Причины и последствия детской агрессии

  • docx
  • 25.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Причины и последствия детской агрессии.docx

Тема: Причины и последствия детской агрессии.

Форма проведения: родительский педагогический тренинг.

Цель: профилактика детской агрессии.

Задачи:

·     обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка;

·     формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей её преодоления.

Вопросы для обсуждения:

·     причины детской агрессии;

·     профилактика детской агрессии;

·     пути преодоления детской агрессии.

 

Ход  собрания

         1. Вступительное  слово  классного  руководителя

   Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о  проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.

   Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не толь подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

         2. Обсуждение  анкет  учащихся

   Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества  своего характера с позиции взрослых. Если родители  постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего ребёнка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своём доме, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые  подчёркивают родители в нём.

   Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, и можно продолжать повторять делать плохо. Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй.

   Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к  другу, грубость, хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание  постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать это - ежедневная школа  агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.

    Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является  требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному  ребёнку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать  от своего ребёнка то, что им самим в его ребёнке не заложено. В первую очередь требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и  корректировать их с учётом складывающейся ситуации.

   Однако, родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания  порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

   Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители  проявляют  ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно  не  проявляя  при  этом  дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.

   К примеру, сегодня "лёгкие" уроки, можно в школу не идти, я напишу учителю записку, что  тебе  плохо. Не  надо удивляться родителям  этого ребёнка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.

  Требовательность по отношению к ребёнку должна быть разумной. Проявляя  требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребёнка.

  Требовательность оправдана тогда, когда  перед ребёнком выдвигаются посильные  задачи и оказывается посильная  помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого покладистого. Разница  только в  том, что покладистый ребёнок будет выражать его открыто. Требования  к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной форме.

  В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители  должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие  родителей друг к другу в воспитании ребёнка, это даст возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

  Если это удаётся длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребёнка.

               

3. Причины и виды агрессии.

Существуют следующие виды агрессивного поведения: физическая, вербальная и эмоциональная (в виде эпизодических вспышек).

Причины:

1. Заболевание центральной нервной системы.

2. Агрессивность как средство психологической защиты ( самая распространенная в д/с) Это чаще холерики и сангвиники - дети с сильным типом НС.

3. Различные нарушения семейного воспитания.

- Алкоголизм родителей.

- Разрушение эмоциональных связей в семье как между родителями и ребенком, так и между самими родителями (частые скандалы в семье).

- Неуважение к личности ребенка.

- Некорректная и нетактичная критика ребенка, оскорбительные и унизительные замечания. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и свои силы.

- Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. (Чаще у жестких, властных родителей).

- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

4. Нарушенная исследовательская активность ребенка.

Чаще встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы - они не могут оценить эмоциональные последствия своей активности (ткнул собаку ногой и отбежал - что будет?).

5. Случаи, когда за агрессивность принимают что- то другое.

    Например, детское упрямство (в возрасте 2-4 лет) - «не хочу», «не буду», «я сам» и др.

6. Запрет на физическую активность.

Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток энергии перейдет в агрессию.

7. Отказ в праве на личную свободу.

Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать на них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.

8. Подсознательное ожидание страха.

Недостаточная защищенность матери во время беременности, переживание трагедии, горя в семье, частая и длительная госпитализация ребенка. В результате у детей вырабатывается комплекс  страхов - боязнь остаться один, врачей, испытание боли и др.

9. Эмоциональная нестабильность, колебания эмоций.

Настроения ребенка могут меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Негативные эмоции считаются в семье недопустимыми, их всячески подавляют.

10. Неуверенность в собственной безопасности в семье, где частые ссоры.

Личный отрицательный опыт (дома отец бьет, это стиль жизни).

11. Недовольство собой.

При отсутствии эмоционального поощрения от родителей, воспитателей. При этом дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И поэтому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.

12. Повышенная раздражительность.

13. Чувство вины.

4. Профилактика агрессивного поведения. (советы психолога)

- Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.

- Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.

- Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

- Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.

- Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля.

- Дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.

- Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».

- Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.

- Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.

- Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление.

Методы для выражения подавленного гнева:

- Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

- Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.

- Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.

- Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.

- Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

Советы родителям «Как управлять поведением своих агрессивных детей»:

- обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;

- обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;

- следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;

- быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;

- поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет

 

5. Подведение итогов.

Подходит к концу наша очередная встреча хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

Анкета для учеников

Чаще всего я радуюсь, когда_ .

Чаще всего я смеюсь, когда__ .

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда     .

Чаще всего я плачу, когда___ .

Чаще всего я злюсь, когда___ .

Чаще всего я обижаюсь, когда__ .

Мне хорошо, когда меня_____ .

Мне плохо, когда меня.

 

Тест для учеников

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Вы­пишите те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.

 

 Я - добрый

Я - злой

Я — терпеливый

Я — нетерпеливый

Я — упрямый

Я — безразличный

Я - хороший друг

Я — умный

Я — помощник

Я — обидчивый

 

Анкета для родителей

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо от­метить те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка:

Доброта

Сочувствие

  Покладистость

Терпение

Сопереживание

Безразличие

Упрямство

Агрессивность

  Нетерпимость

Эгоизм

 

Используемая литература:

1.        Психодиагностика детей: Пособие для психологов, педагогов, студентов / Сост. А.С. Галанов. М.: ТЦ «Сфера», 2003

2.        Родительские собрания: 2 класс / Авт.- сост. С.Р. Рябова. – М.: ВАКО, 2008

3.        Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008