Приемы введения биологических понятий на уроках окружающего мира.
Оценка 4.6

Приемы введения биологических понятий на уроках окружающего мира.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
4 кл
02.04.2018
Приемы введения биологических понятий на уроках окружающего мира.
Вы все хорошо знаете, что в основе стандарта нового поколения лежит деятельностный подход, а это значит организация учителем такого учебного процесса на уроке, где главное место отводится в максимальной степени активной, самостоятельной деятельности ребенка. В программе «Школа 2100», по которой я работаю, ведущей технологией является технология проблемного диалога. Я из всех методов проблемно-диалогической технологии чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогу, который представляет собой систему вопросов или заданий, которые активизируют логическое мышление учащихся, помогают сформулировать тему, вопрос урока для исследования, тем самым вызывая интерес, а затем, в диалоге, организовать открытие новых знаний и понятий самими детьми, ведь нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Эти серии подводящих вопросов составлены по всем темам и представлены в учебнике. Все уроки по нашей программе составлены авторами так, что с помощью подводящего диалога возникает проблемная ситуация, и дети самостоятельно формулируют основной вопрос урока, ответ на который они будут получать в течении всего урока и параллельно знакомиться с новыми понятиями. Этот вопрос записывается на доске. Составляемся совместно план работы. Этот этап важен, т.к. усвоение понятий и законов осуществляется не на уроке их изучения, а в процессе их постоянного использования на этапах актуализации.Приемы введения биологических понятий на уроках окружающего мира.
Приемы введения биологических понятий на уроках окружающего мира..docx
Приемы введения биологических понятий на уроках окружающего мира. Вы   все   хорошо   знаете,   что   в   основе   стандарта   нового   поколения   лежит деятельностный   подход,   а   это   значит   организация   учителем   такого   учебного процесса   на   уроке,   где   главное   место   отводится   в   максимальной   степени активной, самостоятельной деятельности ребенка. В программе «Школа 2100», по которой я работаю, ведущей технологией является технология проблемного диалога. Я из всех методов проблемно­диалогической технологии чаще отдаю предпочтение   побуждающему   и   подводящему   диалогу,   который   представляет собой   систему   вопросов   или   заданий,   которые   активизируют   логическое мышление   учащихся,   помогают   сформулировать   тему,   вопрос   урока   для исследования,   тем   самым   вызывая   интерес,   а   затем,   в   диалоге,   организовать открытие новых знаний и понятий самими детьми, ведь нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Эти серии подводящих вопросов составлены по всем темам и представлены в учебнике. Все уроки по нашей программе составлены авторами так, что с помощью подводящего диалога возникает  проблемная ситуация, и дети самостоятельно формулируют  основной вопрос урока, ответ на который они будут получать в течении всего урока и параллельно знакомиться с новыми понятиями. Этот вопрос записывается на доске. Составляемся совместно  план работы.  Этот этап важен, т.к. усвоение понятий и законов осуществляется не на уроке   их   изучения,   а   в   процессе   их   постоянного   использования   на   этапах актуализации. Вот некоторые приемы, которые я использую на этом этапе: Пример такого диалога: 1. Тема Вещество 2 класс Назовите предметы одним словом  ­ Что объединяет все предметы?  ­ Из чего человек делает вещи? ­ Из каких материалов сделаны предметы каждой группы? Вывод: Все вещи из чего­то сделаны.   ­ А предметы природы, можно ли про них так сказать? (да)  ­ Значит, всё, из чего состоят вещи и природа можно назвать одним словом? (да)  ­ Назовите. Знакомо ли оно вам?(нет, надо придумать)  ­ Какие вопросы у вас возникают? Как наз­ся то из чего состоят вещи? Из чего живые и неживые? В   науке   есть   название   этому   понятию.   Это­вещества.   Что   мы   будем исследовать на уроке? Что мы д. узнать о веществах? (записывается на доску) 2. Очень простой, известный прием – «классификация», пример, урок в 3 классе по теме «Первый шаг из моря на сушу» при введении понятия «земноводные» Разделите этих животных на группы: карась, окунь, тритон, лягушка (рисунки). Классифицируют по группам. (Мы не знаем, куда отнести тритон) – Почему у вас столько разных мнений? Какой у вас возникает вопрос?  Задание «Четвертый лишний». Бабочка, шмель, паук, стрекоза. (Паук – не насекомое, т.к. у него 8 ног, тело делится на две части: головогрудь и брюшко.) 3. Прием корзина идей. Тема «Бактерии» 3 класс ­Прочитайте диалог наших героев. ­О чем идет речь? ­Кто кроме грибов может испортить продукты? (бактерии, они разрушители) ­Как   можно   изготовить   кефир,   йогурт?   Наполняем   корзину   идей.(   в   молоко добавить спец бактерии) и д.р  ­Значит бактерии бывают разные? Какие же они – бактерии?  Прием «Рюкзачок» применяется на актуализации знаний. Давайте соберём наши знания в рюкзак. Что мы уже знаем? 1. В каких поясах освещённости расположена Азия? (Холодный, умеренный,  жаркий.) 2. Какие крупные полуострова находятся в Азии? (Таймыр, Камчатка,  Индокитай, Индостан, Аравийский.) 3. В каких природных зонах расположена Азия? (В зоне ледяных пустынь, тундре, лесов, степей, пустынь и высотной поясности.) На этом же этапе заполняется 1 часть таблицы «Знаю­не знаю», 1 столбик  Бортового журнала, оценивание своих знаний по лесенке успеха. 3. Инсценировка проблемного диалога между героями учебника. Урок «Азия» 2 класс. (или Кровь 4 класс) ­ А вот наши герои: Лена и Миша. А они не с пустыми руками.   ­ Миша, что это у тебя? Поднос: зеркало, шахматы, шёлк, сахар, компас, нефть, набор для суши, бусы,  пряности . – Миша спросил:   ­ Угадай, что их объединяет? Откуда появились все эти предметы?  Лена: ­ Я думаю, все эти предметы пришли к нам из Европы. А вы как думаете? Давайте проверять ваши предположения и решать эту задачу. Дети выдвигают  гипотезы (встречали эти предметы и вещества дома, они необходимы человеку,  изготовлены из разного материала, созданы человеком, изобретены в Азии и т.д.).  –У нас возникло затруднение. Вспоминаем эталон. 4. Разгадывание кроссворда. Тема Кровь 4 класс. ­ Прочитайте слово, которое получилось у нас по вертикали. (Кровь 4. Выставка ­ У меня на столе несколько самолётиков (с короткими крыльями, с длинными крыльями, из картона).  Как   вы   думаете,   каким   должен   быть   самолёт,   чтобы   хорошо   летал?  Давайте проверим. Пробуют   запустить   самолётики,   выбирают   те,   которые   дальше   и   выше летают. – Из представленных животных выбери животное, которое летает быстрее, выше и дальше остальных. (Рисунки бабочки, летучей мыши, птицы, стрекозы). (Это птицы.) – О каких организмах сегодня пойдёт речь? (О птицах.) – Над каким вопросом мы будем сегодня работать?  5. Использование литературных текстов – сказок. В 3 классе урок  «Почва» Где живут производители, потребители, разрушители? (Живые организмы живут на пересечении трёх сред. А если точно, то растения – производители в почве, разрушители в почве, потребители на почве. ) – Что такое почва? Какими свойствами она обладает? – Послушайте отрывок сказки. Какие у вас будут гипотезы? (Почва – часть экосистемы. Почва – слой земли. Если в ней живут организмы, то почва   должна   обеспечивать   их   водой   и   веществами.   Является   опорой   для организмов.)  Изучая тему «Растения. Части растений», можно предложить  учащимся такие проблемные вопросы: 1В одной сказке «боб хохотал, хохотал да и лопнул от смеха». А может ли боб на самом деле лопнуть? 2 В книге К. Паустовского  «Чёрное море» есть рассказ о пароходе, в трюме которого перевозили горох. Не дойдя до порта, пароход сел на мель и получил пробоину.   Вода   просочилась   в   трюм.   Через   некоторое   время   сильный   взрыв разорвал пароход пополам. Почему в этом взрыве обвинили горох? Младшие   школьники   очень   любят   искать   ошибки,   поэтому   часто   предлагаю учащимся   тексты­описания,   фенологические   рассказы   с   ошибками.   Например, при изучении темы «В гости к осени» можно предложить такой текст.  3 «На дворе стоял октябрь. Рано утром я вышел из дома. Мне очень хотелось посмотреть, что сейчас в лесу делается. Я шёл по шелковистой зелёной траве, на которой блестели капли дождя. В лесу было необыкновенно тихо. Далеко видно в лесу, а всё потому, что листья опадают с деревьев. Бесшумно падают жёлтые, красные, бурые листочки на землю и устилают её тёплым покрывалом, чтобы зимой   земле   тепло   было.   А   сквозь   этот   великолепный   ковёр   проглядывали красные ягодки земляники» 6. Использую загадки, анаграммы, ребусы По   теме:   «Маленькие   рыцари»   в   3   классе   учащиеся   осваивали   понятия: ракообразные, паукообразные, насекомые. На этапе введения в тему урока учащимся было предложено разделиться на три   команды.   Каждой   команде   предлагалось   разгадать   ребус   и   нарисовать представителей   класса,   где   в   качестве   загаданных   слов   выступали   понятия, которые являлись основными при изучении темы При   изучении   темы   «На   суше   ­   как   дома»   учащиеся   осваивали   следующие понятия: пресмыкающиеся, ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи. В ходе урока детям предлагалось выявить их существенные признаки, отличающие от других животных.   Дополнительно   к   основному   материалу   детям   были   предложены загадки,   которые   отражали   приспособительные   признаки   пресмыкающихся   к среде обитания. Так, например, загадка о ящерице: Она, как змейка, В траве мелькает, Хвостом виляет. Хвост оборвет – Другой наживет. На этапе открытия нового понятия использую следующие приемы: 1.  Опыты. Тема «Почва» учебник предлагает детям вместе со мной провести следующие опыты, сделать выводы, потом проверить свои выводы по учебнику. 1. Во 2  классе по теме «Снег и лед» исследуем кусочки льда и снега,  проводим  опыты и выводим свойства снега и льда. Работаем по плану. Здесь уже мы с  детьми вместе обговариваем и составляем план исследования, инструменты,  способы поиска информации, как мы будем проводить исследование.  2. Во 2 классе СЛАЙД № 15 по теме «Азия» дети, работая в группах, используя  физическую карту и карту природных зон и животного мира, учебник,  дополнительную литературу, рисунки,  инструкции, которые написаны на  листочках, исследуют  по 1 особенности страны Азии: раст. мир, животный мир,  климат, язык, культура, достопримечательности. Затем заполняют таблицу­план,  используя опорный лист, готовят выступление. 3. По теме «Кожа» исследуем индивидуально  с помощью лупы свою кожу,  находим поры, бороздки, выводим свойства кожи, заносят в таблицу. 4. На уроке окружающего мира по теме «Кровь» в 4 классе дети разделились  на группы­лаборатории. Каждой дано задание: исследовать одну составляющую  крови, т.е., работая в группе, найти в источниках информацию о том, какую  работу она выполняет, рассмотреть ее в микроскоп, выполнить иллюстрацию­ макет из пластилина, подготовить выступление, используя план на доске.  Материал может представляться в виде сводной таблицы, кластера, схемы,  модели, бортового журнала, рисунков­образов, цепочки ключевых слов, опорных  листов. Прием ­ Чтение с пометками     V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;     ­ знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и  неожиданным;     ? «вопросительный знак» ставится, если что­то неясно, возникло желание  узнать больше. «Кластер», который представляет собой выделение смысловых слов текста и  графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Такая система  кластеров охватывает больший объём информации, чем мы бы могли получить  при любой другой работе. Использую приём «Кластер» и на стадии осмысления,  для полного изучения материала, и на стадии рефлексии (как итог знакомства с  каким­либо разделом). Например, был составлен «Кластер» на уроке  окружающего мира по теме «Путешествие по материкам земли. Как открывали  Австралию». 5. Тема «Энергия» 3 класс. Предлагается по серии рисунков предположить о  новом понятии, потом проверить, по схеме выдвинуть гипотезы о круговороте  веществ в природе. 6. Изучить материал и понятие по серии вопросов, представленных учителем. 7. Изучение в парах, используя рисунки и текст, затем представить выступление  в роли анатома одному и физиолога – другому. Пазлы – удачный прием. Одним из приёмов в парах  считается приём «Да – нет».Ребята задают друг другу вопросы,  на которые отвечают, используя только слова «да» или «нет».  8. Хорошо­плохо Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы. 8. Просмотр фильма. 9. Аудиозаписи, экскурсии, приглашение специалистов. Приемы для закрепления нового понятия: 1. Соотнесение термина и его определения. 2. Тест. 3. Незаконченное предложение. 4. Моделирование. 5. Инсценирование – Кровь, реклама стран – Азия. 6. Классификация, группировка.

Приемы введения биологических понятий на уроках окружающего мира.

Приемы введения биологических понятий на уроках окружающего мира.

Приемы введения биологических понятий на уроках окружающего мира.

Приемы введения биологических понятий на уроках окружающего мира.

Приемы введения биологических понятий на уроках окружающего мира.

Приемы введения биологических понятий на уроках окружающего мира.

Приемы введения биологических понятий на уроках окружающего мира.

Приемы введения биологических понятий на уроках окружающего мира.

Приемы введения биологических понятий на уроках окружающего мира.

Приемы введения биологических понятий на уроках окружающего мира.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018