свою деятельность на преумножение духовного или материального достояния.

Изучение традиций имеет не только теоретическое значение, оно вызвано практическими потребностями развития общественных систем.

Этнографическое изучение и описание народов мира имеет в своей основе их научную систематизацию. Путем классификации выделяются народы и группы народов, обитающие в одном географическом регионе, стоящие на одном уровне хозяйственного и социального развития, обладающие общими культурными чертами. Каждый из этих признаков, положенный в основу классификации, важен при исследовании тех или иных этнических явлений. Так, выявление родства по происхождению и культуре позволяет классифицировать родственные народы, что лежит в основе этногенетических исследований. Однако полную характеристику народа, его места среди прочих народов мира дает только совокупность наиболее существенных и фундаментальных классификационных признаков. К их числу можно отнести географическую, антропологическую, языковую и хозяйственно-культурную принадлежность. Существуют и иные, второстепенные принципы классификации, например по религиозному признаку. Таким образом, систематизация народов мира основывается на сумме классификации естественнонаучных и социальных явлений, характеризующих этносы и присущие им черты.

Классификация народов мира - это научный метод, применяемый в этнологии и ряде смежных наук для познания процесса зарождения, формирования и развития этносов по основаниям их различия. К таким основаниям можно отнести, прежде всего, географическое расположение народов, систематизированные сведения о материальной и духовной культуре, принадлежность к расам, язык и др.

Рассмотрим значение каждого из названных видов классификации народов.

1.                 Географическая классификация

Этот вид классификации имеет для этнологии вспомогательное значение. Тем не менее, он необходим для упорядочения описываемых народов при этнографическом страноведении. Посредством географической классификации выделяются условные географические регионы, в которых расселены народы мира. Географическая классификация позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам (географически представить формирование и развитие тех или иных традиций и обычаев). Она используется, главным образом, при внешнем описании, а не при детальном исследовании народов.

Единой, принятой во всех странах и всеми учеными, географической классификации не существует.

Географическая классификация предусматривает распределение человечества по отдельным группам и народам в соответствии с местами их обитания. Но при этом она не учитывает их происхождения, уровня развития хозяйственных и социальных отношений, облика культуры. Поэтому географическая классификация больше используется при описании народов, чем при их исследовании. Вместе с тем расселенные по соседству народы нередко имеют общее происхождение и сходную культуру.

Географические регионы, по которым распределяются народы мира, определяются в литературе по-разному. Так, в советской науке принято выделение Средней Азии в самостоятельную область, в буржуазной литературе ее часто включают в Центральную Азию. Во многих изданиях прошлых лет Центральная Азия включалась в Восточную Азию, хотя правильнее выделять ее в качестве самостоятельного региона. По-разному классифицируются географические регионы Африки. В буржуазной науке принято подразделение народов на европейские и внеевропейские. Советские ученые не согласны с таким приемом классификации. Наконец, по понятным причинам, только в советской этнографии «Зарубежная Европа» и «Зарубежная Азия» выделяются как самостоятельные географические регионы.

В общем виде географическая классификация народов мира, принятая в советской этнографии, выглядит следующим образом:

- Народы СССР с подразделением на народы европейской части СССР, Сибири и Дальнего Востока, Кавказа, Средней Азии.

- Народы Зарубежной Азии. Это понятие чрезмерно общее и объединяет совершенно различные по происхождению, историческим судьбам и культуре народы, численность которых превышает два миллиарда человек. Поэтому можно выделять в виде самостоятельных регионов области Западной, Южной, Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии.

- Народы Африки. Условно Африку можно разделить на Восточную, Западную, Северную и Южную. В литературе нередко ограничиваются выделением Северной и Тропической Африки.

- Народы Австралии и Океании. Ареал подразделяется на области: Австралия и Тасмания, Полинезия, Микронезия, Меланезия.

- Народы Америки. Америка делится на три крупные области: Северную, Центральную и Южную.

- Народы Зарубежной Европы.

2. Антропологическая классификация.

Антропология исследует физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различной естественно-географической среде. Физические различия между группами людей, живущими на значительном друг от друга расстоянии, в разных природных условиях, называются в науке расовыми.

Расы - это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических" и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах. Расы постоянно смешиваются, поэтому они имеют не столько наследственный, сколько исторически сложившийся характер.

Одним из первых создателей расовой классификации был французский ученый Франсуа Бернье, опубликовавший в 1684 г. работу, в которой употребил термин "раса".

Антропологи выделяют несколько крупных (больших) рас "первого порядка" и промежуточных, численно небольших, но также самостоятельных. Кроме того, в каждой расе первого порядка выделяются основные подразделения - "малые расы", или расы "второго порядка", обладающие с некоторыми вариациями основными признаками своей большой расы. Антропологи выделяют обычно четыре большие расы, связанные между собой общностью происхождения. Это европеоидная, монголоидная, негроидная и австралоидная расы. Но ареалы распространения расовых типов перекрывают друг друга, вследствие чего возникают переходные, контактные расы. Кроме того, существуют древние, а также смешанные расы.

3. Языковая классификация.

Исторически языковая и этническая принадлежности часто совпадают, что делает языковую классификацию важной основой при выделении и определении этносов и этнических общностей, при изучении происхождения народов (их этногенеза), формирования и развития обычаев и традиций. Языки народов мира классифицируются по языковым семьям и их ветвям на основе методов сравнительно-исторического языкознания и установления генетического родства между языками.

Язык — система знаков; важнейшее средство человеческого общения; язык связан с мышлением и является социальным средством хране­ния и передачи информации; язык лежит в основе формирования и разви­тия многочисленных обычаев и традиций, позволяет описать их и переда­вать из поколения в поколение.

Языки классифицируются не по их современному состоянию, а по принципу исторического генетического родства. Число языковых семей, а тем более их групп (языковых ветвей), очень велико, в связи с чем  придется ограничиться перечислением лишь основных семей и групп, а также языковых семей и языков хотя и небольших народов, но имеющих по тем или иным причинам особое значение для изучения обычаев и традиций.

Выделяют следующие семьи:

- Индоевропейская,

- Семито-хамитская, с ветвями семитской, кушитской, берберской и чадской.,

- Уральская семья с финно-угорской и самодийской ветвями.

- Алтайская семья с ветвями тюркской,монгольской, тунгусско-маньчжурской.

- Кавказская семья с ветвями картвельской, абхазо-адыгской, нахско-дагестанской.

- Конго-кордофанская (нигеро-кордофанская), нило-сахарская и койсанская семьи.

- Австроазиатская семья, в которую входят группы вьет, мяо-яо, мон-кхмер, мунда и пр.

- Австронезийская или малайско-полинезийская семья.

- Китайско-тибетская.

- Тайская,

- Индейские семьи.

- Дравидийская семья.

- Папуасские семьи.

Кроме того, существуют более мелкие языковые семьи, а также отдельные языки, не входящие ни в какую языковую семью (такие, как японский и корейский).

4. Хозяйственно-культурная классификация.

Сущность хозяйственно-культурной классификации заключается в рассмотрении народов мира с позиции взаимосвязи уровня развития их хозяйственной деятельности и культуры. Основные определяющие признаки хозяйственно-культурного типа - характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей.

В современном понимании хозяйственно-культурные типы - это комплексы хозяйства и культуры, исторически сложившиеся у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях среды.

В середине XIX в. немецкий экономист Ф. Лист выделил пять ступ­ней хозяйственного и культурного развития: дикость; пастушество; земледелие; земледелие в сочетании с ремеслом; земледелие, ремесло и торговля.

Нередко в этнографии используют классификацию народов мира по историко-этнографическим областям (ИЭО). ИЭО складывались в ходе исторического развития соседних родственнных и неродственных народов, у которых вследствие длительного общения возникали сходные черты в хозяйстве и культуре. Однако из-за сложности установления объективных критериев ИЭО этот вид классификации не получил всеобщего распространения.

Можно назвать и ряд других классификационных оснований, используемых в этнографии - по видам оружия и орудий труда, жилищ и поселений, костюма, формам семьи и т. п., но все они имеют второстепенное значение. Следует еще упомянуть классификацию народов по религиозному признаку, как в стадиальном смысле (первобытные религии, религии классовых обществ и т. п.), так и их философскому и догматическому содержанию (христианство, ислам, буддизм и пр.). Обострение в наши дни в ряде регионов Земли религиозных проблем и противоречий делает сегодня актуальными для этнографии проблемы изучения и классификации религий.

Итак, рассмотрены основные виды классификации народов мира, которые позволяют в дальнейшем изучать основные их традиции и обычаи, опираясь на различие в формировании характерных этнопсихологических черт и особенностей. Это позволяет анализировать и культурно-исторические особенности народов мира, тенденции развития их традиций и обычаев.

 

Этнические процессы.

Одной из причин разнообразия этнографических традиций  является происходящие в мире этнические процессы.

Под миграцией (от латинского migratio - переселение) понимается передвижение этнических групп в пределах этнической территории, переселение их в другие районы. Довольно часто в этнографии, особенно зарубежной, термин миграция прилагается к культуре, в таком случае миграционные процессы рассматриваются как вторжение населения или культур в чуждую этническую или культурную область.

Широко употребляемые для определения характера этнических процессов понятия интеграция, консолидация, ассимиляция означают как бы последовательные стадии таких процессов.

Интеграция (буквально "объединение в целое каких-либо частей") характеризует процесс установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-политической общности (например, формирование в России у разных этносов быта и традиций и т.д.)

Консолидация - процесс слияния относительно самостоятельных народов и их крупных подразделений, обычно родственных по языку и культуре в единую этническую общность (например, теленгитов, челканцев, кумандинцев, телеутов и др. в алтайский народ).

Наряду с этнической консолидацией может иметь место этническое включение, или этническая инкорпорация, — превращение ранее самостоятельного этноса в субэтнос в составе крупного соседнего этноса. Так, например, к настоящему времени мегрелы, а в какой-то степени и сваны, еще недавно бывшие самостоятельными народами, превратились в субэтносы в составе грузинского этноса.

Прямой противоположностью этнической консолидации является процесс этнического расщепления, или этнической дивергенции, — разделение ранее единого этноса на несколько новых самостоятельных этнических общностей. Чаще всего это связано с распадом того или иного геосоциального организма. После монгольского нашествия Северная Русь оказалась под властью Золотой Орды. Остальные части Руси в конце концов вошли в состав либо Польши, либо Великого княжества Литовского. В результат люди, образовывавшие один этнос, оказались в составе разных геосоциальных организмов.

Ассимиляция - процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносов, значительно различающихся по происхождению, культуре и языку, в результате которого, представители одного этноса усваивают язык и культуру другого и полностью утрачивают прежнюю этническую принадлежность. Ассимиляция бывает естественная (добровольная) и насильственная, последняя сопровождает национальное угнетение одного народа другим, на котором и базируется так называется "ассимиляторская политика".

В зарубежной (особенно американской) этнографии и культурной антропологии, где глубинные этнические процессы исследуются с точки зрения различной степени контактов культур (причем происхождение культуры понимается как независимое от социально-экономической жизни, а потому культура играет роль субъекта в истории народов) возникла соответствующая этой концепции терминология.

Аккомодация, или адаптация (приспособление приноровления) - приспособление людей к жизни в новой этнической среде или прилаживание этой среды к ним для взаимного сосуществования и взаимодействия в экономической и социальной сферах. Оба эти термина взяты из биологических наук, где широко применяются.

Аккультурация - процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей. Зачастую в зарубежной этнографии аккультурация предстает как синоним европеизации, т.е. означает процесс распространения у народов Азии, Африки, Америки и Океании элементов европейской культуры, форм хозяйства, социальных институтов.

Нельзя также игнорировать процессы, характеризуемые термином пришедшим из политической прессы - трейбализм (от английского tribe - племя). Этим термином характеризуют этническую ситуации в молодых государствах Азии и Африки, где существовавшая при колониальном режиме племенная обособленность сохраняется в настоящее время, оказывая влияние на процессы консолидации и порождая межплеменные противоречия. В политической прессе трейболизм используется как синоним национализма.

 

Традиция как важнейший стабилизирующий фактор социокультурной динамики этноса

Этнические обычаи и традиции – это компоненты психического склада, объективирующие субъективные представления о нормах поведения, передающиеся из поколения в поколение.

Содержание понятия "традиция" неоднократно менялось. Вплоть до шестидесятых годов нашего века научный взгляд на понятие "традиция" определялся тем подходом, который был сформулирован Максом Вебером и сводился к жесткому противопоставлению категорий традиционного и рационального. Традиционные институты, обычаи и способ мышления рассматривались как препятствия к развитию общества. Собственно, интерес исследователей сосредотачивался на проблемах модернизации, и потому традиционные черты определялись главным образом в негативных терминах, как оппозиция модернизации. Соответственно, если исходить из данной точки зрения, процессы модернизации всегда подрывают, ослабляют и вытесняют традицию. Традиция рассматривалась как явление отмирающее, неспособное ни реально противиться современным формам жизни, ни сосуществовать с ними. На традиционные явления культуры смотрели как на рудимент, который должен был исчезнуть по мере все возрастающей активности модернизационных процессов.

Основной причиной того, что теории модернизации сложилась именно в таком виде и ее практически неотрывным компонентом стал до нельзя упрощенный взгляд на традицию, послужило широкое распространение в начале ХХ века (а по инерции в некоторых общественных науках вплоть чуть не до наших дней) эволюционистских воззрений о прогрессивно-стадиальном развитии общества. Сама традиция, как феномен, отнесена была к предшествовавшей стадии социального развития, поскольку под традиционными обществами понимали все докапиталистические общественные структуры. "Традиционными, — пишет С. Айзенштадт (один из наиболее оригинальных и компетентных авторов, из тех, кто пишет сегодня о проблемах традиции и модернизации) — обычно называют самые различные общества — от примитивных бесписьменных обществ до племенных федераций, патримониальных, феодальных, имперских систем, городов-государств и т. п." Все они рассматриваются как некие застывшие формы, которые изменяются только под воздействием внешних обстоятельств или причин экономического, политического и т.п. характера, но в любом случае вопреки самой сути традиционного общества.

Однако в первой половине шестидесятых годов взгляд на традицию как на застывшую форму был поставлен под сомнение. Сделали это в первую очередь не теоретики модернизации, а ученые-страноведы — востоковеды и африканисты, которым приходилось непосредственно в ходе своей полевой работы изучать те самые общества, которые обычно и называли традиционными. Так, американский востоковед Люсьен Пай, утверждал, что процессы модернизации оказываются "бесконечно более сложными, чем предполагают существующие подходы".

Выделяют следующие подходы к пониманию сущности традиций:

- структурный (традиция как выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временно передачи аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах, или некоторый элемент такого опыта – Э.С. Маркарян, Д.М. Угринович, А.Г. Спиркин, И.В. Суханов и др.);

- функциональный (традиция как механизм воспроизводства общественной жизни – И.А. Барсегян);

- номологический (традиция как общесоциологический закон – В.Д. Плахов);

- нормативный (традиция как норма, разновидность социальной регуляции – Р.А. Аленина);

- коммуникативный (традиция как разновидность коммуникативной инфраструктуры общества – А.П. Цветков) и др.

Каждый из указанных подходов имеет определенную познавательную ценность, а многообразие подходов свидетельствует о сложности понятия "традиция". Велика роль традиций в сохранении жизненного мира этноса. Традиция, воплощающая в себе процесс научения и трансляции культурного опыта, сама является важнейшим механизмом поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов этнической культуры. Вместе с тем, традиция в жизни этноса – это не только трансляция специфических культурных форм от поколения к поколению, но и соблюдение строгого следования таким формам. Благодаря действию механизма традиции структурируется опыт социокультурной идентификации, упорядочиваются взаимодействия с представителями других групп в стандартных ситуациях. Этому процессу благоприятствует то обстоятельство, что под действием традиции в ходе социализации индивид может и осваивать стандартный этноспецифичный опыт, и отходить от него.

Традиция выполняет также функцию селективного механизма по отношению к инновациям. Благодаря действию традиции из инноваций отбираются только те, которые не оказывают разрушительного воздействия на этноспецифичные черты социума, и отвергаются те, которые грозят последнему серьезными структурными изменениями.

Функционирование традиций обеспечивается не юридическими установлениями, а силой общественного мнения, авторитетом традиции. Последнее наиболее труднопреодолимо при необходимости изменения существующих традиций, введения в жизнь каких-либо новаций. Традиционность – важное свойство этнической культуры во все периоды, определяющее как ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институциально-организационные формы. Традиционная этническая культура определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности этноса: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, социализация детей, характер жилища, освоение окружающего пространства, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символическое выражение традиции.

Существует распространенная точка зрения, согласно которой сфера применения традиций особенно широка в архаических и докапиталистических обществах, а в современном обществе их действенность снижается. Однако корректнее говорить не о снижении значения традиции в современном обществе, а об ускорении циклов селекции традиций из новаций и о сокращении жизненного периода современной традиции. Эта особенность генезиса традиций отражает наблюдаемую тенденцию ускорения общественного развития.

Традиции выступают важнейшим фактором социокультурной динамики. Социальная динамика осуществляется не сама по себе, а через целенаправленную деятельность сознательных индивидов, через совокупность действий, связывающих субъект и объект деятельности.

Традиции в большей или меньшей мере определяют все уровни социокультурной динамики:

1) каждый индивид, прежде чем он станет сознательным, должен войти в культуру, пройти через процессы социализации и инкультурации, усвоить достижения культуры, закодированные в виде традиций;

2) любая деятельность осуществляется на основе традиций, в диалоге с ними (поэтому традиции рассматриваются здесь как информационные модели успешной деятельности);

3) выбор объекта деятельности осуществляется на основе опыта предшествующих поколений, механизмом хранения, функционирования и передачи которого выступают традиции. Именно традиции позволяют этносу как субстанциальной системе самостоятельно поддерживать специфицирующее качество, выступая одновременно в роли и самого этого специфицирующего качества, и механизма его сохранения. Совокупность традиций составляет специфику этноса, служит своеобразной матрицей для воспроизводства этнической культуры. Традиции нацеливают равнодействующую миллионов воль отдельных индивидов в определенном направлении. Традиции – это константы социокультурной динамики, камертоны и эталоны социальной деятельности.

Рассмотрим традиции в отдельных отраслях духовной культуры: политике, праве, религии, морали, искусстве, науке, философии.

Право служит сознательным и рациональным инструментом общественного регулирования и занимает в классовом обществе главное место в системе социального управления. Наличие традиций в праве служит проявлением его непрерывности и преемственности. Традиции в праве закрепляют связь между разными этапами его развития и сохраняют определенные элементы или стороны права (касающиеся сущности, содержания, формы, структуры, функций и др.)

Традиции в религии проявляются в религиозном сознании и действиях, воплощаясь в мифах, догмах, вере, либо в религиозных культовых обрядах, ритуалах, церемониях и т.д. Религиозные отношения по своей природе статичны, малоподвижны, поэтому традиции в религии занимают особое место, отличаются силой и устойчивостью.

Традиции в морали служат накоплению нравственного опыта, который служит особо важной, а в ряде случаев исключительной детерминантой человеческих поступков и поведения. Долговечность, прочность и значительная устойчивость свойственны моральным традициям. Многие из них, будучи сугубо историческим продуктом, порождением своего времени, пережили целые исторические эпохи, не подвергшись сколько-нибудь существенным изменениям, хотя нередко подлинный смысл и вызвавшие их причины навсегда утрачены.

Традиции в искусстве (художественные традиции) рассматриваются как особый тип связи прошлого и настоящего, осуществляемой на разных уровнях в соответствии с закономерностями исторического развития искусства. Художественное творчество в своем развитии прошло несколько ступеней. Среди них – традиционное искусство и современное профессиональное индивидуальное творчество, кардинально различающиеся по своему отношению к традициям. Для искусства нового времени характерно менее прямолинейное отношение к художественным традициям, однако роль традиций в искусстве с его развитием не уменьшается, а усложняется и возрастает. Появляются новые способы освоения прошлой культуры, такие как цитирование, полистилистика, остранение, подражание, коллаж и др. Традиции в искусстве не только сохраняют старое, но и способствуют появлению нового.

В науке традиционность является столь же фундаментальным свойством, как инновационность. Традиционными бывают теории, концепции, учения, научные школы. Существование традиций в науке обусловлено тем, что наука является развивающейся социальной системой, и все научные достижения оказываются продуктом исторического развития специфических научных отношений. Роль традиций в науке бывает позитивной – закрепление и передача научного опыта, осуществление преемственности в познании, однако иногда, при появлении знаний, отклоняющихся от императивов традиций, последние превращаются в консервативные силы, научные догмы, препятствующие возникновению принципиально нового.

В философии традициями называют относительно устойчивую совокупность философских понятий и утверждений, относящихся к онтологии, гносеологии, этике, эстетике и теоретическим основам социологии, или совокупность относительно устойчивых принципов разрешения философских проблем. Формы и содержание преемственности, а также методы реализации относительной непрерывности философской традиции могут в значительной степени варьироваться.

Традиции присутствуют во всех отраслях духовного производства и имеют в каждой отрасли специфическую окраску, определяемую структурой конкретной отрасли духовного производства, отражают историю ее возникновения и развития.

Таким образом, традиции могут способствовать интеграции духовной жизни, диалогу культур и накоплению позитивных ценностей в истории человечества.

 

Этническое разнообразие как ресурс программ социокультурного развития.

Культура каждого народа имеет своё неповторимое лицо, является частью культуры всего человечества. Национальное и общечеловеческое в культуре – это два взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга фактора.

«Национальная культура, – подчеркивает А. Г. Агаев, – есть вся историческая совокупность материальных, общественно-политических, технологических, научных, философских, этических и прочих ценностей, полученных им в процессе взаимодействия с другими народами и активно используемых в своем процессе (в том числе и этническом) во всех сферах общественной жизни»1.

В конце XX – начале XXI в. социально-культурная ситуация ярко проявила объективную закономерность, согласно которой ни одна национальная культура не может существовать обособленно, ни одна нация не может жить и развиваться усилиями только своей культуры. Во взаимозависимом мире культура каждого народа тесно связана с другими культурами, и процессы их взаимовлияния и взаимодействия в современных условиях все более усиливаются, сопровождаются возратанием интенсивности контактов в межкультурном сотрудничестве.

 

Из всего выше сказанного можно сделать вывод. Культурное разнообразие порождено этническим и цивилизационным разнообразием. Культура есть историческая память, итог исторической самоидентификации народа, ценностная система и одновременно «ценностный геном», через которые человек закрепляет ценностную форму мироосвоения, сфера духовного самодвижения человека, форма исторического процесса самопознания, вечного поиска смысла. Но культура одновременно, по своему предназначению, есть опыт гармонизации социоприродных отношений, своеобразный механизм обеспечения устойчивости развития во взаимодействии с природой.

Разнообразие культур отражает в себе этническое и цивилизационное разнообразие. В нем закреплено разнообразие форм жизни человека в разных ландшафно-географических условиях и одновременно то, что объединяет человечество, т.е. человеческое, гуманистическое начало («всечеловечность» по Ф.М.Достоевскому).

Устойчивое развитие человечества в силу сказанного невозможно не только без сохранения, но и развития культурного и биологического разнообразия человечества. Более того, единство как таковое становится только через разнообразие; оно есть «единое в разнообразии» и «разнообразие единого». Качество целостности человечества, культуры, цивилизации тем выше, чем больше в нем разнообразия. Деградация есть сокращение разнообразия, укрощение систем.

Задачей особой важности и сложности является активное, последовательное использование нравственного, эстетического потенциала культур народов мира в целях снятия возникающих межэтнических напряженностей, в регулировании социально-политических противоречий, стихийное развитие которых, собственно говоря, и приводит к конфликтным ситуациям. Максимальное наращивание межэтнических культурных контактов на этой основе, как показывает отечественный и зарубежный опыт, создает гораздо более благоприятные условия для регулирования противоречий, преодоления конфликтных ситуаций. Через культуру достигается более высокий уровень понимания, терпимости, уважения особенностей и интересов друг друга.

Взаимодействие культур народов мира, выступающее как процесс усиления связей и взаимозависимостей внутри единой системы, является фактором консолидации всех народов. Но при этом интегрирующие процессы в современном российском обществе отнюдь не означают нивелировку культурных особенностей каждой национальности, они объединяют духовные ценности, укрепляют духовную общность мирового общества.

Этнокультурная политика в условиях признания и сохранения многообразия этнических и иных культурных проявлений предполагает последовательные шаги в направлении формирования в обществе широких коалиций и общественных форм, преодолевающих этническую и региональную замкнутость, поощряющих интегративное поведение, уважение к богатству сложноорганизованной.

 


 

Литература:

 

1.     Агаев, А. Г. Социалистическая националь¬ная культура. М., 1974. С.

2.     Арутюнов С.А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие. М., 1989.

3.     Бергер П.Л. Многоликая глобализация: Культурной разнообразие в современном мире. М. 2004. Лебон Г.. Психология народов и масс. – СПБ: "Макет", 1995. – 412с.

4.     Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. Издательство социально-экономической литературы. М., 1962. – 285с.

5.     Учебник/Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. М.: Высш. школа, 1982. — 320 с.

6.     Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции. - Изд-во Беларусь, 2000;

7.     Этнические процессы в современном мире / Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов. С.А. Арутюнов и др. - М., 1987;


 

8.    

РЕФЕРАТ «Причина разнообразия этнографических традиций народов мира»

РЕФЕРАТ «Причина разнообразия этнографических традиций народов мира»

Содержание: 1. Необходимость изучения традиций народов……………………………

Содержание: 1. Необходимость изучения традиций народов……………………………

Развитие человеческого общества сопровождалось расширением знаний людей об окружающем мире, накоплением сведений о соседних и дальних народах

Развитие человеческого общества сопровождалось расширением знаний людей об окружающем мире, накоплением сведений о соседних и дальних народах

Так, выявление родства по происхождению и культуре позволяет классифицировать родственные народы, что лежит в основе этногенетических исследований

Так, выявление родства по происхождению и культуре позволяет классифицировать родственные народы, что лежит в основе этногенетических исследований

Средней Азии в самостоятельную область, в буржуазной литературе ее часто включают в

Средней Азии в самостоятельную область, в буржуазной литературе ее часто включают в

Одним из первых создателей расовой классификации был французский ученый

Одним из первых создателей расовой классификации был французский ученый

Кавказская семья с ветвями картвельской, абхазо-адыгской, нахско-дагестанской

Кавказская семья с ветвями картвельской, абхазо-адыгской, нахско-дагестанской

Обострение в наши дни в ряде регионов

Обострение в наши дни в ряде регионов

Чаще всего это связано с распадом того или иного геосоциального организма

Чаще всего это связано с распадом того или иного геосоциального организма

Традиция как важнейший стабилизирующий фактор социокультурной динамики этноса

Традиция как важнейший стабилизирующий фактор социокультурной динамики этноса

Так, американский востоковед Люсьен

Так, американский востоковед Люсьен

Функционирование традиций обеспечивается не юридическими установлениями, а силой общественного мнения, авторитетом традиции

Функционирование традиций обеспечивается не юридическими установлениями, а силой общественного мнения, авторитетом традиции

Совокупность традиций составляет специфику этноса, служит своеобразной матрицей для воспроизводства этнической культуры

Совокупность традиций составляет специфику этноса, служит своеобразной матрицей для воспроизводства этнической культуры

Традиции в искусстве не только сохраняют старое, но и способствуют появлению нового

Традиции в искусстве не только сохраняют старое, но и способствуют появлению нового

В конце XX – начале XXI в. социально-культурная ситуация ярко проявила объективную закономерность, согласно которой ни одна национальная культура не может существовать обособленно, ни одна…

В конце XX – начале XXI в. социально-культурная ситуация ярко проявила объективную закономерность, согласно которой ни одна национальная культура не может существовать обособленно, ни одна…

Взаимодействие культур народов мира, выступающее как процесс усиления связей и взаимозависимостей внутри единой системы, является фактором консолидации всех народов

Взаимодействие культур народов мира, выступающее как процесс усиления связей и взаимозависимостей внутри единой системы, является фактором консолидации всех народов

Литература: 1. Агаев,

Литература: 1. Агаев,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2020