"Приемы изучения учителем совместной учебной деятельности"
Оценка 4.9
Лекции
doc
психологическая работа +1
5 кл
03.02.2019
Изучение мотивационной сферы школьников для учителя в школе связано со многими трудностями: организационный (отсутствие времени и возможности всестороннего обследования детей),технические ( отсутствие методик изучения мотивации).
Все чаще слышны просьбы учителей в формировании мотивации учения детей, но как можно говорить о формировании , если не знаешь, как определить уровень и характер мотивации ученика .Следует сказать, что такое сложное образование, как мотивационная сфера, следует изучать осторожно и вывод делать на основании результатов , полученных несколькими методами, иначе большой риск получить недостоверную информацию.
Приемы изучения учителем совместной учебной деятельности.doc
Приемы изучения учителем мотивации совместной учебной
деятельности
(диагностика мотивов сотрудничества).
Изучение мотивационной сферы школьников для учителя в школе связано
со многими трудностями: организационный (отсутствие времени и
возможности всестороннего обследования детей),технические ( отсутствие
методик изучения мотивации).
Все чаще слышны просьбы учителей в формировании мотивации учения
детей, но как можно говорить о формировании , если не знаешь, как
определить уровень и характер мотивации ученика .Следует сказать, что
такое сложное образование, как мотивационная сфера, следует изучать
осторожно и вывод делать на основании результатов , полученных
несколькими методами, иначе большой риск получить недостоверную
информацию.
Все приемы изучения мотивации следует разделить на 2 группы:
1) Экспериментальные куда вошли приемы, разработанные для
изучения мотивации совместной деятельности, специфической
особенностью.
2) Неэкспериментальные – широко известные приемы, их особенностью
является фиксация учеников, фактов их поведения.
Рассмотрим несколько приемов 1 группы:
Прием «лист записи» .
Цель: выявить у школьников наличие приема сотрудничества,
готовность к включению в совместную учебную работу. Процедура
обследования : обследование проводится фронтально. Цель
обследования ученикам не сообщается, а заменяется мотивировкой.
Мотивировку учитель подбирает исходя из
конкретных условий( проведение факультативных занятий или
подготовку к школьной олимпиаде, к контрольной работе, к
экзаменам.)Затем учитель предлагает ученикам сделать выбор в
соответствии со своими желаниями и возможностями. Для этого
ученику надо записаться в одну группу. Практически всегда найдутся
ученики ,которые не захотят участвовать в необязательном
мероприятии, заставлять их не следует. Пример: У нас в школе организуются факультативные занятия, на
которых будут учить писать сочинение, причем не так как на уроках
литературы. Эти занятия будут проходить в 2 группах, в 1 гр. Я
расскажу Вам о законах построения текста, затем мы посмотрим, как
эти законы применяли писатели. Во 2 гр. Вы будете сами искать
закономерности, проверять и помогать друг другу. Так как группы
будут работать одновременно, Вам необходимо записаться в одну из
них. Те, кто не хочет участвовать в факультативах , не записываются.
Обработка данных: учитель подсчитывает количество учеников,
записавшихся в группы, и получает общую картину отношения учеников
к совместным формам работы. Полученные данные этого приема
нуждаются в подтверждении другими приемами.
Прием « выбор партнера».
Цель: выявить не только наличие , но и осознанность мотивов
сотрудничества. Ученики получают карточки , на которых они
вписывают фамилии 4 своих одноклассников, с которыми они хотели
бы работать в одной группе и написать почему.
Инструкция может быть следующей: « На занятиях в факультативе Вам
придется выполнять задания с одноклассниками. Надо разбиться на
группы, каждая будет выполнять свою задачу.
2 вариант: позволяет дополнить сведения, главное выявить те качества
партнера, на которые ориентируется ребенок.
Процедура: ребенок получает карточку , на которой перечислен
качества партнера по совместной работе, он должен их проранжировать
в зависимости от того, насколько для него это качество значимо.
Инструкция может быть следующей: « На занятиях в факультативе Вам
придется выполнять задания с одноклассниками. Какими качествами он
должен обладать, чтобы работа прошла успешнее.
Обработка данных: можно выделить несколько групп ответов: Если
ученик выделяет такие ответы как : « Он хороший человек», «Он мой
друг», «С ним интересно общаться»,можно сказать , что его выбором
руководят отношении к таким видам деятельности как игра, но ни к
учению, ни к совместной деятельности это не относится.
Если ученик выделяет ответы как «Он отличник», «Он хорошо пишет
сочинения», «Он много знает»,то можно сказать, что его выбором
руководит стремление получить хороший результат.
Неэкспериментальные приемы изучения мотивации совместной учебной
деятельности школьников: 1) Анкетирование
2) Интервью
3) Беседа
4) Наблюдение
1 метод анкетирование широко применяется при изучении мотивов
совместной деятельности и направлен на выявление осознаваемых
обучающимися мотивов. Он прост и позволяет быстро обследовать
большую группу школьников. Обычно анкеты составляются из
прямых вопросов, требующих от учеников однозначных ответов.
Вопросы могут быть следующие: Как ты думаешь, интереснее ли
будет учиться, если на уроке, ты будешь все работы выполнять не
один, а с кем либо из одноклассников ? Как ты думаешь, полезна ли
будет для тебя такая работа?
При обработке данных учитель видит, какое количество детей
относится к данной работе отрицательно.
2 метод –интервью
3 методбеседа. Организуя беседу учителю лучше избегать прямого
указания на интересующую его проблему совместную учебную
деятельность и отношения к ней детей.
4 метод наблюдение. Этот метод широко используется в школе.
Фиксируя проявление у учеников интереса к учебным заданиям и
формам учебной работы, учитель может определить наличие или
отсутствие у детей интереса к совместным формам работы, но и
выявить уровень сформированности у них мотива сотрудничества.
Прием ,разработанный Микулиной состоит в следующем: каждому
ребенку дается лист бумаги в клетку, на котором начерчено
несколько одинаковых вертикальных линий. На каждой линии
отмечена середина. После каждого этапа урока ученик значком
отмечает степень привлекательности данного задания. Выше
среднего, или ниже середины.
Описанные выше приемы позволяют учителю выявить особенности
мотивации, направляющей деятельности ученика. Однако получить
достоверную информацию можно лишь в результате сопоставления
данных полученных разными приемами. Учителю можно вести
дневники наблюдений, где фиксировать особенности развития,
мотивацию учебной деятельности.
"Приемы изучения учителем совместной учебной деятельности"
"Приемы изучения учителем совместной учебной деятельности"
"Приемы изучения учителем совместной учебной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.