Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 25.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каждый современный педагог стремиться повысить интерес учащихся к изучаемому предмету. Но какие приемы познавательной активности необходимо использовать, чтобы активизировать познавательные и творческие способности учащихся? Только творческий учитель сможет пробудить в ребенке его скрытые таланты и возможности. О таких приемах я хочу рассказать в своей разработке.
Иконка файла материала Приемы активизации познавательно деятельности учащихся.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Воротнее муниципального района Сергиевский Самарской области  Тема работы: «Приемы активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы  как средство развития мотивационного компонента творческого потенциала личности». Секция 2. Инновации в школьном образовании   2.2. основное общее и среднее общее образование  Предметные области: ­ русский язык и литература (родной язык и литература);                                                           Автор: Гусева Людмила Михайловна­                            учитель русского языка и литературы                                          высшей категориис. Воротнее , 2018 год Оглавление 1                                                                    Стр. 1. Введение        ­                                                            2­4 2. Основная часть  ­                                                            4­10 3. Вывод  ­                                                                            10­12 4. Список литературы   ­                                                     131.Введение 2 Главной   задачей   образования   становится   сегодня   не   столько   овладение суммой   знаний,   сколько   развитие   творческого   мышления   школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации,   самоутверждения   и   самореализации   самоактуализации, творческих способностей. Развитие   творческих   способностей   есть   один   из   способов   мотивации учащихся   в   процессе   обучения.   Мы   живем   в   век   научно­технической революции,   и   жизнь   во   всех   ее   проявлениях   становится   разнообразнее   и сложнее;   она   требует   от   человека   не   шаблонных,   привычных   действий,   а подвижности   мышления,   быстрой   ориентировки,   творческого   подхода   к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Я   считаю,   что   именно   в   школе   начинается   процесс   становления   качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.  Поэтому  тема  моей   работы:   «Приемы   активизации   познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы  как средство развития мотивационного компонента творческого потенциала личности». В   настоящее   время   продуктивность   мыслительной   и   особенно   творческой деятельности   школьников,   к   сожалению,   остаётся   далеко   позади   их потенциальных   возможностей   и   не   в   полной   мере   отвечает   задачам современного обучения.В   моей   педагогической   практике     я   обнаружила    противоречие  между ожидаемыми   мной   результатами   учебной   деятельности,   направленными   на повышение интереса к изучаемому предмету  и познавательной и творческой активности и отсутствием данных мотивационных составляющих готовности к творческой деятельности у учащихся.                                                                                                                           3 Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем: ­ отсутствие интереса к изучаемому предмету; ­   пассивное   отношение   учащихся   к   выполнению   заданий   творческого характера. В.А.Сухомлинский     считал,   что   творческий   подход   учителя   к   учебному процессу способен пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты. И поэтому   задача   учителя   заключается   в   том,   чтобы   грамотно   организовать учебный процесс. Цель Создание   «копилки»   приемов,   направленных   на   повышение   интереса   к изучаемому предмету,  потребности в творческом саморазвитии и творческой активности учащихся в процессе обучения. Задачи  1. Отобрать приемы, формирующие мотивационные составляющие готовности к творческой деятельности у учащихся. 2. Выбрать диагностические средства для анализа эффективности реализации приемов,   направленных   на   формирование     мотивационных   составляющих готовности к творческой деятельности у учащихся. Основной   задачей   на   уроках   русского   языка   я   считаю  ­   обучение   умению целесообразно   и   правильно   пользоваться   языковыми   средствами   для выражения   своих   мыслей.   В   каждом   ребенке   нужно   развить   способностьвладеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции. В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу ­ научить  мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать                                                                                                                                     4 ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам,  как   с   преподавателем,   так   и   с   классом.   Развитие   творческого   потенциала учащихся   ­   одна   из   задач   обучения   в   школе.   Какие   же     приёмы   можно использовать, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.  5. Основная часть Основные   приёмы   развития  мотивационного   компонента   творческого потенциала личности. Русский язык ­ Игры:  «Экзамен», «Лингвистические угадайки», «Четвертое лишнее» и др. ­ Кроссворды, ребусы, шарады. ­ Мини­сочинения, изложения с творческим заданием, аннотации, эссе. ­«Бином фантазии» (написание лингвистических сказок, рассказов и т.д.) ­ домашние творческие работы. Известно,   какое   значение   придавал   самостоятельной   работе   школьников К.Д.Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся ­ один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться   самостоятельно,   а   учитель   ­   руководить   этим   самостоятельнымтрудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания   выполнялись   школьниками   не   механически,   а   сознательно,   нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества. Основная   цель   самостоятельной   работы   учащихся   состоит   в   том,   чтобы научить   детей  мыслить,  анализировать   и  обобщать   языковые   факты,  что   в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа "Объясни", "Докажи". 5 Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей   к   учению,   развивают   их   наблюдательность,   учат   их   самостоятельно решать   поставленные   задачи.   Важно   и   то,   что   в   творческих   письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.  Примеры творческих заданий При изучении темы «Морфемика» для учащихся IIобразовательной ступени  я   который   учит   написанию   мини­сочинений   или использую   прием, лингвистических сказок. «Бином   фантазии»   ­   при   написании   сказки   одно   слово   должно   быть лингвистическим понятием, а другое любым словом. Пример творческой работы Суффикс и лисёнок. Однажды к суффиксу пришёл грустный лисёнок и говорит: ­ Суффикс, не хочу я быть маленьким лисёнком, Все меня обижают и считают маленьким. Суффикс подумал и ответил лисёнку:­   Я   тебе   помогу.   Я   суффикс   –ёнок­   уйду   из   твоего   имени,   и   получится взрослое имя Лис. Он так и сделал. У лисёнка теперь хорошее настроение, ведь у него новое взрослое имя. Уроки развития речи дают возможность развития творческого мышления. Широко использую работу с опорными словами, сочинения­миниатюры по  картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с  прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или  6 другу,   сочинение   по   заданному       началу.   Описанные   выше   упражнения выполняются под    моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся   постоянно   возрастает.   Когда   же   дети   усваивают   материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность. "Речевая деятельность" ­   это   активный,   целенаправленный   процесс   создания   и   восприятия высказываний,   осуществляемый   с   помощью   языковых   средств   в   ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Я применяю следующие этапы подготовки к сочинению:1) создание речевой ситуации. Цель ­ создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя,   пробуждение   интереса   к   работе,   организация   наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации; 2) предварительная подготовка. Цель ­ создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений; 3) написание сочинения. Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.1. Свободное сочинительство ­ пиши, что хочешь! Рискуя получить упрек в повторении уже сказанного, хочу еще раз обратить внимание на то, что этот вид работы очень важен для развития речи. 2. "Мой дневник "­ пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством   с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев. 3.   "Фантазия­картинка"   ­   опиши   словами   картинку,   которой   нет,   которую видишь   только   ты   в   своем   воображении.   Если   написанное   будет   свежо   и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок. 7 4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин  профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью  такой жанр, как сочинение по картине.                                                                   5. Cценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность   подростка   в   оживлении   рисунка   и   написании   сочинения­ повествования вместо сочинения­описания. 6. Музыкальное сочинение.    1­й вариант ­ опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения. 2­й   вариант   ­   воспроизвести   фрагмент   из   фильма,   спектакля (существующего   или   выдуманного   тобой),   сопровождением   которого могла бы быть прозвучавшая музыка. 7. Сочинение ­ продолжение написанного накануне изложения или диктанта. 8. Сочинение ­ ассоциации по мотивам когда­то написанного диктанта или изложения.Литература ­   «Я   художник»   (проиллюстрировать   понравившийся   произведения);   отрывок   из ­ «Поход в театр» (разыграть сценку по предложенному отрывку); ­ «Женский (мужской) взгляд» (узнать героиню (героя) по описанию ­ «Правильная вставка» ( в отрывки из произведений вставить пропущенные слова) ­«Что бы это значило? ( найти в словаре лексическое значение непонятного слова) ­ Синквейн 8 СИНКВЕЙН (от франц. «пять»)– очень интересный прием, в ходе которого учитель немедленно получает эффективный результат. За один урок ученики   тексты,   которые считают создают высокохудожественными.                                                                                  зачастую     они   сами   В методике синквейн является быстрым, эффективным для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации. Синквейн – это стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определённую форму. АЛГОРИТМ для составления синквейна: 1 строка – существительное, задающее тему стихотворения; 2   строка   –   описание   темы:   два   прилагательных,   характеризующих   данное понятие; 3 строка – три глагола, обозначающие действие в рамках заданной темы; 4 строка – смысловая фраза: короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;5 строка – синоним ключевого слова, выраженный существительным. Пример Зима. Снежная, морозная. Заметает, бодрит, радует. Зимой взрослые и дети начинают верить в чудеса. Волшебница. Игра­викторина по творчеству Н.В. Гоголя Пример заданий: 1. «Правильная   вставка».    В  предложенном  отрывке   из  произведения   Н.В. Гоголя  вставить пропущенные слова. 9 2. «Женский взгляд». Угадать героиню по описанию. 3. «Поход в театр». Разыграть сценку по предложенному отрывку.«Что бы это значило?».   В   произведениях   Гоголя   много   слов   непонятных   современному читателю,   что   они   означают?   (бандура,   кожух,   буряк,   галушка,   люлька, парубок, рушник, свитка, хутор и др.) Литературное   развитие   школьников   можно   осуществлять   только   в   русле творчества.   Сухомлинский   писал:   «Любовь   к   творчеству   не   может   быть воспитана   без   творчества». Уроки   литературы,   прежде   всего,   требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного   включения,   без   творческой   направленности.   Эти   уроки позволяют развивать творческие способности ­ создаётся новое, личностное, преображенное, своё. Формы проведения творческих уроков могут быть разнообразными. Уроки русского языка  и литературыТрадиционные                                                    Нетрадиционные С творческими               работа в группах                 Урок­КВН Заданиями (мини­сочинения,                                        Интегрированные уроки кроссворды, развернутые ответы                         Диспуты  на вопросы  др.)                               Конференции                                                                                           Творческие лаборатории     Мини­исследования  Путешествия                                                                        Уроки­концерты Конкурсы                 10                                                        Уроки­семинары Деловые игры и др. Внеклассная работа по русскому языку и литературе Литературные,   литературно­музыкальные             театрализованные                       создание   гостиные, композиции,      из произведений      презентаций творческие лаборатории,  вечера(по творчеству писателей) участие в творческих конкурсах (сочинений, презентаций, чтецов, предметных  интеллектуальных конкурсах и т.д), научно­ практических и исследовательских конференцияхПрименение активных форм и приемов   работы на уроках и во внеклассной   интеллектуальный   и деятельности   позволяет   выявлять     и   развивать   творческий потенциал учащихся, активизировать их творческое мышление.  6. Вывод Для   анализа   эффективности   применения   приемов   для    развития мотивационного   компонента   творческого   потенциала   учащихся   использовала   опросник   «Самоактуализация   личности»  К.   Роджерса     я   в модификации Рыбакиной. На   основе   анализа   и   обобщения   моего     опыта   работы     по   развитию мотивационного   компонента     творческого   потенциала   школьников,   можно сделать выводы: 11 ­ в работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы и  формы работы на уроках русского языка и литературы; ­     как   показывает   практика,   самостоятельно   добытое   знание   усваивается детьми   прочнее,   поэтому   нужно   чаще   придавать   заданиям   проблемный характер;                                                                                                                       ­ учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой"  форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого  подхода  как ученика, так и учителя. Результативность­ повышение   интереса к изучаемому предмету, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний;  ­   повышение   активности   участия   в   очных   и   дистанционных   творческих   и интеллектуальных  конкурсах по предмету; ­   увеличение   числа   исследовательских конференциях различного уровня;   призовых   мест   на   научно   ­   практических   и 12­   сформированность   коммуникативной   и   лингвистической   компетенции.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13 1. Ашевская   Л.А.   Развитие   творческих   способностей   и   личности учащихся. // Русский язык в школе, №6, 2001г. 2. Коротаева Е.В. Стимулирование творческой деятельности учащихся. // Русский язык в школе, № 5, 1995 г. 3. Петрановская Л.В. Творчеству можно научить.// Русский язык, № 12, 2001 г. 4. Плавинская Н. Несколько слов о синквейне. //Литература, №5, 2006 г.      6. Интернет­ресурсы