Применение дидактических игр при коррекции нарушений слоговой структуры слов
Оценка 4.8

Применение дидактических игр при коррекции нарушений слоговой структуры слов

Оценка 4.8
doc
11.04.2022
Применение дидактических игр при коррекции  нарушений слоговой структуры слов
Использование дидактических игр в коррекции нарушений слоговой структуры слов.doc

http://ksanna_ok.users.photofile.ru/photo/ksanna_ok/115390039/xlarge/127618053.jpg     Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

                                                        когда он живет в мире игры, сказки,

                                                        музыки, фантазии, творчества.

                                                        Без этого он – засушенный цветок.

                                                                                          В.А. Сухомлинский

Цель :

повысить профессиональное мастерство педагогов – участников РМО в процессе активного педагогического общения по проблеме  устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.

Задачи:

1.Использовать в работе педагогов логопедических групп по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.

2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.

3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

4.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к занятию.

Теоретическая часть.

       Теоретический аспект «Что такое слово?». А сейчас попробуйте сформулировать своими словами, что такое слово, раз его структура нарушается. В словаре Даля представлено несколько определений:

1. Исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства.

2. Дар говорить, разумно сообщать сочетаемые звуки, словесная речь.

3. Сочетания звуков, составляющих одно целое, обозначающих предмет, понятие.

4. Разговор. Беседа.

А структура - это состав, ряд компонент.

А если нарушается слоговая структура слова, то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, способность говорить, чётко и понятно поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.

Как вы думаете, а надо ли заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?

                                                                              Проблема современности.
           С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми, имеющими системные нарушения речи. 
                                                                                  Актуальность темы.
        Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

          Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у детей в школьном возрасте. Затруднения в произношении звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог, становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова (З.Е. Агранович).

                                                                                                                                                                                                                          Практическая часть.

          Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, учить, корректировать и овладевать слоговой структурой слова.

           Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков:

Игра «Гусеница»

Цель:  упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать  навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Ход игры:  детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием   наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал).

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Игра «Путешествие на воздушном шаре»

Цель:  закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.

Ход игры:  детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.

 

Игра «Слоги и слова»

Цель игры:  закреплять умение делить слова на слоги, запоминая их последовательность, упражнять в правильном произношении звуков в словах, овладевать чтением слов и слогов различного слогового состава, запоминать некоторые грамматические нормы русского языка, развивать произвольное внимание, мелкую моторику рук.

Ход игры:  детям предлагается собрать пазл,  который состоит из картинки, слова  и слогов данного слова  (можно начинать собирать пазл с картинки, слова или слогов данного слова). Задание усложняется, нужно к каждому слогу подобрать картинку, начинающуюся на данный слог.

Игра «Червяк - змея»

Цель:  упражнять детей в умении составлять короткие и длинные слова, различать короткие и длинные слова.

Ход игры:  детям предлагается разделить слова на короткие и длинные,   Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно разделит слова. Вопросы, – какие слова  вы подобрали, сколько их, какие слова у вас получились одинаковые, а какие разные?

Игра «Посчитай-ка»

Цель:  упражнять детей в определении количества слогов в словах, учить сравнивать слоговые составы двух слов, устанавливая между ними равенства или неравенства, закреплять навык деления слов на слоги, используя математические знаки: «=»,  «<»,  «>»,  упражнять в умении исправлять выложенные неравенства в каждом из двух слов.

Ход игры:                                                                                                               

1 вариант – предложить ребенку прохлопать в ладоши столько раз, сколько слогов в каждом из двух слов, запомнить их количественный состав; сравнить в каком их них слогов больше или меньше и вставить в предложенную схему. Можно выкладывать символы слогов, а для сравнения использовать  цифры.

2 вариант – предложить ребенку уже выложенное заранее равенство (или его неравенство) и предложить подобрать слово (картинку) для равенства, т.е. подобрать слово с такой же слоговой структурой; для неравенства – с другой (меньшей или большей) слоговой структурой.

Игра  «Шпион»

Цель:  упражнять детей в определении количества слогов в словах, учить сравнивать слова и находить из серии слов лишнее слово (слово- «шпион»)

Ход игры:                                                                                                              предложить ребенку прохлопать в ладоши столько раз, сколько слогов в каждом из трех, четырех слов, запомнить их количественный состав; сравнить в каком их них слогов больше или меньше, найти лишнее слово.

Игра «Ребусы»  (интерактивная)

Цель игры:  упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слоговом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память, закреплять в делении слов на слоги, развивать интерес к интерактивным играм.Ход игры:  детям предлагается отгадать ребусы и сделать слоговой анализ отгаданных слов.

Игра «Дикие и домашние животные»  (интерактивная)

Цель игры:  закрепить лексические темы «дикие животные» и «домашние животные»,  активизировать словарный запас по этим темам, закреплять слоговой анализ слова, продолжать развивать интерес к интерактивным играм.

Ход игры:  предлагаю детям  «убрать»  диких животных от домашних животных так,  в слове, у которых  имеется один слог, затем – два слога и т.д.

Игра «Что лишнее?»(интерактивная)

Цель игры:  упражнять детей в умении классифицировать предметы по общему признаку, закреплять  лексические темы, расширять и активизировать словарный запас, закреплять умение делить слова на слоги.

Ход игры:  предлагаю детям «убрать»  лишний предмет, объяснить почему?  Затем назвать слова и дать  слоговой анализ данного слова.

 

Игра « Кочки» (пропрыгай  или прошагай слово по слогам)

Цель игры:  закреплять умение делить слова на слоги, запоминая их последовательность, упражнять в правильном произношении звуков в словах.

Ход игры:  детям предлагается назвать картинку, пропрыгать слово по слогам или прошагать  его по кочкам.

 

 

Игра  «Передай мячик»

Цель игры:  закреплять умение делить слова на слоги, запоминая их последовательность, упражнять в правильном произношении звуков в словах.

Ход игры:  детям предлагается назвать картинку, разделить слово на слоги, при этом передавая мяч по кругу друг другу.

 

 

 

 


Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества

Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества

Дар говорить, разумно сообщать сочетаемые звуки, словесная речь

Дар говорить, разумно сообщать сочетаемые звуки, словесная речь

З.Е. Агранович).

З.Е. Агранович).

Игра «Слоги и слова» Цель игры: закреплять умение делить слова на слоги, запоминая их последовательность, упражнять в правильном произношении звуков в словах, овладевать чтением слов…

Игра «Слоги и слова» Цель игры: закреплять умение делить слова на слоги, запоминая их последовательность, упражнять в правильном произношении звуков в словах, овладевать чтением слов…

Ход игры: 1 вариант – предложить ребенку прохлопать в ладоши столько раз, сколько слогов в каждом из двух слов, запомнить их количественный состав; сравнить в…

Ход игры: 1 вариант – предложить ребенку прохлопать в ладоши столько раз, сколько слогов в каждом из двух слов, запомнить их количественный состав; сравнить в…

Игра «Ребусы» (интерактивная)

Игра «Ребусы» (интерактивная)

Игра «Передай мячик» Цель игры: закреплять умение делить слова на слоги, запоминая их последовательность, упражнять в правильном произношении звуков в словах

Игра «Передай мячик» Цель игры: закреплять умение делить слова на слоги, запоминая их последовательность, упражнять в правильном произношении звуков в словах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2022