Приемы повышения мотивации обучающихся при изучении химии
Оценка 4.8

Приемы повышения мотивации обучающихся при изучении химии

Оценка 4.8
docx
18.01.2023
Приемы повышения мотивации обучающихся при изучении химии
Доклад педсовет.docx

ГБОУ СПО ЛНР

«Луганский колледж автосервиса им. А.А.Гизая»

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

Приемы повышения мотивации обучающихся при изучении химии

 

Химия для детей: онлайн-ресурсы для изучения химии и химические опыты для  детей

 

 

Подготовила:

Преподаватель химии, биологии и экологии

Боева Елена Александровна

 

 


ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ.

Химия как наука, к сожалению, нынче в очень сложной ситуации. С одной стороны – растет спрос на специалистов с химическим образованием. С другой – один час в неделю для того, чтобы хотя бы поверхностно изучить основы точной науки, это явно недостаточно. Наше время характеризуется тем, что все процессы в обществе, науке, технике постоянно ускоряются. Это существенно меняет задачу современного преподавателя. Сегодня важно не просто передать школьнику определенную порцию знаний, умений и навыков. Гораздо важнее научить ребенка уверенно ориентироваться в мире, находить источник информации и быстро и эффективно усваивать новое. Практически при изучении любой общеобразовательной дисциплины можно применять слова вроде: «В современном обществе нельзя прожить без знаний химии, математики, информатики, физики, биологии, истории… — подставить сюда можно любой предмет из расписания)». А в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше преподаватели. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен. Но у детей есть внутренняя мотивация к изучению предметов. Хоть и изредка, но от обучающихся иногда можно услышать фразу: «Зачем мне химия? Я не собираюсь быть тем-то и тем-то».

 Анкета. Отношение обучающихся к предмету «Химия»

Группа__________                               Дата_________

Инструкция: «Выберите один вариант ответа».

1.Нравится ли вам предмет «Химия»?

oДа

oНет

2.Как вы думаете, для чего необходимо изучать «Химию»?

oПригодится в будущем

oДля расширения интеллектуального кругозора

oНеобходима для изучения других предметов

oСвой вариант

3.Пользуетесь ли вы какой-нибудь дополнительной литературой при выполнении домашней работы по «Химии»?

oДа

oНет

4.Какую форму работы вы предпочитаете на «Химии»?

oСлушать объяснения учителя

oВыполнять практические работы

oРешать творческие задачи

oВыполнять тестовые задания

oВыступать перед классом с докладом

oРешать задачи

oНичего не делать

5.Как вы оцениваете свои знания по «Химии»?

oОтличные

oХорошие

oУдовлетворительные

oНеудовлетворительные

6.От кого или от чего в принципе зависит хорошая успеваемость по «Химии»?

oОт меня

oОт учителя

oОт систематической подготовки к уроку

oЗатрудняюсь ответить

7.Как вы относитесь к выполнению письменного домашнего задания по «Химии»?

oВыполняю к каждому уроку

oВыполняю иногда

oНе выполняю вообще

8.Хотели бы вы улучшить свои знания по «Химии»?

oДа

oНет

9.Имеете ли вы какие-либо успехи в «Химии»?

oУчаствую в олимпиадах, конкурсах

oВыполняю исследовательские работы

oНет, не имею

10.Интересуетесь ли вы «Химией» помимо школьной программы?

oЧитаю научно-популярную литературу

oЧитаю интересные факты в интернете

oНе интересуюсь

 Наверное, каждому педагогу известна такая ситуация: ученик может учиться, но ленив, нет инициативы, ко всему относится несерьезно. Мы о таком говорим: «Для этого обучающемуся нужна мотивация!». А что такое мотивация учебной деятельности? Это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Чтобы изучить мотивацию, важно понять, как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели? Почему проявляют настойчивость? Что дает им силы преодолевать сложные препятствия?

Мотивация должна быть управляема! Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, то уровень учебных мотивов снижается. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: преподавателей, обучающихся, родителей. Чтобы добиться желаемого результата, нужно создавать оптимальную образовательную среду, мотивировать обучающихся на учебную деятельность, учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого мы, преподаватели, должны знать и владеть различными формами обучения. Нужно вносить элементы новизны, строить работу с обучающимися таким образом, чтобы уровень сложности заданий постоянно повышался. Ведь все зависит от мастерства преподавателя, от умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения.

Я всегда спрашиваю себя: «Что можно сделать, чтобы мои обучающиеся хотели обучаться? Как правильно спланировать виды деятельности на уроке и вне него?» Ведь, ни программа, ни учебник не дает готовых схем. Я стараюсь сама сконструировать учебный процесс, учитывая условия обучения и состав обучающихся. По возможности стараюсь отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность обучающихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Помните Тома Сойера, превратившего принудительную покраску забора в увлекательное занятие. Цель, технология и выполнение остались прежними, но как изменилась мотивация! А следом за мотивацией и качество всей работы. То же самое и урок- цель, которую должны достигнуть по окончании урока, остается неизменной, но можно изменить методы достижения этой цели. По сути, каждый из нас должен быть тем самым Томом Сойером. Стараться вовлекать каждого обучающегося в работу на уроке. С этой задачей справляются активные методы обучения. Я в своей работе стараюсь логично, контрастно и ярко изложить материал, дополнить наглядными образами. Широко использую ИКТ на уроках, вовлекаю обучающихся в процесс создания презентаций. Применяю ритмичное чередование различных видов деятельности: более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, например, физкультминуток, дающих необходимый отдых. Это укрепляет работоспособность детей и желание овладевать знаниями. На мой взгляд, одна из причин снижения мотивации у обучающихся заключается в том, что ни зачастую не только не хотят, а скорее не могут учиться хорошо, так как не знают, как это делать.

Возможно ли решение этих проблем на уроке химии?
Думаю, что для начала надо мотивировать процесс познания. Когда спрашиваешь у первокурсников, знания каких предметов им будут нужны для успешного изучения химии, обычные ответы – математика, физика, биология. Но ведь не менее тесно, чем с математикой и физикой, химия связана с историей. Наше историческое прошлое настолько велико, что с ребятами нельзя о нем не говорить. Насколько интересны биографии великих ученых, история открытий и свершений в науке. Особенно большое впечатление оказывают истории из жизни обычных и не очень знаменитых людей, таких как химик-самоучка Власов, военный инженер и преподаватель артиллерийской академии С. В. Панпушко -химик-артиллерист. Широко известен своими работами в области взрывчатых веществ (пироксилина и мелинита) и снаряжения боеприпасов. Создал первый капитальный труд по производству взрывчатых веществ и разработал способ снаряжения снарядов взрывчатым веществом  мелинитом.и др. Погиб при проведении опытов. Не менее поучительны и «химические» сюжеты в литературных произведениях. Примеры из истории, литературы оказывают мне неоценимую помощь тогда, когда следует предложить ученикам для облегчения усвоения материала разнообразные проблемные ситуации.
Есть в химии рычаг, который может сдвинуть с места самого инертного, самого инфантильного ребенка. Настоящий рычаг Архимеда, способный перевернуть мир школьника. Это эксперимент. Он сродни фокусу, который вызывает удивление, а с удивления начинается познание.

 

Приемы повышения мотивации обучающихся при изучении химии:

 

Прием 1. АПЕЛЛЯЦИЯ К ЖИЗНЕННОМУ ОПЫТУ. Прием заключается в том, что преподаватель обсуждает с обучающимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной. Так, при изучении свойств металлов в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию: разбили градусник, как собрать ртуть? Вначале вместе необходимо вспомнить свойства этого металла. Затем решается вопрос, какими способами можно собрать ртуть — незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал. Далее необходимо рассмотреть все возможные способы, названные ребятами. Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту ребят всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). И так как эти эмоции должны быть только положительными, то надо накладывать ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации. Позволив ребятам увлечься рассуждениями о какой-либо возникшей идее, можно легко потерять основное на правление. Кроме того, обращение к опыту детей — это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что обучающиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь не секрет, что в отношении многих общеобразовательных дисциплин обучающиеся не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания.

 

Прием 2. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ РАЗРЕШЕНИЕ ПАРАДОКСОВ. Бесспорно, что для многих из нас этот прием повышении мотивации рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед обучающимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Я думаю, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. Для усиления мотивирующего действия проблемного вопроса можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации. Так, при изучении воды, я рассказываю об её аномальных свойствах, например: при замерзании (переходе в твердое агрегатное состояние) увеличивается в объеме и уменьшается плотность, у воды высокое поверхностное натяжение (демонстрирую опыт: на поверхность воды кладу железную скрепку), высокая теплоемкость (опыт «Несгораемый платок»). И только после этого создаю парадоксальную ситуацию. Для создания проблемной ситуации я также использую софизмы (преднамеренные ошибки в рассуждениях с целью запутать собеседника). Этот прием мною используется при решении расчетных задач (у обучающихся возникают затруднения в составлении количественных отношений веществ).

 

Прием 3. РОЛЕВОЙ ПОДХОД, ДЕЛОВАЯ ИГРА. В этом случае обучающемуся (или группе обучающихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью. Использование такой формы урока, как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого обучающегося вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что, в свою очередь, гарантирует успех такого урока у обучающихся. Играть всегда и всем интереснее, чем обучаться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения. Обычно деловые игры удобно проводить, обобщая ту или иную тему.

Прием 4. РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ НА СМЕКАЛКУ И ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. По-другому такой вид работы мы называем «Ломаем голову». Задачи такого характера предлагаются обучюащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей. Приведу пример такой задачи. Шифр Цезаря. Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово атом при смещении на два символа вправо кодируется словом вуро. Расшифруйте слово ГООСХУСТЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: аллотропия)

 

Прием 5. ИГРЫ И КОНКУРСЫ. Всем нам известно, как трудно удержать внимание ребенка в течение урока или пары. Для разрешения этой проблемы я предлагаю игровые и конкурсные ситуации следующего характера: Игра «Веришь — не веришь» Верите ли вы, что… ŠСоздатель периодической таблицы Д. И. Менделеев был чемоданных дел мастер? (Да) ŠГлюкоза — это кристаллическое вещество, без цвета, запаха и вкуса? (Да) ŠЕсли смешать 1 литр спирта и 1 литр воды, получится 2 литра раствора? (Нет) ŠВода может гореть? (Да) ŠДым без огня бывает? (Да) «Химические загадки» (К теме «Первоначальные химические понятия»). В холод прячется в нору, поднимается в жару. (Столбик ртути в термометре) «Она идет», «она прошла», никто ни скажет, что пришла. (Химическая реакция) Кто с кем в родстве — дает ответ пером написанный портрет. (Химическая формула) Не руками решетка построена: блестящая, плотная, стройная. (Кристаллическая решетка). Действует как решето, но выглядит иначе: на столе стоит и плачет. (Бумажный фильтр). Только в воду окунется, невидимкой обернется. (Любое растворимое в воде вещество). Пусть математик удивится: один прибавить к одному, у химика — один. (Реакция соединения) Скажите, что это такое: один нырнул, а всплыло — двое. (Реакция разложения).

 

Прием 6. КРОССВОРДЫ, РЕБУСЫ, ТВОРЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ И Т. П. Привычные для детей (и многих преподавателей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т. д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах. Проверить знания можно, предложив работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел «Оксиды», в качестве итоговой работы обучающимся необходимо создать кроссворд или предложить примеры бытовой химии. «Очищаем поверхности» Для удаления ржавчины применяют лимонную кислоту. Для этого ломтик лимона заворачивают в ткань, кладут на загрязненный участок и проглаживают утюгом. Для удаления ржавчины с кастрюли используется виноградная или лимонная кислота. Для удаления накипи можно использовать лимонную кислоту. Накипь CaCO3. При взаимодействии с кислотой образуется растворимая соль. Используется также щавелевая кислота. Также очень эффективен в начале изучения химии такой вид работы, как написание сказки, фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться как сами обучающиеся, так и вещества. Расшифруйте «сказку-задачку». Преподаватель предлагает экспериментально показать эту сказку и записать её с помощью химических формул веществ и химической реакции. Ключевое слово «ВОДА». СКАЗКА: «Дружили Соляная кислота и Щёлочь - Гидроксид натрия. Однажды Соляная кислота пригласила в гости подругу. Щёлочь надела своё фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая. День был солнечный. Кислота решила показать подружке свой красивый сад. Вышли они в сад, но что это? Все цветы, кусты, деревья засохли, хотят пить и просят помощи.

- Давай поможем им, - сказала кислота и задумалась. – А как?

- Я знаю, как им помочь! – воскликнула Щёлочь – Объединим мою гидроксогруппу и твой водород.

- С удовольствием, - согласилась Кислота.

Щёлочь обняла подругу. Исчезли Кислота и Щёлочь. Потекла вода по корням растений. Всё ожило вокруг, зазеленело, зацвело. Все поблагодарили двух подружек».

Сокращенное ионное уравнение: Н+ + ОН-" Н2О

Преподавателю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в реальной жизни. Я уверена, что ребятам необходимо показать красоту науки, научного познания, связь химии с другими научными дисциплинами.


 

ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж автосервиса им

ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж автосервиса им

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Неудовлетворительные 6.От кого или от чего в принципе зависит хорошая успеваемость по «Химии»? oОт меня oОт учителя oОт систематической подготовки к уроку oЗатрудняюсь ответить 7

Неудовлетворительные 6.От кого или от чего в принципе зависит хорошая успеваемость по «Химии»? oОт меня oОт учителя oОт систематической подготовки к уроку oЗатрудняюсь ответить 7

По возможности стараюсь отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность обучающихся, заставить их мыслить, искать, действовать

По возможности стараюсь отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность обучающихся, заставить их мыслить, искать, действовать

Прием 1. АПЕЛЛЯЦИЯ К ЖИЗНЕННОМУ

Прием 1. АПЕЛЛЯЦИЯ К ЖИЗНЕННОМУ

Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что, в свою очередь, гарантирует успех такого урока у обучающихся

Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что, в свою очередь, гарантирует успех такого урока у обучающихся

Для этого ломтик лимона заворачивают в ткань, кладут на загрязненный участок и проглаживают утюгом

Для этого ломтик лимона заворачивают в ткань, кладут на загрязненный участок и проглаживают утюгом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2023