Приемы устного счета на уроках математики
Оценка 4.7

Приемы устного счета на уроках математики

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
математика
5 кл—6 кл
05.10.2017
Приемы устного счета на уроках математики
Технологии применения приемов устного счета на уроках математики в 5 классе Предполагаемый результат: для меня 1) развитие познавательного интереса к математике 2) экономия времени для детей 1) повышение культуры математических вычислений 2) в дальнейшем поможет полноценно усваивать предметы физико- математического цикла 3) развитие памяти 4) логическое, творческое мышление 5) достижение каждым учеником оптимально возможного уровня математического развития Результат: прочные вычислительные навыки и умения
приемы устного счета.doc
ПРИЕМЫ   УСТНОГО   СЧЕТА   НА   УРОКАХ МАТЕМАТИКИ       Цель   работы:    изучить     приемы   быстрого   счета   с   тем,   чтобы улучшить  технику вычислений учащихся 5 «б» и «г» классов. Гипотеза   исследования:  овладение   приемами   устного   счета позволит повысить качество и скорость вычислений учащихся. Для   овладения     новыми   приемами   счета   была   изучена   литература, проведен входной диктант   в 5х классах , и будет проведен в конце учебного года,   чтобы   проверить   выдвигаемую   гипотезу.   Для   этого   были   поставлены следующие задачи: 1. Изучить  литературные источники, в которых встречаются различные приемы быстрого счета; 2. Сделать   подборку   наиболее   распространенных   и   общедоступных приемов; 3. Провести пробный диктант в 5б и г  классах; 4. Познакомить   учащихся     с   приемами     быстрого   счета,   провести промежуточные диктанты, обучающие этим приемам; 5. По результатам   изученного   провести завершающий эксперимент и сравнить его данные с данными констатирующего эксперимента. 6. Сделать   вывод   о   подтверждении   или   опровержении   выдвинутой гипотезы.  В   пятом   классе     мы   изучаем     очень   важный   раздел   математики     ­ арифметику, основная наша задача – научиться быстро и правильно вычислять. Первые   математические   диктанты   показали,   что   вычисления   занимают   у учеников много времени, а при  увеличении объема вычислении  в ограниченный временной промежуток, в спешке делают массу ошибок. Причем  отмечено, что при  размеренной работе, когда дети не ограничены временем и могут выполнить проверку   на   черновике   с   помощью   письменных   вычислений     в   столбик   или уголком, то практически не допускают ошибок.   На уроках я показала детям несколько   приемов,   позволяющих   облегчить   выполнение     арифметических действий.  Исторические факты: Есть   люди,  умеющие  невероятно  быстро   вычислять   в  уме.  Они  могут мгновенно умножить 21734 на 543, запомнить идущие подряд 1000 цифр, знают наизусть таблицу умножения чисел от 1 до 100, сразу отвечают, на какой  день недели приходится 21 марта 4871 года, и вообще делают то, что обыкновенному человеку так же трудно, как поднять штангу, на которой повисли несколько человек. Но некоторыми приемами, ускоряющими вычисления, может овладеть любой  человек.  В русской классической литературе немало примеров того, что  смекалка и   знание   арифметики   позволяют   решать     даже   сложные   задачи   без использования   алгебры.   А   в   бытовых     расчетах     знание   арифметики   просто необходимо. В   книгах   Я.И.   Перельмана   «Занимательная   арифметика»   и «Занимательная   алгебра»       рассказывается     об   одном   старинном   способе умножения. В старинной арифметике считалось что без знания таблицы умножения однозначных чисел   невозможно умножение многозначных чисел .Автор этого утверждения   наверное   не   был   знаком   со   способом   ,которым   пользовались русские крестьяне с глубокой древности. Сущность его в том , что умножение любых двух чисел сводится к ряду последовательных делений одного числа пополам  при одновременном  удвоении другого числа . Вот пример: 32*13 16*26 8*52 4*104 2*208 1*416 Деление   продолжают   до   тех   пор,   пока   в   частном   не   получится   1, параллельно   удваивая   другое   число.   Последнее   удвоенное   число   и   даёт искомый результат. Нетрудно понять, на чём основан этот способ : произведение не изменяется , если один множитель уменьшить вдвое , а другой – вдвое же увеличить . Ясно  поэтому , что в результате  многократного повторения  этой операции получается искомое произведение . Однако как поступить, если при этом приходится делить пополам число нечётное? Народный способ легко выходит из этого затруднения. Надо,   гласит   правило,   в   случае   нечётного   числа   откинуть   единицу   и делить остаток пополам ; но зато к последнему числу правого столбца нужно будет прибавить все те числа этого столбца , которые стоят против нечётных чисел  левого столбца – сумма и будет искомым произведением . Практически это  делают  так  , что  все  строки  с четными  левыми    числами  зачеркивают  ; остаются только те, которые содержат слева нечетное число. Приведем   пример   (косые   указывают,   что   данную   строку   надо зачеркнуть ) 19*17 9*34 4*68/ 2*136/ 1*272 Сложив  незачёркнутые  числа , получаем вполне правильный результат: 17 + 34 + 272 = 323. На чём основан этот приём ? Правильность приёма станет ясна , если принять во внимание что 19*17=(18+1)*17=18*17+17, 9*34=(8+1)*34=8*34+34 и т.д. Ясно, что числа 17, 34 , и т. п., утрачиваемые при делении нечетного числа   пополам,   необходимо   прибавить   к   результату   последнего   умножения, чтобы получить произведение. Этот способ умножения во всем мире называется «русским» или «русским крестьянским» способом умножения.  В   книгах   некоторых   современных   авторов     разобрано   множество способов быстрого счета. Например, «За страницами учебника математики» , И.Я.   Депман   и   Н.Я.   Виленкин;   «Система   быстрого   счета   по   Трахтенбергу», Катлер Э. и Мак­Шейн Р.; «Вечера занимательной арифметики», Котов А.Я.; «В царстве   смекалки»,   Игнатьев   Е.И.  и   др.   Способов   очень   много,   поэтому   ,  я выбрал самые , на мой взгляд, интересные и простые. Пусть, например, нужно умножить 26 на 11. Достаточно сложить цифры 2 + 6 =8 и поставить эту восьмерку между 2 и 6, чтобы сразу сказать ответ. При сложении может получиться и двузначное число, начинающееся с 1, тогда эту единицу  нужно   прибавить   к   цифре   десятков,  а  в  середину   вставлять   только цифру единиц суммы. Например, при умножении 75 на 11 складываем 7 и 5, получим 12, 1 прибавляем к 7, а 2 вставляем между 8 и 5. Получаем ответ 825.  Следующее равенство объясняет, на чем основан этот способ умножения: (10а+в)*11=110а+11в=100а+10(а+в)+в. Это   способ быстрого умножения на 11. Есть     замечательный   способ   возведения   в   квадрат   двузначных   чисел, оканчивающихся     цифрой   5.   Для   возведения   такого   числа   в   квадрат   надо умножить цифру десятков на следующую за ней цифру, а 5 возвести в квадрат и приписать результат – 25 после полученного произведения. Например, 35²=1225 (так как 3*4=12); 85²=7225 (так как 8*9=72). Вот еще некоторые приемы, позволяющие  увеличить скорость счета:                                                                                                                                                                        Квадрат двухзначных чисел, начинающихся с 5­ ти. Чтобы возвести в квадрат число, начинающееся  на 5, надо: к 52=25 прибавить число единиц «а». К полученному числу приписать справа квадрат единиц. 1) 2) 562=(25+6)*(62)=3136     592=(25+9)*(92)=348 Возведение в квадрат двухзначных и трёхзначных чисел. ПРАВИЛО: умножают число десятков на число, на единицу больше, и к произведению приписывают 25. 752=(7*8) в конец произведения подписываем 25 =5625 Умножение на 11. Умножая двухзначное число на 11, надо между цифрами числа вписать  их сумму. 43*11=473 52*11=572…  Умножение на 9. При умножении на 9 поступают следующим образом: 47*9=47*10­47=470­47=423  СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С ПЕРЕСТАНОВКОЙ СЛАГАЕМЫХ. 164+55+136+45+139=(164+136)+(55+45)+139=539 ПРИБАВИТЬ СУММУ. 187+(238+113)=187+238+113=(187+113)+238=538 ПРИБАВИТЬ РАЗНОСТЬ. 154+(98­54)=154+98­54=(154­54)+98=100+98= 198 РАЗЛОЖЕНИЕ СЛАГАЕМЫХ. 187+57=(187+13)+44=244 ОКРУГЛЕНИЕ УМЕНЬШАЕМОГО. 303­182=(300­182)+3=121 РАЗЛОЖЕНИЕ ВЫЧИТАЕМОГО. 471­275=(471­271)­4=200­4=196 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ УМНОЖЕНИЕ. 28*12=28*3*2*2=336 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ. 168:12=(168:4):3=42:3= 14 УМНОЖЕНИЕ НА 25. При умножении чисел на 25, нужно число умножить на 100 и поделить на  4 (т.к. 25=100:4) 777*25=777*100:4=77700:4=19425 УМНОЖЕНИЕ НА 50. При умножении числа на 50 необходимо умножить его на100 и разделить  на 2 (т.к. 50=100:2)  352*50=352*100:2=35200:2=17600 ДЕЛЕНИЕ НА 50. При делении числа на 50 нужно число умножить на 2 и поделить на 100. 284:50=284*2:100=568:100=5, 68 ПРИЗНАК ДЕЛИМОСТИ НА 3. Число делится на три если сумма цифр этого числа делится на 3. 4332:3=1444 ПРОИЗВЕДЕНИЕ РАЗНОСТИ И СУММЫ ЧИСЕЛ 107*93 =(100+7)*(100­7)= 10000­47= 9953 или 79²­29²=(79­29)*(79+29)=50*108=5400 И др. Таким образом, приемы устного вычисления, используемые на уроках   математики,   способствуют   повышению   общего   уровня математического   развития;   развивают   у   учеников   навык   быстро выделять   из   известных   им   законов,   формул,   теорем   те,   которые следует   применить   для   решения   предложенных   задач,   расчетов   и вычислений; содействуют   развитию   памяти,   развивают   способность зрительного   восприятия   математических   фактов,   совершенствуют пространственное воображение.  Помимо   этого,   устный   счет   на   уроках   математики   играет немаловажную роль в повышении у детей познавательного интереса к урокам   математики,   как   одного   из   важнейших   мотивов   учебно­ познавательной деятельности, развития личностных качеств ребенка. Формируя   навыки   устных   вычислений,   учитель   тем   самым воспитывает у учащихся навыки сознательного усвоения изучаемого материала, приучает ценить и экономить время, развивает желание поиска   рациональных   путей   решения   задачи.   Иными   словами формируются познавательные, включая логические, познавательные и знаково­символические, универсальные учебные действия. Цели  и задачи школы  кардинально  меняются,  осуществляется переход   от   знаниевой   парадигмы   к   лично­ориентированному обучению.   Потому   важно   не   просто   учить   решать   задачи   по математике,   а   показывать   действие   основных   математических законов   в   жизни,   объяснять,   как   может   учащийся   применить полученные знания. И тогда у детей появится главное: желание и смысл учиться.

Приемы устного счета на уроках математики

Приемы устного счета на уроках математики

Приемы устного счета на уроках математики

Приемы устного счета на уроках математики

Приемы устного счета на уроках математики

Приемы устного счета на уроках математики

Приемы устного счета на уроках математики

Приемы устного счета на уроках математики

Приемы устного счета на уроках математики

Приемы устного счета на уроках математики

Приемы устного счета на уроках математики

Приемы устного счета на уроках математики

Приемы устного счета на уроках математики

Приемы устного счета на уроках математики

Приемы устного счета на уроках математики

Приемы устного счета на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2017