Причины, понижения эффективности урока
Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше. По данным психологов, среди поступающих в школу только 50% хотят учиться, а к новому году мы теряем ещё 20% желающих. Почему не хотят? Можно сказать, что это связано с перегрузкой; телевидением и др.
Перегрузка – одна из самых важных причин нежелания учиться: и действительно, объем информации всё возрастает. Обучающиеся испытывают огромную перегрузку почти по всем предметам. Ученику остается только защищаться, и он защищается, как может: списывает, лукавит, быстро забывает, или просто не учит.
По данным исследований, у 60% учащихся ведущим мотивом прихода в школу является мотив страха. Ребята учатся не потому, что хотят учиться, а во избежание множества неприятностей. Много страхов из-за неудовлетворительной оценки.
Другая причина – инфантильность детей. Эрозия внимания, хроническая рассеянность и гиперактивность – всё это проявление определённой инфантильности ссовременных детей.
Методисты, изучающие данную тему, выявляют различные проблемы.
У Ботвинникова А. Д. это такие проблемы, как:
1. Однообразие используемых методов на уроке.
2. Нерациональное использование времени на уроке.
3. Редкое применение элементов проблемного обучения.
4. Нечастое использование на уроках кинофильмов и диафильмов.
Вышнепольский И. С. выделяет следующие проблемы:
1. Однообразие применяемости методов.
2. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
3. Проблема низкого профессионализма педагогов.
4. Недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями.
Профессор Розов С. В. акцентирует внимание на:
1. Недооценки теории, однообразии применяемых методов.
2. Нерациональном использовании времени на уроке.
3. Формализме в подборе упражнений и заданий.
4. Неполном обеспечение учащихся индивидуальными заданиями.
5. Перегрузке учащихся.
Причины, которые могут понизить эффективность урока либо вовсе лишить его этого качества можем отнести:
· отсутствие четко выраженной цели, замысла, идеи урока;
· неверный отбор, случайность и некачественность материалов для урока;
· замыкание на узкопредметных задачах, отсутствие связей с другими предметами или их механическое соединение во время урока;
· недостаточное использование связи с жизнью, опоры на опыт учащихся,
· неправильное, нерациональное использование и распределение времени урока;
· однообразие приемов и форм деятельности учащихся, бедность методического арсенала учителя;
· неумение включать учеников в активную познавательную деятельность, неумение управлять ситуациями на уроке, плохое знание психологических методов снятия утомляемости, регуляции внимания;
· нелогичность развертывания материала урока, скачки, разрывы, приведение к хаотичному усвоению знаний;
· малый объем самостоятельной работы учащихся, обедненный отбор заданий, невысокий уровень сложности, однообразие этапов урока, минимум творческих заданий;
· незанятость, простои на уроках, слабая обратная связь с учениками, отсутствие индивидуализации обучения;
· многословие, монотонность, недопустимая скорость подачи материала;
· назидательность, категоричность суждения учителя, бестактность, резкость, неуважение к ученику, создание психологических барьеров и дистанций, мешающих освоению знаний и развитию положительного отношения к учению;
· создание языкового барьера на уроке в виде значительного различия словарных запасов учителя и ученика, неэффективность восприятия учебного материала вследствие неадаптированной речи учителя;
· недостаточное или избыточное применение ТСО;
· необъективность оценки результатов деятельности ученика;
· низкий эмоциональный уровень подачи материала, отсутствие интонационной окраски речи, занимательных элементов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.