Применение алгоритма решения задач для развития математической грамотности
Оценка 5

Применение алгоритма решения задач для развития математической грамотности

Оценка 5
pptx
07.07.2024
Применение алгоритма решения задач для развития математической грамотности
Применение алгоритма решения задач для развития математической грамотности.pptx

Применение алгоритма решения задач для развития математической грамотности

Применение алгоритма решения задач для развития математической грамотности

Применение алгоритма решения задач для развития математической грамотности

Учитель математики первой категории
МАОУ СОШ №22 НГО
Кипер Елизавета Андреевна

В семье москвичей Ивановых случилось радостное событие – в гости на неделю к ним приехала мамина сестра

В семье москвичей Ивановых случилось радостное событие – в гости на неделю к ним приехала мамина сестра

В семье москвичей Ивановых случилось радостное событие – в гости на неделю к ним приехала мамина сестра Кристина. Кристина всем сообщила, что у нее целый план экскурсионных прогулок на эту неделю. И она уже простроила маршрут своего передвижения на каждый день: выйдя из дома, сначала она едет на метро до станции Охотничий ряд, а потом пересаживается на общественный транспорт и едет пару остановок до экскурсионного бюро. По окончании экскурсии она каждый день возвращается назад тем же маршрутом. Паша, племянник Кристины, предложил ей помочь сэкономить на проезде

показав какие тарифы на поездки, действуют по городу. Кристина задумалась, ее внимание привлек тариф «Кошелек», и она попросила племянника рассчитать сумму, которую ей надо закинуть на карту, чтобы хватило на неделю ее прогулок. Быстренько выполнив вычисления (35+19)*14, Паша сказал, что 756 рублей будет достаточно. Каково же было удивление Кристины, когда в последний день своего отдыха она не смогла по карте пройти через турникет в метрополитене из-за нехватки средств на карте. Как такое могло получиться?

Этап 1 – это этап анализа текста

Этап 1 – это этап анализа текста

Этап 1 – это этап анализа текста. Один из самых важных этапов работы с задачей, где выделяется информация, значимая для решения задачи: числовые данные (числовые характеристики, которые есть в условии задачи), величины и объекты, с которыми что-то происходит. Учащийся выделяет непонятные слова и разбирается с тем, что же они означают.

Этап 2 – интерпретация условия задачи

Этап 2 – интерпретация условия задачи

Этап 2 – интерпретация условия задачи. Здесь учащийся погружает себя в условие задачи, представляя его так, как будто всё описанное происходит реально в жизни. На этом этапе он рассматривает все те величины, которые выделил на предыдущем этапе. Он смотрит, как они связаны между собой? Для решаемой задачи составляется краткая запись на основании выявленных взаимосвязей. От того насколько качественно составлена краткая запись напрямую может зависеть способ решения задачи.
Следующий шаг – формулирование задачи на языке математики.

Этап 3 – поиск способа решения задачи

Этап 3 – поиск способа решения задачи

Этап 3 – поиск способа решения задачи.
Опираясь на краткую запись, учащийся с помощью различных вопросов: «Могу ли я сразу ответить на вопрос задачи? Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос данной задачи? и т.д.», выходит на поиск способа её решения. Организуя поиск решения задачи вместе с детьми, учитель должен продумать систему специально подобранных вопросов, при помощи которых организуется выбор решения задачи. Эти вопросы не должны быть наводящими, они должны вести к самостоятельному выбору решения.

Этап 4 – составление плана решения задачи

Этап 4 – составление плана решения задачи

Этап 4 – составление плана решения задачи. Если на этапе поиска была составлена цепочка рассуждений, которая как бы по спирали раскручивает задачу, то составление плана не представляет сложности. Фактически, это обратная последовательность шагов. Необходимо обязательно зафиксировать план решения задачи, так как, если задача содержит более одного шага в своём решении, приходится «в голове» удерживать большую последовательность шагов, причем каждый шаг может включать в себя несколько действий. Особенно важно это при решении геометрических задач.

Этап 5 – запись решения задачи

Этап 5 – запись решения задачи

Этап 5 – запись решения задачи. Это – реализация плана, составленного на предыдущем этапе.

Этап 6 – формулирование ответа на языке контекста задачи. Получив ответ, учащийся должен вернуться к той задаче, которую он решает и выяснить, действительно ли ответ на её вопрос получен? Полученный ответ необходимо представить именно в контексте той ситуации, с которой работали первоначально.

Этап 7 – проверка правильности решения

Этап 7 – проверка правильности решения

Этап 7 – проверка правильности решения. Не секрет, что существуют 4 наиболее распространенных способа проверки правильности решения: спроси у учителя, сравни результат с соседом, загляни в ответы, сравни решение с образцом или эталоном. Когда ребенок оказывается на контрольной или диагностической работе, на экзамене, он оказывается наедине с собой и эти способы проверки не работают. В качестве альтернативных способов проверки мы рассматриваем следующие способы:
- прикидка результата (самый распространенный в реальной жизни)
- установление границ результата
- решение задачи другим способом
- установление соответствия результата решения условию задачи.

Этап 8 – работа с задачей после её решения

Этап 8 – работа с задачей после её решения

Этап 8 – работа с задачей после её решения. Это тот самый этап, когда в сюжете всё уже известно, задача решена, но её, тем не менее, можно развивать дальше. Можно поменять вопрос задачи и решить эту «новую» задачу. Конструирование новых вопросов к задаче позволяют развивать её сюжет. Можно каким-то образом изменять условие задачи. Как вариант, можно решить обратную задачу, но следует учитывать, что не всякая обратная задача может иметь решение.

В ресторане японской кухни действуют следующие условия доставки: стоимость доставки заказов до 990 рублей – 149 рублей; от 990 рублей – доставка бесплатно

В ресторане японской кухни действуют следующие условия доставки: стоимость доставки заказов до 990 рублей – 149 рублей; от 990 рублей – доставка бесплатно

В ресторане японской кухни действуют следующие условия доставки:
стоимость доставки заказов до 990 рублей – 149 рублей;
от 990 рублей – доставка бесплатно.

Иван хочет заказать себе обед, состоящий из горячего блюда, салата и десерта. Цены представлены в таблице. Какую наименьшую сумму денег Иван заплатит за заказ из трёх блюд с учётом доставки?

Применение алгоритма решения задач для развития математической грамотности

Применение алгоритма решения задач для развития математической грамотности

Объект реального мира Математический объект «Горячие блюда» характеризуются названием блюд, каждое блюдо имеет цену

Объект реального мира Математический объект «Горячие блюда» характеризуются названием блюд, каждое блюдо имеет цену

Объект реального мира

Математический объект

«Горячие блюда» характеризуются названием блюд, каждое блюдо имеет цену.

Множество А, состоит из 4 чисел: 340, 360, 325, 390.

«Салат» характеризуется названием
блюд, каждое блюдо имеет цену.

Множество В, состоит из 4 чисел: 325, 250, 350, 295.

«Десерт» характеризуется названием блюд, каждое блюдо имеет цену.

Множество С, состоит из 4 чисел: 290, 320, 265, 310.

Заказ – набор из трех блюд по 1 из каждой категории.

Набор из трех чисел по одному из каждого множества.

Стоимость заказа – сумма цен входящих блюд.

Сумма трех чисел, взятых по одному из каждого множества.

Доставка, характеризуется условием:
149, если стоимость заказа до 990 рублей;
бесплатно, если стоимость заказа от 990 рублей.

Число
d = 149, если 𝑎+𝑏+𝑐<990 0, в противном случае 149, если 𝑎+𝑏+𝑐<990 0, в противном случае 149, если 𝑎𝑎+𝑏𝑏+𝑐𝑐<990 149, если 𝑎+𝑏+𝑐<990 0, в противном случае 0, в противном случае 149, если 𝑎+𝑏+𝑐<990 0, в противном случае 149, если 𝑎+𝑏+𝑐<990 0, в противном случае

Наименьшая оплата заказа и доставки.

Наименьшее значение суммы трех чисел, взятых по одному из каждого множества и числа d.

Даны три множества чисел: множество

Даны три множества чисел: множество

«Даны три множества чисел:
множество А = {340, 360, 325, 390},
множество В = {325, 250, 350, 295},
множество С = {290, 320, 265, 310}.
а – элемент множества А,
b – элемент множества В,
c – элемент множества С.
Число d = 149, если 𝑎+𝑏+𝑐<990 0, в противном случае 149, если 𝑎+𝑏+𝑐<990 0, в противном случае 149, если 𝑎𝑎+𝑏𝑏+𝑐𝑐<990 149, если 𝑎+𝑏+𝑐<990 0, в противном случае 0, в противном случае 149, если 𝑎+𝑏+𝑐<990 0, в противном случае 149, если 𝑎+𝑏+𝑐<990 0, в противном случае
Чему равна наименьшая сумма a + b + c + d?»

Могу ли я сразу ответить на вопрос задачи? «Нет»

Могу ли я сразу ответить на вопрос задачи? «Нет»

Могу ли я сразу ответить на вопрос задачи? «Нет».
Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос данной задачи? «Итоговую сумму и чему равно число d».
Что я не знаю? «Итоговую сумму».
Я могу её найти? «Да».
Что для этого нужно сделать? «Выбрать наименьшие элементы из множеств и найти их сумму».
Теперь я смогу ответить на вопрос задачи? «Нет. Необходимо ещё учесть условие для d».
Что для этого нужно сделать? «Сравнить полученную сумму с числом 990».

План решения задачи: 1. Выбрать наименьшие элементы из множеств 2

План решения задачи: 1. Выбрать наименьшие элементы из множеств 2

План решения задачи:
1. Выбрать наименьшие элементы из множеств
2. Найти сумму выбранных элементов
3. Сравнить полученную сумму с числом 990
4. Найти итоговую сумму с учетом результата сравнения, т.е. условия для d
5. Записать ответ

Этап 5 – решения задачи – осуществление плана: 1

Этап 5 – решения задачи – осуществление плана: 1

Этап 5 – решения задачи – осуществление плана:
1. 325 < 340 < 360 < 390
2. 250 < 295 < 325 < 350
3. 265 < 290 < 310 < 320
4. 325 + 250 + 265 = 840
5. 840 < 990
6. 840 + 149 = 989
Нужно обратить внимание на то, что 6 действий на данном этапе соответствуют 4 шагам плана.

Давая ответ в контексте задачи ( этап 6 ), можно сказать, что

Давая ответ в контексте задачи ( этап 6 ), можно сказать, что

Давая ответ в контексте задачи (этап 6), можно сказать, что Иван заплатит 989 рублей и это будет самый дешевый вариант.

На этапе 7 округляем и прикидываем, правильно ли посчитано:
330 + 250 + 260 = 840
840+150=990
Нет смысла рассматривать другие стратегии решения, т.к. с учётом доставки – это наименьшее значение; без учёта доставки сумма будет больше 990.

На этапе 8 нужно иметь в виду, что если сумма объектов в данной задаче будет меньше 990, то нужно добавить доставку

На этапе 8 нужно иметь в виду, что если сумма объектов в данной задаче будет меньше 990, то нужно добавить доставку

На этапе 8 нужно иметь в виду, что если сумма объектов в данной задаче будет меньше 990, то нужно добавить доставку. В реальной жизни может возникнуть ситуация, что если взять не самые дешевые блюда, то этот вариант может оказаться дешевле. В данном случае мы имеем дело с задачей низкого уровня сложности, и заявленная нами стратегия решения (план решения задачи) срабатывает, но если мы хотим развивать задачу, то можно подобрать такие числа, чтобы цены на блюда были не самыми дешевыми, но их сумма была, например, 991, а стоимость самых дешевых из-за стоимости доставки превышала эту величину, как вариант. Можно варьировать и поиграть с числами. В данной же задаче вопрос набора чисел выше 990 не стоит.

PISA: математическая грамотность

PISA: математическая грамотность

PISA: математическая грамотность. – Минск: РИКЗ, 2020

https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf

Институт стратегии развития образования. Банк заданий. Естественнонаучная грамотность

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Банк заданий PISA (математическая грамотность)

https://clck.ru/TeXmB

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики

https://clck.ru/RrBVE

Сборник тестов по математической грамотности для учащихся 5-11 классов

https://clck.ru/TeVxQ

Математическая грамотность Сборник тестовых заданий по математике
(6-7 классы)

https://goo.su/4KQh

Математическая грамотность. Банк заданий

https://clck.ru/SGLHf

Электронный банк заданий функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

Банк заданий по функциональной грамотности

https://media.prosv.ru/fg/

Диагностическая работа для учащихся 5 классов математическая грамотность

https://100balnik.ru.com/wp-content/uploads/2019/09/МА_5_2019_демоверсия.pdf

Диагностическая работа для учащихся 7 классов математическая грамотность

https://100balnik.ru.com/wp-content/uploads/2019/09/МА_7_2019_демоверсия.pdf

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

http://center-imc.ru/

Математическая грамотность

http://testuser7.narod.ru/School3/Ahmetova1.pdf

Тесты по математике для подготовке к PISA

https://kopilkaurokov.ru/matematika/testi/tiesty-po-matiematikie-dlia-podghotovkie-k-pisa

Банк заданий

Пурпурный - восторженное; Розовый - радостное, теплое;

Пурпурный - восторженное; Розовый - радостное, теплое;

Пурпурный - восторженное;
Розовый - радостное, теплое;
Желтый - светлое, приятное;
Голубой – спокойное;
Синий - неудовлетворенное, грустное;
Фиолетовый - тревожное, напряженное.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.07.2024