Приложение 1
Таблица 1. План работы на констатирующем этапе исследования
Дата |
Содержание деятельности |
Цель |
21.03.2017г. |
Диагностика наблюдения по методике Владимировой Т.А. |
Цель: выявить уровень сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. |
22.03.2017г. |
Игра «Секрет» по методике Репиной Т.А.
|
Цель: определить социальный статус детей в группе, особенностей межличностных взаимоотношений. |
23.03.2017г. |
Беседа с воспитателем.
|
Цель: выяснить влияние проблемы коммуникативного общения у детей старшей группы |
Приложение 2
Таблица 2. Конспект организованной образовательной деятельности сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе
Вид ООД |
Познавательно-игровой |
Тема |
«Поликлиника» |
Программные задачи |
Цель: развивать умение совместно развёртывать игру, согласовывая свой игровой замысел с замыслами сверстников; Задачи: Образовательная: формировать бережное отношение к своему здоровью; развивать сюжет игры, расширять представления о профессии врача. Развивающие: развивать разговорную речь; повышать уровень познавательной активности. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к профессиям врачей, медицинских сестёр. |
Предварительная работа |
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. Чтение художественных произведений6 А.Л. Барто «Мы с Тамарой»; «Я лежу, болею…» Г.П.Шалаева «Большая книга профессий» С.Я.Маршак «Прививка» Э.Э.Мошковская «Ангина» К.Я.Чуковский «Айболит». Беседы о работе: Педиатра (терапевта) Медицинских сестёр (регистратора) Окулиста (офтальмолога) ЛОРа (отоларинголога) Лаборанта, Фармацевта |
Интеграция образовательных областей |
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» |
Материал |
Белые халаты и шапочки, оборудование для кабинетов(ширмы, фонендоскоп, бахилы, медицинские инструменты), бланки рецептов, страховой полис(на каждого ребёнка), тетради-карточки для больных. Для «Аптеки»: коробочки и баночки из-под лекарств, шприцы, резиновые перчатки, бинт, вата, баночки для анализов… |
Активизация словаря |
фонендоскоп, бахилы, страховой полис. |
Этапы деятельности |
Ход ООД |
Вводный этап |
(Звучит реклама по радио): «А сейчас коротко о городских новостях. Сегодня в нашем городе открывается новая детская поликлиника. Это приятная новость для взрослых и детей. В поликлинике будут открыты современные кабинеты и аптечный пункт. Добро пожаловать!» |
Основной этап |
-Ребята, вы слышали? У нас открывается новая детская поликлиника! Но, вот проблема, в новой поликлинике совсем нет врачей. А кто лечит детей? -Верно, педиатр. А ещё какие врачи лечат детей? -Да, окулист, лор-врач, хирург... -Для новой поликлиники требуются: педиатр, лор-врач, окулист, медицинские сёстры для работы:1.на участке (вместе с педиатром); 2.в регистратуре; Также нам потребуется лаборант, работающий в лаборатории. -А кто работает в аптеке? -Да, это фармацевт. -Кто будет работать педиатром?- Маша. -Почему, Маша?- (ответы детей) -Да, Маша вежливая, внимательная. -Кто будет помогать педиатру? -Да, Варя, хороший помощник, она будет мед. сестрой. -Кто будет окулистом? -Я согласна с вашим выбором. -Как считаете, кто справится с работой лор-врача? -Хорошо, лор-врачом будет Гоша. -А где же больные будут сдавать анализы? Конечно, без лаборатории, нам не обойтись. -Кто будет в ней работать? Кто не боится крови? -Да, Саша, очень храбрая и ответственная! Будешь, Александра, лаборантом. -Есть ещё одна вакантная должность для работы в аптеке. -Хорошо, фармацевтом будет Вера. -Ну, что ж, пора открывать поликлинику! (Дети надевают халаты, шапочки, берут необходимые инструменты). -Итак, поликлиника открыта, начинается прием. -Больные, не забудьте взять в регистратуре талон на приём к врачу. (По ходу игры подсказываю, даю советы, беру второстепенную роль). |
Заключительный этап |
Разыгрывание ситуации «Вызов врача на дом» (воспитатель берёт на себя роль мамы). 1. Звоню в регистратуру. (Заболел ребёнок, высокая температура, насморк). 2. Врач, на медицинской машине, приезжает к больному ребёнку на дом. 3. Выписывает лекарство, даёт направление на анализы, говорит о дате приёма. 4. Воспитатель- мама, прошу соседку (подружку) купить лекарство в аптеке. 5. На следующий день сдаю с ребёнком анализы, иду к лор(у). 6. Когда анализы готовы иду к педиатру с ребенком. Далее дети могут играть самостоятельно. |
Приложение 3
Таблица 3. Результаты уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы « Капелька» МБДОУ №4 «Ивушка» на констатирующем этапе (март, 2017)
№ п/п |
Имя ребенка |
Взаимодействие со сверстниками в игре |
Знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками |
Проявление нравственных чувств |
Уровень |
|
Баллы |
|
|||||
1 |
Оксана В. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Низкий |
2 |
Вика Ж. |
3 |
3 |
2 |
8 |
Высокий |
3 |
Вероника К. |
1 |
1 |
2 |
4 |
Низкий |
4 |
Арсений К. |
2 |
2 |
1 |
5 |
Средний |
5 |
Артем К. |
2 |
2 |
2 |
6 |
Средний |
6 |
Ваня М. |
1 |
1 |
1 |
3 |
Низкий |
7 |
Лиза М. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Высокий |
8 |
Леша П. |
2 |
2 |
1 |
5 |
Средний |
9 |
Юра П. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Низкий |
10 |
Софья П. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Низкий |
11 |
Вова С. |
3 |
3 |
2 |
8 |
Высокий |
Результаты |
3 чел. 27% |
3чел. 27% |
1 чел. 9 % |
3 чел. 27% |
Высокий % |
|
6 чел. 54% |
3 чел. 27% |
4 чел. 37 % |
3 чел. 27% |
Средний % |
||
2 чел. 19% |
5 чел. 45% |
6 чел. 54% |
5 чел. 45% |
Низкий % |
Приложение 4
Рис. 1. Диаграмма результатов диагностики доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы «Капелька» МБДОУ № 4 «Ивушка» на констатирующем этапе (март, 2017г.)
Приложение 5
Таблица 4. Матрица «Выборы»
№ |
Имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
∑ с.в |
∑ в.в |
1 |
Оксана В. |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
3 |
1 |
2 |
Вика Ж. |
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
3 |
2 |
3 |
Вероника К. |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
3 |
- |
4 |
Арсений К. |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
3 |
1 |
5 |
Артем К. |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
3 |
1 |
6 |
Ваня М. |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
3 |
0 |
7 |
Лиза М. |
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
3 |
1 |
8 |
Леша П. |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
3 |
1 |
9 |
Юра П. |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
3 |
1 |
10 |
Софья П. |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
3 |
0 |
11 |
Вова С. |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
0 |
∑ п.в |
|
2 |
5 |
3 |
3 |
2 |
0 |
5 |
2 |
3 |
3 |
5 |
33 |
8 |
Приложение 6
- мальчики
- девочки
Рис. 2. Социограмма «Выборы»
Приложение 6
Рис. 2. Социограмма «Выборы»
Девочки
Мальчики
Приложение 7
Рис. 3. Диаграмма результатов социального статуса детей старшей группы «Капелька» МБДОУ № 4 «Ивушка» на констатирующем этапе (март, 2017г.)
Приложение 8
Таблица 5. Беседа с воспитателем старшей группы «Капелька» МБДОУ № 4 «Ивушка» с. Леонидово на констатирующем этапе исследования (март, 2017)
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Как вы понимаете термин «доброжелательные отношения?»
|
Человечность, человеколюбие, отношения, которые основаны на любви к ближнему. Доброжелательность - понятие, объединяющее в себе уважение к правам личности и установка на доброжелательное, сочувствующее, сопереживающее отношение к человеку. |
2 |
Какие формы и методы работы являются наиболее эффективными для формирования доброжелательных отношений у детей в вашей группе?
|
Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, я стараюсь учитывать доступные формы и методы работы, такие как: • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры; • ООД; • сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток; • беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок; • рассматривание картин и иллюстраций; • развлечения, просмотр видеофильмов; • организация выставок детского творчества; Возможно, что при планировании работы на год нужно как можно больше уделять внимание данной проблеме и делать упор на формирование доброжелательных отношений и навыков общения детей. |
3 |
Кто из детей вызывает тревогу и почему?
|
Наибольшую тревогу, вызывают Макушин Ваня и Васильева Оксана. Эти дети с низким социальным статусом. Они тянутся к общению и игре к ребятам группы, но остаются мало заметными. Сами по себе дети скрытные, и не проявляют интереса в большинстве совместных игр с другими детьми. |
Приложение 9
Таблица 6. Тематический период «Дорогою добра»
Вид |
Познавательно-игровой |
||||
Тема |
«Дорогою добра»
|
||||
Продолжительность |
3 недели |
||||
Программные задачи |
Цель: создать предпосылки для формирования доброжелательных отношений и навыков общения старших дошкольников. Задачи: Обучающие: учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; Развивающие: совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей; Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения; Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
|
||||
Название и форма итогового мероприятия: |
Игра – путешествие «Идем дорогою добра»
|
||||
Участники: |
Дети, воспитатель, родители. |
||||
Неделя |
ООД |
Совместная деятельность взрослого и ребенка |
Самостоятельная деятельность ребенка в центрах развития |
Взаимодействие с родителями |
|
1 неделя |
ООД «Дарите людям доброту». Цель: Уточнить представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих. ООД «О друзьях и дружбе» Цель: способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом. Создавать условия для проявления дружеских чувств детей в различных ситуациях. Формировать умение договариваться, выходить из конфликтных ситуаций. Развивать речевую активность, умение составлять предложения с заданным словом |
Беседа с детьми «Поговорим о доброте». Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызывать стремление совершать добрые поступки, формировать позитивный образ своего «Я».
Чтение художественной литературы: «Старик сажал яблони»
Экскурсия на «Почту» Цель: воспитывать культуру общения старших дошкольников.
|
Игра «Пиктограммы» определить насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей.
Просмотр мультфильма «Просто так»
Игра «Круг радости» установить эмоциональный контакт.
Д/и: «Кто дружит с деревом». Закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.
Игровое упражнение «Будь внимательным» |
Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры в жизни ребенка» |
|
2 неделя |
ООД «Пусть добрый будет ум у вас и сердце умным будет» Цель: оценивать поступки других; учить сопереживать, делать добро, учить состраданию другим.
ООД «Доброта спасет мир» Цель: воспитывать у детей чувства доброты и отзывчивости, доброжелательного отношения друг к другу. |
Д/ игра: «Ступеньки доброты» - научить детей узнавать плохих и хороших героев сказок,анализировать их поступки и расставлять на лесенке по высоте совершения ими добрых дел. Воспитывать на примере русских народных сказок у детей доброту и сопереживание, любовь к народному творчеству и мудрости русского народа.
Чтение художественной литературы: «Вовка добрая душа»
Игровое упражнение «Добрые эльфы» закрепить представления о культуре отношений между людьми
Беседа с детьми «Что такое дружба» Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.
Чтение литературы «Как светлячок друга искал» |
С/Р игра «Почта» - Создать условия для совместной игры, развивать умение детей разворачивать сюжет.
Игра «Ожившие игрушки» - научить детей вживаться в образ.
Рассматривание картин и иллюстраций.
Просмотр мультфильма «Подарок для слабого»
Проблемная ситуация «Мама пришла с работы поздно» - активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации.
Рисунки веселых и радостных человечков ( с опорой на схемы эмоций). |
Оформление фотовыставки «Нет в мире ничего важней улыбки» |
|
3 неделя |
ООД С/Р игра «Поликлиника» Цель: развивать умение совместно развёртывать игру, согласовывая свой игровой замысел с замыслами сверстников;
ООД «Идем дорогою добра» Цель: углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Закреплять знания правил вежливого общения, стремление детей совершать добрые поступки.
|
Д/и: «Оцени поступок» - Учить детей оценивать поступки сказочных героев, давать свою характеристику поступка, выражать своё, личное отношение, развивать устную речь, обогащать социальный опыт детей.
Игровое упражнение «Солнечный зайчик»
Экскурсия в кабинет медсесры детского сада Познакомить детей с профессией медработника детского сада, некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Ознакомить с основами оказания первой медицинской помощи.
Беседа «Эти добрые словечки» Прививать детям манеры доброго, вежливого общения, как со взрослыми, так и со сверстниками; воспитывать уважение к русскому языку.
Чтение художественной литературы: «Птичка-мать»
С/Р игра «Космос» формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать ролевые взаимоотношения. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение договариваться, спокойно разрешать конфликты. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
|
Просмотр мультфильма Смешарики «Быть вежливым»
С/Р «Магазин» - формировать ролевые взаимоотношения продавца и покупателя, взаимоотношения с детьми, развивать творческие способности детей через сюжетную игру.
С/ Р «Библиотека. Книжкина больница» - учить детей делать добрые дела.
Сочинение историй «Добрая сказка»
Ситуация «Настоящая помощь» - формировать умение понимать состояние сверстника или взрослого, оказавшегося в затруднительном положении, и путей справедливого выхода из трудной ситуации.
|
Консультация «Общение старшего дошкольника со сверстниками» |
|
Приложение 10
Таблица 7. План работы на формирующем этапе
Неделя |
Дата |
Вид деятельности |
Цель |
1 неделя |
27/03/2017 |
ООД «Дарите людям доброту».
|
Уточнить представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих. |
Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка» |
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
|
||
28/03/2017 |
Беседа «Поговорим о доброте». |
Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызывать стремление совершать добрые поступки, формировать позитивный образ своего «Я». |
|
29/03/2017 |
Чтение художественной литературы: «Старик сажал яблони»
|
Вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка. |
|
Просмотр мультфильма «Просто так» |
Оценить поступки героев |
||
30/03/2017 |
ООД «О друзьях и дружбе»
|
Способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом.
|
|
Д/и: «Кто дружит с деревом».
|
Закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга. |
||
31/03/2017 |
Экскурсия на «Почту»
|
Воспитывать культуру общения старших дошкольников.
|
|
2 неделя |
03/04/2017 |
ООД «Пусть добрый будет ум у вас и сердце умным будет» |
Оценивать поступки других; учить сопереживать, делать добро, учить состраданию другим. |
С/Р игра «Почта» -
|
Создать условия для совместной игры, развивать умение детей разворачивать сюжет.
|
||
04/04/2017 |
Д/ игра: «Ступеньки доброты» - |
Научить детей узнавать плохих и хороших героев сказок, анализировать их поступки и расставлять на лесенке по высоте совершения ими добрых дел. |
|
05/04/2017 |
Игра «Ожившие игрушки» |
Научить детей вживаться в образ. |
|
Чтение художественной литературы: «Вовка добрая душа»
|
Развивать заботливое отношение, отзывчивость, душевное расположение. |
||
06/04/2017 |
ООД «Доброта спасет мир»
|
Воспитывать у детей чувства доброты и отзывчивости, доброжелательного отношения друг к другу.
|
|
Просмотр мультфильма «Подарок для слабого»
|
Формировать умение о сочувствии к ближнему |
||
07/04/2017 |
Оформление фотовыставки «Нет в мире ничего важней улыбки» |
Создать радостное настроение у детей и атмосферу дружбы. |
|
Беседа с детьми «Что такое дружба»
|
Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.
|
||
3 неделя |
10/04/2017 |
ООД С/Р игра «Поликлиника»
|
Развивать умение совместно развёртывать игру, согласовывая свой игровой замысел с замыслами сверстников; |
Экскурсия в кабинет медсестры детского сада
|
Познакомить детей с профессией медработника детского сада, некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Ознакомить с основами оказания первой медицинской помощи.
|
||
11/04/2017 |
Д/и: «Оцени поступок» |
Учить детей оценивать поступки сказочных героев, давать свою характеристику поступка, выражать своё, личное отношение, развивать устную речь, обогащать социальный опыт детей. |
|
Беседа «Эти добрые словечки»
|
Прививать детям манеры доброго, вежливого общения, как со взрослыми, так и со сверстниками; воспитывать уважение к русскому языку. |
||
С/Р игра «Космос» |
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение договариваться. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда |
||
12/04/2017 |
С/Р «Магазин» |
Формировать ролевые взаимоотношения продавца и покупателя, взаимоотношения с детьми, развивать творческие способности детей через сюжетную игру.
|
|
13/04/2017 |
Консультация «Общение старшего дошкольника со сверстниками»
|
Ознакомить с особенностями общения детей старшего дошкольного возраста |
|
С/Р «Библиотека. Книжкина больница» |
Развивать бережное и трепетное отношение к книге. Учить детей делать добрые дела.
|
||
14/04/2017 |
ООД «Идем дорогою добра» |
Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Закреплять знания правил вежливого общения, стремление детей совершать добрые поступки.
|
Приложение 11
Таблица 8. Конспект организованной образовательной деятельности «Идем дорогою добра» в старшей группе
Вид ООД |
Познавательно-игровой |
Тема |
«Идем дорогою добра» |
Программные задачи |
Цель: углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Задачи: 1.Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции. 2.Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. 3.Воспиттывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.
|
Предварительная работа |
Чтение художественной литературы, беседа «О доброте и жадности», «Вежливые слова», «Добрые отношения - уважение к старшим», обыгрывание ситуаций, разучивание игр, стихотворений, помощь ребят с подготовительной группы для показа сценок. |
Интеграция образовательных областей |
Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. |
Материал |
Костюм Феи доброты(для воспитателя), фишки – добринки, копилка, аудиозапись песня «Дорогою добра», магнитофон, волшебная палочка, нарисованный плакат дерева с сидящей на ветке совой, волшебный мешочек, чёрная бумага, конфеты, ватман, белые круги из альбомных листов , гуашь, кисточки, салфетки, стаканчики для воды, клей ПВА.
|
Активизация словаря |
Благотворительность: «благо» (добро), «творить» (делать) – делать добро.
|
Этапы деятельности |
Ход ООД |
Вводный этап |
1.Организационный момент «Круг радости» (становление эмоционального контакта) Детей встречает Фея Доброты (воспитатель): Здравствуйте ребята! Я фея Доброты В гости я к вам пришла Будем с вами мы играть Рассуждать и познавать Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете мое сердце и сердца окружающих. Давайте встанем вместе в круг и скажем: Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх) Здравствуй, небо голубое! (руки в сторону) Здравствуй, вольный ветерок! (покачивание руками) Здравствуй, маленький цветок (сложить ладошки цветочком) Здравствуй - утро! (правая рука в сторону) Здравствуй – день! (левая рука в сторону) Мне здороваться не лень!(поклон) Здравствуйте, мои друзья!(все берутся за руки) Здравствуйте, гости дорогие (подойти поздороваться с гостями за ручку и улыбнуться) Фея: Ребята с помощью своих улыбок вы пожелали гостям доброго утра и хорошего настроения.
|
Основной этап |
Фея: Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в страну Доброты. А что такое доброта, добрые поступки? Ответы детей. Фея: Добрый - это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, вежлив и внимателен ко всем, говорит только добрые, хорошие слова. Ребята. Чтобы попасть в мою страну, нужно преодолеть нелегкий путь, по дороге мы будем совершать добрые дела и поступки. В дорогу возьмем копилку добрых дел, куда будем складывать фишки-добринки. И в конце нашего пути посмотрим, сколько мы совершим добрых дел. Но одно доброе дело вы уже сделали. Вы поприветствовали друг друга , гостей. И одну добринку мы уже можем с вами положить. Ну что готовы в путь? Тогда вперед и поможет нам в дороге песня «Дорогою добра» Приготовились-пошли (звучит песня и дети выполняют движения под музыку). Фея: Смотрите, а вот и первое препятствие, перед нами - Волшебное море. Ребята, смотрите на берегу какая - то бутылка лежит, а в ней записка, давайте почитаем. Фея читает: «Дети, чтобы переплыть волшебное море, нужно знать добрые, волшебные слова. Для этого вам надо сыграть в игры. Если вы выполните условия игр, то вы переплывете волшебное море. Ну что готовы, тогда начинаем.(ответы детей) Первая игра: Фея: Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте: Растает даже ледяная глыба. От слова теплого (спасибо) Зазеленеет старый пень Когда услышит (добрый день) Если больше есть не в силах Скажем маме мы (спасибо) Когда нас бранят за шалости Говорим мы, простите пожалуйста! Молодцы ребята с этим заданием вы справились! И наша копилка добрых дел пополнилась второй фишкой – добринкой. Вторая игра «Море волнуется» Встанем в круг и произносим следующие слова: Море волнуется-раз Море волнуется- два! Море волнуется-три! Волшебное слово-скажи Дети по очереди называют волшебные слова с помощью волшебной палочки, которую передают по кругу. Молодцы много волшебных слов знаете. Второе испытание прошли на славу. Пополняет нашу копилку третья фишка - добринка . Ребята вот мы и переплыли волшебное море. У нас всё получилось. Давайте теперь отдохнём 2.Имитационное упражнение «День и ночь» Фея: Ребята, а теперь отдохнем. Я приглашаю вас на разминку, которая называется «День и ночь». Играть будем так: когда я говорю «День», вы должны изображать то, как вы делаете добрые дела. Какие добрые дела мы можем делать? (Слушаю ответы детей) — А когда я скажу «Ночь», вы должны спать. Будьте внимательны Фея: Вот мы ребята поиграли теперь пошли дальше. Посмотрите перед нами старое дерево, а на ветке сидит сова давайте у нее спросим, куда нам дальше идти. Ребята она говорит, что подскажет нам если мы ей скажем, что означает слово «благотворительность»? (предположения детей) «Благотворительность» состоит из двух слов «благо» и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить» - «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро». Правильно ребята. Мы с вами узнали новое очень доброе слово. И ещё одну фишку –добринку мы с вами получили. Сова нам подсказала куда нам дальше идти. Но сначала мы выполним физминутку. 3.Физминутка: Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! Фея: А теперь мы с вами попали в страну добрых поступков. В жизни мы совершаем разные поступки: хорошие и не очень хорошие. Сейчас ребята покажут вам небольшие сценки из своей жизни, а мы с вами посмотрим и подумаем как нужно поступать . Давайте присядем на волшебные подушечки. Сценка первая. Один мальчик ест яблоко, а другой смотрит. Спрашивает: « Вкусно?». Вот если бы у меня было яблоко, то я бы тебя угостил. Фея: Ребята, как вы думаете, как поступил мальчик с яблоком? Почему? Как бы вы поступили на его месте.(Ответы детей) Сценка вторая На детской площадке играют дети с мячиком, коляской. Приходит третий ребенок и все отбирает. Как бы вы поступили на его месте? (рассуждения детей) Сценка третья. Холодно. Девочка потеряла варежку, у не замерзли руки. Подошел мальчик и отдал ей варежки. Фея: Какой поступок совершил мальчик? Как бы вы поступили на его месте? ( ответы детей) Молодцы. Доброта - это важное человеческое качество. Пополним нашу копилку ещё одной фишкой – добринкой. А сейчас мы выполним одно упражнение, оно называется «Волшебный мешочек» 4.Упражнение «Волшебный мешочек» Предложить детям по 1 листу черной бумаги, скомкать его руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и можно немного потопать. В волшебный мешочек Фея предлагает сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. И после, в конце занятия, эти бумажки превращаются в конфеты, угощение от доброй Феи. Фея: Осталось последнее испытание. «Островок ласковых слов». Вы знаете, что ласковое доброе слово -душу согревает. Давайте сначала поиграем с пальчиками в игру «Моя семья» Этот пальчик-дедушка! Этот пальчик- бабушка! Этот пальчик-папа! Этот пальчик-мама! Этот пальчик-я! А это вся моя семья! Сейчас мы с вами вспомним кто живет в вашей семье. Я буду называть слово, а вы должны сказать его ласково.(Папа, папочка, папулечка, папенька и т.д). какими счастливыми становятся люди, когда слышат эти слова. Вы заработали еще одну добринку. Скажите мне пожалуйста, кто вас сильно любит. Кто для вас самый дорогой любимый человек. Правильно, мама. У меня есть волшебное дерево, на котором растут волшебные цветочки. И называется оно «дерево добрых слов». На каждом лепестке цветочка написано доброе, ласковое слово, как называют вас ваши любимые мамочки. Хотите послушать? ( воспитатель читает): Как приятно услышать, когда тебя называют ласково, значит тебя любят. Вот и закончились наши с вами испытания и попали мы с вами в страну Доброты. Давайте послушаем стихи и песни о доброте.(звучит музыка) 5. Прослушивание песни. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро» Доброе утро солнцу и птицам Доброе утро улыбчивым лицам И каждый становится добрым, доверчивым Доброе утро длится до вечера.
Добрым быть совсем не просто Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета ,
Доброта не пряник, не конфета Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет.
Надо только добрым быть И в беде друг друга не забыть если доброта как солнце светит Радуются взрослые и дети. Фея: Давайте посчитаем сколько фишек - добринок мы собрали.(подсчёт фишек) Какие молодцы. Когда настраиваешь себя на добро и по доброму относишься к окружающим и они ответят тебе тем-же. С детства мы любим играть и смеяться С детства мы учимся добрыми быть Вот бы такими всегда оставаться Чтоб улыбаться и крепко дружить.
|
Заключительный этап |
6.Сюрпризный момент Фея: Ребята «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека». На память о нашей встрече я хочу подарить вам маленькие солнышки. Ведь солнышко это символ тепла, доброты и света. Давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали. Что вам больше всего запомнилось. Ребята в конце нашего путешествия, я хочу открыть наш волшебный мешочек и посмотреть во что превратились наши отрицательные эмоции нашими добрыми поступками .Ребята посмотрите в нашем мешочке лежат конфеты.(угощаю ребят) 7.Самостоятельная деятельность (выполнение работы) Фея: Ребята а давайте с вами сделаем нашу планету доброты. Проходите на свои места. У вас на столах лежат белые круги. гуашь. краски, цветные мелки , фломастеры, цв. карандаши по желанию кто чем хочет может выразить цветом своё представление об этой планете Дети раскрашивают свои круги и прикрепляют их к большому ватману, помещенному на доске. — Посмотрите, какая у нас получилась яркая, красивая планета! — Как мы ее назовем? (планета доброты) — Что надо делать, чтобы каждый уголок нашей планете Земля, каждый город, село, улица, дом были наполнены добротой? 8.Обобщение Каждый должен не забыть — За добро добром платить. Мой совет возьми с собой, Окружи всех добротой, Ведь отзывчивость всегда Людям доброту несла! (О. Соколова) 9.Круг «От сердца к сердцу» встаём все в круг берёмся за руки Мы самые добрые! Мы знаем, что мы добрые! Наши друзья знают, что мы добрые! Весь мир узнает, что мы добрые
|
Приложение 12
Таблица 9. Конспект консультации для родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»
в старшей группе
Тема |
«Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка» |
Программные задачи |
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста Задачи: Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.
|
Предварительная работа |
Подготовка вопросов к игре с родителями Изготовление необходимых материалов: папка-передвижка, буклет Разработка презентации, видеосюжета с детьми «Вопрос – ответ» Разработка сценария |
Материал и оборудование |
Карандаши, альбомные листы, мультимедиа установка. |
Участники |
Воспитатели, родители
|
Этапы деятельности |
Ход мероприятия |
Вводный этап |
(Звучит песня «Куда уходит детство») В.1: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады, что Вы отложили все свои дела и присутствуете сегодня! Уважаемые родители, у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Сегодня нашу встречу, мы хотим начать со слов Антона Семеновича Макаренко «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». В. 2: Объясните, как вы понимаете слова Макаренко? Как Вы думаете, о чём мы сегодня будем беседовать, какова тема нашей встречи? (Родители высказывают своё мнение) - Сегодня мы хотим поговорить с Вами об играх с детьми.
|
Основной этап |
СЛАЙД 1. Тема консультации: Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка» Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются как в играх, так и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для ребенка – это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. В. 1: Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили, воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность - приятные, добрые детские воспоминания. - Уважаемые родители, в какие игры вы любили играть в детстве? (ответы родителей) В.2: Наши дети любят играть. Эту особенность учитывает воспитатель при подготовке и проведении занятий с детьми. Игры и игровые ситуации на занятиях – это неотъемлемая часть развивающей методики обучения дошкольников. И очень важно, чтобы и в семье родители стремились развивать детей игровыми средствами. Давайте посмотрим на себя со стороны. Мы, какие? Любим ли играть с детьми? Находим ли для этого время? Что мы знаем об играх своего ребенка и его предпочтениях? (Воспитатель проводит игру с родителями) Игра с мячом Ты катись веселый мячик, быстро, быстро по рукам. У кого он остановился, тот на вопрос ответит нам. Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно. -В какую игру играли недавно с ребенком? -Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия. -Какие игры чаще играет ваш ребенок? -При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь? -Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку? -Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях? -Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы? - Какие игрушки любимые у ребенка? -Кто чаще играет с ребенком: мама или папа? СЛАЙД 2. А теперь мы предлагаем вам посмотреть интервью с нашими детьми. И узнаем, что думают об игре дома наши дети (просмотр видео «Вопрос - ответ» 1. Я уверенна что у тебя дома есть игрушки? 2. Скажи пожалуйста, как часто ты в них играешь? 3. А твои родителя любят с тобой играть? 4. А кто больше всего любит с тобой играть - мама или папа? 5. В какую игру больше всего вам нравится играть? 6. Назови свою самую любимую игру или игрушку?) СЛАЙД 3 В.1: Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в в их деятельности занимают игры, которые создаются самими детьми: - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя из жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные. СЛАЙД 4 (видеосюжет про пылесос) Как раз для того чтобы основные ориентиры детей были «правильными», взрослые, а именно педагоги и родители должны помочь им в разыгрывании сюжетно-ролевых игр. СЛАЙД 5 Итак, как может помочь воспитатель группы: а) создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности; б) освоить современные технологии и методы организации игры; СЛАЙД 6 в) взаимодействие с родителями СЛАЙД 7 и с социумом. Организация сюжетно-ролевой игры в семье так же благоприятно влияет на взаимоотношения взрослых и детей. Но для того чтобы процесс взаимодействия ребенок-родитель был успешным -родителям следует знать основные особенности сюжетно-ролевой игры. СЛАЙД 8 Основными особенностями сюжетно – ролевой игры являются: Соблюдение правил. Они регламентируют действия ребёнка и общение при игре. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам и правилам поведения в обществе. Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, - это пойти в школу. В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие. Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны. Ребёнок отличает игру от действительности, но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Развитие речи. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Обогащению игровых сюжетов способствуют беседы, экскурсии и взаимодействие с социумом, чтение художественных произведений. Таким образом, в игре ребёнок обучается, а взрослый помогает ему расширять кругозор, формирует у них новые представления, с тем, чтобы дошкольники использовали накопленный опыт во время игр. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие. Свободно выражают свои чувства. В игре ребенок учится переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми. СЛАЙД 9 В.2 Ситуация для анализа. На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город. - Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? обращается к ребенку воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает: - Не-е-е... Я их сейчас расстреляю! Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих. - За что же ты их хочешь расстрелять? снова обращается к мальчику педагог. -Атак, ни за что... Я разбойник! Сейчас совершу на них, налет! В голосе недружелюбные нотки. - Ему бы только стрелять да в войну играть, жалуется вечером мать воспитателю. - Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду автоматы сделанные ребенком из конструктора «Лего», разные монстры и трансформеры. - Да, конечно, соглашается мать, он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком. - А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм. - А зачем? недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение! (Вопросы родителям) - Какое значение, по-вашему, мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок? В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр? |
Заключительный этап |
В.1: Я хочу предложить поучаствовать в тесте. «Рисунок счастья». (На альбомном листе каждому родителю предлагается нарисовать «рисунок счастья» (каким они себе представляют). В.2: Наша консультация подошла к концу. Мы благодарим всех родителей, принявших участие в обсуждение такой актуальной темы! И на последок, нам хотелось бы узнать ваше мнение о проведении консультации, какие у вас эмоции, что, может быть, вы узнали нового. Получили ли вы ответы на интересующие Вас вопросы? Что полезного Вы узнали? В.1: Играйте с детьми как можно чаще. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками. Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного, эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка с взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка. СЛАЙД 10 P.S. Советы родителям: 1. Создать дома условия для разных видов игр, выделив для этого определённое место. 2. Систематически играть вместе с ребёнком в разные игры (настольно – печатные, сюжетно – ролевые, подвижные, пальчиковые), поддерживать интерес к играм новыми впечатлениями от окружающей действительности (прогулки, посещение зрелищных мероприятий, выставок). 3. Предложить вниманию родителей папку – передвижку «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», буклет. Спасибо за внимание! |
Список литературы |
1. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. М.: ВАКО, 2008. 145 с. 2. Метенова Н.М. Родительские собрания. Методика проведения и практические материалы. Ярославль: 1999. 70 с.
|
Приложение 13
Таблица 10. Результаты уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы « Капелька» МБДОУ №4 «Ивушка» на контрольном этапе (апрель, 2017)
№ п/п |
Имя ребенка |
Взаимодействие со сверстниками в игре |
Знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками |
Проявление нравственных чувств |
|
|
Баллы |
Уровень |
|||||
1 |
Оксана В. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Низкий |
2 |
Вика Ж. |
3 |
2 |
3 |
8 |
Высокий |
3 |
Вероника К. |
2 |
2 |
2 |
6 |
Средний |
4 |
Арсений К. |
2 |
2 |
2 |
6 |
Средний |
5 |
Артем К. |
3 |
3 |
1 |
7 |
Средний |
6 |
Ваня М. |
1 |
1 |
2 |
4 |
Низкий |
7 |
Лиза М. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Высокий |
8 |
Леша П. |
2 |
3 |
1 |
6 |
Средний |
9 |
Юра П. |
2 |
2 |
2 |
6 |
Средний |
10 |
Софья П. |
2 |
2 |
2 |
6 |
Средний |
11 |
Вова С. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Высокий |
Результаты |
4 чел. 37% |
4чел. 37% |
3чел. 27 % |
3 чел. 27% |
Высокий % |
|
6 чел. 54% |
5 чел. 45% |
5 чел. 45 % |
6чел. 54% |
Средний % |
||
1 чел. 9% |
2 чел. 18% |
3чел. 27% |
2 чел. 18% |
Низкий % |
Приложение 14
Рис. 4.. Диаграмма результатов диагностики доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы «Капелька» МБДОУ № 4 «Ивушка» на контрольном этапе (апрель, 2017г.)
Приложение 15
Рис. 5. Результаты диагностического обследования на констатирующем и контрольном этапах (апрель, 2017г.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.