Мотивация к изучению предмета «Технология».
С каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к технологии. Мотивация к изучению предмета «Технология» ослаблена несколькими причинами. Во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития; во-вторых, технология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов ; в-третьих, меняются времена, а вместе с ним и нравы, интересы детей. Многие дети, как и взрослые, считают, что легче, что-то купить, а не сделать это самому, ведь это займет меньше времени, и сил.
Важнейший вопрос, который стоит перед учителем "Как мотивировать обучающихся? Как заинтересовать их в изучении технологии?" Для того чтобы ответить на эти вопросы давайте сначала обратимся к самому понятию "Мотивация".
Мотив – это материальный или реальный предмет, который направляет и побуждает на себя деятельность или поступок , ради которого они осуществляются.
Мотивация - это процесс, определяющий движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения.
Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Мотивация строится на интересе.
Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина.
В последствии простой интерес преобразовывается в познавательный интерес, который несет в себе цели – получение знаний, умений и навыков.
Стадии становления познавательного интереса:
1. любопытство – элементарная стадия, срабатывает ориентировочный рефлекс «что такое?» он есть не только у человека, но и у животных.
2. любознательность – стремление узнать как можно больше (неглубоко, но широко).
3. познавательный интерес формируется, если любознательность направить в нужное русло, через выполнение творческих, интересных заданий.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что мотивировать обучающихся лучше всего через их познавательный интерес.
Китайская пословица гласит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь. Учебная мотивация подразумевает, что требования от учителя учащимися принимаются и выполняются без потери интереса к процессу обучения.
Работаем в данном направлении через использование следующих компонентов:
- выполнение практических и творческих заданий.
- решение технологических задач.
- проведение уроков с применением ИКТ.
- проведение нестандартных уроков, дидактических игр.
- осуществление межпредметных связей.
- практическая направленность обучения.
- создание ситуации успеха.
- учет индивидуальных особенностей учащихся.
Сегодня мы хотим познакомить вас с некоторыми приемами:
Прием "Удивляй!"
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараемся найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Пример . Тема: "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий". Кулинария. (6 класс) - Раньше, в крестьянских семьях из круп варили не только каши, супы и пекли хлеб, но и гадали. Под Новый год глава семейства подкидывал к потолку пригоршню каши и вся семья гадала: если прилипло к потолку много каши, то год будет сытным и урожайным! Ну, а весёлым начало года было точно!
Пример 2.Конструирование и моделирование (7 класс) Тема: "Поясное изделие. Юбка". - У древних людей была одна юбка: "и в пир, и в мир, и в добрые люди". По праздникам она одевалась на чистую сторону, а во время выполнения работы - на грязную, рабочую.
Пример 3. Кулинария. Тема: "Блюда из яиц". (5 класс)
- Во Франции поставили памятник повару Эскофье, который мог приготовить из яиц более 8000 блюд!
Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощенности от только что услышанного.
Прием "Отсроченная загадка".
Загадку( удивительный факт) даём в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок.
Пример. Тема: " Блюда из молока". ( 6 кл.)
- Что общего между ёжиком и молоком?,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, (отвечают)
Существует удивительное свойство, присущее обоим: при опасности сворачиваться!
Прием "Лови ошибку".
Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Предлагаем и вам попробовать найти ошибки в карточках, которые находятся на ваших столах.
Прием " Практичность теории".
При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его ценностью, практической значимостью для учащихся.
Пример 1 Тема: "Ткани из искусственных волокон". (6 кл.)
Ткани из натуральных волокон сильно мнутся, что, несомненно, является их недостатком. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации? ……………… (отвечают)
Пример 2: Тема: " Витамины".(7класс).
- Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний?
Урок с использованием технологий проблемного обучения, становится более интересным для обучающихся. Чтобы "включить" познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска.
Сообщение факта, выдвижение гипотез, предположений.
Например: Факт 1:
Однажды, Петр 1,остановившись в одном из трактиров, разлив на скатерть соус, попросил хозяина заменить скатерть, а трактирщик, зная любовь царя к различным фокусам, бросил скатерть в огонь. И, подождав, пока сгорит пятно от соуса, достал побелевшую скатерть, чем удивил всех присутствующих.
Факт 2:Всем известно, что ведьм и колдунов сжигали на кострах. Но некоторые из них не горели…Как связаны эти 2 факта?............ (отвечают) (Скатерть и накидки колдунов были из асбеста)
Решение технологических задач.
Включение таких задач в урок позволяет обеспечить самостоятельность активность учащихся, сформировать прочные знания и умения, осуществлять связь обучения с жизнью, а также способствует профессиональной ориентации школьников.
Например, Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
-:Нужно приготовить яичницу-глазунью. Какими опытами можно проверить свежесть яйца?
Применение творческих заданий на уроках технологии.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.
Вам предлагается составить блюдо из имеющихся ингредиентов в конверте на столах и придумать ему название. Итак, для 1 ряда – блюдо на завтрак, вам – для обеда, и 3й ряд – на ужин.
презентации
Приём "Отсроченная отгадка"
Тема: " Блюда из молока"
Что общего между ёжиком и молоком?
Приём "Удивляй!"
Тема: "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"
Тема: "Поясное изделие. Юбка".
Тема:"Блюда из яиц"
Приём "Лови ошибку"
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.