Причины поведенческих девиаций и их последствия. Профилактика аддиктивного поведения.

  • docx
  • 10.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала курсовая Девиантное поведение.docx

Восточная экономико-юридическая академия

Новокузнецкое представительство

 

 

 

 

 

Содержание и методика психосоциальной работы

Курсовая работа

По теме: Причины поведенческих девиаций и их последствия.

Профилактика аддиктивного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Минакова Елена Юрьевна

 

 

 

 

Г.Новокузнецк 2013г.

Содержание

 

 

Введение

3

1 Поведенческие девиации и их последствия

6

1.1 Теории девиантного поведения

6

1.2 Понятие нормы и отклонения поведения от нормы. Виды и формы девиации. Последствия девиаций

 

10

1.3 Общая характеристика феномена аддикций

18

1.3.1  Ненаркоманические аддикции

19

1.3.2 Фармакологические аддикции

28

Вывод по теоретической части.

31

2. Профилактика аддиктивного поведения

32

2.1 Цели и виды работы по профилактике аддиктивного поведения

33

2.2 Профилактика аддиктивного поведения в условиях социального приюта

38

Заключение по практической части

46

Список литературы

47

 

 


 

Введение

 

Проблема отклоняющегося поведения интересует многих современных  исследователей в различных областях научного знания. Имеющиеся на сегодняшний день знания о девиантном (отклоняющемся) поведении личности позволяют утверждать, что это  сложная форма социального поведения личности, обусловленная системой взаимосвязанных факторов. Это  совокупность факторов, которые вызывают, провоцируют, усиливают или поддерживают отклоняющееся поведение. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в которой индивид является одной из подсистем. Как известно, личность человека не может развиваться вне общества. Система «общество — личность» функционирует одновременно на нескольких уровнях: геофизическом, макрообщественном, социально-групповом, микросоциальном, индивидуально-личностном, психофизиологическом [Радугин А.А. Социология: курс лекций].

В условиях социальной неопределенности, социальных рисков в нашем обществе усугубились такие негативные моменты, как недостаточная стабильность и кризис в экономической, социальной, психологической сферах жизни.

Практически не возможно в современном мире найти такое общество, в котором все его члены были бы абсолютно законопослушны, вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Определение «социальное отклонение» означает, что поведение личности или группы людей, не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы им или ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать различные формы: преступники, отшельники, гении, аскеты, святые и т.д..

Во все времена как государство так и так и определенные человеческие сообщества пытались контролировать нежелательные формы человеческой жизнедеятельности их носителей. Методы и средства определялись внутренними законами общества, социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами функционирующего правительства. Проблемы возникновения отклонений от принятых норм как в положительную, так и в отрицательную стороны всегда привлекали интерес ученых в разных областях знаний. Мы можем наблюдать эти отклонения в социальном поведении, личностной организации, в социальной сфере, причем эти отклонения могут группироваться, например: социальном поведении и личностной организации, или  в личностной организации и социальной сфере, Социальные девиации играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества - с другой поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование общества, государства можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение его членов, при котором каждый человек должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей и какого поведения другие члены общества ожидают от него самого.

Социальные отклонения в сфере индивидуального поведения представляют собой поступки конкретных людей, неодобряемые общественными нормами. Но наряду с этим в каждом обществе много отклоняющихся субкультур (криминальные, молодежные, теологические), нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Подобные отклонения определяются как групповые.

Личность в своём становлении проходит процессы социализации и индивидуализации, которые в моментах, важных для становления личности, входят в противоречие, ставя индивида перед экзистенциальным выбором: удовлетворить биологические потребности в безопасности, следуя соответствию социальных норм, или, стремясь к самореализации своего творческого потенциала, выйти за рамки принятых в обществе законов и обычаев. В процессе разрешения этого конфликта формируется социальная значимость личности, обретение которой проявляется в достижении органического, целостного соединения биологически, физиологически индивидуального с социальной системой, поднятого на уровень духовного.

Понятие «норма» является исходным для изучения любых отклонений. Поскольку по определению, отклоняющееся поведение - это поведение, отклоняющееся от социальной нормы, то поведенческие отклонения заслуживают специального рассмотрения. Исходя из вышеизложенного, цель данной курсовой работы – исследовать понятия «поведенческие девиации», проанализировать их основные формы, причины возникновения и направлений профилактической работы

Отсюда вытекают следующие задачи:

- Изучить различные теории поведенческих девиаций

- Рассмотреть виды девиаций

- Рассмотреть понятие, признаки отклоняющегося поведения
         - Изучить классификацию видов отклоняющегося поведения.
Основным объектом исследования являются поведенческие девиации.

Предметом данного исследования являются причины и сущность поведенческих девиаций и их последствия.


Гипотеза исследования заключается в том, что знание характерных особенностей возникновения различных видов девиаций у индивида, сможет помочь педагогам и психологам своевременно и правильно оказывать им необходимую помощь.

 Практическая значимость.

Данные и выводы, полученные в результате исследования, могут быть использованы в работе с девиантными и делинквентными  подростками.

 

 


 

1. Поведенческие девиации и их последствия

1.1 Теории девиантного поведения

 

Относительно причин возникновения отклоняющегося поведения существует три вида теоретических концепций о сущности природы девиации: физическую, психоаналитическую и социологическую.

К первой концепции относят теории Ч. Ломброзо, В. Шелдон, Э. Кретчмер о физических типах. Авторы этой теории предполагают, что люди, имеющие определенный тип физической конституции, имеют склонность к противоправным поступкам. Но, рассматривая исторические примеры и изучая литературу по тематике отклоняющегося поведения, можно отметить, что закономерность физического типа личности не является стопроцентной, и в криминальной практике найдется много примеров, когда самые страшные преступления совершались людьми, признанными обществом красивыми, не имеющими демонических признаков внешности.

Второй вид отклоняющего поведения разработан на основе психоаналитической теории австрийского психолога Зигмунда Фрейда. Данная теория базируется на возникновении девиаций в результате нарушения защитного механизма между сознанием и бессознательным. Нарушение механизмов защиты обусловлено внутриличностными конфликтами, происходящими в сознании индивида между Я и бессознательным или между сверх- Я и бессознательным.

Социологические  (культурологические) теории Роберта К. Мертона, Э. Дюркгейма, Альберта Коэн видят проблемы в адаптации вследствие нарушения процесса социализации личности, т.е. усвоении индивидом потребностей, мотивов, ценностных ориентации, норм поведения, принятых в обществе, к которому он принадлежит. Э. Дюркгейм в своей концепции «Состояние отсутствия норм» утверждает, что если социализация прошла успешно, то нормы общества становятся нормами индивида.  Суть данного явления заключается в том, что личность не имеет ориентиров в выборе линии нормативного поведения.

Роберт К. Мертон [Роберт Мертон. Социальная теория и социальная структура] дополнил и несколько изменил концепцию Э. Дюркгейма. Он указал, что «причиной возникновения различных девиаций поведения является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения». У К. Мертона мы можем найти  типологию поведения личностей по их отношению к целям и средствам:

Конформист - принимает цели и средства общества;

Новатор - принимает цели общества, но стремится их достигнуть неинституциональными средствами;

Ритуалист- абсолютизирует средства, «забывая» при этом цели, для достижения которых собственно всё и начиналось;

Изолированный тип - игнорирует как одобряемые обществом цели, так и средства( например, алкоголики, наркоманы, люмпен-пролетарий);

Мятежники - стремятся создать новую, отличную от общепринятой, систему норм без учета законности средств их достижения;

Таким социальным направлением, как молодежная субкультура, занимался Альберт Коэн, один из основателей теории «делинквентной субкультуры». Он  считал, что «молодые люди обучаются делинквентному поведению в рамках собственной субкультуры». Под субкультурой он подразумевал определенные нормы и ценности молодежной среды, а также стили поведения социокультуры, которые одобряются внутри молодежной группы.

Наряду с рассмотренными объективными социальными факторами действуют и субъективные причины девиантного поведения. В соответствии с теорией стигматизации Эдвина Лемерта и Гаварда Беккера девиации – следствие того, что само общество (социальная группа) наклеивает на индивида соответствующие ярлыки (первичная девиантность). Постепенно формируется репутация, которая вынуждает личность придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность). Психологи на основе этой теории выделяют три стигмы: физическая - врожденные аномалии и телесные увечья, дефекты воли - алкоголизм, наркомания, психические заболевания  и расовые стигмы – цвет кожи, этническая принадлежность. 

Дюркгейм (теория "аномии")- считал, что основной причиной девиации является «разрегулированность» в обществе. Время  кризисов, радикальных или слишком быстрых перемен в обществе, провоцирует у людей возникновение фрустрационных состояний.  Происходит  социальная дезорганизация личности, когда культурные ценности, нормы и привычные взаимосвязи ослабевают, отсутствуют, противоречат друг другу. В состоянии отсутствия  единства понимания норм может находиться целая страна (в период радикальных перемен), отдельные социальные группы или люди (когда для  них резко меняются условия их жизнедеятельности).

Р. Мертон, в отличие от Дюркгейма, видит причину девиантного поведения в разрыве между одобряемыми культурными целями общества и  социально приемлемыми средствами их достижения  [Электронный ресурс ]. Например, одобряемая цель - богатство, но если у человека нет доступных и социально одобряемых средств, что бы стать богатым, то он ищет противоправные (девиантные) средства достижения богатства.

Типы девиации (по Мертону)

Способы адаптации человека к ситуации

Одобряемые цели

Одобряемые средства

Примечания

Конформизм

+

+

Человек выбирает только одобряемые социумом цели и средства их достижения. Это единственный тип не девиантного поведения.

Инновация

+

-

Человек согласен с целями, но выбирает для их достижения не привычные или не приемлемые средства (жулик, рационализатор, ученый, делающий открытие). То есть девиация может быть и позитивной, полезной для общества!

Ритуализм

-

+

Человек применяет средства не адекватные целям, или для него правила, ритуалы стали важнее целей (например, бюрократ).

Бегство от действительности

-

-

Человек отвергает цели и средства, одобряемые, принятые в обществе (например, алкоголики, наркоманы)

Бунт

-\ +

-\+

Человек вводит новые цели и средства их достижения. Сначала их отвергают, потом принимают, и они становятся нормой.

Классификацию Мертона считают удачной, так как в ней конформизм и девиация рассматриваются в одном ряду, как бы показывая, что девиация и конформизм в жизни всегда рядом, что девиацию нельзя рассматривать как только негативное явление, так же как и конформизм нельзя рассматривать как только положительное.

Распространенность отклоняющегося поведения объясняют и существующими в обществе конфликтами между различными нормами культуры (интересы и нормы различных социальных групп), влиянием субкультур низших слоев общества,  влиянием преуспевающих девиантов (когда противоправное поведение «оправдывается» достигнутым материальным благополучием, социальным положением девианта ) и т.п.

Девиантное поведение – это общественное явление, которое возникает  в результате противоправного взаимодействия людей друг с другом. Поэтому последователи этих теорий обращают внимание на то, как происходят эти контакты, чему и каким образом учатся молодые люди в процессе общения в своей субкультуре и со взрослыми людьми. Американский ученый Э.Сазерленд указывает на то, что молодые люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей.

 

 


 

1.2 Понятие нормы и отклонения поведения от нормы. Виды и формы девиации. Последствия девиаций

Для психологии понятия «норма» и «отклонение от нормы» - очень важные. Они характеризуют процесс социального развития и социального поведения ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Эти негативные отклонения в поведении, как беззаконность, пьянство, наркомания и др., оказывают негативное воздействие и на процесс общественного развития человека, и на формирование сообщества в целом. Положительные же отклонения в поведении, к коим возможно отнести все формы общественного творчества: финансовую активность, научное, литературное и художественное творчество, напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм более прогрессивными.

Таким образом, в социальной психологии понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации развивающейся личности, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Нормальное поведение индивида полагает взаимодействие его с микросоциальными группами (семья, ближайшее социальное окружение сверстников, социально-значимых взрослых), правильно соответствующее нуждам и возможностям его развития и социализации. В случае если окружение развивающейся личности способно вовремя и правильно откликаться на какие-нибудь отличительные черты ребенка, то его поведение постоянно (либо почти всегда) станет обычными. Социальная норма - это совокупность требований и ожиданий, предъявляемых социальная обществом к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Отсюда отклоняющееся поведение, как указывают Гилинский Я.И. и Афанасьев В.С. [Социология девиантного поведения] может быть охарактеризовано как взаимодействие личности с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Социальные отклонения могут быть не только негативными, но и позитивными.

Группы отклонений

Социальные отклонения - это нарушение социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью.

Отклонения от нормы условно разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.

Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем индивида и определяются медицинскими показателями (различные формы инвалидности, глубокая умственная отсталость, физические уродства).

Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками, особенностями воспитания и его микросоциума, влияющими на психоэмоциональное состояние развивающейся личности.

Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Сегодня разработаны оригинальные методики, позволяющие выявить ранние возможности детей к музыке, изобразительному искусству, каким-либо видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования.

Педагогические отклонения как понятие недавно введено в оборот в педагогике и социальной педагогике. В  последнее время в РФ были замечены дети, которые в следствие конкретных обстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма - это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.

В социологической, психологической и педагогической литературе достаточно глубоко проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др.

Поведенческие девиации группируются по нескольким основаниям:

- в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;

- по значению последствий - негативные и позитивные;

- по субъекту - отклонения конкретных лиц, неформальных групп, официальных структур, условных социальных групп.

- по объекту - экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.;

- по длительности - единовременные и длительные;

- по типу нарушаемой нормы - преступность, аморальное поведение, хулиганство, бродяжничество, расизм, геноцид.

Российский психолог И.А. Невский выделил следующие стадии развития отклоняющегося поведения:

- неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);
- порицаемое поведение (систематические проступки, осуждение со стороны воспитателей);
- девиантное поведение;

- делинквентное (предпреступное) поведение;

- преступное поведение;

- деструктивное поведение.

Под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания.

Психологические классификации отклоняющегося поведения

Трудновоспитуемость ребенка, сознательное нарушение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Переменчивость в общественной сфере постоянно связана с деятельностью индивидума и выражается в поведении человека. Более точное определение мы можем найти у Знановской Е.В. [Психология отклоняющегося поведения]:

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и молодых людей, которые складываются в конкретный стойкий стереотип деяний, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности в следствии их ограниченной публичной угрозы либо недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Психологические классификации выстраиваются на основе критериев:

- вид нарушаемой нормы;

- психологические цели поведения и его мотивация;

- результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

- индивидуально - стилевые характеристики поведения.

Классификация поведенческих отклонений, основанная на ведущих критериях, таких как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. Выделяют три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное, асоциальное, аутодеструктивное поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение  - поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее благополучию людей.

Проблемы асоциального поведения подростков рассмотрены отечественным психологом Ю.А. Клейберг в «Психологии девиантного поведения»

Как он указывает, у подростков преобладают следующие виды: кражи, грабежи, вандализм, насилие. В детском возрасте распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, поджоги  [Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения].

Асоциальное поведение- это поведение, уклоняющиеся от выполнения морально- нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уход из дома, школьные прогулы, ложь, агрессивное поведение, граффити, субкультуральные девиации.

У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство.

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение- это поведение, отклоняющиеся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, аутическое поведение, деятельность с выраженным риском для жизни.

Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. В таких группах наблюдается наркозависимость, самопорезы, компьютерная зависимость и другое.

В детском возрасте имеет место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное просоциальное - асоциальное - саморазрушительное - самоубивающее

В жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуальным и неповторимым.

К основным формам девиантного поведения в широком смысле относятся:

пьянство и алкоголизм;

употребление наркотиков;

преступность;

самоубийство;

проституция.

По мнению специалистов (психологов-педагогов, криминалистов, психиатров), существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно, его просто невозможно искоренить. При всем при этом они отмечают, что девиации закономерно образуются в сообществах, переживающих масштабные перемены, где на фоне усиления кризисных явлений у людей нарастает состояние фрустрации (неудовлетворенности), что вызывает чувство общественной неустойчивости, невостребованности и отчуждения от сообщества. Это чувство социальных лишений в ряде случаев может привести к появлению среди населения пессимистических настроений упадка духа, растерянности.

По данным отечественных социологов, сегодня для 85% населения страны характерна в той или иной степени деморализованность.  Разрушительные масштабы девиантности приводят сообщество к состоянию общественной аномии, общество утрачивает собственную историческую память, девальвирует свою систему ценностей. Иными словами, ему угрожает перерождение, ведущее к деградации, соц регрессу. Сейчас данная проблема приобрела специальную остроту в нашей стране, где все сферы социальной жизни испытывают серьезные перемены, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласованность между ожидаемым и реальным увеличивает напряженность в сообществе и готовность человека изменить модель собственного поведения, выйти за границы образовавшейся нормы. Типичным реакциями на аномию становятся безразличие к средствам достижения цели, коррупция, цинизм, экстремизм. Механизм девиантного поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.

В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля. Есть объективные основания считать, что в ближайшие годы масштабы девиантного поведения будут возрастать, а значит и расширять причинную базу преступности. «Во всяком случае,- пишет доктор юридических наук В.В.Лунеев,-  по этим признакам у нас нет сколько-нибудь значимых доказательств снижения криминогенности социальных условий»


 

1.3 Общая характеристика феномена аддикций

 

В медицинской и психологической литературе термин «addiction» (склонность, пагубная привычка - англ.) используется для обозначения психической зависимости от психоактивного вещества или от какого-л :бо рода особой деятельности. При этом у человека может развиваться поисковая активность, направленная на удовлетворение гедонистических потребностей, уход от реальности посредством искусственного изменения своего психического состояния для получения субъективно приятных эмоциональных состояний [Короленко Ц.П., 1991]. Объект аддикций -психоактивные вещества, те или иные виды аддиктивной активности, изменяющие психическое состояние. Они вызывают привязанность, формируют навязчивое стремление к изменению психического состояния в желаемом направлении, которое принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикций [ Короленко Ц.П.. Донских Т. А.. 1990].

Происходят существенные изменения в отношении к объекту аддикций и мотивах зддиктквного поведения. Аддиктивные объекты, взамен утилитарного применения в качестве средств достижения целей, к примеру, потребление спиртного с растормаживающей и коммуникативной целью, получают самоценность и «одухотворенный» нрав. Наркотик делается живым персонифицированным агентом, атрибуты наркотизации, выпивки чувственно окрашиваются, вербализуются и входят в жизнь человека благодаря своеобразному сленгу. Один из аддиктов с сексуальными увлечениями интересовался у другого, в котором заведении в настоящее время есть «работа». Аналогичный сленг показывает как какое-то дополнительное действие - средство заслуги эмоционального удобства - делается самостоятельным темой, занимающим основное место в иерархии тем [ Завьялов В.Ю., 1988]. Очевидно, что при этом искажается нормальное развитие личности

1.3.1  Ненаркоманические аддикции

 

Пищевое аддиктивное поведение

Пищевое аддиктивное поведение, наряду с увлечением оздоровительными мероприятиями, является наиболее социально приемлемой формой аддикций в виде «бегства в тело» . [Пезешкилн Н.. 1996]. Признаками пищевого зависимого поведения обладают нервная анорексия (резкое ограничение приема пищи вплоть до отказа), булимия (быстрое и обильное поглощение высококаллорийной пищи) и гипералиментация (хроническое переедание).

Сексуальное аддикттное поведение

Сексуальные аддикции во всех своих разнообразных проявлениях характеризуется тем, что лица, к которым возникают сексуальные чувства, воспринимаются не как люди с их разнообразными человеческими качествами, личностными особенностями, интеллектом, точками зрения, а как сексуальные объекты. Сексуальное компульсивное поведение заслоняет важный для каждого человека экзистенциальный вопрос: «Доя чего мне другие люди?» и создает иллюзию избежания изоляции. Во всех случаях сексуальных аддикции общение с другим принимает своеобразную форму отклонения, а которой страдают социально приемлемые проявления тенденции к единству.

Происхождение сексуальных аддикции, как и прочих, обусловлено аффективными причинами, а именно аффектом тревоги, который не переживается удовлетворительным, согласующимся с развитием человека образом.

Ф. Риман (1998) пишет об основных формах страха в жизни человека, в которых опредмечивается тревога и которые могут оказывать деструктивное влияние, как на развитие сексуальности, так и на становление личности в целом. Всего выделено четыре основные формы страха:

1.  Страх самоотвержения, самоотдачи, страх утраты своего Я и страх зависимости.

2. Страх перед индивидуацией и самостановлекием. Этот страх переживается как боязнь одиночества, изоляции, непонимания другими н отверг-нутости.

3. Страх, что создаваемая и планируемая жизнь может измениться, и человек испытывает страх перед риском всего нового, неопределенностью будущего и вечной изменчивостью нашей жизни.

4. Страх, что существующий порядок, инертность привычек и заведенного уклада жизни ограничат нашу свободу.

 Говоря кратко, это страх перед окончательностью и несвободой.

Игровые аддикции

Смысл игры

О значении игры для естественного развития свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. У ребенка игра - это единственная центральная деятельность, имеющая место во все времена и у всех народов. Зигмунд Фрейд (1953) отмечал, что в игре ребенок «создает свой собственный мир... он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции». Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в символическом мире - мире смыслов и ценностей, исследуя, экспериментируя, обучаясь. Игра дает возможность структуруировать и выносить на осязаемые уровни деятельности свой опыт и связанные с ним чувства. Игру детей можно оценить более полно, если признать, что ока является средством коммуникации.

Коммуникативную функцию игры можно наблюдать и у взрослых людей. По Э. Берну Берн Эрик.  Игры, в которые играют люди], «важные социальные контакты чаще всего протекают как игры». Как и в детском возрасте, к играм остается довольно серьезное отношение, а многие из игр далеко не забавны. Различные варианты одной и той же игры могут на протяжении нескольких лет лежать в основе семейной жизни или отношений внутри различных групп. Ограниченное количество игровых тем и запрограммированность последовательностей игровых ходов, приводит к формированию жизненного сценария и судьбы человека.

Э. Берн (2008). рассматривая персонапизационные (по нашей терминологии) игры, считает, что они лишь суррогат истинной близости, позволяющий временно удовлетворять структурный и сенсорный голод. Растущий человек предназначен для жизни в мире, а не для того, чтобы вечно играть в жизнь. Проигрывание ролей, как бы привычно и привлекательно они не выглядели, служит лишь целям персрнализации в ущерб персонификационному развитию индивида.

Игры как аддикция

Азартные игры (гэмблинг) относятся к аддикцияы, не связанным с приемом психоактивных веществ. Согласно американскому диагностическому и статистическому руководству по классификации психических расстройств 1987 r-DSM-Hl-R, основной чертой Патологического гэмблинга является хроническая и прогрессирующая неспособность сопротивляться желанию участвовать в азартных играх и участив в них, которое компрометирует, разрушает или повреждает личные, семейные либо профессиональные интересы (Берн Э., 2008; Лэндрег Г.Л, 1994; Gusack D. а. е., 1993). Участие в азартных играх, стремление к ним и активность в этом направлении усиливаются в периоды стресса.

Представляется возможным выделить ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов адаиктивного поведения. К ним относятся следующие:

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре.

3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру.

4. Состояние психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся в период между играми. Такие состояния напоминают абстиненцию у наркоманов и алкоголиков.

5. Нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну

Изучение случаев патологических игроков, показывает общую для аддикций закономерность - возможность перехода одной аддикции в другую. Так, по данным Д Гусак и соавторов (1993). приблизительно половина патологических игроков имеет алкогольный анамнез.

Приметой современности стали компьютерные игры, общение через Интернет и связанные с этим аддикции. По данным зарубежных исследований (Griffith M. Ochota N.. 1998). каждый пятый подросток в возрасте 12-16 лет, играющий в компьютерные игры, имеет признаки зависимости по DSM-III-R. Компьютерная игра имитирует ситуации, в которых полностью, при наименьших душевных расходах реализуется удовлетворение базовых устремлений человека к единению и разотождествлению. В игровом пространстве могут быть реализованы враждебные импульсы (трехмерные 3-D «стрелялки»), рвение к могуществу и вероятность распоряжаться жизнью виртуальных человечков, приобретение богатства, знатности (варианты стратегических игр); игра дает возможность обладания любой красоткой (интерактивные сексуальные игры). Ход игры в желаемом направлении и получение предельного чувственного удовлетворения не представляет возможности играющего решать затруднительные ситуации в настоящей жизни, становление эмоциональной зрелости, общественной привлекательности. Получение разнородных призов победителем требует лишь мастерства манипулировать клавиатурой или же джойстиком. Чувственная насыщенность игры, к которой располагают новые компьютерные технологии и результаты, делает наиболее полную иллюзию действительности, отделяя играющего от действительности как таковой.  Игровое время исчисляется не минутами, а часами и даже сутками. Можно говорить о настоящих игровых запоях, в течение которых забывается все. что занимало время и интересы играющего вне игры.

Длительный период без игры сопровождается эмоциональным напряжением, раздражительностью, которые могут быть сняты лишь у экрана компьютера, а обычная игровая заставка, музыкальные эффекты, цветовая палитра мгновенно вызывают сокращение волнения и приносят состояние психологического комфорта. Со слов одного компьютерного «наркомана», он проигрывал в уме стратегические ходы любимой игры, находясь в гостях у близких знакомых, и искал повода побыстрее уйти к собственному компьютеру. Требования к образцовому компьютеру в этой связи имеют все шансы быть сформулированы таким образом: «Компьютер обязан быть непременно переносным, максимально переносным, без подключения к чему-либо» (Кадтиков 0. 1998). Работая со своей психикой на таком компьютере, человек получает возможность отображения собственной психологической структуры на мониторе, с ее желаниями, планами, возможностями, которые, однако, так и остаются нереализовакы.

 

Фанатичное поведение как аддикция и проблема деструктивных культов

Религиозная пропорция в виде чувства зависимости, как и аффект тревоги? присуща всей человеческой жизни. В религиозном чувстве представлен со всей очевидностью факт первоначальной предрасположенности человека к зависимому' поведению. Как истина должно звучать то положение, что отсутствует совершенно самостоятельное поведение, случаются лишь варианты зависимости, даже зависимость от собственной своей самостоятельной позиции. Все религиозные конфессии и варианты атеистических религий работали и работают целям воссоединения человека с Абсолютом, а религиозные представления формулировали умопостигаемые связи, сохраняющие единство малой и конечной человеческой жизни с вечным и безграничным космосом.

Каждая новая религия, входящая в историю, первоначально проходила этап сектантства, имела признаки тоталитарности и лишь по мере получения признания становилась более гуманизированной. В наше время, когда формируются новые религии, сектантские движения, обсуждается проблема деструктивных культов (ДК). вызывающих тотальную зависимость человека. В этом контексте фанатизм адепта (последователя культа) может рассматриваться в рамках аддиктивного поведения.

Психология деструктивных культов и культистов.

Основная масса жертв ДК - это подростки примерно 17-20 летнего возраста, люди, переживающие кризис среднего возраста в люди пожилого возраста. Возможно сказать, что опасность быть завербованным в культитское движение увеличивается а периоды возрастных кризисов и в главные факторы общественного взросления, когда возрастает напряжение в общественном взаимодействии, проверяется способность человека сохранять автономность и реализовывать направленность к разотождествлению. После окончания школы и в период проф самоопределения, во время окончания высших учебных заведений н вступления во взрослую жизнь актуализируются поиска жизненных смыслов, тенденция к единению с чем-то наибольшим, нежели личная собственная жизнь и необходимость в зависимости. Приходя в сектантские группы, люди на глазах родителей и близких менялись катастрофически за срок от нескольких недель до года. Спецификой культистов становились: противопоставленность сообществу, абсолютная зависимость от лидера, перемены в поведении и появление нехарактерной раньше деятельности. Для иллюстрации может быть приведен следующий пример:

45-летний мужчина. До проблемы - интеллигентный, развитый человек Время воздействия – 1 год. Воздействие произведено церковью Унификации. Он созрел до «униста» и унистского брака. Операция униатского брака: создание церковного соединения. Посылается своя фотография и фото любимой женщины в штаб-квартиру. Этими фото занимается человек, складывая их в папку. После этого они перетасовываются, и кому что попало, значит и есть жена либо муж. При таком варианте мужчина объяснил знакомым, собственно святой Мун подберет ему супругу (утрата критичности). На одном стадионе женилось 10 тыс пар. Далее они получали руководство о том, как им заниматься сексом. При всем при этом они обязаны представлять, что в их телах занимается сексом святой Мун. Ребенок, который рождается, принадлежит не им, а святому Муну.

Подобные трансформации, которые, как показывает пример, могут происходить и во взрослом возрасте, достигаются процедурой контроля сознания, основанной на эксплуатации бессознательной тенденции к единению. Создается иллюзия удовлетворения этих ключевых эмоциональных потребностей, как необходимость в любви, признании и в принадлежности к предопределенной группе. В ДК предполагается эрзац-любовь, «бомбежка любовью», абсолютно противоестественная в масштабе, количестве и т. д. Человек делается зависимым от данного опыта псевдолюбви. Кроме того, человеку объясняют, что он будет членом не просто группы, а самой-самой полезной и лучшей группы, где каждый - часть единого целого, «один за всех и все за одного»ит.д.

Для привлечения в ряды культистов используется обманная вербовка Человека не информируют о том, что будет происходить. Ему говорят, что там будет происходить именно то, что ему нужно. С целью наиболее полного удовлетворения базовой тенденции к единению непременно выясняется, что этого конкретного человека интересует и находятся способы достучаться до его бессознательной потребности.

Вербовка имеет свой правила. Так, в секте Иеговы вербовщики ходят вдвоем. В первую очередь, это комфортнее тактически: один обрабатывает, другой следит и дополняет {двойное наведение); так же, осуществляется наблюдение друг за другом, за качеством исполняемой вербовки. У любого вербовщика есть руководство из 84 пунктов про то, как себя вести в различных семьях. То есть идет речь не о пропаганде мысли, а про то. как заманить человека в западню. Беря во внимание, что в результате вербовщик апеллирует к бессознательной необходимости фактически хоть какого человека, не знакомого с проблемой ДК его можно ввести в заблуждение независимо от образования и интеллекта.

В работе ДК задействуется еще одна экзистенциальная потребность, непосредственно связанная с тенденцией к слиянию - потребность в структурировании времени. Ожидается жизнь, расписанная по минутам. Когда нет средств, то предполагается отработка натурой. Разъясняется всё, что нужно делать по минутам. Достигается освобождение от неуютности выбора, снятие ответственности за действия. В обмен от человека настоятельно просят демонстрации покорности и зависимости. В дальнейшем пресекается персональное поведение, навязывается массовое, предписываются твердые правила и предписания. После длительного контроля сознания со стороны ДК подобные вещи воспринимаются без критики.

Важной составляющей работы ДК является апелляция к базовым антропотипическим переживаниям тревоги и вины. Прививается постоянное чувство вины (в любой психологической проблеме на первый план выдвигается чувство вины, а не более зрелое чувство ответственности). Напрашивается полное самообвинение насчет всего (прошлого, настоящего, будущего). Провоцируются, усиливаются и применяются существующие у человека страхи. Навязывается опасение думать самостоятельно, опасение утратить свое спасение. Для актуализации боязни употребляется чувственный «маятник»: человека выбивают из рутинного состояния методом экзальтации или страданий. После внушаются специальные фобии - вне группы ничего хорошего нет. уйти из группы, значит, встретиться с непреодолимым страхом

Причина того, что люди становятся объектом ДК - общая для всех аддикций: получение множества положительных эмоций искусственным путем внутри аддиктивного поведения и чувство эмоционального дискомфорта вне аддиктивной зависимости.

 

1.3.2 Фармакологические аддикции

 

Злоупотребление спиртными напитками, как и употребление наркотиков, входит в группу фармакологических (наркоманических) форм аддикции и является среди них самым распространенным и старейшим в нашей культуре. Особенность фармакологических аддикции заключается в том, что в данном случае аддиктивным становится прием (использование) психоактивных веществ, модулирующих желаемые эмоции, В случае наркоманических аддиктов, аддикт получает желаемый эффект значительной интенсивности за относительно короткое время. Простота достижения желаемого эффекта, наряду с однозначно негативным социальным восприятием наркоманических аддикции и последующим негативным биологическим действием вещества, является причиной особой опасности и деструктивности данных зависимостей.

В основе развития фармакологических аддикции лежат те же закономерности, что и в нефармакологических, но они явлены в более заостренном виде. Хим препараты способны вызывать наиболее основательные трансформации сознания, чем некоторая аддиктивная работа. Состояние опьянения наиболее полно редуцирует аффект боязни, содействует большей реализации бессознательных тенденций к единению и разотож-дествлению. а протрезвление наиболее детально показывает иллюзорность ублажения базисных потребностей, связано с возвращением боязни и вины. Негативный резонанс окружающих способствует более радикальному отчуждению аддикта из общества и быстрому развитию маргинальной личности, вычеркнутой из социального взаимодействия.

 


 

Алкогольное аддиктивное поведение

Психологическое значение алкоголя

Психологическую характеристику алкогольной зависимости необходимо начать с зарождения самой потребности в алкоголе. Алкоголь, как и любой другой сильный наркотик, способствует индукции измененных состояний сознания (ИСС). Представление о распространенности ситуаций, инициирующих ИСС, позволяет сказать, что фактически вся жизнь есть лишь на время прерывающаяся динамика подобных ситуаций и нормально функционирующее сознание - это сознание, способное изменяться

Алкоголь может рассматриваться как заместительное средство естественных способов удовлетворения потребности человека к изменениям сознания {физическая активность, творчество, искусство, любовь, секс я пр.). В нормативных ситуациях алкоголь может употребляться как вспомогательное средство для осуществления коммуникативных, обрядово-ритуальных функций, может применяться как средство для релаксации, обезболивания, как высокоэнергетический питательный продукт и пр. Во всех этих случаях алкоголь не имеет самоценности и является лишь средством достижения иных целей.

Социально человек, употребляющий алкоголь хочет войти без подготовительного контакта в непосредственное слияние с другим человеком. Минутный знакомый становится другом, которому можно «открыть сердце». Алкоголик обходит те части личности партнера, где необходимо различение, разотождествление; а потом на основе этого якобы глубокого и искреннего, а в действительности весьма поверхностного контакта, он начинает выдвигать нетерпеливые требования. Питье адекватно для усвоения жидкостей, а опьянение делает социальные контакты теплыми а приятными. Но это только фазы опыта а не целое. Когда эти фазы у человека постоянно занимают передний алан как настоятельные потребности, исчезает возможность других родов и уровней опыта.

 

Лекарственная зависимость

 

Понятие «наркотики» включает в себя опиаты, кокаин, гашиш, психоделики (галлюциногены), некоторые психостимуляторы, средства для нюхання (ингалянты). В настоящее время эти вещества иди группа веществ применяются преимущественно подростками. Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения в 1993 г. решил отказаться от таких определений как «наркомания», «токсикомания», рекомендуя использовать термин «лекарственная зависимость». Под этим термином понимается совокупность психологических, физиологических и поведенческих явлений, при которых употребление психоактивного препарата (или препаратов) имеет основное значение. Наблюдается настойчивый поиск этого препарата, стремление приобрести и принять его. Отмечаются негативные последствия биологического, психологического и социального характера

 

 

 

 


 

 

Вывод по теоретической части.

Для каждого возраста индивида типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит и в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них  новое место, выполняя новые функции. При благополучном стечении обстоятельств подросток социально адаптирован, благополучно проходит кризисы возрастного развития, к завершению подросткового возраста определяется с выбором профессии, личностных предпочтений.

При недостаточной организации гармоничного развития подростка возникают предпосылки для отклонений социально-психического развития –  делинквентности или так называемой «трудности».  И на этом пути без поддержки взрослого, без своевременно оказанной помощи подросток с его еще неокрепшей психикой, недостаточно сформировавшемся социальном интеллекте один на один оказывается со своими проблемами, попадая при этом в сети деструктивных микрогрупп и организаций.

 

 

 

 

 


 

2. Профилактика аддиктивного поведения



Ознакомившись с понятиями аддиктивное (зависимое) поведение, мы переходим к проблеме профилактики аддиктивного поведения. Профилактика зависимостей является на сегодняшний день актуальной проблемой нашего общества, так как ранние алкогольная, никотиновая, наркотическая зависимость подростков вызывают неподдельную тревогу, ведут к деградации развивающейся личности.

Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

1. Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных отклонений как у отдельных подростков так и групп риска;

2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;

3. Содействие личности  в достижении поставленных целей и раскрытие её внутренних потенциалов.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. ВОЗ определяет основным направлением охраны здоровья населения профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей.

Профилактика является обязанностью компоненте ежедневной работы на исключительно учреждений здравоохранения, но и всех общественных организаций и учреждений в проведении событий по охране, оздоровлению находящейся вокруг среды, соблюдению гигиенических общепризнанных мерок и притязаний. Реализация задач обслуживания здорового стиля жизни вероятна только с участием самого сообщества и реализуется через диспансеризацию, обширное проведение событий по гигиеническому воспитанию и санитарному просвещению, в каких общественные текстуры вровень с врачами призваны воспринимать судьбе.

Профилактика данное одно из многообещающих направлений работы в общественной работе. Знаменито, собственно проще, и во много раз успешнее для сообщества и персоны не разрешить вероятных отклонений в деяниях либо поведении персоны либо общественной категории, нежели после этого поправлять теснее наступившие отрицательные результаты.

 

2.1 Цели и виды работы по профилактике аддиктивного поведения

 

Профилактическая социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья.

Профилактическая социальная работа подразделяется на два вида:

1) первичная профилактика;

2) вторичная профилактика.

Задача первичной профилактики - предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач. При этом проводится социальная экспертиза трудоспособности, определяется трудовой прогноз, изучается влияние социальных факторов на здоровье человека.

При работе с пациентам человеком нужны целенаправленное составление у него интенсивной жизненной позиции, мешающей развитию общественного иждивенчества, прибор обихода, материальная и нравственная поддержка его семьи, его устройство на работу и согласовании с состоянием самочувствия. При потребности исполняются переквалификация, предоставление неполной рабочей недельки, убавление длительности рабочего времени и рабочей недельки. Актуальное направление профилактической общественной работы - увеличение значения мед образования народонаселения, составление у него представления о здоровом стиле жизни и его ценности в предостережении болезней. С данной целью применяются TV, радио, печать, лекции, семинары, персональная санитарно-просветительская работа, изучение в организуемых в учреждениях здравоохранения "школах" для санкционированных групп больных.

Вторым означаемым направлением профилактической общественной работы считается раскрытие более главных соц моментов, оказывающих отрицательное воздействие на самочувствие жителя нашей планеты, и конкретное их уничтожение или же сокращение их воздействия на организм: предложение материальной поддержки малоимущим или же многодетным семьям, психологическая коррекция состояния, патронаж "семей общественного риска", предложение поддержки посетителям в решении правовых задач, обеспечивании их кормлением, медицинскими препаратами, соблюдение соц залога, явных Конституцией России.

Энергичным направлением профилактической общественной работы считается общая с посетителями работа по предостережению вредоносных повадок (курение, злоупотребление спиртным). Особенность точной общественной работы с людьми ориентируется почти всеми факторами: возрастом посетителя, видом его общественной работы, финансовым положением его семьи, состоянием его самочувствия, ступенью общественной активности, наличием конкретных моментов, оказывающих действие на самочувствие жителя нашей планеты, вероятностями сообщества. Актуальной в настоящее время является профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания.

Целью профилактики является создание предпосылки для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан. Формы и виды профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадии предупредительного воздействия, они могут быть определены как:

- нейтрализующие;

- компенсирующие;

- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

- устраняющие эти обстоятельства;

- мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.

Одно из направлений профилактики зависимого поведения - это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления наркотиков и других ПАВ. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.

Следующее направление - личностно ориентированное. Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у человека навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления жизненных стрессовых ситуаций, а также проблем общения.

Существуют различные программы в этом направлении. Их общая цель - научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки, развивать его веру в свои силы и возможности, помочь ему достигнуть социально значимых результатов в жизни.

В профилактике злоупотребления ПАВ мы можем выделить три ее вида: профилактики - первичная, вторичная и третичная.

Первичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.

Изначальная профилактика наркомании опирается в собственной базе на долгосрочную общегосударственную политическому деятелю, нацеленную на составление в сообществе непримиримого дела к потреблению наркотиков. Эта политического деятеля разрешает полагаться, собственно противостояние наркомании будет на самом деле общенациональным делом и содержать старания как на правительственном уровне, но и по полосы неправительственных текстур и перемещений.

При разработке новой целостной системы первичной профилактики нашей стране следует исходить из следующих основных условий:

социально-экономическое и правовое обеспечение государственной системы первичной профилактики;

этапность формирования государственной системы первичной профилактики с четким определением стратегических и тактических целей каждого этапа;

поддержка научных исследований в области профилактики наркомании;

реализация долгосрочной антинаркотической пропагандистско-информационной компании, прежде всего ориентированной на детей и молодежь, образовательную среду и семью;

целенаправленное и широкое подключение к антинаркотической деятельности общественных движений, организаций и граждан;

стимулирование коммерческих и финансовых структур, заинтересованных в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании;

обязательное включение в программу первичной профилактики системы мониторинга не только распространенности употребления, но и эффективности действия системы первичной профилактики на каждом этапе ее становления и функционирования.

Вторичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но еще не заболевших.

Третичная профилактика, или реабилитация - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомана, токсикомана, алкоголика) и возвращению его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно полезной деятельности.

Прогрессивная концепция изначального, ранешнего предотвращения потребления наркотиков и подъема наркомании между ребят и молодых людей базирована на том, собственно по центру ее обязаны присутствовать персона несовершеннолетнего и 3 ключевые сферы, в каких реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ими микросоциальное свита.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;

формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социальномедицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;

внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от "пробы" и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;

развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка "группы риска наркотизации" и ребенка, заболевшего наркоманией. (13; 3)

 

2.2 Профилактика аддиктивного поведения в условиях социального приюта

 

Свойства социального приюта, как стационарного реабилитационного учреждения, в котором проживают дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации или ситуации, опасной для жизни, могут способствовать как отождествлению с ним и его нормами, так и отторжению, принятию антисоциальных норм и правил. В последнем случае велика вероятность приобщения подростков к наркотикам, приобретение которых ставит подростка в соответствии с законодательством Российской Федерации в положение преступника.

Наркотики стали настолько доступны для детско-возрастной популяции, что вошли в структуру окружающей реальности. Поэтому не менее доступной должна стать и помощь, прежде всего, в социально-реабилитационных учреждениях, где дети и подростки проводят достаточно много времени, где они на виду.

Мы выделим, что может в этом плане дать воспитанникам социально-реабилитационное учреждение:

Усилить нравственное воспитание детей и подростков

Гармонично включать в реабилитационно-воспитательный процесс информацию антинаркотической идеологической направленности.

Дать информацию детям и родителям о наркомании как болезни, которую человек приобретает по своему собственному выбору.

Дать информацию детям и родителям о технологии наркотизации как технологии инструментальной агрессии, направленной на уничтожение российского генофонда.

Просвещать педагогов, родителей по проблеме наркомании как зависимом поведении, приобретающем массовый характер, их роли в этой проблеме, ознакомить с признаками употребления детьми наркотиков.

Изучить совместно с детьми и детьми первопричины, по коим, по коим им дают наркотики; моменты, способствующие принятию предложения и его отвержению. Акцентировать бессилие натуры жителя нашей планеты, делающего собственный выбор в выгоду наркотиков имея цель их применения для решения чувственных задач; неимение ответственности выбора, ибо он лишает выбора ближайших, становящихся в сделку созависимых не по собственной воле.

Изучить сообща с детьми и подростками процесс формирования зависимого поведения, дискриминируя его в обсуждении. Доказать разорение наркомана: вначале он выплачивает за любопытство, позже за подозрительное наслаждение, после этого за избегание боли и кратковременное состояние уюта, за вероятность ощутить себя так, как он ощущал себя ранее, в том числе и при наличии трудностей, так, как в данный момент ощущаем себя мы с вами.

Ознакомить с историей исследования наркотических состояний учеными. (Тимоти Лири в результате опытов с ЛСД потерял профессиональные качества и был лишен лицензии психолога. Джон Лили после второй пробы наркотика предпринял суицидную попытку, ослеп на несколько дней. Дельфин, которому ввели препарат ЛСД, покончил жизнь самоубийством, что в среде животного мира является исключительным случаем)

Ознакомить воспитанников с трактовкой причин наркомании и алкоголизма, данной православием.

Ознакомить воспитанников с современным законодательством Российской Федерации в отношении распространения и приобретения нелегальных наркотических средств.

Обсудить связь наркомании с преступностью, заболеванием СПИДом, половой распущенностью, меры их предупреждения.

Своевременно оказывать помощь воспитанникам в решении их эмоциональных проблем. Особое внимание уделять психолого-педагогическому сопровождению подростков группы риска: созависимые, гиперактивные, имеющие опыт отклоняющегося поведения, имеющие академические и эмоциональные проблемы.

Организовать обучение детей и подростков в малых группах базовым социальным умениям:

         Общаться

         Разрешать конфликтные ситуации

         Преодолевать стресс

         Принимать решения

         Планировать свое будущее.

         Управлять своим поведением на основе самопознания

При выявлении случаев употребления ПАВ своевременно вместе с родителями формировать мотивацию отказа, выявлять причины, оказывать необходимую психологическую помощь.

Профилактика аддиктивного поведения в социально-реабилитационных учреждениях имеет немалую значимость – стационарное учреждение с четкоустановленными правилами поведения, соц общепризнанными мерками представляет из себя неповторимую и очень актуальную "площадку" для принятия мер по профилактике. Данное соединено с тем, собственно полный расклад на длительной базе, сочетающий политическому деятелю, экологические нюансы, просвещение и сервисы в сфере здравоохранения, наиболее успешным образом гарантирует борьбу с этими предрасполагающими факторами, формируя у молодых людей познания, установки и умения, нужные для ответственного отказа от наркотиков. Например, мы можем отметить следующие:

Используя социально-реабилитационные учреждения, можно вести пропаганду среди воспитанников до того, как они начнут употреблять наркотики и во время критического подросткового периода, а также своевременно выявлять подростков с уже сформированным аддиктивным поведением и принимать меры по оказанию им своевременной медицинской, психологической и педагогической помощи, проводить вторичную профилактическую работу.

Организация профилактики девиантного поведения воспитанников осуществляется в рамках Программы социально-психологической реабилитации,  утвержденной для работы МКУ «Социальный приют для детей и подростков» г. Мыски. Мероприятия по реализации Программы профилактики девиантности подростков реализуются с учетом трех основных систем организационного оформления реабилитационно-педагогического процесса, характеризующихся количественным охватом воспитанников, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности, степенью самостоятельности и спецификой руководства реабилитационно-воспитательным процессом.

К ним относятся фронтальные формы работы – беседы, тренинги, лекции и т.д.; групповые и подгрупповые, индивидуальные. Как дополнительные формы организации используются экскурсии, дополнительные занятия и консультации, доверительные беседы.   

Формы социально-профилактической работы:

- Организация социальной среды.

- Активное социальное обучение социально-важным навыкам.

В процессе работы используются следующие методы организации деятельности воспитанников:

Формирование опыта общественного поведения

- приучение –  работа по систематическому внешнему контролю педагога и самоконтролю детей в выполнении норм и правил проживания в социальном приюте;

- упражнение – закрепление изученных норм и правил на конкретных примерах поведения;

- метод создания воспитывающих ситуаций (сюжетные этюды, решение ситуативных задач) – проигрывание и обсуждение конкретного примера девиантного поведения с целью осознания социально приемлемых способов разрешения ситуации;

- активное социальное обучение формированию жизненных навыков – наиболее важным социальным умениям личности: общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Жизненно  важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

- организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

- организация здорового образа жизни. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

- активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия.

Профилактическая  работа аддиктивного (зависимого) в рамках Программы приюта включает в себя три компонента:

1. Образовательный компонент

Специфический - дать воспитанникам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития заболевания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость.

Цель: научить ребенка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

Неспецифический - помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.

Цель: формировать у молодого человека развитую концепцию самопознания.

2. Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ, создание благоприятного, доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.

Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование навыков принятия решений, умения сказать "нет", постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.

3. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыкам общения, здорового образа жизни.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.

Программа предполагает работу с детьми и подростками старшего и среднего возраста.

Можно выделить следующие разделы программы:

         Информационный.

         Когнитивного развития.

         Развития личностных ресурсов.

         Развитие личностных ресурсов.

         Развития стратегий высокофункционального поведения.

Исходя из разделов, выделяются следующие направления работы:

Подготовка специалистов из числа школьных психологов, социальных педагогов и учителей для работы с детьми группы риска, склонными к употреблению наркотиков;

Профилактическая работа со всеми детьми и подростками с приоритетной ориентацией на детей группы риска;

Работа с родителями детей, склонных к употреблению или употребляющих ПАВ.

В программе в ходе профилактики используются  следующие методы:

1.Групповая работа.

2. Тренинг поведения.

3. Когнитивная модификация и терапия.

4. Личностный тренинг.

5. Дискуссии.

6. Мозговые штурмы.

7. Беседы.

8. Лекции.

9. Ролевые игры.

10. Психогимнастика.

11. Психодрамма.

12. Элементы индивидуальной и групповой психотерапии.

13. "Круглые столы".

14. Совещания.

15. Супервизия.

16. Проведение методических занятий с супервизорами.

Предполагаемыми результатами могут стать следующие:

- уменьшение факторов риска употребления ПАВ в молодежной среде.

- формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективны поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков.

- развитие комплексного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ.

Таким образом, антинаркотическую профилактическую работу в социально-реабилитационном учреждении учреждении целесообразно строить на основе программ, идеей которых, должна стать идея формирования рефлексивной позиции молодого человека по созданию поля самореализации его как личности и индивидуальности в процессе различных форм занятий.

Эта деятельность должна способствовать реализации накапливающихся у детей и подростков фрустрированных потребностей и обеспечивать сброс энергии неотреагированных отрицательных эмоций.

Профилактическая работа должна быть не только предупреждающей, но и активно направленной, а на этапе формирующейся зависимости обязательно комплексной с привлечением всех специалистов, работающих с детьми, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками.

Целевыми задачами такой комплексной деятельности являются:

- разъединение асоциальных групп, в которых практикуется постоянный прием токсических и наркотических веществ;

- объединенная помощь детям социального педагога, школьного психолога, врача, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних в преодолении формирующейся зависимости и отклонений поведения;

- восстановление школьного статуса ребенка, бросившего прием токсико-наркотические вещества с коррекцией возникших у него пробелов в обучении и воспитании

 


 

 

Заключение по практической части

Последовательное, этапное и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных "ключевых" проблем, сделает работу по профилактике наркоманий и алкоголизма среди детей и подростков системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции в развитии наркоситуации в детско-подростковой популяции России.

Следует  указать, что в рамках территориальных программ необходимо организовывать и проводить (совместно с ГУВД, Комитетом по делам семьи и молодежи) регулярный мониторинг распространенности употребления ПАВ для систематического анализа региональных особенностей наркоситуации в детско-подростковой популяции, для выявления негативных тенденций ее развития и принятия упреждающих мер, позволяющих контролировать и активно воздействовать на наркоситуацию в регионе.

Таким образом, профилактика аддиктивного поведения является важнейшим составным элементом усилий по борьбе с негативными влияниями на молодежь как группу риска, в том числе с риском начала употребления ПАВ, склонности к химической зависимости. Большая роль в этом плане отводится школам, которая играет ключевую роль в формировании у молодежи знаний, установок и навыков, необходимых для сознательного отказа от наркотиков, а также в предоставлении им возможностей и средств для такого шага, что подтверждает необходимость проведения профилактических программ профилактики аддиктивного поведения.

Итак, мы можем сказать о профилактике аддиктивного поведения как необходимом мероприятии при работе с молодежью в социально-реабилитационных учреждениях.

 


 

Список литературы



1.     Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии Издательство: Академический проект / 2011 г. 240 стр.

2.     Ассаджиоли Р. Духовное развитие и его кризисы/ Москва, 2009 // Психология личности: хрестоматия/ ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В.В. Архангельская. – Москва : АСТ : Астрель, 2009. – С. 451-463. 

3.      Берн Эрик.  Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)/Издательский дом: ЭКСМО,: 2008

4.       Гилинский Я.И. Наркотизм: мифы и реальность // Молодежь. Цифры,        факты, мнения,. Изд. НиТ, 2009 г 240 стр. 

5.     Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения.-  «Юридический центр Пресс», 2010

6.     Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. Эффективные программы профилактики, сценарии и материалы для классных занятий - Р.н/Д.: Феникс, 2003

7.     Знановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения).- Academia 2008. - 288

8.     Киреева О.П. Социология в вопросах и ответах : учеб. пособие для вузов / О. П. Киреева. – М. : КноРус, 2009. – 264 с. : ил., граф., табл. – Библиогр.: с.258, 259.

9.     Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. -Речь., 2007.

10. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков: социально- психологические и психиатрические аспекты.- Минск, 1988.Фролов С. С. Социология : учебник для высших учебных заведений / Академический проект, Гаудеамус  2009 г. – 343 с.

11. Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание   – Хабаровск : Вычислительный центр ДВО РАН, 2008. 

12. Роберт Мертон. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2009. 880 стр.

13. Мирошниченко Л.Д., Гелипас В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблема антинаркотической профилактики в подростковой среде. – 2000. - №3.

14. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под ред. А.Н. Гаранского. – М.:  Бином-Пресс, БИНОМ. Лаборатория знаний, Невский диалект, Юнимедиастайл,БИНОМ, ТОРГОВЫЙ ДОМ, 2010 г.

15. Радугин А.А. Социология : курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М. : 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 2011 . – 157 с.

16. Социальная работа с молодежью под ред. Басова Н.Т.: Дашков и К°, 2008

17. Социология : конспект лекций / сост. И.Г. Широкова, Р.Т. Мухаев. – М. : Издательство Проспект, 2013. – 92 с.

18. Социология молодежи. Энциклопедический словарь/Под ред. Ю.А.Зубок, В.И.Чупров.— М: Academia.— 2008.

19. Фетискин Н.П. Психология аддиктивного поведения: научно-методическое изд., 2005

20. Фрейд З. Психология бессознательного/ пер. с нем.- СПб : Питер, : 2012., 400 с.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru