Тема: «Приемы и технологии организации проектной и исследовательской деятельности на уроке истории».
Форма работы: мастер-класс.
Цель мастер-класса: Совершенствовать профессиональную компетентность и обобщение опыта в области использования проектно-исследовательской деятельности на уроках истории.
Задачи:
Познакомить педагогов с понятием “интерактивное обучение”;
Познакомить педагогов с методами интерактивного обучения;
Углубить знания педагогов о методе проектов, алгоритме создания проекта.
Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.
Ход мастер-класса:
Учитель: Добрый день, коллеги! Сегодня я познакомлю вас с тем как организую проектно-исследовательскую деятельность на уроке истории.
Мастер–класс – это особая форма учебного занятия,
которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого
решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Цель: Совершенствовать профессиональную компетентность и обобщение опыта в области
использования проектно-исследовательской деятельности на уроках истории.
В процессе работы у нас есть необходимость разделиться на группы. Я предлагаю вам выбрать ту группу, название которой вам показалось наиболее близким, понятным. Отнеситесь к этому и в шутку, и всерьёз.
Названия групп: «Мастера коллажа», «Специалисты по компьютерным технологиям», «Эксперты-аналитики». Каждая группа будет работать самостоятельно, и по мере необходимости всем будет оказываться нужная помощь, но это произойдёт немного позже.
Здесь и сейчас я хочу поделиться с вами тем, что проработала и прочувствовала сама, а также отработала вместе со своими учениками на уроках истории и обществоведения. Ведь говорят, «век живи – век учись», но всем хорошо известно, что технологию, однажды созданную автором, повторить невозможно – её необходимо изучать, исследовать и даже тогда речь может идти только об использовании отдельных элементов. И в этом случае их необходимо изучить, исследовать, попробовать и даже тогда это не всегда может принести желаемый результат.
Проект – слово, слишком популярное в наши дни, и особенно в образовании. Но, несмотря на явную популярность проектов, вокруг этой темы существует множество споров и разногласий: что мы понимаем под таким известным словом - «проект»? нужны ли проекты? а, если да, то все ли проекты стоят того, чтобы их выполнять или любой проект уже несет положительный результат для его создателей.
В современном мире огромное количество творческих профессий, но, я думаю, вы согласитесь со мной, что более творческую профессию, чем профессия учителя, найти трудно. Педагоги в своей практике используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные, интерактивные. Наиболее интересными в наше время считаются интерактивные методы, когда в корне меняются отношения «педагог - ученик». Одним из таких методов и является метод проектов. Педагог теряет свою лидирующую и контролирующую роль, он становиться участником творческого процесса:
Воспитанник определяет цель – педагог помогает ему в этом;
Воспитанник открывает новые знания – педагог рекомендует источники;
Воспитанник выбирает – педагог содействует;
Воспитанник активен – педагог создаёт условия для проявления активности. Таким образом, каждый ребёнок способен творить, и то, что он делает под руководством учителя сегодня, завтра он сделает самостоятельно.
Метод проектной деятельности на уроках хорошо отражает и современный личностно- ориентированный подход.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность - это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов
В своей педагогической деятельности я начинаю привлекать учащихся к выполнению проекта уже начиная с V класса. В этом классе учащиеся не владеют знаниями проектной работы, поэтому работа тут необходима постепенная. Сначала детей необходимо заинтересовать предметом, подходить к уроку творчески, материал подбирать углубленный, выходящий за рамки школьного учебника, обращать внимание на детали. Если ребенка заинтересует какая-то тема, отдельный вопрос, если он захочет получить больше информации об этом, тут и начинается проектная деятельность.
В V-VI классах она, на мой взгляд, может быть следующих типов: информационного (например, «Развитие письменности в Древнем мире», «Древний Египет», «Воображаемое путешествие в Древний Восток»); творческого (например, «Семь чудес света», «Наскальная живопись», «Мода в Средние века») и ролево-игрового («Иван Грозный – гений или злодей?» (суд)). Форма работы может быть – как групповой, так и индивидуальной. Но, чаще всего, в этих классах дети предпочитают групповые проекты, так как еще не обладают навыками самостоятельности в полной мере.
Работа над проектами включает в себя 3 этапа.
Этапы работы над проектом |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 этап Погружение в проект |
На этом этапе выбирается тема проекта Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи |
Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач (Почему это важно для меня лично?) Зачем мы делаем проект?) |
2 этап Организация деятельности |
Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность. Знакомлю с различными формами презентации результатов |
Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов |
3 этап Осуществление деятельности |
Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов |
Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов |
4 этап Презентация |
Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат |
Защищают проект, представляют готовый продукт, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности |
Современное общество ставит перед образованием новые задачи и предъявляет новые требования к организации учебной деятельности учащихся. Ведь современные дети уже не чистый лист бумаги, на который наносятся знания. К ним поступает так много информации извне, что это просто нельзя не учитывать. Поэтому основной задачей учителя является подготовка и выпуск в жизнь человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию, правильно усваивать её и превращать в знания и навыки продуктивного общения с окружающей средой , в том числе при помощи техники и Интернета. Ведь, как сказал в далёком прошлом знаменитый философ Сократ, «назначение учителя – помочь родиться мысли ученика», которая впоследствии даёт возможность делать что-нибудь самостоятельно, проявлять себя, пробовать свои силы, приложить свои знания и публично показать свой результат.
Для меня самой проектная технология стала возможностью реализовать свои идеи и идеи своих учеников на уроках и во внеклассной работе по предмету. Создание идеальной «естественной» среды – и есть основная миссия педагога. Он не просто учитель, а инициатор интересных идей и начинаний, провоцирующий активность учащихся. Ибо, как говорила Ф. Найтингейл, «никогда нельзя упускать возможность поддержать практическое начинание, даже самое маленькое, ибо зачастую в горчичном зерне скрывается настоящее чудо».
Начало нашей деятельности было положено малыми краткосрочными проектами, которые реализовывались прямо на уроках.
Хочу сказать, что метод проектов, как современная педтехнология, вполне себя оправдывает и позволяет:
§ Каждому проявить себя как творческая личность.
§ Каждому заниматься тем, что ему по душе.
§ Получать знания на принципах проблемного обучения.
§ Развивать навыки самостоятельной работы.
§ Развивать умения самовыражения, самоопределения и самореализации.
§ Воспитывать целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма и ответственности.
Китайская мудрость гласит: Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне сделать это,
И это станет моим навсегда.
Поэтому прямо сейчас, работая в группах, мы с вами попробуем сделать то, чего нет, но что может быть сделано, если приложить некоторые усилия.
А сейчас – небольшой эпизод из фильма, благодаря которому вы догадаетесь о теме наших мини-проектов.
И так, тема «Олимпийские игры». Задания группам: (в конвертах)
1. Используя метод коллажа, описать начало истории олимпийских игр в Древней Греции.
2. .
3. Охарактеризовать плюсы и минусы проектной технологии, составить пакет замечаний и предложений по использованию проектной технологии в школе.
(группы работают над мини - проектами)
Мы услышали и увидели много теоретического материала, попробовали себя в работе над проектами, услышали конкретные замечания и предложения по использованию проектной технологии на уроках. Я буду рада, если эти материалы пригодятся и вам.
Согласитесь, работать вместе было довольно интересно. А как вы считаете? Хотелось бы услышать ваше мнение, а для этого используйте высказывания знаменитых людей (в конвертах). (участники высказывают свои мысли)
Спасибо всем за работу, а закончить хочу наше занятие очень интересной легендой.
Однажды Акбару, царю Индии, были присланы в подарок
три совершенно одинаковых золотых фигурки и письмо. В письме говорилось, что
каждая из фигурок имеет свое значение и ценность.
Акбар позвал своих советников и приказал определить различия. Долго ученые мужи
взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли
обнаружить, ни внешних, ни внутренних различий. Они только разводили руками,
признавая свою беспомощность.
Лишь мудрец Бирбал все не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах
фигурок, и просунул в них тоненькую золотую проволочку. У первой фигурки конец
проволочки вышел из второго уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок.
Подумав немного, он сказал:
Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого …Внимание
задание 1 группе: Продолжите высказывание мудреца о первой фигурке.
(в одно ухо влетает, а из другого вылетает). Вторая напоминает человека,
который… Внимание, задание 2 группе: Продолжите высказывание мудреца о
второй фигурке (едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это
другим, не утруждая себя подумать над этим.) Третья же фигурка схожа с тем…
Внимание задание 3 группе: Продолжите высказывание мудреца о третьей
фигурке (кто запоминает услышанное и старается пропустить это через
собственное сердце).
Я хочу, чтобы всё услышанное вы также пропустили через своё сердце, тогда у вас всё получится.
Ну, а сейчас обратите внимание на наш необычный градусник. На нём 4 деления: я остался холоден, от этого ни жарко, ни холодно, я почувствовал тепло, я прямо загорелся. На ваших столах лежат маленькие градусники, и мне бы хотелось, чтобы вы поместили их напротив одного из делений, тем самым выразив своё отношение к происходящему сегодня.
Спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.