ПРИЛОЖЕНИЯ
«Про эту книгу»
(книги-самоделки из материалов периодической печати)
К этому уроку дети должны готовиться в течение месяца. Учитель все время разговаривает с детьми о тех материалах, которые они отмечают и подбирают из детских журналов.
В Уголке чтения появляется план, согласно которому учащиеся готовят рассказ о своей книге.
Про эту книгу |
Оформи книгу-самоделку. Научись рассказывать. 1) Какое название своей книге ты дал? Почему? 2) Что хотел подчеркнуть оформлением? 3) Какой и откуда взят материал? 4) Что ты нам загадаешь, перескажешь, прочитаешь из этой книги? 5) Проверь, чтобы твой ответ занимал не более трех минут. Желаю тебе творческих успехов! |
Для себя к этому уроку учитель готовит материалы, которые помогут ему расширить представления детей о том, как печатают книгу, как ее можно и нужно беречь и сохранять, а также приносит книжку-самоделку на любую из рекомендованных детям тем: «Мама и мы», «Животные – наши друзья», «Забавы и шутки», «Любимые писатели», «Сделай сам», «В мире интересного» и т. д.
Само собой разумеется, что книжка-самоделка, изготовленная учителем, должна быть выполнена по всем правилам, безукоризненно – как с точки зрения содержания, то есть качества отобранных в ней произведений и их соответствия заглавию книги, теме, так и с точки зрения оформления.
На данном уроке можно провести игру «Узнай и расскажи».
Учитель показывает учащимся совершенно незнакомую им книжку-самоделку и спрашивает, кто сможет быстро установить, о чем она, каков ее характер, кому ее можно рекомендовать для чтения и как об этом узнать (куда и на что смотреть, что читать). Отвечают желающие.
Затем коллективно рассматривается и оценивается выставка книг-самоделок, изготовленных учащимися.
Когда анализ выставки закончен, каждый ученик (а можно только по желанию) знакомит класс с произведениями или фрагментами содержания своих самоделок.
Оценивая выступления учащихся, учитель подчеркивает, как нелегко составить книжку-самоделку даже из готовых материалов.
Книжки-самоделки, которые сделаны к уроку, хранятся в классе; учащиеся с удовольствием читают их в свободное время.
Использование стихотворений на уроках внеклассного чтения
Смотрю я порою на книжку мою:
Застыли шеренги в походном строю,
За буквою буквы построились в ряд,
И я принимаю парад!
Собрать бы все книжные строчки в одну –
Куда бы она протянулась в длину?
Пролег бы, наверное, по небу след
До самых далеких планет!
Живет в каждой книжке какой-то герой,
Мечтает герой подружиться со мной,
И ключик волшебный от дверки в стене
Несет Буратино ко мне.
Все больше прочитанных книжек семья,
Все больше хороших друзей у меня!
В каникулы летом и в школьные дни
Со мною повсюду они!
***
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы,
И чем там закончится – тоже известно,
Хорошие книжки всегда интересны.
***
Книжки выстроились в ряд,
Прочитай их все подряд!
И с героями тех книг
Повстречайся хоть на миг!
***
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
***
Е. Федорин
Я знаю клад. Там сундуков
С богатствами не счесть!
Из стран из всех, из всех веков
Все лучшее в них есть.
Клад на виду, да только взять
Непросто все – гляди:
Везде ряды замков висят
Снаружи и внутри.
И связками ключей звеня,
Тут не помочь мечте.
Один лишь ключ, что у меня,
Замки откроет те.
Бери мой ключ! С ним можешь ты
Своим весь клад считать,
Ведь сундуки те – книг ряды,
Мой ключ – уметь читать.
***
Сказки мир хрустальный –
Волшебство веков,
В них – большие тайны
И добро волхвов.
Сказки под подушкой,
Сказки за углом,
Сказки – чудо мира –
В жизнь с собой возьмем.
***
Что делает писатель?
Сочиняет.
И выдумки ему не занимать!
Но в книжках так порой еще бывает,
Что и герой умеет «сочинять»!
***
Что было б, если вымыслы
И выдумки вослед
Из головы бы выбросил
Однажды целый свет?
Учебники бы только
Писались для детей,
Но не было б нисколько
Романов, повестей.
Все только бы писали
Про то, что достоверно,
Но люди бы не знали
Дюма и Жюля Верна.
И разве б кто-то в странном
Каком-то чудном сне
Летел в чужие страны
На сказочном коне?..
Не брали с Дон-Кихота бы
Подвижники пример,
А рослых отчего-то бы
Не звали «Гулливер».
И не играли б дети
В пиратов, в марсиан,
И цветик-семицветик
Для них был лишь обман.
Малыш не знал бы Карлсона,
Жил дядя Федор дома.
Все ясно, все указано,
Все навсегда знакомо.
Но правильный и точный мир
С законами науки
Был так бы прост, что свет не мил,
И выли б все от скуки.
Так пусть живут фантазия
И персонажи книг!
Ведь просто безобразие
На свете жить без них!
Книжкины жалобы, или Чего книга желала бы
Я – книга. Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня залил!
Что здесь за звери?
Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы!
Мой переплет не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду?
Запомни: я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Правила обращения с книгами
1) Бери книгу только чистыми руками.
2) Оберни книгу, вложи в нее закладку.
3) Переворачивай страницы за верхний правый угол.
4) Не перегибай книгу при чтении.
5) Не делай в книге пометок, не загибай страницы.
6) Если книга порвалась – подклей ее.
Опорные карточки-задания
Большую пользу в работе над текстами произведений оказывают вот такие опорные карточки-задания.
Карточка № 1.
1) Прочитай внимательно текст. Определи главную мысль.
2) Попытайся представить прочитанное.
3) Дай свою оценку героям рассказа и событиям.
4) Приготовься безошибочно, выразительно читать, соблюдая паузы и ударения.
Карточка № 2.
1) Внимательно прочитай рассказ. Выбери яркие слова и образные выражения. Приготовься объяснить их.
2) Приготовься ответить на вопросы в конце рассказа.
3) Определи главную мысль прочитанного.
Карточка № 3.
1) Разбей рассказ на части. Мысленно нарисуй иллюстрацию к каждой части.
2) Озаглавь каждую часть. Запиши заголовок в своей тетради.
3) Приготовься по плану связно пересказать прочитанное, используя яркие выражения из текста.
4) Кратко перескажи прочитанное.
Карточка № 4.
1) Прочитай внимательно басню. Выбери из текста сравнения, образные выражения, употребленные в переносном смысле.
2) Подумай, почему автор использовал их?
3) Подбери к данным словам синонимы.
4) Какие иллюстрации можно изобразить к этой басне?
Правила чтения для учащихся
1) Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10–15 минут в день.
2) Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
3) Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
4) Читай вслух не торопясь. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
5) Если книга тебя увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используя его для физкультурной паузы.
6) Обращай внимание на поступки героев, анализируй их, делай для себя выводы.
7) Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и поступкам.
8) Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
9) Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
10) Если тебе встретились в книге интересные фразы, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя.
ПАМЯТКА «Заповеди читателя»
1. Прежде чем читать книгу, которую ты выбрал, подумай, знаешь ли ты другие книги этого автора, какие, о чем они.
Прочитай предисловие к книге или хотя бы аннотацию, рассмотри иллюстрации и реши, о каком времени расскажет эта книга.
2. Если книга объемная, читай ее по частям (главам).
3. Читая книгу, обращай внимание, где ( в каком месте, в какой стране) и с кем происходит все, о чем рассказывается в ней.
Постарайся представить себе обстановку и героев как можно более наглядно, конкретно.
4. При чтении книги сразу же выделяй все непонятное, формулируй вопросы и старайся прежде всего найти на них ответы самостоятельно: обращайся к самой книге – рассматривай иллюстрации, или ищи ответы в книгах-справочниках.
5. Закрывая книгу, всякий раз (даже прочитав только часть ее) обдумай, что запомнилось, что взволновало, обрадовало, испугало, рассердило, поразило при чтении.
6. Дочитав книгу, еще раз подумай над ее содержанием в целом, воспроизведи образы героев и постарайся определить, хороша ли книга и чем именно хороша.
7. Помни: книга – твой лучший собеседник!
ПАМЯТКА «Пересказ текста»
1) Внимательно прочитай текст, не торопясь, вслух.
2) Обрати внимание на непонятные слова, постарайся объяснить их.
3) Раздели его на логически законченные части.
4) Выдели главную мысль каждой части; озаглавь каждую часть.
5) Рассказывай, придерживаясь плана.
Подумай над видом пересказа. Пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с заменой лиц.
6) При необходимости прочитай текст еще раз. Проверь себя.
ПАМЯТКА «Знакомство с новой книгой»
1) Рассмотри обложку книги.
2) Прочитай фамилию автора и название произведения.
3) Внимательно рассмотри иллюстрации, перелистывая книгу.
4) Определи примерное содержание книги.
5) Самостоятельно прочитай рассказ (сказку, стихотворение и т. д.).
ПАМЯТКА «Составляю план рассказа»
1) Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.
– О чем говорится в начале рассказа?
– Какие события описаны дальше?
– Чем заканчивается текст?
2) Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием).
3) Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.
4) Перечитай их, скажи своими словами, о чем говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.
5) Запиши свой заголовок к каждой части.
6) Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное, не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.
Памятка «Как правильно подготовить ответы на вопросы»
1) Вспомни, что узнал на уроке.
2) Прочитай вопросы (вопросы следует знать заранее, для того чтобы целенаправленно читать текст).
3) Прочитай текст (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопрос).
4) Найди в тексте ответ на каждый вопрос.
5) Проверь себя: закрой книгу и ответь для себя на все вопросы.
ПАМЯТКА «Работа над рассказом»
1) Как называется рассказ? Кто его написал?
2) Прочитай рассказ.
Когда происходит действие, которое в нем описывается?
3) Назови действующих лиц. Что ты о них знаешь?
4) Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился тебе и чем именно?
5) О чем ты думал, читая рассказ?
ПАМЯТКА «Работа над сказкой»
1) Как называется сказка? Кто ее сочинил?
2) Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
3) Кто в сказке действует? Какие это герои?
4) Какие события описываются в сказке?
5) Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6) Найди в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
7) Как относится автор к своим героям?
8) Что из этой сказки запомнилось тебе больше всего?
ПАМЯТКА «Работа над стихотворением»
1) Назови стихотворение и его автора.
2) Прочитай стихотворение. О чем рассказывает поэт?
3) Перечитай стихотворение еще раз. Попробуй нарисовать словесные картины к стихотворению.
4) Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?
5) Какие чувства выражает автор (поэт) в стихотворении?
6) Что тебе понравилось в стихотворении?
7) Подготовься к выразительному чтению стихотворения.
ПАМЯТКА «Работа над статьей»
1) Запомни, как называется статья и кто ее автор.
2) Прочитай статью. Какие слова и выражения ты не понял?
3) О ком или о чем эта статья?
4) О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
5) Раздели статью на части. Как их озаглавить? Составь план.
6) Какова главная мысль всей статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
7) Что нового ты узнал из прочитанного?
8) Что ты раньше читал об этом?
ПАМЯТКА «Работа с басней»
1) Как называется басня? Кто ее автор?
2) Прочитай басню. Какие события в ней описываются?
3) Кто действует в басне?
4) Какими показаны герои басни? Прочитай, как описывает их автор.
5) Что осуждается в басне?
6) Прочитай, как автор относится к событиям, описанным в басне. Как он относится к действующим лицам?
7) Что должен понять читатель из этой басни?
8) Какое выражение басни стало крылатым?
ПАМЯТКА «Учись правильно работать с книгой»
1) Вырабатывай навыки сознательного, правильного, беглого чтения (90–100 слов в минуту).
2) Учись читать выразительно.
Выразительное чтение делится на два этапа:
а) прочитай (рассказ, статью, стихотворение);
б) разбери произведение:
– определи основную мысль произведения;
– определи детали содержания и их смысловое значение;
– повтори чтение.
3) Умей установить последовательность действий в рассказе.
4) Внеклассное чтение:
а) умей записать данные о книге с титульного листа в читательский дневник;
б) веди читательский дневник аккуратно и творчески;
в) пользуйся рекомендательным списком учителя при выборе книг для самостоятельного чтения.
ПАМЯТКА-ПЛАН «Рассказ о книге»
1) Автор
2) Книга
3) Издательство
4) Художник
5) Что помещено в этой книге (сказки, стихи, рассказы и т. д.)?
6) Можно ли назвать эту книгу сборником? Если да, то на какую тему в нем собраны произведения?
7) Как бы ты посоветовал другу прочитать эту книгу?
АНКЕТА для учащихся (выявление читательских интересов)
1) Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
2) Нравится ли тебе читать книги?
3) Какие книги ты читаешь с удовольствием?
4) Нравится ли тебе получать книги в подарок?
5) Какую книгу ты теперь читаешь?
6) Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?
7) У вас дома много книг?
8) Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?
АНКЕТА для родителей
1) Нравится ли вашему ребенку читать книги?
2) Сколько времени он проводит за книгой?
3) Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
4) Какие книги он предпочитает?
5) Как вы поощряете его читательские стремления?
6) Дарите ли вы своему ребенку книги?
7) Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?
8) Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
9) Считаете ли вы себя активным читателем?
10) Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
Обращение к родителям
Уважаемые родители!
Детские книги, представляя собой высокие образцы художественного слова – прозы и поэзии, воспитывают у детей чувство прекрасного, делают их жизнь полнее и интереснее, внушают добрые чувства и благородные мысли, побуждают к хорошим поступкам. Честность, совестливость, уважение к людям и к себе, ответственность, чувство долга входят в сознание ребенка через соприкосновение с хорошей книгой. Значит, книга – великая сила!
Так давайте вместе и постоянно вызывать у ребенка интерес к книге, помогать в выборе нужной, интересной книги, помогать понимать прочитанное – а значит, создавать предпосылки для дальнейшего развития его ума, нравственного и эстетического восприятия мира.
Приглашаю вас к размышлению по следующим вопросам: любит ли ваш ребенок читать? Читаете ли вы своему ребенку? Обсуждаете ли прочитанное? Как? Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал? Бывают ли в вашем доме семейные чтения?
Чтение – это лучшее учение в любом возрасте.
РЕКОМЕНДАЦИИ
для родителей по развитию читательского интереса у детей
1) Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
2) Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
3) Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
4) Обсуждайте прочитанную детскую книгу с членами семьи.
5) Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
6) Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
7) Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он его запомнил.
8) Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
9) Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
10) Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
11) Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
12) Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
ПАМЯТКА для родителей
1) Помните: чтение – это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам.
2) Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.
3) Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.
4) Зная рекомендательный список литературы (список составляет учитель класса), вы поможете ребенку подобрать нужную книгу.
5) Начинать чтение книги нужно с обложки и титульного листа.
6) Своя собственная библиотека, пусть небольшая, дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет больший интерес к чтению.
7) Необходимо в домашних условиях соблюдать правила гигиены чтения.
Советы родителям
1) Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он придет в школу, умея читать. В 4–5 лет учиться читать легче, чем в 7–8.
2) Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
3) Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы.
4) Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (7–8 лет) очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.
5) Чаще устраивайте семейные чтения. Подросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
6) Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
7) Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
8) Принимайте во внимание, что возраст с 7 до 16 лет – это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.
9) Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветуйте ребенку поискать ответы в книгах самостоятельно.
10) Собирайте дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов, фразеологический и т. д.; вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
11) Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что именно сын или дочь читает.
12) Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
13) Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребенка.
14) Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.
15) Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.
Разговор с родителями
«Как привить детям вкус к чтению»
Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».
Нужно, чтобы хорошая книга встретила читателя, умеющего вдуматься в содержание, глубоко понять мысли автора. «Литературе так же нужны талантливые читатели, – подчеркивал С. Я. Маршак, – как талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова».
Дети чутко воспринимают прочитанное. Чувство сопереживания с героями произведений у них острее, чем у взрослых. Ребята иногда пишут письма полюбившимся героям в твердой уверенности, что это живые, действительно существующие люди. Персонажи книг нередко владеют их помыслами и служат образцом поведения.
Но случается и так, что ребенок ничего не вынес из книги, а если и есть у него какие-то смутные чувства, он не может их выразить. Что мешает пониманию книги?
Приглядитесь к чтению ваших детей, и вы увидите, что если ваш ребенок не умеет вдумываться в содержание книги, то часто это связано с тем, что он читает чрезмерно много, «глотает» книги или берет для чтения книги не по возрасту. И книга – друг человека – может превратиться в его врага.
«Глотание» книг приводит к тому, что сбивается режим дня и книга мешает выполнению школьных или общественных дел, портит зрение (особенно если есть скверная привычка читать лежа), а главное, выражаясь словами К. Д. Ушинского, от такого чтения «остается смутный и призрачный хаос понятий и представлений, всезнание, соединенное с полнейшим невежеством, уничтожение любознательности, сильное ослабление памяти и пустое, но раздутое самодовольство».
«Глотание» книг, как правило, соединяется с чтением книг не по возрасту. Иногда ребенок чувствует, что книга трудна, ему становится скучно, и он ее откладывает. Или же он выхватывает из книги то, что лежит на поверхности: диалоги героев, линию развития событий.
Нелегко научить ребенка вдумчивому, сознательному чтению.
Многое делает для этого школа, многое могут сделать и родители. Есть чудесная традиция в хороших семьях – совместное чтение и обсуждение книг. Общая взволнованность при чтении и обсуждении книг очень помогает воспитанию, установлению дружеских связей между родителями и детьми. Обсуждение прочитанного без поучений, на равных, споры, в которых вы уважаете мнение ребенка, соглашаетесь с ним или доказываете, что он не прав, – лучший способ ненавязчивого, незаметного руководства чтением детей.
Советы педагога родителям
Как развивать речь ребенка
Ваша речь должна быть примером для подражания. Чем больше вы общаетесь с ребенком, тем богаче и насыщеннее его словарь, тем больше он приобретает навыков общения.
Ваша речь должна быть четкой. Разучивайте с детьми новые стихи, песни, учите пересказывать те или иные истории. Играйте с детьми в такие игры, которые развивают речь, память и внимание.
Постарайтесь изолировать ребенка от просмотра тех телешоу, фильмов, песен, разговоров, которые могут научить его неприемлемым нормам языка и поведения.
Роль родителей в обучении детей чтению
Самый лучший способ заинтересовать ребенка чтением – ежедневно читать ему и вместе с ним. Обсуждение прочитанного показывает, понимает ли ваш ребенок то, что ему читают. Дети любят слушать знакомые истории снова и снова. Им очень нравится ходить в библиотеку за новыми книжками. Попросите библиотекаря или педагога оказать вам помощь в подборе хороших, увлекательных книжек.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.