Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)
Оценка 4.6

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
администрации
2 кл
11.02.2017
Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)
Программа составлена для учащихся 2 классов общеобразовательной школы. Занятия проводятся во второй половине дня в школе и на базе городского Выставочного зала. В основе рабочей программы лежит авторская программа Л. Н. Михеевой. Программа направлена на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.
Программа Праздники. традиции и ремесла народов России 2б.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 Павлово­Посадского муниципального района Московской области 142500 Московская область                                            тел.(49643 2­03­46,факс 2­14­98) Павловский Посад ул.Кирова ,д.83                                    e­mail: school2­pp2@mail/ru 1                                                                                                                  «Утверждаю»                                                                                                                         Директор школы ________________                                                                                                                                                           Гравшина О.Н.                                                                                                                                      « ___» ________________2016г. Рабочая программа по внеурочной деятельности   ««Праздники, традиции и ремёсла народов России"» 2 «Б»   класс на 2016­2017  учебный год                                                       Составитель:  Дмитриева Елена Александровна                                                      учитель начальных классов                                                                         высшей квалификационной категории 2016 год 2 Пояснительная записка Рабочая программа  внеурочной  деятельности  «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для  2  класса  составлена   на   основе   авторской  программы   «Праздники,   традиции   и  ремёсла   народов России»  Л.Н. Михеевой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1­ 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. Вентана­Граф, 2011. ­ 192 с. — (Начальная школа XXI века).      Данная программа разработана для занятий с учащимися 1 ­ 4 классов  во  второй половине дня   в соответствии с новыми  требованиями  ФГОС начального общего образования второго поколения. Внеклассная   деятельность   организуется   в   рамках   основной   образовательной   программы начального общего образования. Общая характеристика.                Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования»  цель  ­ «обеспечение   возможностей   для   получения   качественного   начального   и   общего   образования» реализуется  (как один  из путей)  «организацией  внеклассной деятельности, представленной системой программ   с   учётом   познавательных   интересов   младших   школьников   и   их   индивидуальных потребностей».      Организация данной деятельности направлена на: 1. Развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче».  2. Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.) . 3.Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.  4. Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире . 5. Формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно­нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, 6. Развитие художественного вкуса.      Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», которые специально направлены на формирование компонентов учебной   деятельности:   умение   учиться,   развитие   познавательных   интересов,   внутренней   мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.         Творческая   мастерская«Праздники,   традиции   и   ремёсла   народов   России"    раскрывает   перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления   и   восторга   красотой   русского   народного   искусства   в   разных   его   проявлениях.   Дети принимают   участие   в   подготовке   и   проведении   народных   календарных   праздников,   знакомятся   с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.  Задачи программы:   ­ Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ; ­  Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям,  традициям, к народным играм и т.д.;   ­  Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;  ­ Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса; ­  Формирование чувства национального достоинства. Место в учебном плане. Программа рассчитана на 68 ч (2 ч в неделю). 3 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.         В результате освоения программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются  следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования: — принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно­исторической, социальной и духовной  жизни своей страны; — формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма; — формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России; — формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Метапредметные результаты представлены в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы.                                                                                       Содержание программы  Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим  принципам: — личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника); — природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения  психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста); — педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого­возрастным особенностям детей,  знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходи­ мость социализации ребёнка); ­культуросообразностъ (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что  позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника). Содержание программы. Старинный русский быт Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у  женщин. Роль орнамента­оберега (вышивка). Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки — у бояр. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем Русская изба  (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба) ; хозяйственный двор, постройки  (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная  своими руками. Красный угол. Иконы. Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки. Крытые галереи для прогулок  боярынь и боярышень. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» ­ от глагола  «молоть (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво . Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды . Именины Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в  шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. 4 Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки,  Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели. Праздники  в моей семье. Проектная работа Учёба. Школа Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев), чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей  дуба), Чернильница и песочница. Береста и бумага. Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)).  Учебные книги  («Букварь». «Часослов», «Псалтырь» ). Учитель­мастер. Новый русский быт (со времён Петра I) Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт Фраки,  жилеты, брюки­панталоны; рубашки с  жабо, с кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами;  перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты. Одежда   купчих,   мещанок,   крестьянок:   широкие   сарафаны,   яркие   юбки,   рубахи,   кофты, шали.Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин). Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и  сапоги. Русские пословицы и поговорки об одежде.  Усадьба. Дворянские особняки Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет, столовая, зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского  дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией. Быт дворянской семьи. Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских — обучение танцам,  музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике. Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и  обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня. Русские народные праздники Зимушка­зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники па Руси Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование, гадание. Ряженье, ряженые —  древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки.  Ёлка — символ «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол. Весна­веснянка.  Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты как первое  цветущее весеннее дерево). Пасха ­ главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на  Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба —  артоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка — закликание весны рано утром с  вершины холма, горки. Лето красное. Ильин день Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда — лето, после  обеда — осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до  Ильина дня кусается, а после — запасается». У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун — громовержец, главный бог. В  народном сознании соединились святой Илия и Перун — Илья­громовержец. Его очень почитали на  Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал  виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В  Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья­пророк — громобой. Чтобы задобрить Илью­пророка, люди в  этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня  запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул».  Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая. 5 Осень золотая. Спасы. Успение. Покров Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним  сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские  легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа). Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки — окончание жатвы. Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания.  Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок. Русские народные промыслы Керамика Гжели Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр  русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и  художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки,  кувшины, кружки, чайные сервизы,   тарелки,   игрушки,   лампы.    Всё   украшено   стилизованным  орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров­художников. Хохлома и Жостово Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской области.  Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко­алого  цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы  для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали  дипломы I степени на международных и всероссийских выставках. Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел ­ расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, на­ тюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире. Павловопосадские шали Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей  зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным  совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым. Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры  трав, листьев — букеты, венки, россыпи цветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во  всём мире. Вятская и богородская игрушка Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)).  Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках  проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони,  олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские  матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и  скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным., зелёным, жёлтым, синим, с  сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада  (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями; «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли»,  «Медведь­ музыкант»,  «Медведь­лакомка».  Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера­ резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и  международных выставках. Русские народные игры Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси­лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море  волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки) Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и  любимы детьми и сейчас. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью. Народные танцы Хороводы. Игры­хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из  глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе  проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа —  душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька»,  «Метелица». Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она  сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне. 6 Тематическое планирование. Старинный русский быт ­ 20ч Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр Универсальные учебные действия: — познакомить с особенностями крестьянской одежды; — сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду; — ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем Универсальные  учебные действия: — показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания  Универсальные учебные действия: — оценить достоинства традиционной русской кухни; — уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» — компот). Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины Универсальные учебные действия: — разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта). Учёба. Школа Универсальные учебные действия: — сравнить учебу детей в старину с современной школой; — букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги. Новый русский быт (со времён Петра I) ­ 12ч Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки Универсальные учебные действия: — сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I, проанализировать их различия. Усадьба. Дворянские особняки  Универсальные учебные действия: — показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция). Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно­музыкальные салоны Универсальные учебные действия: — разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.); — прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.  Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса  Универсальные учебные действия: — проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. Русские народные праздники ­ 16ч Зимушка­зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение Универсальные учебные действия: ­ разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; — познакомить с пословицами и поговорками о праздниках; — изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.  Весна­веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха Универсальные учебные действия: —воспринять традиции масленичных игр. — разучить песни и игры; 7 — научиться печь блины, красить пасхальные яйца; ­ разучить игры с катанием пасхальных яиц. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день Универсальные учебные действия: —  разучить песни о завивании берёзки, хороводы; — научиться плести венки. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров  Универсальные учебные действия: — сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;  ­ нарисовать картинку на тему осенней ярмарки; ­ показать сценку с куклами  Русские народные промыслы Керамика Гжели ­ 16ч Универсальные учебные действия: ­ нарисовать несколько гжельских орнаментов. Хохлома и Жостово Универсальные учебные действия: ­ раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов. Павловопосадские шали Универсальные учебные действия: — сравнить орнаменты нескольких шалей.  Вятская и богородская игрушка  Универсальные учебные действия: — изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки. Русские народные игры ­ 2ч Наиболее популярные детские игры Универсальные учебные действия; — разучить несколько игр (прятки, гуси­лебеди, коршун, бояре и др.). Народные песни, загадки, пословицы ­ 2ч Детские песенки, потешки, загадки, пословицы Универсальные учебные действия: —  разучить несколько песенок, считалок; — научиться разгадывать загадки. Народные танцы ­ 2ч Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры­танцы Универсальные учебные действия: — разучить хороводы, игры­хороводы. Планов ые  сроки  прохож дения  Скорре ктир.ср оки  прохож дения Раздел,  кол­во часов Старинный русский быт 20. Календарно­тематическое планирование 2 класс Тема урока Содержание урока УУД 8 Одежда. Традиционный костюм, крестьян.   обувь Одежда. уборы.   Головные Солнце,   дерево,   вода,   конь   —   источники   жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). Солнце,   дерево,   вода,   конь   —   источники   жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). Жилище, русская изба Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба.   мебель,   Крестьянская   утварь, Освещение. сделанная своими руками. Красный угол. Иконы. Традиционная русская кухня. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели.  Традиционная русская кухня.Блины. Семейные праздники и обряды. Семейные праздники и обряды. Блины   («млины»   ­­   от   глагола   «молоть   (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво . Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»).  Глиняные и деревянные игрушки. —   познакомить   с   особенностями старинного   русского   костюма,   его функциональным характером. —   познакомить   с   особенностями старинного   русского   костюма,   его функциональным характером.   сени; —   продемонстрировать   устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть;   крестьянский   двор; хозяйственные постройки); —   оценить   достоинства   традиционной русской кухни; —   оценить   достоинства   традиционной русской кухни; —   разучить   несколько   наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта). 9 —  сравнить   учебу   детей   в   старину   с современной школой; — сравнить старинную одежду и новую, введённую   указами   Петра  I, проанализировать их различия. —  показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов  —   прочитать   несколько   стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.  Семейные праздники и обряды. Учёба. Школа. Учёба. Школа. Новый русский быт (со времен Петра1) 12 ч. Простой   народ   и дворяне. Одежда, быт. Простой   народ   и дворяне. Одежда, быт. Усадьба.   Дворянские особняки Усадьба.   Дворянские особняки Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Письменные принадлежности (перница — футляр для   гусиных   перьев),   чернила   (из   отвара   ягод черники,   кожуры   каштана,   скорлупы   орехов, желудей дуба), Чернильница и песочница. Береста и бумага. Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные   высокие   прически   дам.   Атрибуты придворных:   лорнеты,   веера.   Нарядные   туфли   на высоких красных каблуках. Косметика дам 18 века. Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня,   кабинет:   столовая;   зал   для   танцев. Интерьер.   Анфилада   комнат.   Бильярдная.   Биб­ лиотека.   Зимние   сады.   Буфетная.   Атрибуты   и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией. Быт дворянской семьи Повседневная   жизнь   дворянина   в   столице   и Быт дворянской семьи усадьбе.  Мода на лечение минеральными водами, посещение   популярных   докторов;   прогулки   в парках   и   садах   (Летний   сад   в   Петербурге). Ледяные   горки,   катки;   катания   на   санях   зимой. Деревянные горки, качели, карусели ­ летом. Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета.   Посещение   театров. Балы   и   праздники. Праздничные   столы.   Яства.   Деликатесы.   Детские балы. Маскарады. Домашние театры. 1 —   познакомить   с   пословицами   и поговорками о праздниках;  —   изготовить   маски   и   костюмы   для новогоднего карнавала. —   научиться   печь   блины,   красить пасхальные   яйца;   ­   разучить   игры   с катанием пасхальных яиц. Будни и праздники на Руси. Новый год Русские народные праздники 8 ч. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян,   связанные   с   земледелием,   народным календарём.   Праздники   были   направлены   на укрепление здоровья и благополучия людей. Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Весна­веснянка. пост. Великий Вербное   воскресение. Пасха.   Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий   пост   —   время   строгого   воздержания, молитвы, покаяния. Вербное   воскресенье.   Освящение   в   церкви   вербы (верба   —   символ   здоровья,   силы,   красоты   как первое цветущее весеннее дерево). Пасха   ­­   главный   христианский   праздник, Воскресение   Традиции празднования   Пасхи   на   Руси:   крашение   яиц, изготовление   сырной   пасхи,   куличей,   раздача верующим просфор и общего хлеба — артоса.   Крестный   ход. Пасхальные Христосование. Красная горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки. торжества.     Иисуса   Христа. —  разучить песни о завивании берёзки, хороводы; 1 Лето   красное.   День Святой Троицы. Иван Купала. День   Святой   Троицы   («Зелёные   Святки»): разделение  зимы  и  лета.  Духов  день  —  именины Земли,   поилицы   и   кормилицы.   Украшение   пра­ вославных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы,   лентами.   Отмечается   на   49­й   день   после Пасхи. Хороводы,   гулянье   вокруг   берёзки.   Троицкие гадания   девушек   (бросание   венков   в   реку). Завивание берёзки. Кумление девушек. Иван   Купала   —   главный   летний   праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван­да­марья   —   праздничный   цветок   Купалы. Возжигание   костров   в   купальскую   ночь. Отмечается 7 июля. Осень золотая. Спасы. Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и   29   августа).   Подготовка   к   зимним сельскохозяйственным   работам,   заготовка   ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды   о   Спасах   (Спас   на   воде;   Преображение; день Нерукотворного образа). Успение   Богородицы   (Первые   Осенины   —   28 августа). Спожинки — окончание жатвы. —  сравнить   Медовый, Ореховый   Спасы; картинку на тему осенней ярмарки.   Яблочный,   —­   нарисовать Керамика Гжели Русские народные промыслы 8ч. Жостово  Гжель   —   название   живописного   подмосковного района,   в   60   км   от   Москвы.   Гжель   —   основной центр   русской   керамики.   Продукция   Гжели известна   во   всём   мире.   Это   произведения народного   искусства   и   художества.   Каждое изделие   мастера   расписывают   только   вручную. С/гиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом   фоне.   Продукция   Гжели   —   это   вазы, статуэтки,   кувшины,   кружки,   чайные   сервизы, тарелки,     игрушки,     лампы.       Всё     украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски,   безупречный   вкус   мастеров­ художников. Село   Жостово   находится   недалеко   от   Москвы: народный   промысел   ­   расписные   металлические подносы.   Чёрный,   зелёный   лаковый   фон,   яркие, пышные   цветы   —   садовые   и   полевые;   букеты, венки,   Огромная популярность   декоративной   росписи   жостовских подносов во всём мире.   натюрморты.   гирлянды, ­   нарисовать   несколько   гжельских орнаментов. 1 раскрасить узоры жостовских подносов —   сравнить   орнаменты   нескольких шалей.  1 — изготовить из глины и пластилина несколько видов богородской игрушки. Павлово­Посадские шали Народный   промысел   в   Павловском   Посаде   под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось   в   начале  XIX  века,   фабрика   была основана   в   1812   году   крестьянином   Семёном Лабзиным   совместно   с   его   компаньоном   купцом Василием Грязновым. Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав,   листьев   —   букеты,   венки,   россыпи   цветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире. Богородская  игрушка Богородская   деревянная   игрушка   как   промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск),   село   Богородское.   Забавные   фигурки нарядных   барынь,   гусар,   солдат;   игрушки   с движениями; «Пильщики», «Крестьянин,   играющий   на   свирели»,   «Тройка», «Журапли»,     «Медведь­ лакомка».     Богородская   игрушка   и   скульптура известны за рубежом. Мастера­резчики не раз удо­ стаивались   золотых   и   серебряных   медалей, дипломов степени   на   всероссийских   и международных выставках.   «Медведь­музыкант»,    I    «Кузнецы»,   — разучить несколько игр  Русские народные игры 1. Русские игры   народные Песни   для Песни для детей Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры   для   мальчиков   и   для   девочек.   Командные игры. Костромушка.   Бояре.   Каравай.   Колечки.   Салки. Море волнуется. Лапта  Песни   создавались   специально   для   маленьких —    разучить   несколько   песенок, детей 1ч.  Народные танцы 1ч. Народные танцы детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и   любимы   детьми   и   сейчас.   Загадки,   пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью. Хороводы.   Игры­хороводы.   Пляски   —   наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски:   одиночная,   парная,   перепляс,   массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица». считалок;  — научиться разгадывать загадки. 1 —   разучить   хороводы,   игры­ хороводы. 70ч Итого 1. Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана­Граф, 2011. 2. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор­М., Просвещение,2011г  Перечень учебно­методического обеспечения Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания гражданина России. – М., 2010. 3. Духовно­нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /  Под ред. А.Я. Данилюка. – М., 2011. Интернет­ресурсы: http://school­collection.edu.ru http://    nsportal    .ru 1

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017