Введение
Начало французского Возрождения относится к середине XV века, когда было завершено политическое объединение страны. Французский Ренессанс носил характер придворной культуры.
Первый крупный художник французского
Возрождения – Жан Фуке (ок.1420-1481),
придворный живописец Карла VII и
Людовика XI . И в портретах и религиозных композициях тщательность письма сочетается с монументальностью.
Многочисленные замки по рекам Луаре и Шер – свидетельства освобождения от готической
традиции и применения ренессансных форм в архитектуре. Хотя замки на Луаре ещё внешне
похожи на средневековые, их внутренний декор – ренессансный, даже скорее
маньеристический.
XVI век – расцвет французского портрета. В этом жанре особенно прославился живописец
Жан Клуэ (ок.1485/88-1541), придворный художник Франциска I, окружение которого, как и
самого короля, он увековечил в своей портретной галерее. Победа ренессансного
мироощущения во французской пластике связана с именем Жана Гужона (ок.1510-1566/68).
Самое известное его произведение – рельефы фонтана невинных в Париже. Легкие, стройные
фигуры пронизаны поэзией и сдержанны по форме. Чувство изящества, гармонии, тонкость
вкуса неизменно связаны с французским искусством. В творчестве Жермена Пилона (1535-1590)
вместо идеально прекрасных образов возникают образы жизненные, драматические.
Экспрессивность его искусства типична для позднего Ренессанса и свидетельствует о
надвигающемся конце ренессансной эпохи во Франции.
Вернуться
Основное понятие Ренессанса
Возрождение, или Ренессанс ( фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Отличительная черта эпохи возрождения – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его
деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.
Вернуться
Периоды эпохи
Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании,
Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, непроизводя, впрочем, ничего особенно замечательного.
Вернуться
Деятели
Сфера его творчества
Поэзия
Наиболее известные произведения «Божественная комедия»
В чем проявилось своеобразие творчества
Произведение написано на итальянском языке, а не на латыни. В центре поэмы — человеческие страдания и радости
Данте Алигьери
(1265—1321)
Джотто
(1266/67—1337)
Сфера его творчества
Живопись, архитектура
Наиболее известные произведения
Фреска «Поцелуй Иуды», колокольня во Флоренции
В чем проявилось своеобразие творчества
Превратил живопись в самостоятельный вид искусства.
Изображение библейских персонажей, охваченных
человеческими чувствами и страстями
Вернуться
Высокое возрождение
Второй период Возрождения -время самого пышного развития его
стиля принято называть«Высоким Возрождением», оно простирается
в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр
тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим,
благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека
честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему
двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и
важными работами и дававшего собой другим пример любви к
художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим
становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся
множество монументальных зданий, исполняются великолепные
скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор
считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли
искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно
действуя друг на друга.
Вернуться
Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с
большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство
водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление
предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания
искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их
самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью
фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что
считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.
Рафаэль «Сикстинская мадонна»
Леонардо да Винчи
«Мона Лиза»
Вернуться
Поэзия
Основоположником новой французской поэзии стал Клеман Маро — талантливейший поэт тех десятилетий. Маро вернулся из Италии, получив тяжёлые ранения в битве при Павии. Хромой и нищий калека,
он по доносу был брошен в тюрьму и был бы казнён, если бы не заступничество Маргариты. Он изучал античную философию, был очень близок к королевскому двору и литературному кружку Маргариты Наваррской. Он стал автором многих эпиграмм и песенок. Вольнодумные
произведения не прошли даром для поэта. Дважды он бежал из Франции. Последние дни поэта закончились в Турине, а многие его стихи Сорбоннавнесла в список запрещённых. В своём творчестве Маро стремился преодолеть итальянское влияние, придать стихам национальную окраску, «галльский блеск». Маргарита Наваррская очень рано стала покровительницей и центром
притяжения кружка передовых мыслителей и поэтов. К ней был близок Клеман Маро. В её окружение входил остроумный писатель Франсуа Рабле, посвятивший
ей третью книгу «Гаргантюа и Пантагрюэля». Один из наиболее смелых умов первой половины века, Бонавантюр Деперье, в 1536—1541 годах состоял при Маргарите секретарём.
Клеман Маро
Вернуться
Именно в это время он создал свой «Кимвал мира» и сборник озорных новелл «Новые забавы и весёлые разговоры». Секретарём Маргариты был также Антуан Ле Масон, сделавший в 1545 году новый перевод «Декамерона».
Значительным явлением для французской литературы было и творчество Маргариты Наваррской, которой принадлежит большое число стихотворных произведений, отразивших духовные искания её эпохи. Главное наследие Маргариты — сборник из 72 новелл под названием «Гептамерон», то есть
«Семидневные». Вероятно, основная часть этого произведения была написана между 1542 и 1547 годами, в период, когда Маргарита была очень далека от забот парижского двора, от «большой» политики её брата, погружённая в «малую»
политику её крошечного королевства и в семейные дела. По свидетельствам современников, она сочиняла свои новеллы, путешествуя по своим землям в носилках. «Гептамерон» Маргариты Наваррской показывает осознание трагических противоречий между человеческими идеалами и реальной жизнью.
Луиза Лабе
Вернуться
Проза
Пожалуй, одним из самых известных произведений французского Возрождения
является книга Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Рабле был одарённым человеком, и его талант особенно проявился в сочинительстве. Рабле очень много путешествовал, знал нравы и крестьян, и ремесленников, и монахов, и дворян. Он был знатоком простонародной речи. В своём замечательном и единственном романе он дал блестящую сатиру на людей своего времени.
Наряду с этим, литература французского Возрождения впитывала в себя и лучшие образцы устного народного творчества. Она отражала черты, присущие талантливому и свободолюбивому французскому народу: его весёлый нрав, смелость, трудолюбие и тонкий юмор.Среди авторов позднего французского Ренессанса следует, прежде всего, назвать философа и публициста Мишеля де Монтеня, писателя и мемуариста Пьера де Бурдейля Брантома, а также историка и поэта Теодора Агриппу Д’Обинье.
Титул издания второй книги
«Гаргантюа и Пантагрюэля»,
Лион, 1571.
Вернуться
Выводы
Итак, в конце мы можем сказать, что в эпоху Ренессанса наступил
невиданный ранее рассвет искусства, который возник в виде отблеска
классической древности в стиле ампир. На основе культуры Ренессанса возникло множество стилистических ответвлений, благодаря которым появлялись новые произведения искусства в области живописи, архитектуры и скульптуры.
Вернуться
Список использованной литературы
Источник
Большая Советская Энциклопедия
Ссылки
Виртуальная галерея живописи художников итальянского Возрождения
Виртуальная галерея живописи художников Северного Ренессанса
Шедевры архитектуры и скульптуры Эпохи Возрождения
Сайт, посвященный творчеству Микеланджело
Society for Renaissance Studies
Литература
Искусство раннего Возрождения — М.: Искусство, 1980. — 257 с.
История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с. Яйленко Е. В.
Итальянское Возрождение — ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.
М.Л.Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения //
Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84-97.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.