Приемы мнемотехники на уроках в начальных классах
Оценка 5

Приемы мнемотехники на уроках в начальных классах

Оценка 5
docx
24.11.2019
Приемы мнемотехники на уроках в начальных классах
мнемотехника.docx

 

Приемы мнемотехники

на уроках в начальных классах

 

 

Мисюра Елена Юрьевна

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории,

учитель-методист


 

Прием символизации - один из наиболее распространенных приемов мнемотехники, который используют практически все. Прием символизации относится к первому этапу запоминания - к этапу кодирования информации в зрительные образы.

Всего выделяется четыре этапа запоминания:

- кодирование в образы (подготовка к запоминанию);


- соединение образов в воображении (запоминание);
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.

 

Здесь следует сделать примечание, что под соединением образов в мнемотехнике понимается не только соединение зрительных образов, но и одновременный вывод в воображение (сознание) представлений разных модальностей (зрительный образ, проговаривание слова, прорисовка знака и пр.)


Символизация - это подготовка информации к запоминанию, это преобразование разнообразных сведений на язык мозга, в образную форму. Мы все по собственному опыту знаем, что в образной форме информация воспринимается гораздо легче и быстрее, чем написанная буквами или другими специальными значками, вроде математических символов.

 

“Мнемоника – искусство улучшать, укреплять память, звучать и помнить много”. В. И. Даль

 

Мнемоника – совокупность правил и приемов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов”. Д. Н. Ушаков

 

Слова “мнемотехника” и “мнемоника” обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого “mnemonikon” – искусство запоминания. Совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

 

О специальных приемах запоминания.

 

Еще в начальной школе стоит учить ребенка специальным приемам запоминания, так называемой мнемотехнике. Мнемотехника использует как образную память (использование ассоциаций, случайных, но стойких связей), так и логическую память (составление, а затем воспроизведение планов и схем). Начните с обучения ребенка основным приемам, а затем приучите его осознанно пользоваться ими в конкретной работе - заучивании дат, стихов, пересказе научного текста и т.д.

 

Один из таких приемов - пиктограммы, то есть изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Потом ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.

 

Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у младших школьников развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь.

 

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц на позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

 

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

 

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

 

- развитие связной устной речи.

 

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Многие младшие школьники испытывают затруднение при пересказе текстов и заучивании стихов и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

 

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

 

Приемы мнемотехники для запоминания некоторых правил:

 

1. Алфавит

АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.

ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.

НОПРСТУ – погуляем по мосту.

ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!

ЪЫЬ – не запомнятся никак.

ЭЮЯ – вот и всё, друзья!

 

2. Падежи русского языка (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.

 

3. Слова с ы после ц

Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».

 

4. Употребление слов «одеть» и «надеть»

Надеваю одежду, одеваю — Надежду.

Лучше скушать вИнЕгрет, чем автобусный бИлЕт.

Приемы мнемотехники на уроках в начальных классах

Приемы мнемотехники на уроках в начальных классах

Приемы мнемотехники на уроках в начальных классах

Приемы мнемотехники на уроках в начальных классах

Приемы мнемотехники на уроках в начальных классах

Приемы мнемотехники на уроках в начальных классах

Приемы мнемотехники на уроках в начальных классах

Приемы мнемотехники на уроках в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2019