Приемы работы с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС
Оценка 4.8

Приемы работы с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
физика
Взрослым
24.10.2018
Приемы работы с текстом на уроках физики   в условиях введения ФГОС
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
доклад.docx
Приемы работы с текстом на уроках физики        в условиях введения ФГОС   Тексты принято делить на сплошные (без визуального изображения) и несплошные (с визуальным изображениями).  Типы сплошных текстов: ­ описание (художественные и технические); ­ повествование (рассказ, отчёт); ­ объяснение (рассуждение, интерпретация); ­ аргументация (научный комментарий, обоснование); ­ инструкция (указание к выполнению работы, правила и т.д.) Типы несплошные тексты: ­ формы (анкеты); ­ таблицы; ­ диаграммы, графики, карты; ­ списки; ­информационные листы (расписание и др).   На   уроках   физики   встречаются   как   сплошные   тексты,     так   и   несплошные,   таких заданий очень много как в базовом, так в профильном уровне ОГЭ и  ЕГЭ.       В своём выступлении хочу привести примеры приёмов работы с текстом, которые очень часто я использую на своих уроках. 1. Приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы. Этот   способ   формирует   умение   формулировать   вопросы   и   умение   соотносить понятия. «Толстые» вопросы Объясните почему….? Почему вы думаете….? В чём различие…? Почему вы считаете….? При каких условиях задача имеет  несколько решений? Установите закономерность …? Можно ли обобщить задачу, если…? Рационально ли решена задача? «Тонкие» вопросы Кто..? Что…? Когда…?  Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Что известно в задаче? Что нужно найти? Какова зависимость между…? Достаточно ли данных в задаче для её  решения?            Этот приём   используется на этапе не только контроля знаний, но и на этапе актуализации, устранения пробелов.  2. Приём «Вопросы к тексту». Этот   приём   формирует   умение   самостоятельно   работать   с   текстом   учебника, формулировать вопросы, работать в парах.  Прочитайте текст.   Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?   Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?  Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Этот   приём     используется   на   этапе   формирования   новых   знаний,   первичного закрепления.  Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей   анализа   и   рассуждения,   опоры   на   собственный   опыт.   После самостоятельного   поиска,   учащиеся   обсуждают   в   парах   ответы,   уточняют   их, обсуждают  в классе. Задания данного типа включены в КИМ ОГЭ по физике.  3. Приём «Верные и неверные утверждения». Этот приём формирует умение анализировать информацию, умение оценивать факты, умение отражать своё мнение.     Учащиеся выражают своё отношение к ряду утверждений по правилу: верно  ­  «+», неверно ­   «­ ». Этот приём используется на этапе актуализации знаний, устранения пробелов. 4. Приём «Верите ли вы…». Этот   приём   направлен   на   повышение   интереса   к   изучению   данной   темы,   создание положительной мотивации. Этот приём используется в начале урока, после сообщения темы урока, в виде разминки. Вопросы может   задавать учитель   или учащиеся при проверке правил д/з. 5. Приём «Составление краткой записи задачи». Этот   приём   формирует   умение   целенаправленно   читать   текст   задачи,   задавать проблемные вопросы и вести обсуждение в парах. Формы краткой записи, используемые мной: схема, таблица, ключевые слова.     Схема используется при решении задач на отношения между, задач на части. Таблица – при решении задач на движение, работу и проценты. Ключевые слова – при решении задач на нахождение дроби от числа, числа по его дроби.       Этот   приём     используют   при   отработке   новых   знаний,   на   этапе   формирование способов действий. 6. Прием «Плюс – минус» Выделение положительного и отрицательного в тексте.   Этот приём  используют при  отработке новых знаний, например изучение сил. 7. Приём «Ключевые слова»  Это слова, по которым можно составить рассказ или  определения некоторого понятия. Учащиеся на уроке читают, например, три абзаца,  находят главные мысли и связи между ними, составляют план ответа, и несколько  учеников по этому плану рассказывают.  8 .Прием составления сводной таблицы (схемы).  Позволяет обобщить и  систематизировать учебную информацию. 9. Прием «Проблемная ситуация», Очень важно, чтобы на уроках ученики постоянно  решали всевозможные могли посмотреть на какой­либо, казалось бы, очевидный и  привычный факт совсем по­ другому, как физик, и удивиться.  Уровень 1: Исследовать зависимость периода колебаний груза на резиновом шнуре от  массы груза. С подробным планом работы.  Уровень 2: Исследовать, зависит ли период колебания груза на резиновом шнуре от  массы груза. Предлагаю лишь часть плана.  Уровень 3: Установить, существует ли зависимость периода колебаний груза на  резиновом шнуре от массы груза. Ребята сами планируют свою работу. Знание не  сообщается в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению,  сопоставлению фактов, в результате чего возникает поисковая ситуация.  Ребята работают с инструкцией. Делают вывод. 10. Приём «Алгоритмы» Данный   прием   основан   на   логико­структурном   анализе   содержания   физики, который позволяет выделить в них главные структурные элементы знаний.  факты             понятия             законы              теории                                 Явление                                 Величина                                    Прибор                                  Закон  Они могут быть использованы для изучения широкого класса объектов, например для изучения явлений — физических, химических, биологических и т.д., для изучения законов, теорий (законов вообще, теории вообще), приборов. Цель: сформировать навыки структурирования информации, умения находить в тексте требуемую информацию, вести обсуждение в парах.  Описание приема. 1вариант: учащимся  предлагается изучить текст и, используя план обобщенного характера, составить ответ об изучаемом понятии. 2   вариант:   учащимся   предлагается   изучить   текст   и   составить   план   ответа (алгоритм)  об изучаемом понятии. Задание можно выполнять индивидуально и в парах.  План  изучения величин: Определение величины Формула,  выражающая  связь данной  величины с  другими F=ma Единицы  величины H Способы  ее  измерения Динамоме тр Название  величины Сила Какое свойство  тела или явление  характеризует  данная величина? Взаимодействие, является его  мерой Мера взаимодействия  тел, в результате  которого тела  деформируются или  приобретают ускорение 11. Приём «Восстанови текст». Цель:  сформировать   умения   целенаправленно   читать   текст,   сравнивать заключённую в тексте информацию. Описание приема. Каждый   учащийся   получает   предложения,   которые   надо   расположить   в правильном порядке и восстановить логическую последовательность всего текста. 7 класс.  Тема: «Механическая работа». 1.Работа (А) может быть положительной, отрицательной и равной нулю. 2.Она выражается в  килоджоулях (кДж) и джоулях (Дж). 3.Когда направление силы, приложенной к телу, перпендикулярно направлению его движения, то  А=0. 4.Понятие работы в физике отличается от того, которое мы употребляем в быту. 5. За единицу работы принимают работу, совершенную силой 1Н на пути 1м. 6.Формула работы А=F∙S применяется, если сила постоянна и ее направление совпадает с направлением перемещения тела. 7.Такая   же   формула,   но   со   знаком   «минус»,   используется   в   случае,   если направление силы противоположно движению тела. 8.Механическая   работа   прямо   пропорциональна   приложенной   силе   и пройденному пути. 9.Работа   равна   нулю,   если   тело   движется   по   инерции   или   под   действием приложенной силы не сдвигается.         Для развития и проверки навыков чтения используются такие типы заданий: Задания «на дополнение информации»: 1) заполнение пропусков в тексте; 2) завершение предложения. Задания «на восстановление текста»: 1) собери правило;  2) найди ошибку; 3) расположи в правильной последовательности. Задания «на соотнесение»: 1) нахождение   соответствия   между   названиями,   утверждениями,   схемами, таблицами;  2)  соотнесение данных слов со словами из текста. Такого вида задания есть в ОГЭ по физике. Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования УУД. Таким образом, данные приёмы мне помогают развивать логическое мышление, мотивировать   учащихся   не   только   для   работы   на   уроке,   но   и   формировать представление о науке физике ­  как сфере человеческой деятельности, о её значимости для развития цивилизации.

Приемы работы с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС

Приемы работы с текстом на уроках физики   в условиях введения ФГОС

Приемы работы с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС

Приемы работы с текстом на уроках физики   в условиях введения ФГОС

Приемы работы с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС

Приемы работы с текстом на уроках физики   в условиях введения ФГОС

Приемы работы с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС

Приемы работы с текстом на уроках физики   в условиях введения ФГОС

Приемы работы с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС

Приемы работы с текстом на уроках физики   в условиях введения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2018