Причины и профилактика эмоциональных срывов у детей с ОВЗ.
Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитательная работа
9 кл
29.01.2019
Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).
Все аспекты личностной сферы у детей с ОВЗ формируются замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Причины и профилактика эмоциональных срывов у детей с ОВЗ.docx
Причины и профилактика эмоциональных срывов
у детей с ОВЗ.
(выступление на МО начальных классов)
пгт. Новобурейский 2018 год
(приобретение самостоятельности,
Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим
линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии
индивидуализации
относительной
автономности).
Все аспекты личностной сферы у детей с ОВЗ формируются замедленно и с
большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в
развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств,
ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости,
огорчения, веселья.
Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры
дефекта, т. е. от принадлежности ребенка к определенной клинической
группе. Развитие эмоций умственно отсталых детей в значительной мере
определяется правильной организацией всей их жизни и наличием
специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогами.
Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных
проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового
поведения, закреплению необходимых для жизни в учебном учреждении
навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в
направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Волевая
сфера детей с ОВЗ находится на самых начальных этапах формирования.
Коррекция недостатков в эмоциональноволевой сфере у детей с ОВЗ
практически всегда осуществляется двумя путями:
1. формирование способности к волевым усилиям, произвольной
регуляции поведения;
2. преодоление негативных качеств формирующегося характера,
предупреждение и устранение аффективных проявлений, отклонений
в поведении.
В процессе коррекции ЭВС важно научить ребенка с ОВЗ справляться со
своими отрицательными эмоциями, так как малейшие неприятности или
трудности могут вызвать в нем неадекватную реакцию, «эмоциональный
взрыв». Кроме того, неумение выражать свои эмоции, не причиняя вреда
другим, будет постоянно создавать конфликтные ситуации в жизни ребенка.
Поскольку ребенок с ОВЗ не знает, как справиться со своими эмоциями, а
выражать свое несогласие или сердиться ему зачастую запрещено, у него
появляется неосознанное желание вывести из равновесия тех, кто имеет над
ним власть. Сладить с ребенком в этом случае очень тяжело, так как он
начинает делать прямо противоположное тому, что от него хотят. Например,
ребенок упрямится, оттягивает временя. Он не способен выполнить требуемое и хронически все забывает. Ребенок, которому не позволяют
выразить свой гнев, пытается вызвать его в тех, кто предъявляет к нему
нередко завышенные требования, либо чтото запрещает.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее справиться с его поведением.
Проявления нарушений эмоциональноволевой сферы могут быть следующие:
нежелание учиться, в частности выполнять домашние задания;
мнимая неспособность усвоить материал занятия;
отказ под разным предлогом от помощи старшим;
рассеянность, неумение сосредоточиться;
неаккуратность, неряшливость;
беспомощность.
Приемы коррекции эмоциональноволевой сферы детей с ОВЗ.
Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения
эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться,
мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлекшись, дети не замечают, что учатся. В процессе игры они познают,
запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас
представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей
включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не
подвести товарищей по игре.
Игра может быть охарактеризована как сфера самореализации личности и как
реальность коррекционного процесса.
М.Р. Битянова выделяет следующие коррекционные возможности игры:
в игре ребёнок чувствует себя естественно, адекватно своей
человеческой природе, т.к. естественное его состояние – это
состояние деятеля, инициатора собственного развития;
игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать)
перспективы изменения, построить новые модели поведения,
научиться подругому относиться к миру и себе;
игра развивает важнейшие социальные навыки и умения,
способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов
игра предоставляет широчайшие возможности для развития и
саморазвития, т.к. ребёнок находится в состоянии «максимальной
готовности» к этому;
игра предоставляет значительные возможности для формирования
самоконтроля и
навыков планирования,
саморегуляции,
самооценки; путем сотрудничества, учит ребёнка видеть ситуацию глазами
другого.
Ресурсы игры поистине огромны. Помимо коррекционной функции, она
обладает еще развивающим, воспитательным, диагностическим и лечебно
профилактическим потенциалом.
Арттерапия – это вид психотерапии и психологической коррекции,
основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт
терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с
целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека.
Для детей это простой и эффективный способ психологической помощи,
основанный на творчестве и игре.
Арттерапия в сочетании с музыкой дает очень положительных эффект при
работе с данной категорией детей. Участие ребенка с проблемами в
умственном развитии в художественной деятельности со сверстниками
развивает его социальный опыт, учит его адекватному взаимодействию и
общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений
коммуникативной сферы.
Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными
словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое
время показать к чему приводит тот или иной поступок. Обязательным
условием для детей с ОВЗ является использование наглядной опоры.
Сказкотерапию можно использовать как для младшего школьного возраста
так и для старшего.
Музыкотерапия – один
из видов арттерапии, направленный на
профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с
проблемами, где музыка используется как символическая форма,
вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на
регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов,
коррекцию рефлексивнокоммуникативной сферы ребенка.
По организации и способу воздействия подразделяется на рецептивную,
активную и интегративную.
рецептивная – направлена на восприятие музыки, помогает ребенку
преодолеть проблемы в эмоциональном развитии.
Проводится в
индивидуальной форме.
активная активное исполнительское участие ребенка в музыкальном
процессе: пении или игре на простом музыкальном инструменте.
интегративная – построена на синтезе музыкального и нагляднозрительного
восприятия. сочинение и творческое прочтение
обучению приемам релаксации,
Библиотерапия – литературное
литературных произведений.
Психогимнастика (танцевальная терапия, мимические и пантономические
этюды) – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без
помощи слов.
Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных
состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики,
пантомимики.
Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию
воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения.
Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального
дискомфорта,
развитию навыков
саморегуляции и самоконтроля поведения.
Тренинг – приём, направленный на развитие адекватного отношения к
людям; на повышение уровня интеллектуальной регуляции эмоциональных
проявлений; обогащение представлений учащихся о способах решение
проблемных ситуаций, связанных с общением; возможность оценивать эти
ситуации с различных точек зрения.
Упражнения с использованием рисования и беседы.
Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и
выражения эмоций; помогает снимать напряжение, «выразить свои конфликты
и осознать их изза бедности своего аффективного словаря»; Рисование и
беседа помогают наладить контакт с ребенком.
Телесноориентированная терапия
Это методы работы с психикой, через тело. В происхождение большинства
болезней и расстройств большую роль играет ненормально повышенное
эмоциональное и мышечное напряжение, которое является результатом
нарушения гармонии между человеком и окружающим миром. Когда баланс
нарушен, организм начинает искать выходы из трудной ситуации путём
напряжения. Если стресс затягивается, напряжённость нарастает – возникает
болезнь.
Цели этой терапии:
1.
2.
3.
управлять.
Форма – релаксация приводит к снятию усталости, напряжения.
Форма работы с детьми:
1.
Снятие психологического напряжения
Снятие заторможенности, скованности.
Осознание своего тела, его возможности. Принять его, научиться им
Мышечная релаксация по контрасту с напряжением. Мышечная релаксация по представлению. Дети принимают позу покоя,
Йоговские техники.
Саморегуляция – научить ребёнка помогать самому себе, познакомить с
2.
включается приятная музыка, воспитатель задаёт какую то картинку.
3.
методами саморегуляции.
Дыхательные упражнения. Задачи таких упражнений: успокаивает
4.
нервную систему, гасит эмоции, избавляет от тревожных мыслей, учит
ощущать и контролировать свои мысли
5.
В детском учреждении применяется
адаптированный, специальный комплекс под названием «Баба Яга». Цели:
Развивает умение управлять своим телом, дыханием. Освобождает от стресса
или напряжения, приносит расслабление, умиротворённость, открытость к
внешнему миру. Мышечная и психологическая релаксация.
Танцевальная терапия. Средство самовыражения. В основе танцевальной
терапии лежит убеждение в том, что наша манера двигаться отражает наши
личностные особенности, т.е. существует прямая связь между состоянием
нашей души, разумом и движениями. Основной акцент делается на
спонтанность, техника танцевальных движений не учитывается и не важна,
главное здесь самовыражение. Приводит к свободе выразительности
движений. Так же укрепляет силы как на психическом, так и на физическом
уровне. Даёт заряд бодрости и энергии.
Формы, виды Упражнений.
Сочинить свой танец.
1.
2.
Танец на тему: «Течение воды», «Полёт бабочки».
3.
Свободный танец с закрытыми глазами и др.
Безусловно, круг проблем, касающихся коррекции эмоциональноволевой
сферы ребенка с ОВЗ, очень широк. Основной задачей коррекционной работы
становится обучение ребенка правильным проявлениям своих чувств,
адекватным формам реагирования на различные ситуации и явления внешней
среды в процессе взаимодействия с окружающим миром. При этом
необходимо учитывать тот факт, что ребенку нужен динамизм эмоций, их
разнообразие, т.к. изобилие однотипных положительных эмоций рано или
поздно вызывает скуку. А бурные, аффективные реакции, как правило,
являются результатом длительного зажима эмоций.
Причины и профилактика эмоциональных срывов у детей с ОВЗ.
Причины и профилактика эмоциональных срывов у детей с ОВЗ.
Причины и профилактика эмоциональных срывов у детей с ОВЗ.
Причины и профилактика эмоциональных срывов у детей с ОВЗ.
Причины и профилактика эмоциональных срывов у детей с ОВЗ.
Причины и профилактика эмоциональных срывов у детей с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.