Причины, понижения эффективности урока

  • doc
  • 18.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала перегрузка.doc

Причины, понижения эффективности урока

 

Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше. По данным психологов, среди поступающих в школу только 50% хотят учиться, а к новому году мы теряем ещё 20% желающих. Почему не хотят? Можно сказать, что это связано с перегрузкой; телевидением и др.

 Перегрузка – одна из самых важных причин нежелания учиться: и действительно, объем информации всё возрастает. Обучающиеся испытывают огромную перегрузку почти по всем предметам. Ученику остается только защищаться, и он защищается, как может: списывает, лукавит, быстро забывает, или просто не учит.

По данным исследований, у 60% учащихся ведущим мотивом прихода в школу является мотив страха. Ребята учатся не потому, что хотят учиться, а во избежание множества неприятностей. Много страхов из-за неудовлетворительной оценки.

Другая причина – инфантильность детей. Эрозия внимания, хроническая рассеянность и гиперактивность – всё это проявление определённой инфантильности ссовременных детей.

Методисты, изучающие данную тему, выявляют различные проблемы.

         У Ботвинникова А. Д. это такие проблемы, как:

1.     Однообразие используемых методов на уроке.

2.     Нерациональное использование времени на уроке.

3.     Редкое применение элементов проблемного обучения.

4.     Нечастое использование на уроках кинофильмов и диафильмов.

Вышнепольский И. С. выделяет следующие проблемы:

1.     Однообразие применяемости методов.

2.     Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.

3.     Проблема низкого профессионализма педагогов.

4.     Недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями.

Профессор Розов С. В. акцентирует внимание на:

1.     Недооценки теории, однообразии применяемых методов.

2.     Нерациональном использовании времени на уроке.

3.     Формализме в подборе упражнений и заданий.

4.     Неполном обеспечение учащихся индивидуальными заданиями.

5.     Перегрузке учащихся.

 

Причины, которые могут понизить эффективность урока либо вовсе лишить его этого качества можем отнести:

·       отсутствие четко выраженной цели, замысла, идеи урока;

·       неверный отбор, случайность и некачественность материалов для урока;

·       замыкание на узкопредметных задачах, отсутствие связей с другими предметами или их механическое соединение во время урока;

·       недостаточное использование связи с жизнью, опоры на опыт учащихся,

·       неправильное, нерациональное использование и распределение времени урока;

·       однообразие приемов и форм деятельности учащихся, бедность методического арсенала учителя;

·       неумение включать учеников в активную познавательную деятельность, неумение управлять ситуациями на уроке, плохое знание психологических методов снятия утомляемости, регуляции внимания;

·       нелогичность развертывания материала урока, скачки, разрывы, приведение к хаотичному усвоению знаний;

·       малый объем самостоятельной работы учащихся, обедненный отбор заданий, невысокий уровень сложности, однообразие этапов урока, минимум творческих заданий;

·        незанятость, простои на уроках, слабая обратная связь с учениками, отсутствие индивидуализации обучения;

·        многословие, монотонность, недопустимая скорость подачи материала;

·        назидательность, категоричность суждения учителя, бестактность, резкость, неуважение к ученику, создание психологических барьеров и дистанций, мешающих освоению знаний и развитию положительного отношения к учению;

·        создание языкового барьера на уроке в виде значительного различия словарных запасов учителя и ученика, неэффективность восприятия учебного материала вследствие неадаптированной речи учителя;

·       недостаточное или избыточное применение ТСО;

·       необъективность оценки результатов деятельности ученика;

·       низкий эмоциональный уровень подачи материала, отсутствие интонационной окраски речи, занимательных элементов.