Речевой аппарат человека условно принято делить на два отдела: центральный и периферический. Центральный отдел речедвигательного анализатора подразделяется на две части – воспринимающую и двигательную.
К периферическому отделу речедвигательного анализатора относятся органы дыхания, голосообразования и артикуляции.
Артикуляционный отдел речевого аппарата располагается в так называемой надставной трубке (полости рта и носоглотки).
Основными органами артикуляции являются язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твердое небо. Наиболее активный орган артикуляции язык, являясь самым подвижным из всех перечисленных органов, способен занимать в ротовой полости самые разнообразные положения, образуя сближение или полное смыкание с менее подвижными органами артикуляции. Благодаря этому и образуются конкретные звуки речи, придающие ей членораздельность.
ПРИЧИНЫ И ВИДЫ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речевой аппарат человека условно принято делить на два отдела: центральный
и периферический. Центральный отдел речедвигательного анализатора
подразделяется на две части – воспринимающую и двигательную.
К периферическому отделу речедвигательного анализатора относятся органы
дыхания, голосообразования и артикуляции.
Артикуляционный отдел речевого аппарата располагается в так называемой
надставной трубке (полости рта и носоглотки).
Основными органами артикуляции являются язык, губы, зубы, верхняя и
нижняя челюсти, мягкое и твердое небо. Наиболее активный орган
артикуляции язык, являясь самым подвижным из всех перечисленных органов,
способен занимать в ротовой полости самые разнообразные положения,
образуя сближение или полное смыкание с менее подвижными органами
артикуляции. Благодаря этому и образуются конкретные звуки речи,
придающие ей членораздельность. Т.е. не только при наличии дефектов в
строении челюстей, зубов, языка, но и при недостаточной подвижности
последнего нормальное артикулирвание речи будет затруднено. При дефектах
в строении твердого и мягкого неба будет нарушено нормальное
взаимодействие ротового и носового резонаторов, что помимо дефектов
звукопроизношения приведет к расстройству голосовой функции.
Для выявления возможных причин аномалий в строении артикуляционного
аппарата необходимо провести внимательный осмотр ребенка с учетом
следующих данных:
1. На состояние артикуляцинного аппарата большое влияние могут
оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ
жизни родителей. По наследству могут передаваться особенности
артикуляционных органов, в частности, диастема, короткая уздечкаязыка, наличие расщелин твердого неба, недоразвитие или чрезмерное
развитие челюстей.
2. Течение беременности первой и второй половины.
3. Осложнения при родах.
4. Доношенным или недоношенным родился ребенок.
5. До какого возраста ребенка происходило грудное вскармливание, с
какого – искусственное, кормление из ложки и питье из чашки. С какого
месяца ребенок начал принимать жесткую пищу. Неправильное
кормление отражается в последующем на формировании жевательных и
глотательных функций.
6. Какие заболевания перенес ребенок в первый год жизни и состоит ли на
учете у педиатра.
7. Внешний осмотр:
o прежде всего определяется динамика физического развития.
Скачки роста. Физически недоразвитые дети чаще подвержены
простудным заболеваниям, они вялые, страдают отсутствием
аппетита, ранней потерей зубов по поводу кариеса и отставанием
в развитии нижней челюсти;
o выявляются особенности строения лица: пропорциональность,
симметричность или ассиметричность (отмечается при косом
прикусе); выраженность носогубных складок при недоразвитии
верхней челюсти и их сглаженность
o когда верхняя челюсть более развита, чем нижняя; выраженность
подбородочной складки наблюдается при недоразвитии нижней
челюсти (дистальный прикус) и ее сглаженность
o при более сильном развитии нижней челюсти по сравнению с
верхней (мезиальный прикус);
8. Вредные привычки. Многие родители считают, что неровные зубы у
ребенка – результат наследственности, тогда как в 70% случаеввиновником являются вредные привычки, которые ведут к нарушению
функций зубочелюстной системы.
9. Вредные привычки формируются в возрасте до 1,5 лет, реже в
дошкольном и младшем школьном возрасте, часто развиваются у детей,
склонных к депрессии. И если уж вредная привычка уже
сформировалась, родители должны вести борьбу с ней, а не с ребенком,
затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она
закреплялась.
К вредным привычкам относятся сосание пальцев, языка, щеки,
предметов, прикусывание губ и щек, ротовое дыхание, привычка давить
языком на зубы, неправильная речевая артикуляция; зафиксированные
позотонические рефлексы, определяющие неправильное положение
частей тела в покое – нарушение осанки, неправильная поза тела или
подкладывание кулачка под щеку во время сна, запрокидывание головы.
В результате чаще наблюдаются чрезмерное развитие верхней челюсти,
сужение челюстей в боковых участках, открытый прикус.
10.Исследование функций дыхания, глотания, жевания, речи, т.к. они
влияют на формирование зубочелюстной системы. Отклонения же от
нормы в той или иной функции ведут не только к неправильному
формированию прикуса, но и отражаются на здоровье ребенка в целом.
Функция дыхания играет далеко не последнюю роль в формировании
зубочелюстной системы. Затрудненное прохождение струи воздуха через
носовые ходы развивает ротовое или смешанное дыхание. Ротовое дыхание
относится к вредным привычкам только потому, что ребенок может дышать
носом, но он отвык от этого в силу частых простудных заболеваний.
Клинические признаки: рот постоянно полуоткрыт, при дыхании заметно
напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состоянии
физиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. У такихдетей узкие плечи, впалая грудь, бледность щек, они часто облизывают губы, в
результате чего у них может развивается хейлит.
При ротовом дыхании изменяется и форма верхней челюсти: она сужена в
боковых участках. Одновременно с сужением челюсти изменяется и форма
носовых ходов, искривляется носовая перегородка, и эти деформации, в свою
очередь, поддерживают привычку к ротовому дыханию, что ведет к
изменению тембра голоса.
Нарушается дыхательная функция и при увеличенном размере аденоидов,
после удаления которых у многих детей, тем не менее, сохраняется привычка
дышать через рот, развивается ринолалия. Такие дети должны проходить курс
лечения у логопеда и ортодонта до тех пор, пока не научатся дышать через
нос. В противном случае неправильный тип дыхания приведет к тяжким
последствиям: у ребенка формируется аденоидный тип лица, характерный
удлинением овала лица узкими ноздрями, широкой переносицей, несмыканием
губ и их сухостью, недоразвитием нижней челюсти, нередко у таких детей
появляется двойной подбородок. Изза опущения языка и ослабления
диафрагмы полости рта, смещения языка кзади и вниз нарушается
артикуляция. Если не проявить заботу о ребенке, то ротовое дыхание станет
причиной развития более выраженных аномалий зубочелюстной системы.
На формирование зубочелюстной системы большое влияние оказывают и
функции глотания и жевания. Поэтому родители должны помнить об этом
уже с момента применения искусственного вскармливания ребенка и
соблюдать ряд правил при этом:
а) при искусственном вскармливании соска должна быть надета на
бутылку с широким горлышком, иметь три маленьких отверстия и быть
упругой;
б) бутылочку необходимо держать под углом в 45 градусов и не опирать
ее на нижнюю челюсть ребенка;
в) брать ребенка на руки, держать преимущественно в одной позе и так,
как при кормлении грудью;
г) своевременно переходить на кормление твердой пищей, согласно
рекомендациям педиатра;
д) при кормлении с ложки её следует подносить к губам ребенка, а не
вводить непосредственно в рот. Малыш должен тянуться к ложке, это
движение – своего рода тренировка мышц челюстей. Ложка для ребенка
в возрасте одного года должна быть основным столовым прибором.