Педагогические чтения. 10.11.2014г
Приёмы формирования познавательных учебных действий на уроках биологии.
5 класс. Тема: «Бактерии: строение и жизнедеятельность»
Учитель биологии: Смолина ИВ
В блоке познавательных УД выделяется группа общеучебных универсальных действий, первое из которых - формулирование цели. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.
Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники. По-прежнему важным и надежным источником информации является учебники. В ходе обучения биологии я использую разнообразные приемы работы с текстом учебника:
- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке;
- уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);
- поставь вопросы к данному абзацу;
- составь суждение по тексту параграфа;
- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
- расскажи по опорным словам (разверни информацию);
- заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы;
- создай таблицу (сверни информацию) по теме;
- составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);
- составь набор понятий темы;
- составь предложения по теме, используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”;
- зашифруй понятия темы в символы, систему или последовательность символов;
- составь разные предложения с одним и тем же понятием.
Для формирования и развития умения “свертывания” информации я использую алгоритм составления схемы:
- Запишите тему, выделите ключевые слова.
- Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
- Установите взаимосвязи (поставьте стрелки, составьте блоки).
- Приведите примеры.
Слайд 2.
Вот какие задания я использую для формирования и диагностики познавательных учебных действий: найди отличия; на что похоже; найди лишнее; пройди лабиринт; составь логическую цепочку; предложи хитроумные решения; составь схему-опору или схематическую модель с выделением характеристики данного объекта; преобразуйте текстовую информацию в табличную; составьте диаграмму к тексту.
Познавательные УД возможно формировать на всех этапах урока.
Слайд 3.
-На этапе мотивации:
Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?
Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?
Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?
Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?
УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Слайд 4.
- На этапе формулирования темы урока и постановки цели:
В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.
- Что же это за существа?
- Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?
- Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?
- Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.
УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
Слайд 5.
- На этапе открытия нового знания:
Рассмотрите микропрепараты клетки растений и клетки бактерии. Сравните клетки растений и бактерий. В чем их отличие?
- Найдите определение в учебнике, как называются клетки, в которых отсутствует ядро?
- Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?
УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников.
Слайд 6.
На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).
Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер:
УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму:
Слайд 7.
В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий
В 1 г воды – 6 тысяч бактерий
Демонстрация ресурса “Размножение бактерий”
Почему их так много?
Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий.
УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Слайд 8.
Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.
Задание: прочитайте 2 абзац на стр. 41 и подумайте:
Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических веществ?
Откуда получают органические вещества остальные бактерии?
Как называются эти бактерии?
Закончите схему:
УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
Слайд 9.
- На этапе закрепления знаний:
Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.
1. Бактерии называют микроорганизмами, потому что...
2. Бактерии, имеющие округлую форму называются...
3. Клетки, в которых отсутствует ядро...
4. Бактерии размножаются путем...
5. Бациллами называют бактерии, у которых...
6. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических...
Слайд 10.
Задание: соотнесите определения с изученными терминами и понятиями.
А) автотрофы
Б) гетеротрофы
В) паразиты
1) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред
2) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества
3) Бактерии, способные к фотосинтезу
УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
Слайд 11.
- На этапе рефлексии:
Закончите любое предложение:
1) Больше всего мне понравилось...
2) Самым сложным для меня сегодня было...
3) Сегодня на уроке я почувствовал …
4) Сегодня я понял...
5) Сегодня я научился...
6) Сегодня я задумался....
7) Сегодняшний урок показал мне
8) На будущее мне надо иметь в виду
УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Овладение обучающимися позновательными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то естьумения учиться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.