Приемы мнемотехники
на уроках в начальных классах
Мисюра Елена Юрьевна
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории,
учитель-методист
Прием символизации - один из
наиболее распространенных приемов мнемотехники, который используют практически
все. Прием символизации относится к первому этапу запоминания - к этапу
кодирования информации в зрительные образы.
Всего выделяется четыре этапа запоминания:
- кодирование в образы (подготовка к запоминанию);
- соединение образов в воображении (запоминание);
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
Здесь следует сделать примечание, что под соединением образов в мнемотехнике понимается не только соединение зрительных образов, но и одновременный вывод в воображение (сознание) представлений разных модальностей (зрительный образ, проговаривание слова, прорисовка знака и пр.)
Символизация - это подготовка информации к запоминанию, это
преобразование разнообразных сведений на язык мозга, в образную форму. Мы все
по собственному опыту знаем, что в образной форме информация воспринимается
гораздо легче и быстрее, чем написанная буквами или другими специальными
значками, вроде математических символов.
“Мнемоника – искусство улучшать, укреплять память, звучать и помнить много”. В. И. Даль
“Мнемоника – совокупность правил и приемов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов”. Д. Н. Ушаков
Слова “мнемотехника” и “мнемоника” обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого “mnemonikon” – искусство запоминания. Совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
О специальных приемах запоминания.
Еще в начальной школе стоит учить ребенка специальным приемам запоминания, так называемой мнемотехнике. Мнемотехника использует как образную память (использование ассоциаций, случайных, но стойких связей), так и логическую память (составление, а затем воспроизведение планов и схем). Начните с обучения ребенка основным приемам, а затем приучите его осознанно пользоваться ими в конкретной работе - заучивании дат, стихов, пересказе научного текста и т.д.
Один из таких приемов - пиктограммы, то есть изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Потом ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.
Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у младших школьников развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц на позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие связной устной речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Многие младшие школьники испытывают затруднение при пересказе текстов и заучивании стихов и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Приемы мнемотехники для запоминания некоторых правил:
1. Алфавит
АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!
2. Падежи русского языка (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.
3. Слова с ы после ц
Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».
4. Употребление слов «одеть» и «надеть»
Надеваю одежду, одеваю — Надежду.
Лучше скушать вИнЕгрет, чем автобусный бИлЕт.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.