Причины возникновения эмоциональной тревожности

  • rtf
  • 30.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Причины возникновения эмоциональной тревожности.rtf

Причины возникновения эмоциональной тревожности

 

Формирование эмоциональной сферы является важным аспектом развития личности в целом. В младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения. Вместе с тем в настоящее время увеличилось число детей «группы риска», у каждого третьего школьника есть отклонения в нервно-психической системе.

Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции. Растет количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

 

 Причины возникновения эмоциональной тревожности. Особенности ее проявления у младших школьников.

 Нарушения эмоционального развития в младшем школьном возрасте обусловлены двумя группами причин:

1.  Конституционные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов)

Генетические факторы играют важную роль в развитии психофизиологических особенностей нервной системы. Являясь генетически закрепленной «специализацией» стиля поведения в экстремальных ситуациях, темперамент может определять характер переживаний и внутренний конфликт ребенка в ответ на стрессовые факторы психологического порядка, однако одного его действия недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.

2.  Особенности взаимодействия школьника с социумом.

Ребенок младшего школьного возраста имеет свой опыт общения со сверстниками, взрослыми и особо важной для него группой-семьей, и этот опыт может быть для него неблагоприятным:

·    если школьник подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослых, но вынужден вытеснять в бессознательное много информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие с его  «Я -концепцией» воспринимается им негативно, в результате чего школьник оказывается в стрессовой ситуации;

·        при неблагополучных отношениях с ровесниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой длительностью: обида, разочарование, гнев;

·        конфликты в семье, разные требования к ребенку, непонимание его интересов- также могут вызвать у него негативные переживания. Неблагоприятными для личностного и эмоционального развития ребенка являются следующие типы родительского отношения: гиперопека, сверхтребовательность, уклонение от общения и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся в результате таких отношений , отмечается агрессивность, чувства тревожности, мнительность эмоциональная неустойчивость. Тогда как тесные эмоциональные контакты, при которых ребенок является «объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного отношения,… формируют у него уверенно-оптимистические личностные ожидания» [16,с.62].

Так, В.И. Гарбузов, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев выделяют три типа неправильного воспитания, которые формируют предрасположенность к возникновению невротических реакций детей.

1.  Отвергающее (непринятие). Обусловленное рядом осознаваемых, а чаще неосознаваемых моментов, предполагает чрезмерную требовательность, жесткий контроль и регламентацию, либо недостаток контроля на почве попустительства.

2.       Гиперсоциализирующее. Проявляется в чрезмерной озабоченности будущим ребенка, возникая на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка, его социального статуса.

3.       Эгоцентрическое. Ребенку навязывается представление «Я большой» в качестве самодавлеющей  ценности для окружающих.[7;11;14].

В работе А.Я. Варга представлены три неблагоприятных для ребенка патогенных типа родительских отношения: симбиотический, авторитарный и эмоционально отвергающий, характеризующийся приписыванием ребенку личностной несостоятельности[5,С.112].

Среди причин школьной тревожности называют следующие:

·    Ребенок не готов к школьному обучению эмоционально. В таком случае даже самая добрая учительница, самый удачный детский коллектив будет восприниматься ребенком как нечто враждебное, чуждое ему. Учеба будет восприниматься им как долг, что приведет к протестным реакциям.

·        Ребенок не готов к школе интеллектуально. В данном случае это означает, что как бы он не стремился получить знания, его интеллектуальной базы не хватает для постижения школьного материала. В результате ребенок быстро устает, не успевает за классом и в результате разочаровывается в школьных ценностях.

·        Ребенок по характеру ранимый, впечатлительный и застенчивый. Для таких детей школа заведомо является стрессогенным фактором.

·        Ребенок часто меняет школу, классный коллектив, учителей и т.д. Это нередко приводит к тому, что школьник не осваивает необходимых для успешной адаптации навыков.

·        Любая стрессовая ситуация, даже не связанная со школой (потеря близких, физическая травма, развод родителей и т.п.) может отразиться на восприятии школы, на учебной деятельности.

А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных школьников:

·    Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом педагог может считать ребенка недостаточно способным или неспособным к учению.

·        Эти ученики не могут выделить в работе основную задачу, сконцентрироваться на ней.

·        Если тревожному ребенку не удается сразу справиться с заданием, он отказывается от дальнейших попыток. Свою неудачу он объясняет отсутствием у себя всяких способностей.

·        На уроках поведение таких детей может показаться странным. Иногда они правильно отвечают на вопрос учителя, иногда молчат или отвечают наугад. Говорят иногда сбивчиво, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно.

·        При указании тревожному школьнику на ошибку, странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию и не знает как себя вести.

А.Прихожан  считает, что такое поведение характерно именно тревожным первоклассникам. Но все же школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявиться она может в страхе перед контрольными работами, экзаменами, в их отношении к оценкам и т.п. [24.с.16].

Подводя итог , можно сделать вывод, что для психического здоровья ребенка необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение этого баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению социальных контактов.