ПРИЧИНЫ И ВИДЫ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Речевой аппарат человека условно принято делить на два отдела: центральный и периферический. Центральный отдел речедвигательного анализатора подразделяется на две части – воспринимающую и двигательную. К периферическому отделу речедвигательного анализатора относятся органы дыхания, голосообразования и артикуляции. Артикуляционный отдел речевого аппарата располагается в так называемой надставной трубке (полости рта и носоглотки). Основными органами артикуляции являются язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твердое небо. Наиболее активный орган артикуляции язык, являясь самым подвижным из всех перечисленных органов, способен занимать в ротовой полости самые разнообразные положения, образуя сближение или полное смыкание с менее подвижными органами артикуляции. Благодаря этому и образуются конкретные звуки речи, придающие ей членораздельность.
Иконка файла материала ПРИЧИНЫ И ВИДЫ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.doc
ПРИЧИНЫ И ВИДЫ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Речевой аппарат человека условно принято делить на два отдела: центральный и   периферический.   Центральный   отдел   речедвигательного   анализатора подразделяется на две части – воспринимающую и двигательную. К периферическому отделу речедвигательного анализатора относятся органы дыхания, голосообразования и артикуляции. Артикуляционный отдел речевого аппарата располагается в так называемой надставной трубке (полости рта и носоглотки). Основными   органами   артикуляции   являются   язык,   губы,   зубы,   верхняя   и нижняя   челюсти,   мягкое   и   твердое   небо.   Наиболее   активный   орган артикуляции язык, являясь самым подвижным из всех перечисленных органов, способен   занимать   в   ротовой   полости   самые   разнообразные   положения, образуя   сближение   или   полное   смыкание   с   менее   подвижными   органами артикуляции.   Благодаря   этому   и   образуются   конкретные   звуки   речи, придающие   ей   членораздельность.   Т.е.   не   только   при   наличии   дефектов   в строении   челюстей,   зубов,   языка,   но   и   при   недостаточной   подвижности последнего нормальное артикулирвание речи будет затруднено. При дефектах в   строении   твердого   и   мягкого   неба   будет   нарушено   нормальное взаимодействие   ротового   и   носового   резонаторов,   что   помимо   дефектов звукопроизношения приведет к расстройству голосовой функции. Для выявления возможных причин аномалий в строении артикуляционного аппарата   необходимо   провести   внимательный   осмотр   ребенка   с   учетом следующих данных: 1. На   состояние   артикуляцинного   аппарата   большое   влияние   могут оказывать   неблагоприятная   наследственность   и   неправильный   образ жизни   родителей.   По   наследству   могут   передаваться   особенности артикуляционных   органов,   в   частности,   диастема,   короткая   уздечкаязыка, наличие расщелин твердого неба, недоразвитие или чрезмерное развитие челюстей. 2. Течение беременности первой и второй половины. 3. Осложнения при родах. 4. Доношенным или недоношенным родился ребенок. 5. До   какого   возраста   ребенка   происходило   грудное   вскармливание,   с какого – искусственное, кормление из ложки и питье из чашки. С какого месяца   ребенок   начал   принимать   жесткую   пищу.   Неправильное кормление отражается в последующем на формировании жевательных и глотательных функций. 6. Какие заболевания перенес ребенок в первый год жизни и состоит ли на учете у педиатра. 7. Внешний осмотр: o прежде   всего   определяется   динамика   физического   развития. Скачки   роста.   Физически   недоразвитые   дети   чаще   подвержены простудным   заболеваниям,   они   вялые,   страдают   отсутствием аппетита, ранней потерей зубов по поводу кариеса и отставанием в развитии нижней челюсти; o выявляются   особенности   строения   лица:   пропорциональность, симметричность   или   ассиметричность   (отмечается   при   косом прикусе);   выраженность   носогубных   складок   при   недоразвитии верхней челюсти и их сглаженность o когда верхняя челюсть более развита, чем нижняя; выраженность подбородочной   складки   наблюдается   при   недоразвитии   нижней челюсти (дистальный прикус) и ее сглаженность o при   более   сильном   развитии   нижней   челюсти   по   сравнению   с верхней (мезиальный прикус); 8. Вредные   привычки.   Многие   родители   считают,   что   неровные   зубы   у ребенка   –   результат   наследственности,   тогда   как   в   70%   случаеввиновником являются вредные привычки, которые ведут к нарушению функций зубочелюстной системы.  9. Вредные   привычки   формируются   в   возрасте   до   1,5  лет,   реже   в дошкольном и младшем школьном возрасте, часто развиваются у детей, склонных   к   депрессии.   И   если   уж   вредная   привычка   уже сформировалась, родители должны вести борьбу с ней, а не с ребенком, затрачивая   на   ее   преодоление   столько   же   времени,   сколько   она закреплялась.  К   вредным   привычкам   относятся   сосание   пальцев,   языка,   щеки, предметов, прикусывание губ и щек, ротовое дыхание, привычка давить языком на зубы, неправильная речевая артикуляция; зафиксированные позотонические   рефлексы,   определяющие   неправильное   положение частей тела в покое – нарушение осанки, неправильная поза тела или подкладывание кулачка под щеку во время сна, запрокидывание головы. В результате чаще наблюдаются чрезмерное развитие верхней челюсти, сужение челюстей в боковых участках, открытый прикус. 10.Исследование   функций   дыхания,   глотания,   жевания,   речи,   т.к.   они влияют на формирование зубочелюстной системы. Отклонения же от нормы   в   той   или   иной   функции   ведут   не   только   к   неправильному формированию прикуса, но и отражаются на здоровье ребенка в целом. Функция   дыхания   играет   далеко   не   последнюю   роль   в   формировании зубочелюстной   системы.   Затрудненное   прохождение   струи   воздуха   через носовые ходы развивает ротовое или смешанное дыхание. Ротовое дыхание относится к вредным привычкам только потому, что ребенок может дышать носом,   но   он   отвык   от   этого   в   силу   частых   простудных   заболеваний. Клинические   признаки:   рот   постоянно   полуоткрыт,   при   дыхании   заметно напряжение   крыльев   носа,   изменение   конфигурации   ноздрей,   в   состоянии физиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. У такихдетей узкие плечи, впалая грудь, бледность щек, они часто облизывают губы, в результате чего у них может развивается хейлит. При ротовом дыхании изменяется и форма верхней челюсти: она сужена в боковых участках. Одновременно с сужением челюсти изменяется и форма носовых ходов, искривляется носовая перегородка, и эти деформации, в свою очередь,   поддерживают   привычку   к   ротовому   дыханию,   что   ведет   к изменению тембра голоса. Нарушается   дыхательная   функция   и   при   увеличенном   размере   аденоидов, после удаления которых у многих детей, тем не менее, сохраняется привычка дышать через рот, развивается ринолалия. Такие дети должны проходить курс лечения у логопеда и ортодонта до тех пор, пока не научатся дышать через нос.   В   противном   случае   неправильный   тип   дыхания   приведет   к   тяжким последствиям:   у   ребенка   формируется   аденоидный   тип   лица,  характерный удлинением овала лица узкими ноздрями, широкой переносицей, несмыканием губ и их сухостью, недоразвитием нижней челюсти, нередко у таких детей появляется   двойной   подбородок.   Из­за   опущения   языка   и   ослабления диафрагмы   полости   рта,   смещения   языка   кзади   и   вниз   нарушается артикуляция. Если не проявить заботу о ребенке, то ротовое дыхание станет причиной развития более выраженных аномалий зубочелюстной системы. На   формирование   зубочелюстной   системы   большое   влияние   оказывают   и функции глотания и жевания. Поэтому родители должны помнить об этом уже   с   момента   применения   искусственного   вскармливания   ребенка   и соблюдать ряд правил при этом:  а)   при   искусственном   вскармливании соска   должна   быть   надета   на бутылку с широким горлышком, иметь три маленьких отверстия и быть упругой;  б) бутылочку необходимо держать под углом в 45 градусов и не опирать ее на нижнюю челюсть ребенка;  в) брать ребенка на руки, держать преимущественно в одной позе и так, как при кормлении грудью; г)   своевременно   переходить   на   кормление   твердой   пищей,   согласно рекомендациям педиатра;  д) при кормлении с ложки её следует подносить к губам ребенка, а не вводить непосредственно в рот. Малыш должен тянуться к ложке, это движение – своего рода тренировка мышц челюстей. Ложка для ребенка в возрасте одного года должна быть основным столовым прибором.