Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку руководящих и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием Асбестовского городского округа,
в 2022-2023 учебном году
Полное название образовательной организации: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 16» Асбестовского городского округа
Наименование тематики и вида методической разработки:
Разработка индивидуального образовательного маршрута (индивидуального плана) профессионального развития педагога
Методическая разработка по созданию необходимых и обязательных условий для работы учителей, стимулирующих их творческую работу, и способствующих организации творческой работы учащихся в классе (обоснование, ресурсы, партнёрство, проблемы и пути их решения, анализ результатов)
Тема работы:
«Приемы повышения учебной мотивации у обучающихся»
Форма представления в финальном этапе:
Практикум для педагогических работников
Автор:
Данильчук Ольга Олеговна,
педагог-психолог,
1 кв.категория,
+79122149863
Асбестовский городской округ
2022-2023 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка........................................................................................ |
|
Программа практикума для педагогических работников «Приемы повышения учебной мотивации у обучающихся».......................................... |
|
Заключение........................................................................................................... |
|
Список использованных источников................................................................. |
|
Приложения.......................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача,
чем приневолить»
К.Д. Ушинский
«Проблема отсутствия мотивации к учебе у школьников становится актуальной, и ее необходимо обсуждать», заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов 8 декабря 2020 г. в ходе заседания Всероссийского экспертного педсовета. Кравцов сообщил о том, что школьники перестают хотеть учиться: «Мы видим, есть проблема возможной потери мотивации к обучению. Вот это самое страшное». Он пояснил, что отсутствие у школьника мотивации к учебе усложнит работу педагогов: «Даже не столько те знания, которые не усвоены были, их можно догнать, в принципе. А вот мотивация к обучению, которая является базой, потому что, если не будет мотивации, не будет интереса, сложно будет работать с ребенком».
Образ современного успешного человека невозможен без определенных знаний и опыта, полученных в детстве. Именно в школьные годы закладывается способность к организации учебной деятельности (или любой другой), ее структурированию и развивается такое качество личности как упорство по достижению поставленных целей. Поэтому педагогу очень важно вовремя и с профессионализмом отнестись к процессу формирования учебной мотивации у обучающихся.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности, выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Обращение к проблеме формирования учебной мотивации у обучающихся обусловлено и субъективными причинами. Традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации к школе показывает, что у большинства обучающихся отсутствует учебная мотивация. По итогам изучения мотивации к учебной деятельности обучающихся 1 класса (Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.) на протяжении последних лет получены следующие результаты:
Уровень школьной мотивации обучающихся 1 классов (%)
Из представленных результатов можно сделать вывод о том, что в последнее время существует тенденция снижения у обучающихся положительной учебной мотивации и увеличения количества обучающихся с негативным отношением к учебной деятельности.
Проводимое диагностическое исследование обучающихся 5 класса при переходе в среднее звено школы, определяющее уровень мотивации показывает, что у большинства обучающихся мотивы, связанные с процессом и содержанием учения занимают крайне низкие рейтинговые места (Методика изучения мотивации учебной деятельности (по Н.Ф.Талызиной):
Выраженные мотивы учебной деятельности обучающихся (%)
Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. Например: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убежденности в необходимости широкого образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр.); затруднение в реализации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств.
Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями обучающихся, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например:
1) учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет);
2) приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание);
3) выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед).
Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.
Из полученных результатов очевидны важность и необходимость формирования и коррекции мотивационной системы обучающихся, которая будет определять характер учения и динамику умственного развития. Учитывая это, первоочередной задачей учебно-воспитательного процесса является преодоление негативного отношения учащихся к школьному обучению, формирование дальновидной цели учения, воспитание у обучающихся правильной организации самостоятельного овладения знаниями, обучение обучающихся замечать собственные учебные недостатки, применять познавательные способности и сознательно управлять своей учебной деятельностью.
В результате вышеперечисленного возникла идея подготовки и проведения практикума для педагогических работников: «Приемы повышения учебной мотивации у обучающихся».
Цель: Осмысление собственной педагогической деятельности по формированию положительной учебной мотивации у обучающихся, как фактора повышения качества образования.
Задачи:
1. Стимулировать стремление педагогов к систематизации, углублению знаний по психологии мотивации.
2. Актуализировать знания педагогов об особенностях мотивационной сферы обучающихся.
3. Познакомить с внешними мотиваторами учебной деятельности, с методами и приемами повышения учебной мотивации обучающихся.
4. Совершенствовать навыки рефлексии, осуществлять профилактику СЭВ, профессиональной деформации.
Формы работы: информационное сообщение, публичное выступление с презентацией, практические упражнения.
Категория участников: педагогические работники.
Необходимые ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, материалы, необходимые для выполнения практического задания.
Длительность: 1 час 30 минут.
Предполагаемый результат: повышение профессиональной компетентности педагогов, в вопросах формирования позитивной учебной мотивации у обучающихся.
ПРОГРАММА ПРАКТИКУМА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ:
«Приемы повышения учебной мотивации у обучающихся»
(слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги!
Если нельзя, но очень хочется, то можно. Знакомая поговорка? Обычно её понимают в том смысле, что при сильном желании запреты нарушать допустимо. Звучит как-то незаконопослушно. Но «нельзя» означает не только «запрещено», но и «невозможно». И если поговорку понимать именно в этом смысле, то она становится отличным эпиграфом к теме «Мотивация». В самом деле, мы ведь хорошо знаем, что стоит лишь по-настоящему захотеть, как становятся достижимыми самые фантастические цели. Мы не нуждаемся в подтверждении того, во что и так искренне верим.
Проблема мотивации уже много лет остаётся одной из самых дискуссионных в психологической и педагогической науке. Вот и сегодня мы рассмотрим теоретические аспекты и практические приемы повышения учебной мотивации обучающихся.
Согласитесь, что у каждого из нас возникли вопросы: Почему один ребёнок учиться с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого обучающегося было увлекательным и успешным?
Начнем с самого начала...
(слайд 2) Что такое мотивация? По-латыни «muvere» (двигать) дает определение слову «мотив», которое является производной слова «мотивация».
Таким образом, можно дать несколько вариантов понятия этого слова:
(слайд 3) Пожалуй, самую подробную схему человеческой мотивации предложил американский психолог Абрахам Маслоу. В середине 50-х XX века у него вышла работа под названием «Мотивация и личность», в которой он представил пирамиду потребностей, имеющихся у человека.
По Маслоу, все потребности у нас врожденные (или инстинктивные) и существуют они не рандомным (случайным) образом, а в иерархической последовательности – значит, есть главные потребности, а есть второстепенные. Всего их семь. В основании пирамиды наши базовые физиологические потребности (сон, еда и все такое), затем безопасность, следом – принадлежность и любовь. Четыре последних – уважение, познание, эстетика и самоактуализация. И чем лучше мы удовлетворяем свои основные потребности, тем больше шансов удовлетворить те, что находятся на вершине.
Потребность внутренний источник активности человека, мотив внешний. Именно мотивация побуждает человека к действию, а не потребность.
(слайд 4) Мотивация может делиться на:
Внешнюю мотивацию (экстринсивная) - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутреннюю мотивацию (интринсивная) - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Положительную и отрицательную мотивацию. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.
Устойчивую и неустойчивую мотивацию. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, т.к. она не требует дополнительного подкрепления.
(слайд 5) Есть теория, согласно которой мотивация – это бесконечный процесс, переход состояний, который движет организмом к удовлетворению определенной потребности. То есть мотивация не угасает, просто проходит разные стадии:
Потребность – это отсутствие или дефицит какой-то необходимости. Это состояние физической депривации (то есть лишения чего-либо), которое вызывает напряжение в организме.
Усилие – сознательная преднамеренная активизация (напряжение) личностью своих физических, интеллектуальных сил для достижения возникшей потребности в условиях мотивационной недостаточности поведения и действий либо мотивационного конфликта, либо наличия внешних препятствий.
Действие. Потребность ведет к действию, а это уже огромный шаг к достижению цели. Действие – это состояние напряжения или возбуждения, вызванное необходимостью. Его также можно рассматривать как отдельный источник энергии, который активирует организм.
Вознаграждение – это объект окружающей среды, который активирует, направляет и поддерживает поведение.
Удовлетворение – это снижение напряжения в организме в связи с реализацией потребности.
Следовательно, процесс этот цикличен. Удовлетворение одной потребности рождает новую и так далее.
Каждый учитель хочет, чтобы его обучающиеся хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители. Но иногда приходится с сожалением констатировать факт, что ребенок «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет» и т.п. А почему это происходит?
(слайд 6) Как мы выяснили, мотивация – это стремление, идущее изнутри. Это то, чего «хочу я». А то, что большинство педагогов и родителей считает способом мотивировать ребенка, выражается в слове «надо». Старшие заставляют, убеждают, взывают к совести, рисуя мрачные перспективы. Но это не рождает истинной мотивации.
Когда педагоги и родители говорят об интересной подаче материала и увлекательном и комфортном процессе учебы, то это тоже не про саму мотивацию, а о способах ее поддержки. Все это создает условия, чтобы мотивация не исчезла. Но она должна вообще быть и идти изнутри. Чем больше мы пытаемся мотивировать снаружи, заставляя и убеждая, тем меньше у нас шансов, что «вырастет» что-то изнутри.
Мотивация – это внутренний процесс. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Чем больше кто-то озабочен нашей мотивацией, тем меньше вероятность того, что она появится. Но ребенок ничего не хочет не просто так. Это пассивная агрессия, способ сказать: «Отстаньте от меня, перестаньте распоряжаться мной и относиться ко мне как к инвестиционному проекту, который вам что-то должен». Дети редко решаются сообщить об этом словами. Поэтому они выражают это своим поведением.
(слайд 7) В качестве внешнего мотиватора (по Е.П.Ильину) для повышения эффективности нашей работы, предлагаю Вам упражнение «Самый мотивированный ученик».
Инструкция:
Вспомните, пожалуйста, своего обучающегося, который кажется Вам наименее мотивированным к учёбе (не желает учиться). Опишите его с помощью 10 шкал, обведя кружочком соответствующий балл по каждой шкале (Приложение 1). (Стимульный материал: бланки, карандаши или ручки разного цвета).
Теперь выполните те же действия относительно обучающегося, который кажется Вам наиболее мотивированным (выраженное желание учиться). Опишите его с помощью тех же 10 шкал.
Суммируйте все баллы отдельно каждого обучающегося. Поднимите, пожалуйста, руки, у кого мотивированный обучающийся набрал меньшее количество баллов, чем немотивированный? А у кого большее количество баллов?
На неуспешных в учёбе обучающихся мы в какой-то мере ставим крест. В данном случае мы имеем дело с «эффектом ореола» – включения положительных черт в представление о человеке, который высоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации). В представлении же о человеке, который оценивается нами низко по важному для нас качеству, мы включаем отрицательные черты, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством.
Предубеждение по отношению к человеку выражается не в осознаваемых нами поведенческих сигналах, провоцирующих человека вести себя в соответствии с нашими предубеждениями. В одном исследовании выбрали и протестировали детей с примерно равным уровнем интеллекта, а затем разделили их на две группы. Учителю, который взял первую группу, сказали, что у него очень сильные ученики. Учителю, который взял вторую группу, сказали, что его группа сформирована из отстающих учеников. При повторном тестировании уровня интеллекта, первая группа была успешнее второй в среднем на 20 пунктов.
Иногда мы сами не замечаем того, как наше предубеждение непроизвольно передаётся нами в словах, интонациях, жестах. Человек воспринимает эти сигналы и, может быть даже не осознавая этого, начинает вести себя так, как мы от него ожидаем. Это психологический закон, который был подтверждён экспериментально. Он получил название «самоисполняющееся пророчество». Можно (и нужно) использовать этот закон сознательно.
Упражнение «Самоисполняющееся пророчество».
Цель: получить опыт самоисполняющихся предсказаний. (Стимульный материал: листы бумаги, ручки или карандаши).
Попробуем поработать с нашим предубеждением. Будем действовать по следующему алгоритму:
· Напишите имя обучающегося, которого Вы оценили сейчас, как не желающего учиться;
· Забудьте все предубеждения относительно него, будто Вы его совсем не знаете;
· Составьте для себя желаемое представление о нём. Каким бы Вы хотели его видеть? Пусть Ваше воображение будет смелым и ярким. Творите новый образ этого человека в своём воображении.
· Запишите, каким Вы видите новый образ. К чему он стремиться? Что его мотивирует?
А теперь действуйте по отношению к нему так, как если бы он был таким, каким Вы хотите его видеть. Не ожидайте мгновенного результата. Наберитесь терпения, и результат последует. Примите это хотя бы в качестве эксперимента.
Профессиональная обязанность педагога – знать методы и приёмы, способствующие росту мотивации обучающихся и успешно применять эти методы на практике.
Термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» используются очень часто как синонимы в широком или узком смысле. Мотивация оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, в конечном счете, в подростковом возрасте к пробелам в освоении учебного материала.
(слайд 8) Аэлита Капитоновна Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: «Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней».
(слайд 9) По определению Лидии Ильиничны Божович, «мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой».
(слайд 10) Вся волевая сфера человека описывается этими тремя словами – Хочу, Могу, Надо. Любой результат, будь то простое действие («хорошо почищенные зубы») или достижение более высоких целей («пятое высшее образование»), достигается за счет этих трех «двигателей», или мотиваторов – хочу-могу-надо.
«Хочу» – это интерес как таковой, любопытство, любознательность, увлеченность, радость, творчество и свобода. «Хочу» – одна из первых «функций воли», которые проявляются у человека, начиная с момента рождения. Поначалу у нас только «хочу» и есть – есть хочу, спать хочу, пить хочу. Начало начал – т.е. удовлетворение своих потребностей. В «хочу» заложен простейший, базовый «принцип удовольствия», примитивный «цикл зарождения и удовлетворения потребности»: сначала ощущается некое желание, стремление, тяга к чему-то, и мне хочется это – то, чего у меня нет и я вот сейчас это получу. Я хочу, я получаю, моя потребность насыщается, я испытываю удовольствие, радость или счастье … какое-то время.
«Могу» – это возможность, способности и склонности, потенциал, успех, достижения, социальный статус. Для маленького ребенка слова «я хочу» и «я могу» практически равнозначны: «Я хочу, и мои желания исполняются, значит, я могу получить то, что я хочу». В три года (кризис трех лет) происходит конфликт «я хочу» и «я могу» – горькое осознание, что не все, что я хочу, я могу получить: «ты не всегда можешь сделать то, что хочешь прямо сейчас». С «могу» обычно связывают самооценку, и «оценку возможностей», настоящих и будущих. От того, что я чего-то «могу» – я получаю удовольствие, но бывают и разочарования. Есть желание – видим цель. Если цель достигнута, то остается чувство удовлетворение достигнутым, и желание двигаться дальше, от достигнутого – к новым высотам. Если цель была выбрана неправильно, но, тем не менее, достигнута, разочарование преобладает: «Ну, могу… И зачем? Оно мне надо?»
«Надо» относят к взрослости. Реальное, ответственное осознание «надо» нарастает постепенно, и хорошо, если к зрелым годам набирает свою силу. «Надо» – это труд, преодоление, ответственность, обязательства, то есть – долженствование.
«Долженствование» может выражаться по-разному:
1. «Надо» – такое безликое, общепринятое долженствование, которое является необходимым и давлеющим. Сам факт «давления» неизбежно, рано или поздно, провоцирует конфликт между унылым «надо» и живым «хочу» и сопровождает нас всю сознательную жизнь.
2. «Я должен» – это мотивация уже более глубокая; это обязательства, которые я сам принял. Добровольно или не очень, но – принял. Я должен, я буду делать.
3. «Мне надо» – очень мощная штука! С одной стороны, вроде бы – «надо», долженствование, обязательства. С другой стороны – это же мне надо и, на самом деле, я этого хочу. Мое желание. Но не просто «хочу» и, может быть, «смогу», а – вся моя воля устремлена туда. Мне надо, и значит, так будет. А возможность? Возможность я найду. Потому что «мне надо».
Итак, если «Хочу», «Могу» и «Надо» «работают» вместе – мы высоко мотивированы, результат достигается, и мы собой довольны.
Относительно учебы данная триада расшифровывается так: «хочу» – это «мне интересно учиться» (любознательность, познавательная активность), «могу» – это «я учусь по способностям/использую свои способности и склонности», «надо» – значит, «так принято, такое правило, это важно для будущего и т.д.».
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Необходимо помнить, что для каждого возрастного периода эффективна определённая мотивация.
(слайд 11) Мотивирующие факторы (внешние мотиваторы):
6,5 – 7 лет - соревновательность с самим собой и другими как получение удовольствия от процесса; познавательные интересы, такие, как любопытство к сущности явлений; возможность получить одобрение взрослого и сверстников
7 – 9 лет - социальная позиция; соревнование с другими; одобрение учителем, как референтным взрослым.
9 – 12 лет - азарт приключений; преодоление себя в «рискованных» задачах; одобрение сверстников, референтных взрослых; неповторимость, яркость индивидуальности.
12 – 14 лет - возможность испытать себя на прочность; одобрение сверстников, референтных взрослых.
Старше 14 лет - учебно-познавательная мотивация, связанная с интересом к профессии.
(слайд 12) Василий Александрович Сухомлинский предлагал свои приёмы повышения мотивации:
1. Подбор задач, выходящих за пределы программы.
2. Работа на уроке в оптимальном для детей темпе.
3. Создание ситуации успеха на уроке.
4. Помощь товарищей.
5. Развитие абстрактного мышления.
6. Групповая форма работы.
На мой взгляд, приёмы Сухомлинского до сих пор актуальны. Но так как образование, да и общество в целом постоянно претерпевает изменения и преобразования, то и методы работы с учебной мотивацией школьников должны совершенствоваться. Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации учащихся.
Я предлагаю рассмотреть следующие методы и приемы, которые наиболее способствуют развитию учебной мотивации.
(слайд 13) Методы:
Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.
Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.
Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность учащихся к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, учащиеся быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
Использование метода проектов. В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности.
Метод создания проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести учащихся к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера.
(слайд 14) Приемы:
1. Организация деятельности в начале урока.
Для того чтобы мотивировать учащихся к учебному процессу, настроить на изучение новой темы и т.п.
- Прием «Кто меня слышит...» Если в классе возник шум и ученики никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку».
Некоторые ученики наверняка услышат его и поднимут правую руку.
Далее учитель опять тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки».
Некоторые ученики поднимают обе руки.
Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза».
Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя.
Учитель тихо произносит: «Кто меня слышит, встаньте».
После этого обычно встают все учащиеся, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели — внимание учащихся обращено на него.
Этот прием, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе: здесь многое построено на эффекте неожиданности.
- Прием «Привлекательная цель». Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель. Например: помоги герою выбраться из лабиринта чисел (а цель учителя - закрепление последовательности чисел первого десятка).
- Прием «Прогнозирование». Самостоятельная формулировка темы урока. Например, урок литературы. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».
- Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
- Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
- Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
- Прием «Кумир». Представьте своего кумира (певца, актера, героя, родителя и т.п.), пофантазируйте, каким образом он бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
- Прием «Фантазёр». На доске записана тема урока. - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
- Прием «Верные - неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
- Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускается ошибка. Учащиеся предупреждаются об этом заранее. Им можно в случае обнаружения преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.
- Прием «Интеллектуальная разминка». Начиная урок, демонстрируют, молча карточку (на ней рисунок, фигура, символ и т.д., с исходными несколькими данными или вовсе без них).
Дети знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.
Методическая ценность приема:
- активное включение в работу каждого (дети любят сочинять);
- развитие логического и критического мышления;
- систематизация знаний и умений;
- возможность выбора своей деятельности учащимися (составь «именную» задачу, из той области знаний, которая тебе понятна и знакома).
Каждый участвует и все решают. Каждый слушает другого ученика и запоминает его опыт, который ему пригодится в следующий раз. Оценивается оригинальность и продуктивность творческих усилий. Чем меньше сходство новой задачи с предыдущей, тем интереснее и продуктивнее процесс познания. А чем больше ученик придумал новых задач, тем результативнее была его деятельность.
Ценность этого приема еще и в том, что умение составлять задачу приводит к умению ее решать.
(слайд 15) 2. Приемы изучения нового материала и повторения пройденного на уроке.
На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Используются разные приёмы, чтобы, выполняя задание, учащиеся самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.
- Прием «Своя опора». Учащийся составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу. Во время данной работы на подсознательном уровне учащися запоминает предложенный материал.
- Прием «Цветные поля». Прием интерактивного обучения. Учащийся, выполняя письменную работу, отчеркивает поля цветными карандашами. Цвета отражают разный смысл обращения к учителю. Красный – проверьте, исправьте ошибки. Зеленый – отметьте ошибки, я сам исправлю. Синий – укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю.
- Прием «Повторение с расширением». Учащиеся составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.
- Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.
- Прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.
- Игровой прием «Сказочное королевство»
Учитель. Представьте себе, что сегодня во дворце у короля состоится бал. Все это происходит в наше время, поэтому во дворце будут современные развлечения: дискотека, игры в кегельбане. Но чтобы попасть на бал, надо пройти строгий контроль. Для начала прочитайте внимательно текст.
(Учащимся дается время для чтения.)
Теперь выберем двух стражников, строгих и неподкупных. Стражники охраняют сказочное королевство. Но сегодня здесь бал, и каждому хочется туда попасть. Есть только один способ пройти: ответить на каверзный вопрос стражника по учебному тексту.
(Происходит выбор стражников.)
Сейчас еще раз внимательно прочитайте текст, а стражники по нему составят вопросы. Начали!
(Детям дается время на повторное чтение текста.)
Ну вот, теперь вы вооружились знаниями, можно по очереди подходить к стражникам — вдруг пропустят? Интересно, какие вопросы они зададут? Итак, стражники, пожалуйста, задавайте вопросы по тексту.
Учителю нужно сориентировать детей на выполнение игровых заданий в быстром темпе, иначе игра затянется и может произойти нарушение дисциплины. Если в классе много учащихся, можно выбрать две пары стражников.
Дети, которым не удалось в первый раз пройти во дворец, могут подойти к стражникам повторно, чтобы те задали им новый вопрос.
Учитель. Можно ли еще что-нибудь спросить по тексту? Достаточно ли въедливы были наши стражники? Если кто-нибудь может задать еще вопросы по тексту, мы можем устроить смену караула стражников.
Всех ли пропустили на бал? Если есть еще несчастные, не сумевшие ответить на вопросы, давайте еще раз быстро посмотрим текст. Если таких нет, то начинаем бал! Всем спасибо. Игра окончена.
Комментарии для учителя
Игру надо проводить динамично, чтобы она не наскучила детям. Стражниками нужно выбирать детей, имеющих проблемы с устойчивостью внимания, но интеллектуально достаточно сильных.
- Приём «Жокей и лошадь», автором которого является Я. А. Коменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, заданиями, а вторые - с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою лошадь. Данный приём можно применять абсолютно на любом типе урока, даже при изучении нового материала. Самая неприятная черта этого метода – необходимость всему коллективу передвигаться по классу. Это требует определённой сформированности культуры поведения.
- Игровой прием «Древо мудрости»
Для проведения понадобятся маленькие прищепки или какие-либо скрепки, магниты, с помощью которых можно прикрепить записки к «дереву».
Учитель. Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст. (Учащимся дается время на чтение текста.)
Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор. (Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.)
Пожалуйста, заверните записку, прикрепите ее скрепкой к «дереву».
Теперь каждый по очереди подойдет к дереву, сорвет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.
Дети подходят к «дереву», срывают записки, отвечают на вопросы.
В заключение игры учитель вместе с детьми в процессе обсуждения выбирает победителя.
- Сорбонка. Является одним из технологических приемов. Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Таким образом, ученик отвечает на вопрос и тут же проверяет себя. Использование сорбонки позволяет заучивать определения, понятия, даты, значения иностранных слов и т.д.
В качестве достоинств выделяют:
§ концентрацию внимания на определенных элементах программного материала;
§ увеличение частоты повторения;
§ повышение заинтересованности и раскрепощение памяти, благодаря оригинальному оформлению и увлекательной игровой форме;
§ экономию времени на уроке, посвященному проверке пройденного материала;
§ формирование умений самоконтроля, самопроверки и взаимоконтроля.
- Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Создается необычная ситуация. Например, тема: «Круговорот воды». Детям необходимо представить себя снежинкой и описать все, что с ними происходит.
- Приём «Удивляй». Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока. Например, в юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
- Приём «Да-нетка». Ученики стараются найти ответ на поставленную проблему, задавая учителю лишь наводящие вопросы, на которые учитель может ответить только «да» или «нет».
- Приём «Отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: например, на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде.
(слайд 16) - Синквейн. Это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание его – это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
(слайд 17, 18) - Кластер (графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними) - методический прием в работе с информацией на уроке. В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
(слайд 19) 3. Приемы на этапе самоконтроля и самооценки, домашнего задания.
- Прием работа в паре «учащийся - учащийся». повысить учебную мотивацию на уроке помогает данная форма организации учебной деятельности. Например. Каждый учащийся получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Учащийся делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый учащийся сам оценивает свой результат.
На уроке предлагаю учащимся поменяться тетрадями, проверить и исправить ошибки в работах друг друга. Учащиеся участвуют во взаимопроверке какого-либо учебного продукта: самостоятельной работы, домашнего задания.
Приём «Открытые задания». Большой интерес учащиеся проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Для включения учащегося в активную познавательную деятельность даются «открытые домашние задания» (по А.В. Хуторскому) - связывается изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся.
Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.
- Прием «Освобождение от домашнего задания, зачёта» и других форм контроля - сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.
- Прием «Зеленая ручка». В школе для исправления ошибок пользуются красной ручкой: ей отмечают ошибки, помарки, исправления. Из-за этого все внимание ребенка сосредотачивается только на том, что у него не получается. Таким образом успехи будто обесцениваются, а ошибки возводятся в наивысшую степень, и это убивает мотивацию к учебе. Зеленый цвет – это цвет гармонии, спокойствия и мира. Не зря люди бессознательно тянутся в лес, на природу, в парк, туда, где больше зелени. Смысл данного приема в том, что после того, как ребенок выполнил задание, нарисовал крючки, заштриховал фигуры, мы берем зеленую ручку и обводим самые удачные крючки, правильные ответы, самые красивые буквы. В результате такого подхода, мы концентрируем внимание ребенка на хорошем, на том, что удалось сделать хорошо, это позитивный опыт и у ребенка есть возможность заметить свои маленькие достижения.
(слайд 20) Условия активизации учебных мотивов у учащихся.
1.Ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений учеников в отличие от усредненных форм. Достижения ученика сравниваются не с результатами других детей, а с его собственными неудачами и успехами. В итоге возрастает привлекательность успеха, повышается мотивация достижения.
2.Помощь в выстраивании ближних и дальних перспектив, где учебные успехи являются средством достижения жизненно важных целей.
3.Использование помогающих приемов в обучении (связь с уже известными понятиями, преподавание с учетом разных каналов восприятия, выделение сути и др.). Доступность изложения, помогающие приемы делают обучение более привлекательным.
4.Построение урока таким образом, чтобы основными переживаниями ученика были интерес и положительные эмоции (разнообразие видов деятельности, избегание монотонности, удивление, юмор, групповые переживания в командных соревнованиях, игры и др.)
5.Связь изучаемого предмета с жизнью. Понимание учеником того, где это знание пригодится в жизни, создает почву для желания узнавать.
6.Содействие осознанию причастности каждого к общему делу, понимание личного вклада.
7.Позитивные установки относительно проблемных учеников, программирование положительных изменений.
8.Мотивированная личность учителя. Выраженность интереса учителя к своей педагогической деятельности, удовлетворенность от нее являются важными мотивирующими факторами учебной деятельности ученика.
(слайд 21) А теперь я предлагаю Вам составить синквейн по теме нашего практикума.
Уважаемые коллеги! Наша задача сегодня состояла не в том, чтобы дать готовые советы и рекомендации, а в том, чтобы акцентировать внимание на важности развития мотивационной сферы учащегося, умелого применения педагогами различных технологий развития адекватной мотивации учебной деятельности (познавательной мотивации), повышения мотивации учебной деятельности учащихся.
То, что педагоги способны мотивировать детей, владеют «инструментами» повышения учебной мотивации, свидетельствует об их собственной мотивации, стремлении к повышению профессиональной компетентности, к совершенствованию, о готовности вовремя сделать шаг в нужном направлении.
Притча «Лотерейный билет».
Жил на свете человек, ничем особенным от других не отличался. Но вот только была у него идея фикс: очень ему хотелось в лотерею выиграть. С этой целью он чуть ли не каждый день ходил в церковь, ставил свечку и просил Бога: «Господи, помоги мне, пошли выигрыш в лотерею».
И так он истово молился сотни раз, что уже не могли на это равнодушно смотреть даже архангелы.
- Господи, да помоги Ты ему, - обратились они к Богу, -что Тебе стоит, а он ещё больше в вере укрепиться.
- Да помог бы я ему уже давно, сам смотреть не могу, как он убивается, - ответил Всевышний. – Да только он хоть бы один лотерейный билет купил…
Мораль: сделайте шаг в нужном направлении! Помогите себе!
(слайд 22) Уважаемые коллеги! Желаю вам успехов в работе по развитию мотивационной сферы обучающихся. Пусть вам не изменяет ваша мотивация!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена одной из актуальных проблем школы – повышению учебной мотивации у обучающихся. В ней представлены педагогические методы и приёмы, способствующие развитию положительной учебной мотивации у обучающихся.
В целом можно сделать следующие основные выводы:
1. Учителю, стремящемуся сформировать положительную учебную мотивацию у обучающихся необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.
2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на учебную мотивацию обучающихся.
3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех обучающихся. То, что для одного обучающегося является решающим, для другого им может и не быть.
4. Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого обучающегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку, повышающей результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.
5. Предложенные педагогические методы и приёмы позволят учителю содержательно решить задачу повышения учебной мотивации у обучающихся.
Обучение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Амонашвили Ш.А. Единство целей. – М.: Просвещение, 1989.
2. Анцибор М.М., Активные формы и методы обучения, Тула, 2010г.
3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд. Моск. Ун.-та, 1985.
4. Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. – Москва, 1999
5. Заикина А.И. Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях. https://урок.рф/library/sposobi_i_metodi_pomogayushie_povisit_motivatciyu_n_114236
6. Карминский, В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе / В.Ю. Карминский // Завуч. – 2005. - №3. – с.4.
7. Корней М.И. Приемы и методы повышения мотивации к обучению. https://subochi.schools.by/pages/metod
8. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. - № 7. – С. 12.
9. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
10. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; СПб. - Евразия, 1999.
11. Парамонова Н.А. Приёмы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе. https://www.art-talant.org/publikacii/20549-priemy-i-metody-razvitiya-uchebnoy-motivacii-uchaschihsya-v-obrazovatelynom-processe-iz-opyta-raboty
12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избранные педагогические сочинения. – М.: Новая школа,- 1979. – 322с.
13. Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 2002
14. Туникова А.В. Приемы активизации учащихся 3-4-ых классов // Начальная школа. - 2007- №4.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Шкалы мотивации
Несимпатичный |
-1 |
0 |
+1 |
Симпатичный |
Злой |
-1 |
0 |
+1 |
Добрый |
Безответственный |
-1 |
0 |
+1 |
Обязательный |
Глупый |
-1 |
0 |
+1 |
Умный |
Равнодушный |
-1 |
0 |
+1 |
Отзывчивый |
Невнимательный |
-1 |
0 |
+1 |
Собранный |
Безвольный |
-1 |
0 |
+1 |
Целеустремлённый |
Невоспитанный |
-1 |
0 |
+1 |
Воспитанный |
Ничем не интересующийся |
-1 |
0 |
+1 |
Увлечённый |
Неудачливый |
-1 |
0 |
+1 |
Успешный |
Шкалы мотивации
Несимпатичный |
-1 |
0 |
+1 |
Симпатичный |
Злой |
-1 |
0 |
+1 |
Добрый |
Безответственный |
-1 |
0 |
+1 |
Обязательный |
Глупый |
-1 |
0 |
+1 |
Умный |
Равнодушный |
-1 |
0 |
+1 |
Отзывчивый |
Невнимательный |
-1 |
0 |
+1 |
Собранный |
Безвольный |
-1 |
0 |
+1 |
Целеустремлённый |
Невоспитанный |
-1 |
0 |
+1 |
Воспитанный |
Ничем не интересующийся |
-1 |
0 |
+1 |
Увлечённый |
Неудачливый |
-1 |
0 |
+1 |
Успешный |
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.