Из опыта работы: "Применение дистанционных образовательных технологий в организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста".
Психологическое и педагогическое развитие ребенка не должно прерываться, ни при каких условиях, ведь ребенок – это маленький исследователь, он активно развивается и, играя, познает мир. В условиях сложной эпидемиологической обстановке в стране, использование дистанционных образовательных технологий в организации воспитательно-образовательного процесса стало одним из самых актуальных.
Условия самоизоляции позволили внедрить в работу дошкольного образования новую инновационную форму образовательного процесса- дистанционную технологию обучения дошкольников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются "образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий".
Дистанционное обучение детей дошкольного возраста – способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационно-коммуникативных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между педагогом и ребенком.
Главные цели дистанционного обучения детей - предоставить ребенку возможности получить образование на дому.
Именно поэтому было принято решение организовать дистанционное сопровождение. Постоянно поддерживалась связь с родителями по телефону и через социальные сети, консультировали их по вопросам организации свободного времени детей в режиме изоляции и об организации самостоятельного обучения детей родителями.
Информирование родителей и связь с воспитателями, в каждой группе осуществлялось с помощью сообщества Viber и электронной почты.
Самый оптимальный вариант обучения в современных реалиях выбрали по запросу родителей на платформе ZOOM, организовав с ребятами дистанционные онлайн-занятия.
Дистанционные занятия дошкольников проводились с учетом комплексно-тематического плана и знаменательных событий месяца каждый день во второй половине дня по ежедневному расписанию занятий разработанных воспитателями.
Онлайн - занятия, проводились на платформе ZOOM не более 15-20 мин.
Основные принципы построения дистанционного обучения дошкольников:
В центре – ребенок, его познавательная деятельность
Взрослый – тьютор, направляющий деятельность ребенка
Дистанционные образовательные технологии позволили родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей за счет этого было более интересным и насыщенным. Это позволило детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это помогло лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.
Организации дистанционного образования воспитателями осуществлялась следующим образом:
1 этам. Рассылка индивидуальных или общих методических рекомендаций родителям с использованием мессенджера Viber , электронной почты. (Индивидуальные - в рекомендациях педагог прописывает в чем необходимо поупражнять или какие знания и навыки необходимо закрепить ребенку для проведения следующего занятия, и отправляет индивидуально родителю. Общие – рекомендации по предварительной работе к следующему занятию. Размещаются в родительском сообществе вместе с конспектом и дистанционным занятием в режиме офлайн.)
Самый долгий, занимает много времени (сбор информации, обработка, рассылка)
2 этам. Проведение онлайн-занятие.
3 этап. Обратная связь, фото или видео выполненного задания воспитанником.
При проведении онлайн-занятия основными формами работы с детьми стали игры, тематические беседы, мастер-классы, просмотр и обсуждение презентаций и обучающих мультфильмов, которые вызвали у детей и их родителей живой интерес и эмоциональный отклик.
Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует:
- индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);
- повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);
- поддержка очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).
Наибольшее творчество мы смогли проявить, когда при помощи дистанционных технологий мы смогли поучаствовать вместе с родителями и детьми в различных онлайн конкурсах, всероссийских акциях, была проведена и организована подготовка к празднованию Дня Победы, Дню России. Воспитателями был организован и проведем онлайн- праздник "День защиты детей", "Выпускной 2020". Все материалы выполненных работ и мероприятий можно просмотреть на официальной странице инстаграмм, либо на сайте учреждения.
Дистанционный формат работы предоставил мне уникальную возможность по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, а также участвовать в онлайн мероприятиях. Так, например, за период режима дистанционного образования я приняла участие в VII Всероссийском онлайн форуме-конференции «Воспитатели России»: «Здоровые дети – здоровое будущее»,
МО "Формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к усвоению УУД на основе использования системно-деятельностного подхода."Технология "Ситуация" (Л.Г.Петерсон), как инструмент непосредственно образовательной деятельности в ДОУ"
ГМО "Исследовательская деятельность в ДОУ"
ГМО "Практика внедрения образовательной робототехники в условиях дошкольной образовательной организации"
МО "Взаимодействие специалистов ДОУ с целью формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста"
Преимущества дистанционного работы с детьми дошкольного возраста:
- выбор оптимального режима образовательной деятельности, с учетом особенностей ребенка, когда родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;
- индивидуальный подход к ребенку с учетом его способностей;
- ребенок не «привязан» к определенному месту, он может заниматься один или всей семьей. Основное условие – наличие ПК, телефона и доступа к интернету.
- дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.
В дистанционном обучении детей дошкольного возраста есть и минусы:
- в случае если родители не имеют возможности, времени или желания заниматься с ребенком, то уровень усвоения им материала будет не высокий. У детей чаще всего отсутствует самоорганизация и нет усидчивости. В моменты затруднений детям необходима помощь взрослого, т.е. отсутствует элемент самоконтроля.
- отсутствие авторитета родителя, т.к. многие дети воспринимают информацию так, как ее преподносит воспитатель.
- не все имеют возможность дистанционно заниматься, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет), а в телефоне нет полного набора функций.
- отсутствие общения со сверстниками, когда теряются необходимые навыки коммуникации и социализации в обществе.
- во время дистанционного образования приходится много времени проводить за компьютером, телефоном.
Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется отметить, что данный опыт позволил наработать медиатеку по всем областям деятельности, на данный момент осуществлять проведение онлайн родительских собраний.
Опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.