Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Оценка 5

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
религиоведение
4 кл
07.05.2018
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана в соответствии: • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2011. • с рекомендациями Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). • с авторской программой Е. И. Николаевой, Е. Н. Петровой «Основы духовно-нравственной культуры народов России» утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2011г. (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова: Сборник программ. – 2-е изд., испр. и доп. / Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Сабина. – Ч. 2. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2012. – 96 с.)Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
орксэ.docx
Муниципальное образовательное учреждение Непецинская средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ Непецинской  средней общеобразовательной школы ____________________ В.И. Кадацкий «___»______________________ 2014 год Приложение к рабочей программе по курсу «Основы религиозных культур  и светской этики» развивающая система Л. В. Занкова (базовый уровень) 4 класс Составитель: Левина Ирина Николаевна                                     учитель высшей квалификационной категории 2014 год Коломенский муниципальный район 1. Пояснительная записка. Введение Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для  4  класса разработана в соответствии:      с   требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2011. с рекомендациями Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.  – 4­е изд., перераб. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). с авторской программой Е. И. Николаевой, Е. Н. Петровой «Основы духовно­нравственной культуры народов России» утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2011г. (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова: Сборник программ. – 2­е изд., испр. и доп. / Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Сабина. – Ч. 2. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2012. – 96 с.) рабочая программа ориентирована на использование учебно­методического комплекса: 1. Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Духовно­нравственная культура народов России. Я в мире   людей:   учебное   пособие   для   4   класса.   Самара:   Издательство   «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. 2. Николаева   Е.И.,   Петрова   Е.Н.  Методические   рекомендации   к   курсу   «Основы духовно­нравственной культуры народов России». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. 3. Чутко Н.Я.  Я _ гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): учебное пособие   по   факультативному   курсу   для   4   класса.   6­е   изд.,   испр.   Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. 4. Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3­4 классах. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.   ООП   НОО   Муниципального с   особенностями   образовательного   учреждения, образовательного   учреждения   Непецинская   средняя   общеобразовательная   школа, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников. Цели и задачи реализации программы общеобразовательное учреждение     Муниципальное средняя общеобразовательная   школа  реализует  тему  «Личностный   рост  учащихся   как  цель  и   результат педагогического   процесса»   и     ставит   своей  целью  создать   оптимальные   условия   для доступности качественного образования, развития личности учащихся в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями, для их успешной социализации, поэтому я считаю целесообразным весь процесс обучения построить на сотрудничестве учитель – ученик, ученик – ученик, в процессе которого будет осуществляться изучение математики как предмета.   Непецинская   В   соответствии   с   национальным   воспитательным   идеалом,   закрепленным   в   Концепции, основная  цель   курса  ­   воспитание   и   психолого­педагогическая   поддержка   становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации. 2 Курс «Основы духовно­нравственной культуры народов России» направлен на решение следующих задач:    воспитание   гражданственности,   патриотизма,   уважения   к   правам,   свободамми обязанностям человека;  развитие нравственных чувств и этического сознания;  воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;  формирование   ценностного   отношения   к   прекрасному,   представлений   об   эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);  воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде   (экологическое воспитание);  формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность. Все   направления   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   дополняют   друг   друга   и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Общая характеристика учебного предмета. Рабочая   программа   составлена  на   основе   авторской   программы   И.   И.  Аргинской,   С.  Н. Кормишиной   «Математика»   утвержденной   Министерством   образования   и   науки   Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 г. в соответствии:   с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. с рекомендациями Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.  – 4­е изд., перераб. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). С возможностями УМК:   Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова / Сост. Н. В. Нечаева,  С. В. Бухалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011.  Николаева  Е.И., Петрова Е.Н.  Духовно­нравственная  культура народов России. Я в мире   людей:   учебное   пособие   для   4   класса.   Самара:   Издательство   «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.  Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Методические рекомендации к курсу «Основы духовно­ нравственной культуры народов России». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.  Чутко   Н.Я.  Я   _   гражданин   России   (Мое   настоящее   и   далекое   прошлое):   учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. 6­е изд., испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.  Товпинец И.П.  Уроки здоровья: книга для чтения в 3­4 классах. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.  с   особенностями   образовательного   учреждения,   образовательных   потребностей   и запросов обучающихся, воспитанников. Программа наиболее приемлема для данного класса. Чтобы обучающиеся успешно овладели материалом,   использую   такие     методы:   практические,   словесные,   наглядные,   частично­ поисковые, проблемные. Осуществляю контроль: тестирование, проверочные, самостоятельные работы, контрольные работы и срезы. В своей работе опираюсь на дидактические принципы развивающего   обучения   профессора   Л.В.   Занкова,   здоровье­сберегающие,   личностно­ ориентированные технологии. В своей работе запланировала различные виды творческих работ. Проведение их на уроках математики является эффективным приемом закрепления знаний учащихся. Творческие работы планирую проводить  в определенной системе, начиная с таких которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности..  3 Для   реализации   поставленных   задач   внедряю   технологию   личностно­ориентированного обучения, рефлексивную деятельность учащихся. Учебно­тематический план по ОРКСЭ на 2014­2015 учебный год (1 часа в неделю – 34 учебные недели) № 1 2 3 4 5 6 7 7 9 10 11 12 13 Название тем Я живу в России Зачем человеку культура Я среди других История – наставница жизни Как мы познаем мир Религия ­ часть культуры Искусство – часть духовной культуры Природа и мы Все начинается с семьи Душа согревается добром «Волшебные» слова Я в кругу друзей В мире с другими и с самим собой Итого: Количество часов 2 часа 2 часа 3 часа 2часа 2 часа 6 часов 2 часа 2 часа 3 часа 3 часа 2 часа 2 часа 3 часа 34 часа Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Широта   содержания   курса   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России» открывает   для   каждого   учащегося   возможности   пополнить   сферу   своих   интересов,   при   этом создает условия для формирования универсальных учебных действий. Многообразие проявлений культурной   и   общественной   сторон   жизни   активизирует   познавательный   интерес,   задействует эмоционально­чувственную   сферу,   направляет   морально­нравственное   развитие   в   сторону общечеловеческих ценностей. Требования к планируемым результатам изучения программы и содержанию тем по ОРКСЭ.      Личностные универсальные учебные действия: ­ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; ­ широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы; ­ учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ­   ориентация   на   понимание   причин   успеха   в   учебной   деятельности,   в   т.ч.   на   самоанализ   и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; ­ способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; ­   осознание   своей   гражданской   идентичности:   «Я»   как   гражданин   России,   своей   этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; ­ осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; ­ основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; ­ этические чувства ­ стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; ­ понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; ­ принятие установки на здоровый образ жизни; 4 ­   принятие   ценности   природного   мира,   готовность   следовать   в   своей   деятельности   нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; ­ чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.                  Регулятивные универсальные учебные действия:      ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном   материале   в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; ­ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане; ­ следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; ­ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды для решения задачи); ­ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; ­ вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; ­ выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; ­ различать способ и результат действия; ­   самостоятельно   находить   несколько   вариантов   решения   учебной   задачи,   представленной   на наглядно­образном, словесно­образном и словесно­логическом уровнях; ­ преобразовывать практическую задачу в познавательную; ­ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; ­   самостоятельно   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном материале; ­   осуществлять   констатирующий   и   предвосхищающий   контроль   по   результату   и   по   способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; ­ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.                  Познавательные универсальные учебные действия:      ­   осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных   заданий   с использованием   учебной   литературы,   энциклопедий,   справочников   (включая   по   возможности электронные,   цифровые   ресурсы)   в   открытом   информационном   пространстве,   в   т.ч. контролируемом пространстве Интернета; ­ осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; ­ использовать знаково­символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования; ­ строить сообщения в устной и письменной форме; ­ ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; ­ воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты ­ тексты; ­ анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; ­ осуществлять синтез как составление целого из частей; ­ проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям; ­ устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; ­ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей; ­ обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи; ­ подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения  на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; ­ устанавливать аналогии.                              Коммуникативные универсальные учебные действия:  5 ­   строить   монологическое   высказывание   (при   возможности   сопровождая   его   аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. и при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; ­  допускать  возможность существования  различных  точек  зрения,  в т.ч. не совпадающих  с  его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; ­   учитывать   другое   мнение   и   позицию,   стремиться   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; ­ задавать вопросы; ­ использовать речь для регуляции своего действия; ­ контролировать действия партнера; ­ адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.                                              Предметные результаты :       ­   понимать   и   объяснять   значение   понятий   «Конституция»,   «Российская   Федерация»,   «субъект Федерации», «символы государства»; ­ понимать и объяснять значение понятий, имеющих отношение к культуре, осознавать ее составные части: религиозные и нравственные представления, науку, искусство, выделять их существенные признаки; ­   различать   законы   культуры   и   природы   и   формулировать   адекватные   суждения   относительно природных и культурных явлений; ­ осознавать базовые национальные российские ценности: человеческой жизни; семейной жизни; культурно­регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества; ­ знать основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; ­ понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; ­ формулировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; ­ принимать как важные ценности добросовестное и творческое отношение к труду и учебе; ­  определять  характер   взаимоотношений  человека   и  природы,  находить   примеры   влияния   этих отношений на природные объекты, жизнь общества, здоровье и безопасность человека.                              Развитие представлений о нравственном выборе:      ­ различать нравственную составляющую в поступках литературных героев и окружающих; ­ оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­ нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; ­ проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии; ­ основным правилам этикета: в школе, общественных местах, транспорте и т.п.; ­ навыкам вежливого, внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, младшим и старшим; ­ уважительно относиться к труду и творчеству старших и сверстников; ­ понимать ценность учения в современном мире; ­ отрицательно относиться к лени и небрежности в труде и учебе; ­ определять условия, способствующие поддержанию здоровья и здорового образа жизни; ­ понимать необходимость здорового образа жизни и укрепления своего здоровья; 6 ­ видеть прекрасное в окружающем мире, природе; ­ видеть прекрасное в поведении и труде людей; ­ наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; ­ проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.             Развитие   представлений   о   становлении   российской   государственности,   об   истории, основных символах, нравственных установках основных религий:      ­ определять значение символов Российской Федерации и субъекта Федерации, где он проживает; ­   узнавать   символику   различных   религиозных   конфессий,   определять   по   внешнему   виду принадлежность культового сооружения определенной религии; ­ узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России. 7 Планиру емые/скор ректированн ые сроки № п/ п 1 2          Календарно­тематическое планирование на 2014­2015 год по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4­а класса с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся. Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий) по теме. Поняти Предметные результаты я Я живу в России (2 часа) УУД Личностные результаты Основное содержание Тема урока Решаемая проблема такое   Что Российская Федерация С.3­12 Как ты понимаешь символику России Символ ы Россий ской Федера ции и 1 час в неделю понимать   объяснять значение   понятий «Конституция», «Российская Федерация», «субъект Федерации», «символы государства»; строить Р  принимать   и   сохранять   учебную задачу; П  ориентироваться на разнообразие способов   решения   учебных   задач К    монологическое высказывание   (при   возможности сопровождая   его   аудиовизуальной владеть поддержкой), диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности и инструменты ИКТ и дистанционного общения средства           к внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения школе, ориентация   на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика» основные моральные нормы поведения в обществе, проекция   этих норм на собственные поступки;     Какие   мы   – граждане России. с.13­24 Как хранит Россия обычаи и традиции Традиц ии и обычаи определять значение символов Российской Федерации субъекта Федерации, где он проживает и     адекватно Р  воспринимать предложения   и   оценку   учителей, товарищей,   родителей   и   других людей П осуществлять поиск необходимой информации   для   выполнения учебных   заданий   с   использованием учебной литературы, энциклопедий, (включая по справочников возможности электронные, цифровые   ресурсы)   в   открытом информационном   пространстве,   в т.ч.   контролируемом   пространстве Интернета К  возможность существования   различных   точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной,   и   ориентироваться   на позицию партнера в общении и взаимодействии допускать   3 4 Зачем человеку культура (2 часа) Как культура влияет на человека Культу ра Зачем человеку культура.   Как культура влияет человека С.25­29 на   1 час в неделю понимать и  объяснять  значение понятий,  имеющих  отношение к  культуре, и ее составных частей:  религиозные и  нравственные  представления,  наука, искусство; выделять их существенные признаки Культура внутри   нас   и вокруг нас С.30­32 Как отличить материальную культуру от духовной Культу ра матери альная определять  основные нормы  светской и религиозной  9 Р самостоятельно учитывать  выделенные учителем ориентиры  действия в новом учебном  материале П воспринимать и анализировать  сообщения и важнейшие их  компоненты ­ тексты; К строить монологическое  высказывание (при возможности сопровождая его  аудиовизуальной поддержкой),  владеть диалогической формой  коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и  инструменты ИКТ и дистанционного общения Р преобразовывать практическую  задачу в познавательную П осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  широкая  мотивационная  основа учебной  деятельности,  включающая  социальные,  учебно­ познавательные и  внешние мотивы; этические  чувства ­ стыда,  вины, совести как регуляторы и духовн ая морали, понимать  их значение в  выстраивании  конструктивных  отношений в  семье и обществе;  понимать значение нравственности,  веры и религии в жизни человека и общества Я среди других (3 часа) 5 6 В   мире   всё взаимосвязано. Что значит быть человеком С.33­35    Как влияет наш поступок Поступ ок  на других людей Наши поступки.   Что такое этика С.36­40 Как отличить мораль от нравственност ь Мораль , нравств енность осознавать свою  неразрывную связь с разнообразными  окружающими  социальными  группами планировать,  контролировать и оценивать  учебные действия  в процессе познания  окружающего  мира в  соответствии с  поставленной  задачей и  условиями ее  10 морального  поведения Учебно­ познавательный  интерес к новому  учебному  материалу и  способам  решения новой  задачи; понимание чувств одноклассников, учителей, других  людей и  сопереживание им; учебных заданий с использованием  учебной литературы, энциклопедий,  справочников (включая по возможности электронные,  цифровые ресурсы) в открытом  информационном пространстве, в т.ч.  контролируемом пространстве  Интернета К учитывать другое мнение и  позицию, стремиться к координации различных позиций в  сотрудничестве Р принимать и сохранять учебную  задачу; П анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и  несущественных признаков К формулировать собственное  мнение и позицию Р осуществлять итоговый и  пошаговый контроль по результату  (в случае работы в интерактивной  среде пользоваться реакцией среды  для решения задачи); П осуществлять синтез как  составление целого из частей  К договариваться и приходить к  общему решению в совместной  деятельности, в т.ч. в ситуации  столкновения интересов 7 8 9   мы Как становимся нравственными. Нравственная культура человека С.41­48 Как мы становимся нравственным Нравст венност ь и Р проявлять познавательную  инициативу в учебном  сотрудничестве П осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием  учебной литературы, энциклопедий,  справочников (включая по возможности электронные,  цифровые ресурсы) в открытом  информационном пространстве, в т.ч.  контролируемом пространстве  Интернета К задавать вопросы; реализации; проявлять  уважение и  готовность выполнять  совместно  установленные  договоренности и  правила, в т.ч.  правила общения со  взрослыми и  сверстниками в  официальной  обстановке,  участвовать в коллективной  коммуникативной  деятельности в  информационной  образовательной  среде История – наставница жизни (2 часа) Первые историки С.49­32 Как создавалась история Истори я  об истории  Российской  Федерации; о событиях  общественной,  научной и культурной жизни страны Современная Какой Летопи об истории,  11 Р адекватно воспринимать  предложения и оценку учителей,  товарищей, родителей и других  людей П проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям К использовать речь для регуляции  своего действия Р самостоятельно учитывать  ориентация на  понимание  причин успеха в  учебной  деятельности, в  т.ч. на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ  соответствия  результатов  требованиям  конкретной  задачи, на  понимание предложений и  оценок учителей,  товарищей,  родителей и  других людей принятие  установки на  здоровый образ  жизни способность к история С.52­54 поступок можно считать подвигом сь  достопримечатель ностях и  выдающихся  людях родного  края самооценке на  основе критериев  успешности  учебной  деятельности; выделенные учителем ориентиры  действия в новом учебном  материале П осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием  учебной литературы, энциклопедий,  справочников (включая по возможности электронные,  цифровые ресурсы) в открытом  информационном пространстве, в т.ч.  контролируемом пространстве  Интернета Первые   шаги   в изучении природы. С.55­59 Как мы познаём мир Как мы познаем мир (2 часа) Религи я  проявлять  уважение к  народам,  населяющим  Россию, к их  истории, обычаям, культуре, языку, религии Р осуществлять итоговый и  пошаговый контроль по результату  (в случае работы в интерактивной  среде пользоваться реакцией среды  для решения задачи); П устанавливать причинно­ следственные связи в изучаемом  круге явлений К контролировать действия  партнера; Язычество С.59­64 Как сохранить традиции Язычес тво  о происхождении различных религий Р проявлять познавательную  инициативу в учебном  сотрудничестве П осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием  12 принятие  ценности  природного мира, готовность  следовать в своей деятельности нормам  природоохраните льного,  нерасточительног о,  здоровьесберегаю щего поведения способность к  самооценке на  основе критериев  успешности  учебной  10 11 деятельности учебной литературы, энциклопедий,  справочников (включая по возможности электронные,  цифровые ресурсы) в открытом  информационном пространстве, в т.ч.  контролируемом пространстве Интернета К адекватно воспринимать и  передавать информацию в заданном  формате Религия ­ часть культуры (6 часов) 12 13 14   Религия и нравственность С.65­69 Как ты думаешь, что такое свобода совести Миров ые религи и Буддизм  С.69­75  Буддиз м  Как отличить буддизм от других религий о духовно­ нравственных,  религиозных и культурных  традициях  различных групп (религиозных,  социальных,  этнических) людей в изучаемый период о нравственных  законах учения,  ведущей роли  образования,  труда и значении творчества в жизни человека Иудаизм  С.76­82 Как отличить иудизм от Иудаиз м  о духовно­ нравственных,  13 Р вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и  учета характера сделанных ошибок П строить логическое рассуждение, включающее установление  причинно­следственных связей К понимать относительность  мнений и подходов к решению  проблемы Р следовать установленным  правилам в планировании и  контроле способа решения; П обобщать (самостоятельно  выделять класс объектов) на основе  выделения сущностной связи К учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других  людей, отличные от собственной Р принимать и сохранять учебную  задачу; чувство  прекрасного на  основе  знакомства с  миром природы и  лучшими  образцами  мировой и  отечественной  культуры осознание смысла и нравственного  содержания  собственных  поступков и  поступков других людей эмпатии как  осознанного других религий 15 Христианство  С.83­91 Христи анство Как отличить христианство от других религий религиозных и культурных  традициях  различных групп (религиозных,  социальных,  этнических) людей в изучаемый период; о героических  страницах  истории России, о  поступках и  деятельности  замечательных  людей, явивших  примеры  гражданского  служения,  исполнения  патриотического  долга 16 Православие  С.91­97 Правос лавие  Как отличить православие от других религий о духовно­ нравственных,  религиозных и культурных  14 П осознанно и произвольно строить  сообщения в устной и письменной форм К учитывать разные мнения и  интересы и обосновывать  собственную позицию; Р вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и  учета характера сделанных ошибок П осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием  учебной литературы, энциклопедий,  справочников (включая по возможности электронные,  цифровые ресурсы) в открытом  информационном пространстве, в  т.ч. контролируемом пространстве Интернета К аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями  партнеров в сотрудничестве при  выработке общего решения в  совместной деятельности; Р преобразовывать практическую  задачу в познавательную  П выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в  понимания чувств других  людей и  сопереживания им,  выражающихся в  поступках,  направленных на  помощь и  обеспечение  благополучия выраженной  устойчивой  учебно­ познавательной  мотивации  учения устойчивого  учебно­ познавательного интереса к новым 17 Ислам  С.97­103 Ислам  Как отличить ислам от других религий традициях  различных групп (религиозных,  социальных,  этнических) людей в изучаемый период; о духовно­ нравственных,  религиозных и культурных  традициях  различных групп (религиозных,  социальных,  этнических) людей в изучаемый период; Искусство – часть духовной культуры (2 часа) 18 Зачем   нужно искусство С.3­8 Как искусство влияет на культуру   Виды искусст ва об истории и  культуре родного  края, этнокультурных  традициях,  особенностях  быта народов  России 15 Р учитывать выделенные учителем  ориентиры действия в новом  учебном материале в  сотрудничестве с учителем,  одноклассниками П осуществлять сравнение,  сериацию и классификацию  изученных объектов по самостоятельно выделенным  зависимости от конкретных условий К продуктивно содействовать  разрешению конфликтов на основе  учета интересов и позиций всех  участников; общим способам  решения задач Р преобразовывать практическую  задачу в познавательную П выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в  зависимости от конкретных условий К задавать вопросы, необходимые  для организации собственной  деятельности  и сотрудничества с партнером внутренней  позиции  обучающегося на уровне  понимания  необходимости учения,  выраженного в  преобладании учебно­ познавательных  мотивов и  предпочтении  социального  способа оценки знаний компетентности в реализации основ гражданской  идентичности в  поступках и деятельности 19 20 21 Язык искусства С.9­12 Как искусство влияет на культуру   Виды искусст ва нравственных  законах учения,  ведущей роли  образования,  труда и значении творчества в жизни человека основаниям К осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве  необходимую помощь Р выполнять учебные действия в  устной, письменной речи, во  внутреннем плане; П осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием  учебной литературы, энциклопедий,  справочников (включая по возможности электронные,  цифровые ресурсы) в открытом  информационном пространстве, в  т.ч. контролируемом пространстве  Интернета К с учетом целей коммуникации  достаточно точно, последовательно  и полно передавать партнеру  необходимую информацию как  ориентир для построения действия; морального  сознания,  способности к решению  моральных  проблем на  основе учета позиций  партнеров в  общении,  устойчивого  следования в  поведении  моральным  нормам и  этическим  требованиям   на такое   Что природа. Влияние человека природу. Экологические катастрофы С.13­18 Здоровье человека. Природа и мы (2 часа) Как искусство Природ влияет на культуру   а  об истории и  культуре родного  края, этнокультурных  традициях,  особенностях быта народов России Р следовать установленным  правилам в планировании и контроле способа  решения;  П создавать и преобразовывать  модели и схемы для решения  учебных задач адекватного  понимания  причин  успешности/неусп ешности учебной  деятельности Как искусство Природ влияет на а первоначальные  сведения о  Р осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по  адекватной  дифференцирова 16 Природа – наш учитель С.19­24 культуру   базовых ценностях  отечественной  культуры,  традиционные  моральные нормы  российских  народов; результату и по способу действия,  актуальный контроль на уровне  произвольного внимания П осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием  учебной литературы, энциклопедий,  справочников (включая по  возможности электронные,  цифровые ресурсы) в открытом  информационном пространстве, в  т.ч. контролируемом пространстве  Интернета К адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей  деятельности Все начинается с семьи (3 часа) Семья  нной самооценки на  основе критерия  успешности  реализации  социальной роли  «хорошего  ученика» адекватного  понимания  причин  успешности/неусп ешности учебной  деятельности 22 Семья – первый воспитатель. Семейные традиции С.25­32 Как искусство влияет на культуру   о нравственных  взаимоотношения х в семье,  необходимости  укрепления  семейных  отношений,  традиций,  поддержания  связи и  преемственности  поколений; 17 Р выполнять учебные действия в  устной, письменной речи, во  внутреннем плане; П осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием  учебной литературы, энциклопедий,  справочников (включая по возможности электронные,  цифровые ресурсы) в открытом  информационном пространстве, в  т.ч. контролируемом пространстве  Интернета К строить монологическое  высказывание (при возможности  сопровождая его аудиовизуальной  поддержкой), владеть 23 24 Связь поколений С.33­38 Как искусство Семья влияет на культуру   Любить   всей душой… С.38­46 Как искусство Семья влияет на культуру   диалогической формой  коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и  инструменты ИКТ и дистанционного общения; Р учитывать выделенные учителем  ориентиры действия в новом  учебном материале в  сотрудничестве с учителем,  одноклассниками П записывать, фиксировать  информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ К допускать возможность  существования различных точек  зрения, в т.ч. не совпадающих с его  собственной, и ориентироваться на  позицию партнера в общении и взаимодействии Р осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по  результату и по способу действия,  актуальный контроль на уровне  произвольного внимания П осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием  учебной литературы, энциклопедий,  справочников (включая по возможности электронные,  цифровые ресурсы) в открытом  информационном пространстве, в т.ч.  контролируемом пространстве  о взаимосвязи и  взаимозависимост и здоровья  физического,  нравственного  (душевного),  социального об экокультурных ценностях,  традициях  этического  отношения к  природе в культуре  народов России,  нормах  экологической  этики, об  экологически  грамотном  взаимодействии  человека с  18 адекватной  дифференцирова нной самооценки на  основе критерия  успешности  реализации  социальной роли  «хорошего  ученика» осознанных  устойчивых  эстетических  предпочтений и  ориентации на  искусство как  значимую сферу  человеческой  жизни 25 26 природой Интернета К учитывать другое мнение и  позицию, стремиться к координации различных позиций в  сотрудничестве Душа согревается добром (3 часа) Учиться добру. С.47­54 Добро  Как понять кто такой человек Учиться добру. С.54­63 Как  понять кто такой человек Зло  проявлять  уважение и  готовность выполнять  совместно  установленные  договоренности и  правила, в т.ч.  правила общения со  взрослыми и  сверстниками в официальной  обстановке,  участвовать в коллективной  коммуникативной  деятельности в  информационной  образовательной  среде понимать  человеческую  жизнь как высшую ценность 19 Р самостоятельно находить  несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно­ образном, словесно­образном и  словесно­логическом уровнях П осуществлять расширенный поиск информации с использованием  ресурсов библиотек и сети Интернет К формулировать собственное  мнение и позицию осознание своей  гражданской  идентичности:  «Я» как  гражданин  России, своей  этнической  принадлежности,  чувства сопричастности и гордости за свою  Родину, народ и  историю Р планировать свои действия в  соответствии с поставленной  задачей и условиями ее реализации,  в т.ч. во внутреннем плане П строить сообщения в устной и  письменной форме К договариваться и приходить к  внутренняя  позиция  школьника на уровне  положительного  отношения к  школе, 27 28 Душа   обязана трудиться С.64­68 Как понять кто такой человек Душа  понимать  необходимость  здорового образа жизни и  укрепления своего здоровья; общему решению в совместной  деятельности, в т.ч. в ситуации  столкновения интересов Р различать способ и результат  действия. П осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием  учебной литературы, энциклопедий,  справочников (включая по возможности электронные,  цифровые ресурсы) в открытом  информационном пространстве, в  т.ч. контролируемом пространстве  Интернета К задавать вопросы «Волшебные» слова (2 часа) Вежливость   и благодарность С.69­73 Как отличить понятия вежливость и благодарность Вежлив ость, благода рность отрицательно  относиться к лени и небрежности в труде и учебе Р самостоятельно адекватно  оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы  в исполнение как по ходу его  реализации, так и в конце действия П использовать знаково­ символические средства, в т.ч.  овладеет действием моделирования К использовать речь для регуляции  своего действия 20 ориентация на  содержательные  моменты  школьной  действительности и принятие  образца  «хорошего  ученика» основные  моральные нормы поведения в  обществе,  проекция этих  норм на собственные  поступки этические  чувства ­ стыда,  вины, совести как регуляторы  морального  поведения; 29 30 31 и   Этикет национальная культура С.73­80 Как использовать правила этикета Этикет  использовать в  поведении  основные правила этикета: в школе,  общественных местах,  транспорте и т.п.; Как начинается дружба С.81­88 Как научиться дружить Дружбу   надо беречь С. 88­92 Как научиться дружить Я в кругу друзей (2 часа) Дружба об обязанностях и правах  гражданина (на доступном для данного возраста  уровне); _ Дружба осознавать свою  неразрывную связь с разнообразными  окружающими  социальными  группами 21 Р учитывать выделенные учителем  ориентиры действия в новом  учебном материале в  сотрудничестве с учителем,  одноклассниками П осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием  учебной литературы, энциклопедий,  справочников (включая по возможности электронные,  цифровые ресурсы) в открытом  информационном пространстве, в  т.ч. контролируемом пространстве  Интернета К контролировать действия  партнера Р преобразовывать практическую  задачу в познавательную  П осуществлять запись (фиксацию)  выборочной информации об  окружающем мире и о себе, в т.ч.  при возможности с помощью инструментов ИКТ К адекватно воспринимать и  передавать информацию в заданном формате Р самостоятельно адекватно  оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы  в исполнение как по ходу его  понимание чувств одноклассников, учителей, других  людей и  сопереживание им; принятие  установки на  здоровый образ  жизни чувство  прекрасного на  основе  знакомства с  миром природы и  лучшими реализации, так и в конце действия П осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием  учебной литературы, энциклопедий,  справочников (включая по  возможности электронные,  цифровые ресурсы) в открытом  информационном пространстве, в  т.ч. контролируемом пространстве  Интернета К понимать относительность  мнений и подходов к решению  проблемы В мире с другими и с самим собой (3 часа) 32 33 Что мы носим с собой С.93­95 Как жить в мире  Мир  выполнять  правила  безопасного  поведения дома,  на улице, в  природной среде Что   влияет   на меня   и   что   я хочу изменить Как жить в мире с самим собой Мир о взаимосвязи и  взаимозависимост и 22 Р самостоятельно находить  несколько вариантов решения  учебной задачи, представленной на наглядно­ образном, словесно­образном и  словесно­логическом уровнях  П устанавливать аналогии К строить монологическое  высказывание (при возможности  сопровождая его аудиовизуальной  поддержкой), владеть  диалогической формой  коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и  инструменты ИКТ и дистанционного общения Р различать способ и результат  действия. образцами  мировой и  отечественной  культуры способность к  самооценке на  основе критериев  успешности  учебной  деятельности; основные  моральные нормы поведения в обществе,  проекция этих  норм на собственные  поступки принятие установки на здоровый   образ жизни   С.95­100 здоровья  физического,  нравственного  (душевного),  социального 34 Я познаю мир С.100­104 Как   жить   в мире Мир   и его наблюдать описывать проявления богатства внутреннего   мира человека и   созидательной деятельности на благо   семьи,   в интересах образовательного учреждения, профессиональног сообщества, о этноса,   нации, страны   Итого: 34 часа 23 П подводить анализируемые  объекты (явления) под понятия  разного уровня обобщения  (например, Российская Федерация ­  субъект Российской Федерации ­ область (край) ­ город (село) и т.д.)  на основе распознавания объектов,  выделения существенных признаков  и их синтеза К допускать возможность  существования различных точек  зрения, в т.ч. не совпадающих с его  собственной, и ориентироваться на  позицию партнера в общении и взаимодействии Р  планировать   свои   действия   в соответствии   с   поставленной задачей и условиям ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане П осуществлять поиск необходимой информации   для   выполнения учебных   заданий   с   использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников по возможности электронные, цифровые   ресурсы)   в   открытом информационном   пространстве,   в т.ч. контролируемом пространстве Интернета   К  учитывать   другое   мнение   и позицию, стремиться к координации различных в   сотрудничестве (включая позиций Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса Работа по данному курсу обеспечивается УМК  Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно­нравственной культуры. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч. ­ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. Часть 1. – 112 с.: ил.  Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно­нравственной культуры. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч. ­ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. Часть 2. – 112 с.: ил.  Николаева Е.И., Петрова Е.Н.  Методические рекомендации к курсу «Основы духовно­нравственной культуры народов России». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.  Чутко Н.Я. Я ­ гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. 6­е изд., испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.  Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3­4 классах. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.  Интернет­сайты:  www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия);  dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь);  school.yandex.ru (Школьный Яндекс); 2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников) и др. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса. № п/п 1. 2.  3.  4. 5. Наименование  Количеств Год Инвентарный номер Акустическая система GENIUS SP – E350 Брошюра +CD рабочее место педагога Сетевой фильтр Программное обеспечение к модульной системе экспер.PROLg c набором лабораторных работ на 30 пользователей Наушники и микрофон 24 о  1 1 1 1 8 приобретения 2012 2012 2012 2012 2012 Акустическая система Брошюра CD рабочее Сетевой фильтр Программное обеспечение  Наушники + 6. 7. 8. 9. 10.  11. 12.  13. 14. Коммутатор Dlink 7 портов Инструктивно – методические материалы для педагога. Документ ­камера Инструктивно – методические материалы для педагога Инструктивно – методические материалы для обучающихся Внешний портативный оптический привод Брошюры 4 + 4 CD Русский язык, Литературное чтение, Окружающий мир, Математика  Проектор мультимедийный Epson EB­XO2 + потолочное крепление; 100000 Система контроля и мониторинга качества знаний interwrine CPSIR на 15 пультов; 100000 Нетбук Rover Book NEO 570 10/1; 100000 Транспортно­зарядная база ТЗБ­15; 100000 Документ­камера Ken­a­vision 7880 Auto Focus; 20000 15. 16.  17. Цифровой аппарат Phaser 3100 MFPV; 20000 18. 19. Ноутбук Acer Travel Mate 5744Z­P622G25 Mikk 15.6»; 100000 Модульная система экспериментов на базе цифровых технологий  Proloq Кейс, Модуль отображения информации, модуль питания, модуль сопряжения; 100000 20. 21. 22.  Микроскоп цифровой Kena T – 1050; 20000 Интерактивная доска Interwrite Dual Board 1279М; 100000 Устройство беспроводной организации сети D­Link для SOHO; 20000 Средства и формы  контроля знаний учащихся по ОРКСЭ.  сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений;  ответ путем письменного заполнения дидактических карточек;  доклад на заданную тему с иллюстрациями и музыкальным сопровождением;  выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения;  практические работы 25 1 1 1 2 1 4+4 1 1 4 1 1 1 1 3 3 1 1 2012 2012 2012 2012 2012 2012 2012 2012 2012 2012 2012 2012 2012 2012 2012 2012 2012 микрофон Коммутатор Dlink 7 портов Инструктивно метод Инструктивно метод Инструктивно метод Внешний привод Брошюры + CD 43611013431954 43611013431953 43611013431964 43611013431965 43611013431966 43611013431967 43611013431957 43611013431955 43611013431963 43611013431961 43611013431950 43611013431951 43611013431952 43611013431958 43611013431959 43611013431960 43611013431962 43611013431956  КОНТРОЛЬНО­ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Меркулова, Беглова. Учимся учиться и действовать: Рабочая тетрадь. 4 класс.  ФГОС. ­ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2014 Темы исследований и проектов:  Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно­нравственной культуры. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч. ­ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. Часть 1. – 112 с.: ил. Стр.12 – Что означает Государственный герб РФ; История Государственного флага  России; Богатства моего родного края. Стр.24 – Мой соотечественник в истории страны; История и жизнь моей малой родины. Стр.54 – Герои войны – мои земляки; Чему мы можем научиться у истории; Подвиг во имя других; Событие из истории моей малой родины; История одной фотографии Стр.64 – Следы языческой веры; Древние божества как олицетворение сил природы; Следы древних верований моего народа в современной жизни  Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно­нравственной культуры. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч. ­ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. Часть 2. – 112 с.: ил. Стр.12 – Как произведение искусства повлияло на твою жизнь; Прикладное искусство местных мастеров Стр.24 – Фотопроект. «Насекомые моего края» Стр.38­ Современные семейные традиции; Почему я горжусь своей фамилией; Мой предок; Династии… Стр.78­ Когда и как в Европе появилась вилка; Что такое «деловой чтиль одежды» СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов  № 1  от      . 08. 2014 года  СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР _____________/Орлова Е. А/       августа 2014 год 26 27

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)

Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018