Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана в соответствии:
• с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2011.
• с рекомендациями Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
• с авторской программой Е. И. Николаевой, Е. Н. Петровой «Основы духовно-нравственной культуры народов России» утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2011г. (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова: Сборник программ. – 2-е изд., испр. и доп. / Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Сабина. – Ч. 2. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2012. – 96 с.)Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
орксэ.docx
Муниципальное образовательное учреждение
Непецинская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Непецинской
средней общеобразовательной школы
____________________ В.И. Кадацкий
«___»______________________ 2014 год
Приложение
к рабочей программе
по курсу
«Основы религиозных культур
и светской этики»
развивающая система Л. В. Занкова
(базовый уровень)
4 класс
Составитель: Левина Ирина Николаевна
учитель высшей квалификационной категории 2014 год
Коломенский муниципальный район
1. Пояснительная записка.
Введение
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана в
соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. :
Просвещение, 2011.
с рекомендациями Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. –
4е изд., перераб. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
с авторской программой Е. И. Николаевой, Е. Н. Петровой «Основы духовнонравственной
культуры народов России» утвержденной Министерством образования и науки Российской
Федерации. Москва, «Просвещение», 2011г. (Программы начального общего образования.
Система Л. В. Занкова: Сборник программ. – 2е изд., испр. и доп. / Сост. Н. В. Нечаева, С.
В. Сабина. – Ч. 2. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2012. – 96 с.)
рабочая программа ориентирована на использование учебнометодического комплекса:
1. Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Духовнонравственная культура народов России. Я в
мире людей: учебное пособие для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
2. Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Методические рекомендации к курсу «Основы
духовнонравственной культуры народов России». Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
3. Чутко Н.Я. Я _ гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): учебное
пособие по факультативному курсу для 4 класса. 6е изд., испр. Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
4. Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 34 классах. Самара: Корпорация
«Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.
ООП НОО Муниципального
с особенностями образовательного учреждения,
образовательного учреждения Непецинская средняя общеобразовательная школа,
образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Цели и задачи реализации программы
общеобразовательное
учреждение
Муниципальное
средняя
общеобразовательная школа реализует тему «Личностный рост учащихся как цель и результат
педагогического процесса» и ставит своей целью создать оптимальные условия для
доступности качественного образования, развития личности учащихся в соответствии с
их образовательными потребностями и возможностями, для их успешной социализации,
поэтому я считаю целесообразным весь процесс обучения построить на сотрудничестве учитель –
ученик, ученик – ученик, в процессе которого будет осуществляться изучение математики как
предмета.
Непецинская
В соответствии с национальным воспитательным идеалом, закрепленным в Концепции,
основная цель курса воспитание и психологопедагогическая поддержка становления
инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и
будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа
Российской Федерации.
2 Курс «Основы духовнонравственной культуры народов России» направлен на
решение следующих задач:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободамми
обязанностям человека;
развитие нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических
идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание);
формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и
безопасность.
Все направления духовнонравственного развития и воспитания дополняют друг друга и
обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных
традиций.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. И. Аргинской, С. Н.
Кормишиной «Математика» утвержденной Министерством образования и науки Российской
Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 г. в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение,
2010.
с рекомендациями Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4е
изд., перераб. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
С возможностями УМК:
Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова / Сост. Н. В. Нечаева,
С. В. Бухалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011.
Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Духовнонравственная культура народов России. Я в
мире людей: учебное пособие для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Методические рекомендации к курсу «Основы духовно
нравственной культуры народов России». Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2011.
Чутко Н.Я. Я _ гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): учебное
пособие по факультативному курсу для 4 класса. 6е изд., испр. Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 34 классах. Самара: Корпорация
«Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и
запросов обучающихся, воспитанников.
Программа наиболее приемлема для данного класса. Чтобы обучающиеся успешно овладели
материалом, использую такие
методы: практические, словесные, наглядные, частично
поисковые, проблемные. Осуществляю контроль: тестирование, проверочные, самостоятельные
работы, контрольные работы и срезы. В своей работе опираюсь на дидактические принципы
развивающего обучения профессора Л.В. Занкова, здоровьесберегающие, личностно
ориентированные технологии.
В своей работе запланировала различные виды творческих работ. Проведение их на уроках
математики является эффективным приемом закрепления знаний учащихся. Творческие работы
планирую проводить в определенной системе, начиная с таких которые требуют от учащихся
меньшей самостоятельности..
3 Для реализации поставленных задач внедряю технологию личностноориентированного
обучения, рефлексивную деятельность учащихся.
Учебнотематический план по ОРКСЭ на 20142015 учебный год
(1 часа в неделю – 34 учебные недели)
№
1
2
3
4
5
6
7
7
9
10
11
12
13
Название тем
Я живу в России
Зачем человеку культура
Я среди других
История – наставница жизни
Как мы познаем мир
Религия часть культуры
Искусство – часть духовной культуры
Природа и мы
Все начинается с семьи
Душа согревается добром
«Волшебные» слова
Я в кругу друзей
В мире с другими и с самим собой
Итого:
Количество часов
2 часа
2 часа
3 часа
2часа
2 часа
6 часов
2 часа
2 часа
3 часа
3 часа
2 часа
2 часа
3 часа
34 часа
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Широта содержания курса «Основы духовнонравственной культуры народов России»
открывает для каждого учащегося возможности пополнить сферу своих интересов, при этом
создает условия для формирования универсальных учебных действий. Многообразие проявлений
культурной и общественной сторон жизни активизирует познавательный интерес, задействует
эмоциональночувственную сферу, направляет моральнонравственное развитие в сторону
общечеловеческих ценностей.
Требования к планируемым результатам изучения программы
и содержанию тем по ОРКСЭ.
Личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на
содержательные моменты школьной действительности и принятие образца
«хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебнопознавательные и внешние
мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на
понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической
принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
этические чувства стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
принятие установки на здоровый образ жизни;
4 принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и
отечественной культуры.
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в
т.ч. во внутреннем плане;
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной
среде пользоваться реакцией среды для решения задачи);
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных
ошибок;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
различать способ и результат действия;
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на
нагляднообразном, словеснообразном и словеснологическом уровнях;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая по возможности
электронные, цифровые ресурсы) в открытом информационном пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч.
при возможности с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты тексты;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе
распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
5 строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной
поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. и при возможности
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации
столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Предметные результаты :
понимать и объяснять значение понятий «Конституция», «Российская Федерация», «субъект
Федерации», «символы государства»;
понимать и объяснять значение понятий, имеющих отношение к культуре, осознавать ее составные
части: религиозные и нравственные представления, науку, искусство, выделять их существенные
признаки;
различать законы культуры и природы и формулировать адекватные суждения относительно
природных и культурных явлений;
осознавать базовые национальные российские ценности: человеческой жизни; семейной жизни;
культурнорегионального сообщества; культуры своего народа, компонентом
которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской
нации; мирового сообщества;
знать основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значение в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе;
понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формулировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их
роли в культуре, истории и современности России;
принимать как важные ценности добросовестное и творческое отношение к труду и учебе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих
отношений на природные объекты, жизнь общества, здоровье и безопасность
человека.
Развитие представлений о нравственном выборе:
различать нравственную составляющую в поступках литературных героев и окружающих;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество
сверстников), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку,
религии;
основным правилам этикета: в школе, общественных местах, транспорте и т.п.;
навыкам вежливого, внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, младшим и
старшим;
уважительно относиться к труду и творчеству старших и сверстников;
понимать ценность учения в современном мире;
отрицательно относиться к лени и небрежности в труде и учебе;
определять условия, способствующие поддержанию здоровья и здорового образа жизни;
понимать необходимость здорового образа жизни и укрепления своего здоровья;
6 видеть прекрасное в окружающем мире, природе;
видеть прекрасное в поведении и труде людей;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной
деятельности на благо семьи, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила,
в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в
коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.
Развитие представлений о становлении российской государственности, об истории,
основных символах, нравственных установках основных религий:
определять значение символов Российской Федерации и субъекта Федерации, где он проживает;
узнавать символику различных религиозных конфессий, определять по внешнему виду
принадлежность культового сооружения определенной религии;
узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России.
7 Планиру
емые/скор
ректированн
ые сроки
№
п/
п
1
2
Календарнотематическое планирование на 20142015 год
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
для 4а класса
с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных
действий) по теме.
Поняти
Предметные
результаты
я
Я живу в России (2 часа)
УУД
Личностные
результаты
Основное содержание
Тема урока
Решаемая
проблема
такое
Что
Российская
Федерация
С.312
Как ты
понимаешь
символику
России
Символ
ы
Россий
ской
Федера
ции
и
1 час в неделю
понимать
объяснять
значение понятий
«Конституция»,
«Российская
Федерация»,
«субъект
Федерации»,
«символы
государства»;
строить
Р принимать и сохранять учебную
задачу;
П ориентироваться на разнообразие
способов решения учебных задач
К
монологическое
высказывание (при возможности
сопровождая его аудиовизуальной
владеть
поддержкой),
диалогической
формой
коммуникации, используя в т.ч. при
возможности
и
инструменты ИКТ и дистанционного
общения
средства
к
внутренняя
позиция
школьника на
уровне
положительного
отношения
школе,
ориентация на
содержательные
моменты
школьной
действительности
и
принятие
образца
«хорошего
ученика»
основные
моральные нормы
поведения
в
обществе,
проекция этих
норм на
собственные
поступки;
Какие мы –
граждане
России.
с.1324
Как хранит
Россия обычаи
и традиции
Традиц
ии и
обычаи
определять
значение символов
Российской
Федерации
субъекта
Федерации, где он
проживает
и
адекватно
Р
воспринимать
предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других
людей
П осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, (включая
по
справочников
возможности
электронные,
цифровые ресурсы) в открытом
информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве
Интернета
К
возможность
существования различных точек
зрения, в т.ч. не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении
и взаимодействии
допускать
3
4
Зачем человеку культура (2 часа)
Как культура
влияет на
человека
Культу
ра
Зачем человеку
культура. Как
культура
влияет
человека
С.2529
на
1 час в неделю
понимать и
объяснять
значение понятий,
имеющих
отношение к
культуре, и ее
составных частей:
религиозные и
нравственные
представления,
наука, искусство;
выделять их
существенные
признаки
Культура
внутри нас и
вокруг нас
С.3032
Как отличить
материальную
культуру от
духовной
Культу
ра
матери
альная
определять
основные нормы
светской
и религиозной
9
Р самостоятельно учитывать
выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном
материале
П воспринимать и анализировать
сообщения и важнейшие их
компоненты тексты;
К строить монологическое
высказывание
(при возможности сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой),
владеть диалогической формой
коммуникации, используя
в т.ч. при возможности средства и
инструменты ИКТ и дистанционного
общения
Р преобразовывать практическую
задачу в познавательную
П осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
широкая
мотивационная
основа учебной
деятельности,
включающая
социальные,
учебно
познавательные и
внешние мотивы;
этические
чувства стыда,
вины, совести как
регуляторы и
духовн
ая
морали, понимать
их значение в
выстраивании
конструктивных
отношений в
семье и обществе;
понимать значение
нравственности,
веры и религии в
жизни человека и
общества
Я среди других (3 часа)
5
6
В мире всё
взаимосвязано.
Что
значит
быть человеком
С.3335
Как влияет
наш поступок
Поступ
ок
на других
людей
Наши
поступки. Что
такое этика
С.3640
Как отличить
мораль от
нравственност
ь
Мораль
,
нравств
енность
осознавать свою
неразрывную связь
с разнообразными
окружающими
социальными
группами
планировать,
контролировать и
оценивать
учебные действия
в процессе
познания
окружающего
мира в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
10
морального
поведения
Учебно
познавательный
интерес к новому
учебному
материалу и
способам
решения новой
задачи;
понимание чувств
одноклассников,
учителей, других
людей и
сопереживание
им;
учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая
по возможности электронные,
цифровые ресурсы) в открытом
информационном
пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве
Интернета
К учитывать другое мнение и
позицию, стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве
Р принимать и сохранять учебную
задачу;
П анализировать изучаемые объекты
с выделением существенных и
несущественных признаков
К формулировать собственное
мнение и позицию
Р осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату
(в случае работы в интерактивной
среде пользоваться реакцией среды
для решения задачи);
П осуществлять синтез как
составление целого из частей
К договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в т.ч. в ситуации
столкновения интересов 7
8
9
мы
Как
становимся
нравственными.
Нравственная
культура
человека
С.4148
Как мы
становимся
нравственным
Нравст
венност
ь
и
Р проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве
П осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая
по возможности электронные,
цифровые ресурсы) в открытом
информационном
пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве
Интернета
К задавать вопросы;
реализации;
проявлять
уважение и
готовность
выполнять
совместно
установленные
договоренности и
правила, в т.ч.
правила
общения со
взрослыми и
сверстниками в
официальной
обстановке,
участвовать
в коллективной
коммуникативной
деятельности в
информационной
образовательной
среде
История – наставница жизни (2 часа)
Первые
историки
С.4932
Как
создавалась
история
Истори
я
об истории
Российской
Федерации;
о событиях
общественной,
научной
и культурной
жизни страны
Современная
Какой
Летопи об истории,
11
Р адекватно воспринимать
предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других
людей
П проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов
по заданным критериям
К использовать речь для регуляции
своего действия
Р самостоятельно учитывать
ориентация на
понимание
причин успеха в
учебной
деятельности, в
т.ч. на самоанализ
и самоконтроль
результата, на
анализ
соответствия
результатов
требованиям
конкретной
задачи, на
понимание
предложений и
оценок учителей,
товарищей,
родителей и
других людей
принятие
установки на
здоровый образ
жизни
способность к история
С.5254
поступок
можно считать
подвигом
сь
достопримечатель
ностях и
выдающихся
людях родного
края
самооценке на
основе
критериев
успешности
учебной
деятельности;
выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном
материале
П осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая
по возможности электронные,
цифровые ресурсы) в открытом
информационном
пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве
Интернета
Первые шаги в
изучении
природы.
С.5559
Как мы
познаём мир
Как мы познаем мир (2 часа)
Религи
я
проявлять
уважение к
народам,
населяющим
Россию, к их
истории, обычаям,
культуре, языку,
религии
Р осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату
(в случае работы в интерактивной
среде пользоваться реакцией среды
для решения задачи);
П устанавливать причинно
следственные связи в изучаемом
круге явлений
К контролировать действия
партнера;
Язычество
С.5964
Как сохранить
традиции
Язычес
тво
о происхождении
различных
религий
Р проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве
П осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
12
принятие
ценности
природного мира,
готовность
следовать в своей
деятельности
нормам
природоохраните
льного,
нерасточительног
о,
здоровьесберегаю
щего поведения
способность к
самооценке на
основе
критериев
успешности
учебной
10
11 деятельности
учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая
по возможности электронные,
цифровые ресурсы) в открытом
информационном
пространстве, в т.ч.
контролируемом
пространстве Интернета
К адекватно воспринимать и
передавать информацию в заданном
формате
Религия часть культуры (6 часов)
12
13
14
Религия
и
нравственность
С.6569
Как ты
думаешь, что
такое свобода
совести
Миров
ые
религи
и
Буддизм
С.6975
Буддиз
м
Как отличить
буддизм от
других
религий
о духовно
нравственных,
религиозных
и культурных
традициях
различных групп
(религиозных,
социальных,
этнических)
людей в
изучаемый период
о нравственных
законах учения,
ведущей роли
образования,
труда и значении
творчества в
жизни человека
Иудаизм
С.7682
Как отличить
иудизм от
Иудаиз
м
о духовно
нравственных,
13
Р вносить необходимые коррективы
в действия на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок
П строить логическое рассуждение,
включающее установление
причинноследственных связей
К понимать относительность
мнений и подходов к решению
проблемы
Р следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;
П обобщать (самостоятельно
выделять класс объектов) на основе
выделения сущностной связи
К учитывать и координировать
в сотрудничестве позиции других
людей, отличные от собственной
Р принимать и сохранять учебную
задачу;
чувство
прекрасного на
основе
знакомства с
миром природы и
лучшими
образцами
мировой и
отечественной
культуры
осознание смысла
и нравственного
содержания
собственных
поступков и
поступков других
людей
эмпатии как
осознанного других
религий
15
Христианство
С.8391
Христи
анство
Как отличить
христианство
от других
религий
религиозных
и культурных
традициях
различных групп
(религиозных,
социальных,
этнических)
людей в
изучаемый
период;
о героических
страницах
истории
России, о
поступках и
деятельности
замечательных
людей, явивших
примеры
гражданского
служения,
исполнения
патриотического
долга
16
Православие
С.9197
Правос
лавие
Как отличить
православие
от других
религий
о духовно
нравственных,
религиозных
и культурных
14
П осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной
форм
К учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию;
Р вносить необходимые коррективы
в действия на основе его оценки и
учета
характера сделанных ошибок
П осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая
по возможности электронные,
цифровые ресурсы) в открытом
информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом
пространстве Интернета
К аргументировать свою позицию
и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности;
Р преобразовывать практическую
задачу в познавательную
П выбирать наиболее эффективные
способы решения учебной задачи в
понимания
чувств других
людей и
сопереживания
им,
выражающихся в
поступках,
направленных на
помощь и
обеспечение
благополучия
выраженной
устойчивой
учебно
познавательной
мотивации
учения
устойчивого
учебно
познавательного
интереса к новым 17
Ислам
С.97103
Ислам
Как отличить
ислам от
других
религий
традициях
различных групп
(религиозных,
социальных,
этнических)
людей в
изучаемый
период;
о духовно
нравственных,
религиозных
и культурных
традициях
различных групп
(религиозных,
социальных,
этнических)
людей в
изучаемый
период;
Искусство – часть духовной культуры (2 часа)
18
Зачем нужно
искусство
С.38
Как искусство
влияет на
культуру
Виды
искусст
ва
об истории и
культуре родного
края,
этнокультурных
традициях,
особенностях
быта народов
России
15
Р учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом
учебном материале в
сотрудничестве с учителем,
одноклассниками
П осуществлять сравнение,
сериацию и классификацию
изученных объектов по
самостоятельно выделенным
зависимости от конкретных условий
К продуктивно содействовать
разрешению конфликтов на основе
учета интересов и позиций всех
участников;
общим способам
решения задач
Р преобразовывать практическую
задачу в познавательную
П выбирать наиболее эффективные
способы решения учебной задачи в
зависимости от конкретных условий
К задавать вопросы, необходимые
для организации собственной
деятельности
и сотрудничества с партнером
внутренней
позиции
обучающегося
на уровне
понимания
необходимости
учения,
выраженного в
преобладании
учебно
познавательных
мотивов и
предпочтении
социального
способа оценки
знаний
компетентности в
реализации основ
гражданской
идентичности в
поступках
и деятельности 19
20
21
Язык искусства
С.912
Как искусство
влияет на
культуру
Виды
искусст
ва
нравственных
законах учения,
ведущей роли
образования,
труда и значении
творчества в
жизни человека
основаниям
К осуществлять взаимоконтроль и
оказывать в сотрудничестве
необходимую помощь
Р выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане;
П осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая
по возможности электронные,
цифровые ресурсы) в открытом
информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве
Интернета
К с учетом целей коммуникации
достаточно точно, последовательно
и полно передавать партнеру
необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
морального
сознания,
способности
к решению
моральных
проблем на
основе
учета позиций
партнеров в
общении,
устойчивого
следования в
поведении
моральным
нормам и
этическим
требованиям
на
такое
Что
природа.
Влияние
человека
природу.
Экологические
катастрофы
С.1318
Здоровье
человека.
Природа и мы (2 часа)
Как искусство
Природ
влияет на
культуру
а
об истории и
культуре родного
края,
этнокультурных
традициях,
особенностях
быта народов
России
Р следовать установленным
правилам
в планировании и контроле способа
решения;
П создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения
учебных задач
адекватного
понимания
причин
успешности/неусп
ешности учебной
деятельности
Как искусство
Природ
влияет на
а
первоначальные
сведения о
Р осуществлять констатирующий
и предвосхищающий контроль по
адекватной
дифференцирова
16 Природа – наш
учитель
С.1924
культуру
базовых
ценностях
отечественной
культуры,
традиционные
моральные нормы
российских
народов;
результату и по способу действия,
актуальный контроль на уровне
произвольного внимания
П осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая по
возможности электронные,
цифровые ресурсы) в открытом
информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве
Интернета
К адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности
Все начинается с семьи (3 часа)
Семья
нной
самооценки на
основе критерия
успешности
реализации
социальной роли
«хорошего
ученика»
адекватного
понимания
причин
успешности/неусп
ешности учебной
деятельности
22
Семья – первый
воспитатель.
Семейные
традиции
С.2532
Как искусство
влияет на
культуру
о нравственных
взаимоотношения
х
в семье,
необходимости
укрепления
семейных
отношений,
традиций,
поддержания
связи и
преемственности
поколений;
17
Р выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане;
П осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая
по возможности электронные,
цифровые ресурсы) в открытом
информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве
Интернета
К строить монологическое
высказывание (при возможности
сопровождая его аудиовизуальной
поддержкой), владеть 23
24
Связь
поколений
С.3338
Как искусство
Семья
влияет на
культуру
Любить всей
душой…
С.3846
Как искусство
Семья
влияет на
культуру
диалогической формой
коммуникации, используя
в т.ч. при возможности средства и
инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
Р учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом
учебном материале в
сотрудничестве с учителем,
одноклассниками
П записывать, фиксировать
информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ
К допускать возможность
существования различных точек
зрения, в т.ч. не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении
и взаимодействии
Р осуществлять констатирующий
и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия,
актуальный контроль на уровне
произвольного внимания
П осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая
по возможности электронные,
цифровые ресурсы) в открытом
информационном
пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве
о взаимосвязи и
взаимозависимост
и
здоровья
физического,
нравственного
(душевного),
социального
об экокультурных
ценностях,
традициях
этического
отношения к
природе
в культуре
народов России,
нормах
экологической
этики, об
экологически
грамотном
взаимодействии
человека с
18
адекватной
дифференцирова
нной
самооценки на
основе критерия
успешности
реализации
социальной роли
«хорошего
ученика»
осознанных
устойчивых
эстетических
предпочтений и
ориентации на
искусство как
значимую сферу
человеческой
жизни 25
26
природой
Интернета
К учитывать другое мнение и
позицию, стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве
Душа согревается добром (3 часа)
Учиться добру.
С.4754
Добро
Как понять
кто такой
человек
Учиться добру.
С.5463
Как понять
кто такой
человек
Зло
проявлять
уважение и
готовность
выполнять
совместно
установленные
договоренности и
правила, в т.ч.
правила
общения со
взрослыми и
сверстниками
в официальной
обстановке,
участвовать
в коллективной
коммуникативной
деятельности в
информационной
образовательной
среде
понимать
человеческую
жизнь как
высшую ценность
19
Р самостоятельно находить
несколько
вариантов решения учебной задачи,
представленной на наглядно
образном, словеснообразном и
словеснологическом уровнях
П осуществлять расширенный поиск
информации с использованием
ресурсов
библиотек и сети Интернет
К формулировать собственное
мнение и позицию
осознание своей
гражданской
идентичности:
«Я» как
гражданин
России, своей
этнической
принадлежности,
чувства
сопричастности и
гордости за свою
Родину, народ и
историю
Р планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации,
в т.ч. во внутреннем плане
П строить сообщения в устной и
письменной форме
К договариваться и приходить к
внутренняя
позиция
школьника на
уровне
положительного
отношения к
школе, 27
28
Душа обязана
трудиться
С.6468
Как понять
кто такой
человек
Душа
понимать
необходимость
здорового
образа жизни и
укрепления своего
здоровья;
общему решению в совместной
деятельности, в т.ч. в ситуации
столкновения интересов
Р различать способ и результат
действия.
П осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая
по возможности электронные,
цифровые ресурсы) в открытом
информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве
Интернета
К задавать вопросы
«Волшебные» слова (2 часа)
Вежливость и
благодарность
С.6973
Как отличить
понятия
вежливость и
благодарность
Вежлив
ость,
благода
рность
отрицательно
относиться к лени
и небрежности в
труде и учебе
Р самостоятельно адекватно
оценивать правильность выполнения
действия
и вносить необходимые коррективы
в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия
П использовать знаково
символические средства, в т.ч.
овладеет действием моделирования
К использовать речь для регуляции
своего действия
20
ориентация на
содержательные
моменты
школьной
действительности
и принятие
образца
«хорошего
ученика»
основные
моральные нормы
поведения в
обществе,
проекция этих
норм на
собственные
поступки
этические
чувства стыда,
вины, совести как
регуляторы
морального
поведения; 29
30
31
и
Этикет
национальная
культура
С.7380
Как
использовать
правила
этикета
Этикет использовать в
поведении
основные
правила этикета: в
школе,
общественных
местах,
транспорте и т.п.;
Как начинается
дружба
С.8188
Как научиться
дружить
Дружбу надо
беречь
С. 8892
Как научиться
дружить
Я в кругу друзей (2 часа)
Дружба об обязанностях и
правах
гражданина
(на доступном для
данного возраста
уровне);
_
Дружба осознавать свою
неразрывную связь
с разнообразными
окружающими
социальными
группами
21
Р учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом
учебном материале в
сотрудничестве с учителем,
одноклассниками
П осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая
по возможности электронные,
цифровые ресурсы) в открытом
информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве
Интернета
К контролировать действия
партнера
Р преобразовывать практическую
задачу в познавательную
П осуществлять запись (фиксацию)
выборочной информации об
окружающем мире и о себе, в т.ч.
при возможности
с помощью инструментов ИКТ
К адекватно воспринимать и
передавать
информацию в заданном формате
Р самостоятельно адекватно
оценивать правильность выполнения
действия
и вносить необходимые коррективы
в исполнение как по ходу его
понимание чувств
одноклассников,
учителей, других
людей и
сопереживание
им;
принятие
установки на
здоровый образ
жизни
чувство
прекрасного на
основе
знакомства с
миром природы и
лучшими реализации, так и в конце действия
П осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая по
возможности электронные,
цифровые ресурсы) в открытом
информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве
Интернета
К понимать относительность
мнений и подходов к решению
проблемы
В мире с другими и с самим собой (3 часа)
32
33
Что мы носим с
собой
С.9395
Как жить в
мире
Мир
выполнять
правила
безопасного
поведения дома,
на улице, в
природной среде
Что влияет на
меня и что я
хочу изменить
Как жить в
мире с самим
собой
Мир
о взаимосвязи и
взаимозависимост
и
22
Р самостоятельно находить
несколько вариантов решения
учебной задачи,
представленной на наглядно
образном, словеснообразном и
словеснологическом уровнях
П устанавливать аналогии
К строить монологическое
высказывание (при возможности
сопровождая его аудиовизуальной
поддержкой), владеть
диалогической формой
коммуникации, используя
в т.ч. при возможности средства и
инструменты ИКТ и дистанционного
общения
Р различать способ и результат
действия.
образцами
мировой и
отечественной
культуры
способность к
самооценке на
основе
критериев
успешности
учебной
деятельности;
основные
моральные нормы
поведения в обществе,
проекция этих
норм на
собственные
поступки
принятие
установки
на
здоровый образ
жизни
С.95100
здоровья
физического,
нравственного
(душевного),
социального
34
Я познаю мир
С.100104
Как жить в
мире
Мир
и
его
наблюдать
описывать
проявления
богатства
внутреннего мира
человека
и
созидательной
деятельности на
благо семьи, в
интересах
образовательного
учреждения,
профессиональног
сообщества,
о
этноса,
нации,
страны
Итого: 34 часа
23
П подводить анализируемые
объекты (явления) под понятия
разного уровня обобщения
(например, Российская Федерация
субъект Российской Федерации
область (край) город (село) и т.д.)
на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков
и их синтеза
К допускать возможность
существования различных точек
зрения, в т.ч. не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении
и взаимодействии
Р планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиям ее реализации, в
т.ч. во внутреннем плане
П осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий,
справочников
по
возможности
электронные,
цифровые ресурсы) в открытом
информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом
пространстве
Интернета
К учитывать другое мнение и
позицию, стремиться к координации
различных
в
сотрудничестве
(включая
позиций Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса
Работа по данному курсу обеспечивается УМК
Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовнонравственной культуры. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч. Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. Часть 1. – 112 с.: ил.
Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовнонравственной культуры. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч. Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. Часть 2. – 112 с.: ил.
Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Методические рекомендации к курсу «Основы духовнонравственной культуры народов России». Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Чутко Н.Я. Я гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. 6е изд.,
испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 34 классах. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.
Интернетсайты:
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия);
dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь);
school.yandex.ru (Школьный Яндекс);
2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников) и др.
Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Наименование
Количеств
Год
Инвентарный номер
Акустическая система GENIUS SP – E350
Брошюра +CD рабочее место педагога
Сетевой фильтр
Программное обеспечение к модульной системе экспер.PROLg c набором лабораторных
работ на 30 пользователей
Наушники и микрофон
24
о
1
1
1
1
8
приобретения
2012
2012
2012
2012
2012
Акустическая
система
Брошюра CD
рабочее
Сетевой фильтр
Программное
обеспечение
Наушники + 6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Коммутатор Dlink 7 портов
Инструктивно – методические материалы для педагога. Документ камера
Инструктивно – методические материалы для педагога
Инструктивно – методические материалы для обучающихся
Внешний портативный оптический привод
Брошюры 4 + 4 CD Русский язык, Литературное чтение, Окружающий мир, Математика
Проектор мультимедийный Epson EBXO2 + потолочное крепление; 100000
Система контроля и мониторинга качества знаний interwrine CPSIR на 15 пультов; 100000
Нетбук Rover Book NEO 570 10/1; 100000
Транспортнозарядная база ТЗБ15; 100000
Документкамера Kenavision 7880 Auto Focus; 20000
15.
16.
17. Цифровой аппарат Phaser 3100 MFPV; 20000
18.
19.
Ноутбук Acer Travel Mate 5744ZP622G25 Mikk 15.6»; 100000
Модульная система экспериментов на базе цифровых технологий Proloq Кейс, Модуль
отображения информации, модуль питания, модуль сопряжения; 100000
20.
21.
22.
Микроскоп цифровой Kena T – 1050; 20000
Интерактивная доска Interwrite Dual Board 1279М; 100000
Устройство беспроводной организации сети DLink для SOHO; 20000
Средства и формы контроля знаний учащихся по ОРКСЭ.
сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений;
ответ путем письменного заполнения дидактических карточек;
доклад на заданную тему с иллюстрациями и музыкальным сопровождением;
выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения;
практические работы
25
1
1
1
2
1
4+4
1
1
4
1
1
1
1
3
3
1
1
2012
2012
2012
2012
2012
2012
2012
2012
2012
2012
2012
2012
2012
2012
2012
2012
2012
микрофон
Коммутатор Dlink 7
портов
Инструктивно метод
Инструктивно метод
Инструктивно метод
Внешний привод
Брошюры + CD
43611013431954
43611013431953
43611013431964
43611013431965
43611013431966
43611013431967
43611013431957
43611013431955
43611013431963
43611013431961
43611013431950
43611013431951
43611013431952
43611013431958
43611013431959
43611013431960
43611013431962
43611013431956
КОНТРОЛЬНОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Меркулова, Беглова. Учимся учиться и действовать: Рабочая тетрадь. 4 класс. ФГОС. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров».2014
Темы исследований и проектов:
Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовнонравственной культуры. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч. Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. Часть 1. – 112 с.: ил.
Стр.12 – Что означает Государственный герб РФ; История Государственного флага
России; Богатства моего родного края.
Стр.24 – Мой соотечественник в истории страны; История и жизнь моей малой родины.
Стр.54 – Герои войны – мои земляки; Чему мы можем научиться у истории; Подвиг во имя других; Событие из истории моей малой
родины; История одной фотографии
Стр.64 – Следы языческой веры; Древние божества как олицетворение сил природы; Следы древних верований моего народа в современной
жизни
Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовнонравственной культуры. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч. Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. Часть 2. – 112 с.: ил.
Стр.12 – Как произведение искусства повлияло на твою жизнь; Прикладное искусство местных мастеров
Стр.24 – Фотопроект. «Насекомые моего края»
Стр.38 Современные семейные традиции; Почему я горжусь своей фамилией; Мой предок; Династии…
Стр.78 Когда и как в Европе появилась вилка; Что такое «деловой чтиль одежды»
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
№ 1 от . 08. 2014 года
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
_____________/Орлова Е. А/
августа 2014 год
26 27
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Приложение к рабочей программе по ОРКСЭ (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.