Приемы рефлексии на уроках в начальной школе.
Оценка 4.6

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе.

Оценка 4.6
Семинары
doc
администрации
2 кл
23.01.2018
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе.
презентация
Публикация является частью публикации:
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе.doc

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе.

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,

тот и получает преимущества

в движении вперед »

Евгений Доманский

К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во главе  – сохранение физического и психического здоровья учащихся: дозировать учебную нагрузку, пресекать усталость органов чувств ребёнка и его интеллектуальное истощение. Именно поэтому слово «рефлексия»  давно перестало быть новшеством.

Сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Концептуальной идеей построения технологии обучения по федеральным стандартам второго поколения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность. Ещё Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет на ней играть.

В настоящее время стремительно возрастает объём информации. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать её, уметь адекватно себя оценить и прогнозировать развитие дальнейших событий.                               

 

 

Итак, рефлексия это... слайд

·        В переводе с латинского «обращение назад».

·        Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

·        Толковый словарь русского языка  трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или  как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой).

·        В современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

В результате, овладение навыками рефлексии сформирует у обучающегося умения:слайд

·        адекватно воспринимать себя;

·        ставить цель деятельности;

·        определять результаты деятельности;

·        соотносить результаты с целью деятельности;

·        определять наличие ошибок в собственном поведении;

·        описывать прожитую ситуацию. 

Классификация рефлексии. слайд

По содержанию рефлексия может быть устной и письменной.

По цели выделяют 3 группы рефлексии.

1.     рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2.     рефлексия деятельности;

3.     рефлексия содержания учебного материала.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины. Слайд с картинкам

Богато разнообразие цветовых методик рефлексии, которые легко применить в 1-2 классах.

Например, «Цветик – многоцветик».  Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

Для анализа эмоционального состояния можно предложить учащимся сделать «Дневник настроения», отражающий их удовлетворённость рабочим днём. Он представляет собой таблицу со списком класса и рабочими днями текущего месяца. «Дневник» размещается в классном уголке, рядом – стаканчики с нарезанными квадратиками разных цветов и клей. В определенное учителем время дети вклеивают в нужную клетку соответствующий настроению цветной квадратик. Учитель отслеживает настроение детей, проводит индивидуальные беседы, групповые тренинги. За месяц получается эффектное цветовое панно. Слайд с панно.

Рефлексивный прием «Смайлики», «Гномики» – ученикам раздаются наборы готовых цветных смайликов. Ребята сами определяют те эмоции, что свойственны им сейчас. Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта показ большого пальца вверх или вниз.

 

2. Рефлексия деятельности

Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, я ввела её в практику своей работы уже на первых уроках «волшебные линеечки».

 (К – красота, П – правильность, Б – быстрота) слайд

- На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).

Или в «Прописях» или рабочих тетрадях я применяю приём «цветограммы»,  ставим кружки: все выполнено правильно – красный, что – то не нравится: зелёный.

    В конце урока смотрим, какой цвет преобладает. Пробуем давать словесную оценку своей деятельности на уроке.

Следует отметить, что в начале года, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Сейчас же дети  вполне объективно оценивают свою деятельность.

Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках станет, прежде всего, то, что все ребята учатся  давать объективную оценку своим письменным работам.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или  в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.

 «Лесенка успеха» - нижняя ступенька  - у меня ничего не получилось;

 средняя ступенька  - у меня были проблемы; 

верхняя ступенька  - мне всё удалось;

Но эту лесенку я немного изменила. Каждый вид работы на уроке изобразила картинкойи расставила по ступенькам. Выполняя задания на уроке,  ребята движутся к достижению поставленной цели, которую определил в начале урока, обозначая успешность выполнения «+, -»

   Например, прием «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты. В случае использования рефлексивного приема «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке.

 

3. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия в конце урока – это уже классика жанра. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Оптимальный для этого  вид рефлексии – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:

 - прием незаконченного предложения, тезиса. Например, методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.


Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …


 

Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

 

 

 

 

 

Другие приёмы данного вида рефлексии.

В 3 – 4 классах при изучении теоретического материала уместно использовать  на полях возле текста или в самом тексте обозначения с помощью знаков: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать (прием «Пометки на полях»).  

 

 

Приём «Шкала » позволит рассмотреть и оценить по 10- бальной шкале работу на уроке с разных позиций:

 „Я работал“         0________10

 „Мы работали“     0________10

 „Достигли цели“   0________10

Приём « Могу – не могу». Так, на уроке математики ученикам предлагаются разные примеры. Им нужно распределить их на два столбика:

1 -  Я знаю (могу решить);                              2 -  Я не знаю (не могу решить).                    Применяя этот приём, можно научить школьников изменять привычный способ действия и применять полученные ранее знания.

Например, при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» на этапе изучения нового материла при выстраивании алгоритма действий, учащиеся самостоятельно записывают слова с пропущенными буквами (е или и) ученики обнаруживают, что среди слов л…сной, гр…бник и  других есть слово на ветк... и букву в окончании проверить привычным cпocoбом нельзя.                                                                                                                       Связь между отдельными понятиями поможет установить приём «Таблица». Нап­ример, на уроке обобщения знаний о само­стоятельных частях речи будет полезнее предложить учащимся самостоятельно со­ставить таблицу «Части речи», а не исполь­зовать готовую, предложенную в учебнике. В процессе работы над таблицей учащиеся наглядно могут проследить и общее значе­ние частей речи, и их морфологические признаки, и синтаксическую роль.

На отдельном уроке может быть создана «Карта самоконтроля» своей деятельности и результатов по изучаемой теме. 

 

Карта самоконтроля

 

                                  Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

 

                     Применение правила на письме выполняя упражнение

                   

                     Применение правила на письме (закрепление)

   

 

                                 Моё настроение в конце урока                  

 

Рефлексия связана  с формированием  личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.  При  взаимодействии с обучающимся учитель использует (в зависимости от обстоятельств) один из видов личностной рефлексии:  физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Такая рефлексия отражает человеческую сущность.

 

4.  Разработка учителем рефлексивной методики.

При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:

   возрастные особенности учащихся и состав класса;

Учитывая их, учитель составляет рефлексивную методику для своего класса. Самые маленькие несут свой якорь на тот корабль, который соответствует их настроению. Ребята постарше поднимают карточку со знаком, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке (вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие). Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.

   особенности предмета, тему и тип урока;

уроки гуманитарного ряда более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния,  уроки математики требуют рефлексии содержания материала, а уроки прикладного творчества не обойдутся без рефлексии деятельности.

  необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

применение их в начальной школе помогает не только активизировать познаватель­ную деятельность младших школьников, развивать их мышление, но и вносит разно­образие в урок, учит детей принимать реше­ния, отказаться от стереотипов, приучает к убедительной аргументации. Все это закла­дывает основу критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить собственные действия. Кроме того, приемы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребенка.

Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности.  Рефлексия и  умение учиться, сформированные в начальной школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.

Всем известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желания что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.                Все, что мы делаем сейчас, - это не самоцель, серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии. Давайте вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:  Что я делаю?  С какой целью?  Каковы результаты моей деятельности?  Как я этого достиг?  Можно ли сделать лучше?  Что я буду делать дальше?                                                                          Пока учитель задает себе эти вопросы – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.        

 

«Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» Антуан де Сент-Экзюпери.


Приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Классификация рефлексии. слайд

Классификация рефлексии. слайд

Изучив методику безотметочного обучения, я ввела её в практику своей работы уже на первых уроках «волшебные линеечки»

Изучив методику безотметочного обучения, я ввела её в практику своей работы уже на первых уроках «волшебные линеечки»

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала

Я знаю (могу решить); 2 -

Я знаю (могу решить); 2 -

Ребята постарше поднимают карточку со знаком, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке (вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие)

Ребята постарше поднимают карточку со знаком, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке (вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018