Приемы формирования познавательных УУД
Оценка 4.9

Приемы формирования познавательных УУД

Оценка 4.9
doc
14.10.2021
Приемы формирования познавательных УУД
Приёмы формирования познавательных учебных действий.doc

Педагогические чтения. 10.11.2014г

Приёмы формирования познавательных учебных действий на уроках биологии.

5 класс. Тема: «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

Учитель биологии: Смолина ИВ

В блоке познавательных УД выделяется группа общеучебных универсальных действий, первое из которых формулирование цели. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.

Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники. По-прежнему важным и надежным источником информации является учебники. В ходе обучения биологии я использую разнообразные приемы работы с текстом учебника:

- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке;

- уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);

- поставь вопросы к данному абзацу;

- составь суждение по тексту параграфа;

- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;

- расскажи по опорным словам (разверни информацию);

- заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы;

- создай таблицу (сверни информацию) по теме;

- составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);

- составь набор понятий темы;

- составь предложения по теме, используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”;

- зашифруй понятия темы в символы, систему или последовательность символов;

- составь разные предложения с одним и тем же понятием.

Для формирования и развития умения “свертывания” информации я использую алгоритм составления схемы:

- Запишите тему, выделите ключевые слова.

- Найдите основные разделы текста, дайте им названия.

- Установите взаимосвязи (поставьте стрелки, составьте блоки).

- Приведите примеры.

Слайд 2.

Вот какие задания я использую для формирования и диагностики познавательных учебных действий: найди отличия; на что похоже; найди лишнее; пройди лабиринт; составь логическую цепочку; предложи хитроумные решения; составь схему-опору или схематическую модель с выделением характеристики данного объекта; преобразуйте текстовую информацию в табличную; составьте диаграмму к тексту.

Познавательные УД возможно формировать на всех этапах урока.

Слайд 3.

-На этапе мотивации:

Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?

Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?

Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?

Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?

УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

 

 

Слайд 4.

- На этапе формулирования темы урока и постановки цели:

В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.

- Что же это за существа?

- Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?

- Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?

- Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

Слайд 5.

- На этапе открытия нового знания:

Рассмотрите микропрепараты клетки растений и клетки бактерии. Сравните клетки растений и бактерий. В чем их отличие?

- Найдите определение в учебнике, как называются клетки, в которых отсутствует ядро?

- Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?

УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников.

 

Слайд 6.

На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).

Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер:

http://festival.1september.ru/articles/632374/img2.gif

УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму:

 

Слайд 7.

В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий

В 1 г воды – 6 тысяч бактерий

Демонстрация ресурса “Размножение бактерий”

Почему их так много?

Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий.

УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

 

Слайд 8.

Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.

Задание: прочитайте 2 абзац на стр. 41 и подумайте:

Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических веществ?

Откуда получают органические вещества остальные бактерии?

Как называются эти бактерии?

Закончите схему:

http://festival.1september.ru/articles/632374/img1.gif

УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

 

Слайд 9.

- На этапе закрепления знаний:

Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.

1.                  Бактерии называют микроорганизмами, потому что...

2.                  Бактерии, имеющие округлую форму называются...

3.                  Клетки, в которых отсутствует ядро...

4.                  Бактерии размножаются путем...

5.                  Бациллами называют бактерии, у которых...

6.                  Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических...

Слайд 10.

Задание: соотнесите определения с изученными терминами и понятиями.

А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) паразиты

1) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред

2) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества

3) Бактерии, способные к фотосинтезу

УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

 

Слайд 11.

- На этапе рефлексии:

Закончите любое предложение:

1) Больше всего мне понравилось...

2) Самым сложным для меня сегодня было...

3)  Сегодня на уроке я почувствовал …

4)  Сегодня я понял...

5) Сегодня я научился...

6) Сегодня я задумался....

7) Сегодняшний урок показал мне

8) На будущее мне надо иметь в виду

УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

 

Овладение обучающимися позновательными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то естьумения учиться.


Педагогические чтения. 10.11.2014г

Педагогические чтения. 10.11.2014г

Слайд 4. - На этапе формулирования темы урока и постановки цели:

Слайд 4. - На этапе формулирования темы урока и постановки цели:

Слайд 9. - На этапе закрепления знаний:

Слайд 9. - На этапе закрепления знаний:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021