Причины возникновения эмоциональной тревожности
Оценка 4.8

Причины возникновения эмоциональной тревожности

Оценка 4.8
rtf
29.11.2020
Причины возникновения эмоциональной тревожности
Причины возникновения эмоциональной тревожности.rtf

Причины возникновения эмоциональной тревожности

 

Формирование эмоциональной сферы является важным аспектом развития личности в целом. В младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения. Вместе с тем в настоящее время увеличилось число детей «группы риска», у каждого третьего школьника есть отклонения в нервно-психической системе.

Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции. Растет количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

 

 Причины возникновения эмоциональной тревожности. Особенности ее проявления у младших школьников.

 Нарушения эмоционального развития в младшем школьном возрасте обусловлены двумя группами причин:

1.  Конституционные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов)

Генетические факторы играют важную роль в развитии психофизиологических особенностей нервной системы. Являясь генетически закрепленной «специализацией» стиля поведения в экстремальных ситуациях, темперамент может определять характер переживаний и внутренний конфликт ребенка в ответ на стрессовые факторы психологического порядка, однако одного его действия недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.

2.  Особенности взаимодействия школьника с социумом.

Ребенок младшего школьного возраста имеет свой опыт общения со сверстниками, взрослыми и особо важной для него группой-семьей, и этот опыт может быть для него неблагоприятным:

·    если школьник подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослых, но вынужден вытеснять в бессознательное много информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие с его  «Я -концепцией» воспринимается им негативно, в результате чего школьник оказывается в стрессовой ситуации;

·        при неблагополучных отношениях с ровесниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой длительностью: обида, разочарование, гнев;

·        конфликты в семье, разные требования к ребенку, непонимание его интересов- также могут вызвать у него негативные переживания. Неблагоприятными для личностного и эмоционального развития ребенка являются следующие типы родительского отношения: гиперопека, сверхтребовательность, уклонение от общения и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся в результате таких отношений , отмечается агрессивность, чувства тревожности, мнительность эмоциональная неустойчивость. Тогда как тесные эмоциональные контакты, при которых ребенок является «объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного отношения,… формируют у него уверенно-оптимистические личностные ожидания» [16,с.62].

Так, В.И. Гарбузов, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев выделяют три типа неправильного воспитания, которые формируют предрасположенность к возникновению невротических реакций детей.

1.  Отвергающее (непринятие). Обусловленное рядом осознаваемых, а чаще неосознаваемых моментов, предполагает чрезмерную требовательность, жесткий контроль и регламентацию, либо недостаток контроля на почве попустительства.

2.       Гиперсоциализирующее. Проявляется в чрезмерной озабоченности будущим ребенка, возникая на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка, его социального статуса.

3.       Эгоцентрическое. Ребенку навязывается представление «Я большой» в качестве самодавлеющей  ценности для окружающих.[7;11;14].

В работе А.Я. Варга представлены три неблагоприятных для ребенка патогенных типа родительских отношения: симбиотический, авторитарный и эмоционально отвергающий, характеризующийся приписыванием ребенку личностной несостоятельности[5,С.112].

Среди причин школьной тревожности называют следующие:

·    Ребенок не готов к школьному обучению эмоционально. В таком случае даже самая добрая учительница, самый удачный детский коллектив будет восприниматься ребенком как нечто враждебное, чуждое ему. Учеба будет восприниматься им как долг, что приведет к протестным реакциям.

·        Ребенок не готов к школе интеллектуально. В данном случае это означает, что как бы он не стремился получить знания, его интеллектуальной базы не хватает для постижения школьного материала. В результате ребенок быстро устает, не успевает за классом и в результате разочаровывается в школьных ценностях.

·        Ребенок по характеру ранимый, впечатлительный и застенчивый. Для таких детей школа заведомо является стрессогенным фактором.

·        Ребенок часто меняет школу, классный коллектив, учителей и т.д. Это нередко приводит к тому, что школьник не осваивает необходимых для успешной адаптации навыков.

·        Любая стрессовая ситуация, даже не связанная со школой (потеря близких, физическая травма, развод родителей и т.п.) может отразиться на восприятии школы, на учебной деятельности.

А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных школьников:

·    Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом педагог может считать ребенка недостаточно способным или неспособным к учению.

·        Эти ученики не могут выделить в работе основную задачу, сконцентрироваться на ней.

·        Если тревожному ребенку не удается сразу справиться с заданием, он отказывается от дальнейших попыток. Свою неудачу он объясняет отсутствием у себя всяких способностей.

·        На уроках поведение таких детей может показаться странным. Иногда они правильно отвечают на вопрос учителя, иногда молчат или отвечают наугад. Говорят иногда сбивчиво, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно.

·        При указании тревожному школьнику на ошибку, странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию и не знает как себя вести.

А.Прихожан  считает, что такое поведение характерно именно тревожным первоклассникам. Но все же школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявиться она может в страхе перед контрольными работами, экзаменами, в их отношении к оценкам и т.п. [24.с.16].

Подводя итог , можно сделать вывод, что для психического здоровья ребенка необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение этого баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению социальных контактов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины возникновения эмоциональной тревожности

Причины возникновения эмоциональной тревожности

Особенности взаимодействия школьника с социумом

Особенности взаимодействия школьника с социумом

Отвергающее (непринятие). Обусловленное рядом осознаваемых, а чаще неосознаваемых моментов, предполагает чрезмерную требовательность, жесткий контроль и регламентацию, либо недостаток контроля на почве попустительства

Отвергающее (непринятие). Обусловленное рядом осознаваемых, а чаще неосознаваемых моментов, предполагает чрезмерную требовательность, жесткий контроль и регламентацию, либо недостаток контроля на почве попустительства

Для таких детей школа заведомо является стрессогенным фактором

Для таких детей школа заведомо является стрессогенным фактором

Нарушение этого баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению социальных контактов

Нарушение этого баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению социальных контактов

Причины возникновения эмоциональной тревожности

Причины возникновения эмоциональной тревожности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2020