Приемы формирования познавательных УУД

  • doc
  • 14.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Приёмы формирования познавательных учебных действий.doc

Педагогические чтения. 10.11.2014г

Приёмы формирования познавательных учебных действий на уроках биологии.

5 класс. Тема: «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

Учитель биологии: Смолина ИВ

В блоке познавательных УД выделяется группа общеучебных универсальных действий, первое из которых формулирование цели. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.

Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники. По-прежнему важным и надежным источником информации является учебники. В ходе обучения биологии я использую разнообразные приемы работы с текстом учебника:

- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке;

- уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);

- поставь вопросы к данному абзацу;

- составь суждение по тексту параграфа;

- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;

- расскажи по опорным словам (разверни информацию);

- заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы;

- создай таблицу (сверни информацию) по теме;

- составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);

- составь набор понятий темы;

- составь предложения по теме, используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”;

- зашифруй понятия темы в символы, систему или последовательность символов;

- составь разные предложения с одним и тем же понятием.

Для формирования и развития умения “свертывания” информации я использую алгоритм составления схемы:

- Запишите тему, выделите ключевые слова.

- Найдите основные разделы текста, дайте им названия.

- Установите взаимосвязи (поставьте стрелки, составьте блоки).

- Приведите примеры.

Слайд 2.

Вот какие задания я использую для формирования и диагностики познавательных учебных действий: найди отличия; на что похоже; найди лишнее; пройди лабиринт; составь логическую цепочку; предложи хитроумные решения; составь схему-опору или схематическую модель с выделением характеристики данного объекта; преобразуйте текстовую информацию в табличную; составьте диаграмму к тексту.

Познавательные УД возможно формировать на всех этапах урока.

Слайд 3.

-На этапе мотивации:

Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?

Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?

Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?

Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?

УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

 

 

Слайд 4.

- На этапе формулирования темы урока и постановки цели:

В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.

- Что же это за существа?

- Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?

- Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?

- Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

Слайд 5.

- На этапе открытия нового знания:

Рассмотрите микропрепараты клетки растений и клетки бактерии. Сравните клетки растений и бактерий. В чем их отличие?

- Найдите определение в учебнике, как называются клетки, в которых отсутствует ядро?

- Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?

УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников.

 

Слайд 6.

На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).

Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер:

http://festival.1september.ru/articles/632374/img2.gif

УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму:

 

Слайд 7.

В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий

В 1 г воды – 6 тысяч бактерий

Демонстрация ресурса “Размножение бактерий”

Почему их так много?

Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий.

УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

 

Слайд 8.

Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.

Задание: прочитайте 2 абзац на стр. 41 и подумайте:

Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических веществ?

Откуда получают органические вещества остальные бактерии?

Как называются эти бактерии?

Закончите схему:

http://festival.1september.ru/articles/632374/img1.gif

УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

 

Слайд 9.

- На этапе закрепления знаний:

Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.

1.                  Бактерии называют микроорганизмами, потому что...

2.                  Бактерии, имеющие округлую форму называются...

3.                  Клетки, в которых отсутствует ядро...

4.                  Бактерии размножаются путем...

5.                  Бациллами называют бактерии, у которых...

6.                  Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических...

Слайд 10.

Задание: соотнесите определения с изученными терминами и понятиями.

А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) паразиты

1) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред

2) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества

3) Бактерии, способные к фотосинтезу

УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

 

Слайд 11.

- На этапе рефлексии:

Закончите любое предложение:

1) Больше всего мне понравилось...

2) Самым сложным для меня сегодня было...

3)  Сегодня на уроке я почувствовал …

4)  Сегодня я понял...

5) Сегодня я научился...

6) Сегодня я задумался....

7) Сегодняшний урок показал мне

8) На будущее мне надо иметь в виду

УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

 

Овладение обучающимися позновательными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то естьумения учиться.