Применение элементов театрализации на уроках литературного чтения

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 0415-0000179c-1b3a6526.docx

Применение элементов театрализации на уроках литературного чтения

 

Моделирование уроков литературного чтения с использованием приемов театрализации. Разучивание в группах специальных театральных игр.

Процесс приобретения знаний может стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, если учитель постоянно культивирует интерес к предмету, уроку. Чтобы возникал и развился интерес к учению, необходимы определенные условия:

        организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера;

        разнообразие учебный труда;

        формирование у учащихся понимания важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;

        связь с усвоенными ранее знаниями;

      посильность обучения;

        проверка и оценивание не только итоговых результатов, но и промежуточных;

        эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя в результатах ученика, в его интересе к предмету.

Приведенному комплексу условий могут отвечать только нетрадиционные формы организации учебного процесса. Именно к таковым уроки с применением основ театральной педагогики.

Театрализация это использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства).

Традиционно используется на уроках чтение по ролям, особенно в младших классах, обучение выразительному чтению. Но сегодня выходят на первое место такие элементы театрализации, как инсценирование, актёрская, режиссёрская, оформительская деятельность.

Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип урока).

- Персонификация - реально живший исторический персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.).


"Кто я?" - Ученик в костюме персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он.

-   Выступление историческою лица ечь, программа, законы и др.).

-    Историческая сценка - небольшое представление - способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

-          Театрализованные игры - подготовка: написание сценария, распределение ролей, подготовка костюмов и реквизита, репетиции.

-   Миниатюры, в том числе лингвистические.

-   Актёрская и режиссёрская деятельность. Учащиеся в этом случае выступают как актёры   или    как    режиссёры.    Работа    в    качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц и разгадывать авторскую позицию.

Примеры уроков, где учебный   материал   был   представлен   в форме театральной постановки, чаще всего это:

1)   чтецкие спектакли.

а) уроки-биографии писателя. Я могу назвать несколько таких уроков: вас любил'" (урок-биография А.С.Пушкина), "Ранние метели" (урок- биография И.С.Тургенева по книге Ю. Гаецкого), "Возвращение на родину" (урок-биография С.А.Есенина по письмам и воспоминаниям родных и современников поэта), "Кафе поэтов" (урок-биография А.А.Блока), биографии Н.М. Карамзина, Н.Рубцова и др.

б) уроки, представляющие творчество того или иного автора: "Мне имя - Марина" (композиция по стихам М. Цветаевой), "Послушайте! А вы могли бы?" (чтецкий спектакль по творчеству В. Маяковского), "Алые паруса" А.Грина, "Отец русского Театра" (обзор драматургии А.Н. Островского с использованием текстов пьес и критических работ), "Она была поэтом" (по творчеству А, Ахматовой), "Макар Чудра" М. Горького, "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери, "Сны о России" (по лирике В. Набокова), "Проза Серебряного века" и др.

2)        режиссёрские интерпретации, когда учащимся нужно самим интерпретировать литературный источник либо документ, привлекая одноклассников в качестве актёров. Такие задания естественно даются не всем.

Это создание эскизов костюмов, декораций, гербов, портретов героев; музыкальное оформление произведений; афиши к спектаклям или фильмам.

Выполненные учениками работы не должны оставаться незамеченными. В классе обязательно надо проводить защиту творческих работ учащихся. Только тогда эти задания будут эффективны. Смысл их в том, что, придумывая оформление, афиши, обложки, ученик обязательно анализирует


произведение, причём анализирует для чего-то, но не ради анализа. А анализ, целью которого является выполнение конкретной работы, результативнее и глубже.

Этапы деятельности учеников и учителя в процессе данной работы:

-     Самостоятельное прочтение произведения и формирование первого личностного впечатления.

-   Коллективный обмен мнениями.

-   Ролевое чтение пьесы.

-   Обсуждение чтения и произведения (причем сначала ученики отвечают на вопросы, подготовленные учителем, а затем, исходя из своего образно- аналитического и идейно-эстетического восприятия текста, сами готовят вопросы для его анализа).

-         Аналитическая работа с текстом по выработке режиссёрской концепции (ученики выбирают; форму работы -индивидуальную, парную или групповую, формируют по желанию составы команд).

-   Обмен результатами работы и их обсуждение.

-     Создание творческих групп по интересам с учетом склонностей и предпочтений учащихся (актеры, режиссеры, сценаристы, оформители, костюмеры и т. д.).

-   Репетиции, и параллельно - работа других творческих групп.

-   Итоговое выступление в аудитории сверстников,костюмеры                            родителей, учителей.

-   Анализ творческого дела и личных достижении каждого.

-    Окончательное формулирование выводов о пьесе, героях, проблемах, авторской концепции и пр.

-   Редактирование рабочих материаловв.нутри

-   Написание сочинения.

Особенностью учебного процесса в системе деятельностного подхода является   то,   что   центром   деятельности   становится   ученик,   а   учительпозволяет выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки,стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Опыт показывает, что школьникам необходимы две вещи: знания и общение. Ведь именно в их полноценном взаимодействии дети учатсяест                сопереживать героям произведения, различать добро и зло, постигать тайну человеческойцелое            души.

Поэтому одним из средств, позволяющих   активизировать процесс

познания  и  сотворчестван,ельзя                                      считаю  проведение  театральных  уроков.  Чем  же

привлекательны театральные уроки? На таких уроках всё определяется

законамиможет                         коллективного  творчества,  ученики  всё  делают  вместел.адоши                                      Функция

пространства  –   объединить   всех   участников   процессаб,иографии                независимо   от

возраста,вая                             необходима атмосфера поиска, спора и соревнования, рождающего

«творческий шум». Если ребята почувствуют, что сами являются авторами и исполнителями   будущего   действия то   учитель   получит   целыйпривлекая                                     кладезь выдумокгрупп            и фантазий, на которые неистощимы наши ученики.

Главная цель театральных уроков литературы – заинтересовать детей чтением, познакомитьписьмам               их с лучшими произведениями мировой литературы и


их  авторами,   активизировать  и  углубить  знанияш,кольникам                                  полученные  на  школьных

уроках литературы, повысить уровень текстового мышления учащихся.

Бесспорно, все дети – творцы: одни склонны к изобразительному творчеству,  другие   к  сочинительству,  третьисегодня                          к  конструированию.  Для каждого нужно найти интересное ему занятие то, в котором он может творчески реализоваться.

Приемы  использования  элементов  театрализации  на  уроке  (любойназывая                      тип урока):   персонификация –   реально   живший   исторический   персонажпятом                                   или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.);«Кто я?» - ученик в костюме персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он; выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.);историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных

атрибутову;чащиеся                              подготовка: написание     сценария,     распределение     ролей,

подготовка костюмовпривлекая            и реквизита,  репетиции.

Учащиеся выступают как актёры или как режиссёры. Работа в качестве актёров  позволяет  школьникамэскизам                           прочувствовать  состояние  того  или  иного персонажаберегу                    в  предлагаемой  ситуации,  понять  мотивы  и  цели  его  поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет. Режиссёрская  работа  заставляет  анализироватьпроводятся                            все  детали,  взаимосвязиразыгрывает                            и взаимодействия  в  эпизоде,  определятьесли                               его  место  в  целом  произведении, объяснять поведение действующих лиц и разгадывать авторскую позицию, авторское отношение.

Театральные уроки можно разделить на три группы: по одному литературному произведению; по нескольким произведениям; использование инсценировки как части урока.

Например, в пятом классе первый театральный урок проводим при изучениитретьи                                                                                             раздела    «Из    устного    народного    творчества»    (по    сказкам

«Царевна-лягушка», «Чего на свете не бывает», «Падчерица»). Учащимся даётся задание по группам инсценировать отрывок из сказки. На уроке выступают не только «артисты», но и участники «группы обеспечения» (аргументируют выбор костюмов, декораций, афиш и т.д). Выполнение задания развивает творческие способности, креативное мышление, обеспечивает участие в подготовке к уроку всего класса.

Чаще всего это   проект, рассчитанный на мини-группу: учащиеся

получают   домашнее   заданиер:уки               нарисовать   по   мотивам   спектакля   афишу,

эскизы   костюмов «оживить»   средствами   театратоже                                      кукол   неживую   вещь, сочинить продолжение произведения, придумать свой вариант постановки увиденной сказки.

Возникает вопрос об оценке учащихся на таких уроках. После выступления  последней  группычасто                              учащимся  предлагаетсявсем                             выбрать  лучшую

постановку,  лучшего  исполнителя  мужской  роли  и  женской  ролит,ворчеству                                    лучшую

декорацию и т д. Такая форма подведения итогов развивает дух здорового соперничества, желание совершенствовать свои способности.


Примером  театрального  урокаволшебную                          является  урок  по  сказке  А.Пушкина

«Сказка о мертвойинтересным                царевне и семи богатырях». Занятие проводится в форме заседания художественного совета. Такая форма урока позволяет оценить произведение   с   разныхконкретной                                    позиций.   Во   время   подготовки   к   уроку   и   его проведения в работу включаются все творческие способности ребят (художественные, актёрские, музыкальные, литературные), углубляется их интерес к литературе, искусству, развивается самостоятельность мышления, совершенствуются навыки свободного обсуждения, общения. Кроме того, творческие группы должны подумать над следующими вопросами: «Почему избрали для постановки именно эти эпизоды произведения? Какие декорации

будут использованыр?аботы                                    Каким будет музыкальное сопровождение?»

Учитель  выступает  в  роли  председателясстаее                           художественного  советаОн направляет ход обсуждения, вносит, если это необходимо, поправки, делает обобщения, подводит итоги.

Подготовка театрального урока – очень длительный и сложный процесс. Какие же формы работы используются на театральных уроках? Составление

партитуры   текста(постановка   логического   ударения,   расстановкадргу             пауз,

повышениеисполнитель                          и  понижение  интонации);перевод  повествовательного  текста  в драматический  диалог;  создание  речевых  характеристикможно                         персонажей  черезназывая анализ   текста играработа                                  «Кто   сказал?» озвучивание  кинофильма   (учащимся

предлагается   фрагмент   кинофильма затем   выключается   звукн,азывает                учащиеся

после предварительной подготовки пробуют сам озвучить отрывок); составление словаря героев.

К сценическо-игровым упражнениям на уроке литературы можно отнести   рассказсидит                                  от   лица   героя   о   событиях описанных   в   произведениирассчитанный автором, о самом себе (рассказ-автобиография), сценки-встречи двухподводит                  героев (диалоги)формирования                 ,    инсценировки    эпизодов,    театр    одного    актера-исполнение лирического произведения с элементами драматизацииформе             (оформление, музыка, движение, художественное чтение и т.д.) Это помогает легко "входить в роль", увлекаться игройчутких                   и тем познавать эмпирически специфику искусства слова.

Итак, театральные уроки заставляют ученика объяснять каждое слово,

зачем  и  почему  оно  здесьс.убъективно                                    Инсценирование  текста  особенно  необходимо  в

начальный  периодсвое                         обучения  анализу  текста.  Часто  на  уроках  литературы, применяется такой приём, как создание фильма. Это очень интересный и результативный приём, но, считаю, что только трансформирование текста для  сцены  заставляет  учениковигра                          внимательно  подходить  к  каждому  слову,


вдумываться  в  каждое  слово,  в  каждый  жест,  в  каждую  детальс,очинение возможные варианты.


искать


Театральные уроки литературы как нельзя лучше отвечают требованиям нового образовательного стандарта. Они интерактивны, носят междисциплинарный характер, активизируют интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, включают в себя проектно- исследовательскую деятельность, проводятся с использованием мультимедийной техники.


Театр   это  искусство  для  чуткихреально                              людей,  как  и  искусство  вообще. Чуткость же и деликатностьдолжны                 в общении между детьми, в их поведении те

качества   личностич,аст              для   формирования   которыхяузиларе                                         требуются   специальные

педагогические усилия. Каждый урок как методическое целое должен стать фактом педагогической работы. По мнению наших учителей- экспериментаторов, театральные упражнения помогают учителю развивать у младших     школьников     способностьсложный                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             ориентироваться     в     окружающей обстановке,    чуткость    по    отношению    друг    к    другу,    смелость    и


выразительность  во  время  выступлений,сочинение литературы, кино, живописи.


восприимчивость к произведениям


В  театральнойнаписание                            педагогике  имеетсяактивизировать                            много  упражнений,  требующих  от ребенка выполнения заданных особенностей поведения. Более тридцати различных видов упражнений апробированы на уроках чтения, в начальной школе.

На уроке русского языка при работе со словарными словами можно провести театральную игру «печатная машинка».

Суть игры состоит в следующем. В классе или группе все буквы алфавита распределяются между детьми. Задается слово или фраза, и все буквы — участники слова — встают друг за другом, хлопают в ладоши, называяскусст                       свою  букву.  В  конце  слова  молча  встает  и  хлопает  в  ладоши  весь

класс.   «Пладоши                                          ечатная   машинка»   —   игра которая,   как   и   эстафета,   должнатеатемдоп

проходить в атмосфере тишины, терпеливого внимания ко всем и к исполняемому делу. Каждый участник распределяет свое внимание между своими (или своей единственной) буквами и их последовательностью, чтобы встатьочень                       и  хлопнуть  в  ладоши  тогда,  когда  в  заданном  слове  появится  «его» буква. В процессе игры дети хорошо запоминают слово и составляющие его буквы.

Хорошим  методомнезависимо                          минутного  отдыха  и  моментом  переключения  к  новой, достаточно сосредоточенной работе на уроке является упражнение

«слушаем», что сейчас за окном (в коридоре, над потолком, под полом, в классе, внутри меня)». Неожиданность, как бы случайность задания обращает внимание ребят к реальной окружающей их жизни. По услышанным звукам и шорохам     детиволшебную                                                                                                                                                      представляют     себе     реальные     картины     и     как     бы восстанавливают привычный ход мыслей. Обсудив в нескольких словах услышанное, учитель легко переключает внимание детей на следующее учебное задание.

На уроках по изучению временных форм глагола можно упражняться на воспроизведении физических действий по памяти. Исполнитель (им может быть и учитель, и ученики) точно передает движения, направление взгляда, свойственные действию с каким-то реальным предметом, которого сейчас у него   нет:   подметает   пол   шваброй   (без   швабры) поливает   цветы   (безпортретов

кувшина, а может бытьп,роводятся                               и без цветка). Во время действия исполнитель задает

вопрос кому-либо из класса: «Таня, что я делаю?» В ответе ученицы звучит глагол в настоящем времени во 2-м лице. Диалог можно продолжить: «Олег, что сейчас делает Оля?» Ответ содержит глагол настоящего времени в 3-м


лице. Далее учитель прекращает работу и на вопрос, что он делал, звучат

ответы  с  глаголами  в  прошедшем  времени.гг                                         А  перед  началом  выступления

следующего исполнителя можно поставить вопрос о том, что сейчас будет делать Павел. Занятия идут легко и оживленно, необходимо только следить, чтобытворчество                     дети  не выходили  просто покривляться  и  тем  самым смешить  класс. Серьезное   отношение   к   исполнительской    театральнойсочинение                                                                                                                                                                                                                               работе   должно воспитываться всем ходом работы учителя.

На уроке чтения можно предложить детям сыграть живую картинку, используя иллюстрации к тексту произведения. В подготовленном классе возможен вариант самостоятельного выполнения живой картины по тексту без иллюстрации художника. Ученики-зрители должны найтиназвания                слова в тексте, которые точно соотносятся с живой картиной.

На уроках природоведения хорошо использовать знания детей о повадках животных, об особенностях растений. Например, ученик молча показывает движение белки, особенности ее поведения в лесу летом, зимой, осенью.  Затем  в  словесной  форме  он  от  лицакогда                                белки  комментирует  свои движения,      сочиняяпреет                                                           на      ходу      рассказ,      историю      или      сказку. На   уроках   математики,  тренируясь  в   устномут                                     счете,  играем   с  детьми  в волшебную палочку. Эта игра располагает к тактичному, доброжелательному отношению детей друг к другу. Волшебная палочка обладает свойством изменять число, делать его больше или меньше, умножать и делить. Причем выполняемая   ребенком   математическая   операция   в   условиях   этойсвх                                       игры проводится в форме диалога. Например, сегодня волшебная палочка превращает число в другое, которое больше первого на единицу, на два, три или четыре; больше в два раза; на единицу меньше и т. д. Тот, кто держит волшебную палочку, подходит к другому ученику и, глядя ему в глаза, называет свое число. Если в ответ он получает верное новое число, передает палочку отвечавшему. Тренировка в счете, проходящая в форме диалога, передача волшебной палочки отвечавшему в случае получения верного ответа является интересным психологическим средством обучения. Важным    моментомчасто                                                                                                                 эстетического    воспитания    является    субъективно пережитая радость при восприятии красиво сделанной вещи, удачно сыгранной роли или виртуозно исполненной музыки. Театральное творчество игры и представления на уроках в начальных классах может с успехом существовать в микроэтюдах и микросценах, подобно эскизамсэкизам                  и зарисовкам у художников. Но сделатьнезависимо               это театральное микропроизведение можно только

посредством живыхс,очинить                                   убедительных, совершаемых на наших глазах действийляезнь

ребят, отличающихся одно от другого тонкостями мимики, жестов, составом речи, ее построением и звучаниемс.воей

Например, при изучении существительных и прилагательных можно по правиламвсе                     эстафеты  отправить  в путь  по  классу  какой-либо  предмет (ручку, часы,  блокнот,  указку,  футляр  от  очков).  Взяв  в  руки  предмет,  ученикоригинальные выполняет с ним определенные действия, а остальные ребята должны отгадать, что у него в руках. Например, ученикпросто             производит действия с ручкой

 представляя   ее   цветком,   градусником,   вязальным   крючком,   то   есть


исполнитель превращает ручку в другой предмет. Ребятам-зрителям можно датьсловно                                  два  задания:  или  просто  назвать  воображаемый  предмет,  или  дать образное  определение  увиденному  действию  (душистыйберегу                           цветок,  приятныйназывая

запах, цветок в подарок,постигать                               неизвестное растение). Те или другие названия дети

дадут в зависимости от того, как и что сыграет исполнитель, а также от степени собственной восприимчивости к мимике, жесту, движению голоса, звучащему слову. Такая работа хорошо отражает атмосферу взаимопонимания,     дружеского     участия,     игрового     азартатеатральной                                                                        в     классе. В   списке   театральныхтакая                                               упражнений   для   начальной   школы   существует специальная серия заданий «Одно и то же дело делаем по-разному». На первом этапе предлагаем детям вспомнить и показать возможные варианты поведения по заданию «человекученики             сидит». Каждый ребенок разыгрывает живую

картинку,  по  которой  нужно  отгадать:  кто  этот  человект,ретьи                                     что  он  делает,  где

находится. Каждое новое решение, как правило, показывает новый ученик. На втором этапе работы каждый ученик показывает несколько вариантов, при этом нельзя повторять варианты друг друга. Школьники начинают придумывать подробности в каждом из случаев, реализуя эти подробности в особенностях действий. Так, рыбак сидит на берегу под дождем или в жару, его кусают комары, или он сидит не один, а с другом, собакой и т. д. Богато по своим учебно-воспитательным возможностям такое театральное упражнение, как «моментальная фотография». Когда класс научится четко выполнять команду «замри», то на каждом уроке можно получить выразительные «фотографии» театральных мизансцен. «Фотографии», как бы запечатлевшие секунды из жизни класса — во всем разнообразии поз, выражений лиц,— многое расскажут нам об участниках. Для работы с

«фотографией» учитель сразу после команды «замри» выбирает наиболее выразительную группу, разрешает всем «отмереть», кроме выбранной группы, и дает ученику задание прокомментировать «фотографию». Сочинение по картинкам, сочинение смешных историй проходит легко, на творческом подъеме, если переплетаются с навыками театральной игры. Увлекательно и с большой воспитательно-образовательной пользой проходят упражнения «вернуть прошедшее». Смысл этого этюда состоит в том, чтобы, остановившись в какое-то мгновение, все повторили, как они в него попали, словно прокрутить назад кинопленку.

Работа над выразительностью словесного действия тоже начинается с первого класса. Умение ставить голосом точку, запятую вполне доступно первоклассникам. Они в силах сосчитать, сколько точек поставил исполнитель стихотворения, которое он прочитал наизусть, и сравнить это с числом точек в тексте.

Часто думают, что, говоря разные слова, люди обязательно совершают и разные действия. А это совсем не так. Утешать, например, можно разными словами, как и ругать. Одни и те же слова, по-разному произнесенные, могут и обрадовать, и огорчить. Причем взрослые и дети по- разному понимают, как звучат слова, которые могут обрадовать. Благодаря театральным упражнениям учитель может влиять на реализацию индивидуально


накопленного жизненного опыта своих учеников. Общаясь со школьниками, можно понять, слышали ли они вежливую речь, и научить их ее законам: дослушивать того, кто к тебе обратился, отвечать, подумав и не отделываясь («отделываться» это особый способ словесного воздействия, то есть особое действие, за употребление которого можно штрафовать, как за нарушение дорожных правил).

С удовольствием дети занимаются раскрытием «видений», стоящих за текстом. Эта работа помогает детям выучить наизусть тексты, так же как они помогают это делать актеру. Диалог по поводу правильно или неправильно решенной задачи наши учителя строят в образах «непонимающего»,

«неверящего», «почемучки» и «знайки». Во II классе ученики овладевают навыком задавать вопросы без подсказывающей интонации и отвечать вежливо, корректно, терпеливо, без оттенков «отделаться».

Начальный этап знакомства с выразительным языком театрального искусства закладывает основу формирования навыков восприятия, понимания и толкования действий, из которых складываются поступки человека. В конечном счете многое определяют устремления и установки каждого конкретного учителя.

Таким образом, привнесение основ техники действий как элементов театрально-исполнительской культуры и как знакомство с выразительным языком театра не только возможно, но крайне полезно для осуществления учебно-воспитательных задач в начальной школе.

Активизация эмоциональной сферы личности каждого ребенка не может быть осуществлена призывом или приказом, никто не может почувствовать то, что он сам не чувствует, как и захотеть то, чего не хочет. Упрощение дела художественного воспитания начинается там и тогда, когда учитель позволяет себе утверждать, что «все дети чувствовали радость» или

«пережили восхищение». Такой эффект можно увидеть только на очень хороших спектаклях и фильмах, и то нельзя быть уверенным в равенстве переживаний всех зрителей. Вероятно, только какие-то длительные наблюдения и спокойная беседа с глазу на глаз могут выявить меру и качество переживаний ребенка эстетического явления или отношение к своему творчеству и творчеству товарищей. Упрощенное представление учителя о переживаемых детьми эмоциях лишает педагога интереса к процессу развития в его подлинном сложном и противоречивом течении, когда от равнодушия ребенок переходит к интересу, от интереса одного содержания к интересу другого содержания, от стремлений получить похвалу к отстаиванию своей собственной позиции, видения, идеи. Следовательно, будни художественного воспитания наполнены трудом, творчеством, открытиями, огорчениями и радостями в самой причудливой последовательности и чередовании, специально организованных учителем применительно к каждому классу и каждому ребенку.

Освоение детьми начальной школы элементарных теоретических положений искусства и художественного творчества сводится к усвоению правил и приобретению навыков. В целях художественного воспитания их


формирование должно полностью быть «природосообразным», то есть быть естественным для ребенка и необходимым для искусства.

Наконец,          важнейшим          научно-методическим          принципом художественного воспитания является реализация задачи формирования общественно-полезного человека, устремленного на служение обществу. Добиться этой цели можно, только развивая личность, не искажая и не обедняя присущее ей индивидуальное богатство. И эта опора на личный опыт, на живое, субъективное мнение и видение мира является основой для самых современных и всех позитивных методик художественного воспитания.

Перед учителем на каждом занятии стоит цель — увидеть, почувствовать особое мнение каждого из учеников класса, создать ребенку условия для высказывания и обеспечить помощь в осуществлении каждым именно своего замысла. Именно в начальной школе на уроках искусства важно, нужно и можно обеспечить интерес к мнению каждого ребенка и строить весь урок на пристальном внимании к индивидуальности. Только тогда занятия обеспечат продвижение каждого ребенка к вершинам художественной культуры и внесут свой незаменимый вклад во всестороннее развитие человека.

 

 

 

 

Литература, рекомендуемая для чтения

 

1.   Голышева И. А., Сбитнева Е. С. Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников // Молодой ученый. 2016. №27. С. 659-662. https://moluch.ru/archive/131/36572/

2.     Разинкина К.В. Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»

http://www.scienceforum.ru/2016/1379/23460

3.                  Ершова   А.П.   Уроки   театра   на   уроках   в   школе.   –   М., 1992. http://art.1september.ru/article.php?ID=200201701


 

4.                  Скачано с www.znanio.ru