Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах
Оценка 4.6

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Оценка 4.6
pptx
25.01.2020
Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах
Масляева_О. Презентация.pptx

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» Педагогический факультет Кафедра теории и методики начального образования  

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМА «КЛАСТЕР»

Шадринск - 2019

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

АКТУАЛЬНОСТЬ

Современное общество требует от образования воспитания компетентной и активной личности. Чтобы стать успешным учеником, недостаточно обладать определенной суммой знаний в той или иной области. Важно, чтобы ребенок, который оканчивает школу и вступает во взрослую жизнь, не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, высказать свое мнение по определенной проблеме, мог участвовать в дискуссии, находить аргументы и контраргументы. В центре внимания современного образования должны быть не только учебные предметы, а так же различные виды деятельности, развивающие мышление школьника. Общая цель образования сегодня – это воспитание культуры личности, составляющие которой: культура мышления, культура общения и поведения.
Актуальность применения данного приема в начальных классах обусловливается тем, что при использовании его в обучении, материал представляется лаконично и логично, с соблюдением взаимосвязей. Прием «Кластер» необходим при обучении младших школьников также в силу того, что у детей преобладает наглядно образное мышление. При представлении им информации в виде кластера-схемы, уровень запоминания становится намного выше, а также при самостоятельном составлении детьми кластеров по предложенным темам, у них в памяти сохраняются важные моменты: основные определения, формы, виды тех или иных понятий.

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Целью исследования является изучение теоретических и методических аспектов развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка посредством приема «Кластер».

Задачи исследования:
Изучить критическое мышление, его понятие, специфику.
Охарактеризовать приемы развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка.
Исследовать использование кластеров на уроках русского языка для развития критического мышления младших школьников.
Обобщить опыт учителей начальных классов по исследуемой проблеме.
Разработать кластеры, способствующие развитию критического мышления младших школьников на уроках русского языка.

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования является процесс обучения младших школьников русскому языку.

Предметом исследования является развитие критического мышления младших школьников на уроках русского языка посредством приема «Кластер».

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Младший школьный возраст – значимый период в жизни человека. Именно в этом возрасте ребенок познаёт мир, учится с ним взаимодействовать, обнаруживает и развивает свои способности. Очень важно с первых лет жизни учить ребёнка мыслить критически, то есть формировать собственное мнение, и принимать взвешенные решения на основе полученной информации.

Особый вид мышления, фундамент которого нужно закладывать как можно раньше, ещё в дошкольный период, – критическое. Это сложный мыслительный процесс, который включает в себя получение ребёнком информации, обдуманное решение и формирование собственного отношения. Это способность выносить суждения о том, насколько идея или действие соответствуют здравому смыслу или реальности, умение ставить под сомнение поступающую информацию, убеждения.

В настоящее время возрастает актуальность формирования критического мышления и у младших школьников. Это означает, что обучение должно носить проблемный характер, то есть учащиеся должны иметь возможность самостоятельно открывать знание и четко понимать, для чего оно им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных проблем.




Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Критическое мышление младших школьников: понятие, специфика

О.М. Деменюк считает умение критически мыслить свойственно ученику, постоянно работающему над собой.
Г.К. Селевко считает, что критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю
Б. Мур и Р. Паркер под критическим мышлением понимают тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения, то есть должны ли они его принять, отвергнуть, отложить, учитывается степень уверенности, с которой это делается.

Большинство приводимых определений узки и не выявляют всех признаков определяемого понятия. В них рассматриваются лишь отдельные стороны понятия «критическое мышление». Определённые условия и подходы развивают критическое мышление младших школьников. Если учащиеся располагают временем и возможностью практики в критическом мышлении, поощряются учителем в ходе учебного процесса, в классе создана атмосфера, в которой нет насмешек и иронии над чьи-либо мнением, принимаются разнообразные идеи и мнения, тогда происходит формирование нового стиля мышления, которому характерны рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка:

«Мозговой штурм» – креативное вырабатывание идей.
«Инсерт» – чтение текста с пометками.
«Бортовой журнал».
«Ролевая игра» – инсценировка.
«Корзина идей».
«СИНКВЕЙН» – пятистишие.
«Толстый и тонкий вопросы» – фактический ответ и ответ
обстоятельный, развернутый.
«Верные и неверные утверждения».
«Кластер» – «гроздь винограда», составление информационной
карты в графическом виде.
Перепутанные логические цепочки.
«Двухчастный дневник» – дневник состоит из двух частей:
цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается
внимание на цитаты, которые заставляют задуматься.
«ЗХУ» – таблица «Знаю», «Хочу узнать, «Узнал».
«Продвинутая лекция» – лекция с активным участием учащихся.
Взаимоопрос – взаимоопрос учителя и учеников.
Ассоциации.
Ромашка Блума

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Использование кластеров на уроках русского языка для развития критического мышления младших школьников

Одним из приемов, способствующих развитию мыслительной деятельности младших школьников, является «Кластер». Он широко применяется учителями при изучении дисциплины «Русский язык», ввиду своей наглядности и простоты восприятия.
Е.В. Белоглазова считает, кластер – это прием, основывающийся на графической организации информации, в которой выделяются главные смысловые моменты, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними.
В начальных классах прием «Кластер» может применяться на всех этапах урока русского языка: как способ актуализации знаний учащихся, как способ направить эти знания в нужное русло, и как способ организации размышления над полученными знаниями.
На этапе вызова учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них уже имеются, а также все ассоциации и предположения.
На этапе осмысления кластер позволяет структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.
Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправление неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно- следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ КЛАСТЕРОВ

Используя прием «Кластер» на уроке русского языка, можно применять абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся.

Оформление кластера зависит от того, каким способом учитель организовал урок. Составляя кластер, лучше всего использовать разноцветный мел, ручки, карандаши, маркеры или фломастеры. Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упростить процесс систематизации и классификации информации.

В зависимости от планируемых результатов урока учитель объясняет младшим школьникам определенный способ оформления кластера – графический или художественный.

Младшие школьники могут составлять как сжатые, так и развернутые кластеры.

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

ВИДЫ КЛАСТЕРОВ:

Классический кластер.
Кластер (гроздья).
Бумажный кластер.
Кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов (арт-кластер).
Обратный кластер.

Наиболее популярные подвиды кластера:

«Фишбоун»
«Планета и её спутники»
Блок-схема.

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Обобщение опыта учителей начальных классов по исследуемой проблеме

Нами изучен опыт учителей в использовании приема «Кластер» на уроках русского языка.
П.В. Абдуллина считает, что одним из приемов повторения и систематизации знаний является «Кластер».При составлении кластера учитель предлагает учащимся расположить материал по принципу «от простого к сложному». Таким образом, в работу вовлечен весь класс, учащиеся с удовольствием отвечают на поставленные вопросы, дополняют ответы друг друга.

Фонетический разбор

гласные

согласные

ударные

безударные

Звуки ь/ъ

звонкие/глухие

мягкие/твердые

Парные/непарные

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

При составлении кластера на тему «Члены предложения», М.З. Захарова также предлагается использовать вместо названий графические обозначения, чтобы не тратить время и облегчить работу.







Члены предложения

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

подлежащее

сказуемое

обстоятельство

дополнение

определение

С нашей точки зрения, данный прием весьма эффективен на уроках русского языка при изучении нового материала, а также для повторения ранее пройденного. Он позволяет за один урок систематизировать уже имеющиеся знания у школьников, восполнить пробелы, проявить критичность мышления.

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Разработка кластеров, способствующих развитию критического мышления младших школьников на уроках русского языка

Раздел «Язык и речь»





Речь

Собственно внутренняя речь

внешняя

письменная

Внутреннее проговаривание

внутренняя

устная

Виды речи

Раздел «Текст. Предложение. Словосочетание». Тема «Словосочетание».

Словосочетания

согласование

примыкание

управление

Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже

Зависимость слова выражается лексически, образуется при помощи наречий, инфинитивов и деепричастий

Умная девочка

Зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа

Зависеть от родителей

Громко читать стихи

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Раздел «Слово в языке и речи». Тема «Части речи».

Части речи

междометия

самостоятельные

служебные

неизменяемые

изменяемые

наречие

глагольные

именные

глагол

причастие

деепричастие

существительное

прилагательное

числительное

местоимение

союз

частица

предлог

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая, что в начальных классах формируются важные основы развития личности, мы считаем необходимым начинать формирование критического мышления уже с младшего школьного возраста. Анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме свидетельствует о недостаточном уровне развития критического мышления. Учащимся начальных классов не достаточно доступны такие мыслительные операции, как умение самостоятельно добывать знания, продвигаться от конкретного – к общему, способность к умозаключениям, сравнение и т.д.
Критическое мышление учащегося младших классов является фактором его функционирования и развития, поэтому проблема формирования критического мышления у учащихся приобретает особое значение.
Графические приемы организации учебного материала можно использовать на любой стадии урока, что дает положительный эффект для формирования критического мышления младших школьников.
Одним из приемов, развивающих критическое мышление младших школьников, является «Кластер». Он помогает решить одну из основных причин снижения учебной мотивации – неумение учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Этот прием помогает наглядно и понятно представить логику изложения изучаемой темы. Визуальное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация. Разрабатывая кластер, младшие школьники учатся конкретизировать направление развития темы.


Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

Прием "Кластер" на уроках русского языка в начальных классах

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020