Шкала поиска острых ощущений, или чего вы хотите от жизни?
Данная методика предложена М. Цукерманом в 1964 году.
Используется для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям.
Инструкция. «Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его».
Текст опросника
1. а) Я бы предпочел работу, требующую многочисленных разъездов, путешествий.
б) Я бы предпочел работать на одном месте.
2. а) Меня взбадривает свежий, прохладный день.
б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.
3. а) Мне не нравятся все телесные запахи.
б) Мне нравятся некоторые телесные запахи.
4. а) Мне не хотелось бы попробовать какой-нибудь наркотик, который мог бы оказать на меня неизвестное воздействие.
б)Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих галлюцинации.
5. а) Я бы предпочел жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надежен и счастлив.
б) Я бы предпочел жить в неопределенные, смутные дни нашей истории.
6. а) Я не могу вынести езду с человеком, который любит скорость. б) Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это возбуждающим.
7. а) Если бы я был продавцом-коммивояжером, то предпочел бы твердый оклад, а не сдельную зарплату с риском заработать мало или ничего.
б) Если бы я был продавцом-коммивояжером, то я бы предпочел работать сдельно, так как у меня была бы возможность заработать больше, чем сидя на окладе.
8. а) Я не люблю спорить с людьми, чьи воззрения резко отличаются от моих, поскольку такие споры всегда неразрешимы.
б)Я считаю, что люди, которые не согласны с моим воззрением, больше стимулируют, чем люди, которые согласны со мной.
9. а) Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование.
б) Страхование — это то, без чего не мог бы позволить себе обойтись ни один человек.
10. а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным.
б) Я бы хотел попробовать оказаться загипнотизированным.
11. а) Наиболее важная цель в жизни — жить на полную катушку и взять от нее столько, сколько возможно,
б) Наиболее важная цель в жизни — обрести спокойствие и счастье.
12. а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней.
б) Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.
13 а)В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и дисгармоничность,
б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.
14. а) Худший социальный недостаток — быть грубым, невоспитанным человеком.
б) Худший социальный недостаток — быть скучным человеком, занудой.
15. а) Я предпочитаю эмоционально-выразительных людей,
даже если они немного неуравновешенны, б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».
16. а) У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть, есть какая-то неосознанная потребность причинить себе боль, вред.
б) Мне бы понравилось водить мотоцикл или ездить нем.
Обработка данных и интерпретация результатов
Полученные ответы соотносятся с ключом:
l.a |
5.б |
9.а а |
13.б |
2.а |
6.б |
10.б б |
14.б |
3. б |
7.б |
11а а |
15. а |
4.б |
8.б |
12.б 6 |
16.б |
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений является показателем уровня потребностей в острых ощущениях. Поиск новых ощущений имеет большое значение человека, поскольку стимулирует эмоции и воображение, развивает творческий потенциал, что в конечном счете ведет к его личностному росту.
Высокий уровень потребностей в острых ощущениях (11—16 баллов) обозначает наличие влечения, возможно бесконтрольного, к новым, щекочущим нервы впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах.
От 6 до 10 баллов — средний уровень. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть, с одной стороны, об открытости новому опыту, с другой — о сдержанности и рассудительности в критические моменты жизни. Низкий уровень (от 0 до 5 баллов) обозначает преобладание; предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.
Методика для выявления зависимого поведения
Тест RAFFT (Relax, Alone, Friends, Family, Trouble)
Для быстрой диагностики алкоголизма и наркомании у подростков используется тест RAFFT (Relax, Alone, Friends, Family, Trouble) (Ewing,1984) в модификации А. Ю. Егорова. Тест может служить инструментом выявления групп риска в подростковой популяции.
Текст методики
Обработка и интерпретация результатов:
Положительные ответы на вопросы № 1, 2 и 5 оцениваются в 1 балл каждый, на вопросы № 3 и 4 — в 0,5 балла.
Если в сумме набирается 2 и более баллов, то уместно предположение о наличии у подростка химической зависимости.
Анкета для раннего выявления родителями химической зависимости у подростка (Змановская Е. В.)
Вопрос |
Баллы |
I.Обнаруживали ли Вы у ребенка: |
|
1.Снижение успеваемости в школе в течение последнего года |
50 |
2.Неспособность рассказать Вам о том, как протекает общественная жизнь в школе |
50 |
3. Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям |
50 |
4. Частую, непредсказуемую смену настроения |
50 |
5. Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить |
50 |
6. Частые простудные заболевания |
50 |
7. Потерю аппетита, похудание |
50 |
8. Частое выпрашивание у Вас или родственников денег |
50 |
9. Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям |
50 |
10. Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни |
50 |
11. Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание магнитофонных записей |
50 |
12. Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения |
50 |
13. Гневливость, агрессивность, вспыльчивость |
50 |
14. Нарастающее безразличие к окружающему, потерю энтузиазма |
100 |
15. Резкое снижение успеваемости |
100 |
16. Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях |
100 |
17. Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией |
100 |
18. Нарушение памяти, неспособность мыслить логически |
100 |
19. Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т. п. |
100 |
20. Нарастающую лживость |
100 |
21. Чрезмерно расширенные или суженные зрачки |
200 |
22. Значительные суммы денег без известного источника дохода |
300 |
23.Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды |
300 |
24. Потерю памяти на события, происходившие в период опьянения |
300 |
25. Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей |
300 |
26. Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т. п., особенно если их скрывают |
300 |
27. Состояние опьянения без запаха спиртного |
300 |
28. Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов |
300 |
II. Слышали ли Вы от ребенка: |
|
1. Высказывания о бессмысленности жизни |
50 |
2. Разговоры о наркотиках |
100 |
3. Отстаивание своего права на употребление наркотиков |
200 |
III. Сталкивались ли Вы со следующим: |
|
1. Пропажей лекарств из домашней аптечки |
100 |
2. Пропажей из дома денег, ценностей, книг, одежды и т.д. |
100 |
IV. Случалось ли с Вашим ребенком: |
|
1. Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т. д. |
100 |
2. Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения |
100 |
3. Совершение кражи |
100 |
4. Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков |
300 |
5. Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения (в том числе алкогольного) |
100 |
Интерпретация результатов: Если отмечается существование более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предполагать химическую зависимость.
Для окончательного разрешения сомнений рекомендуются следующие действия:
1. Попытаться вызвать подростка на откровенный разговор (лучше это сделать тому человеку, с которым у подростка имеются доверительные отношения).
2. В домашних условиях или лабораторно пройти тестирование на наркотики.
3. Срочно обратиться к специалистам (желательно в специализированные центры по профилактике и лечению наркозависимости или к подростковому наркологу, семейному психологу, подростковому психологу, психотерапевту).
4. Переключиться на режим оказания помощи подростку со сформированной зависимостью.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.