Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений.
Оценка 4.7

Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений.

Оценка 4.7
docx
03.05.2024
Применение естественнонаучных	знаний  для объяснения различных явлений.
Урок по функциональной грамотности
19.03..docx

Тема: Применение естественнонаучных знаний  для объяснения различных явлений.

Цель: формирование умений и навыков в развитии естественнонаучной грамотности с помощью решения заданий на формирование различных компетенций: научное объяснение явлений,  понимание особенностей естественнонаучного исследования, интерпретация данных для получения выводов.

  

 «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений » А.А. Леонтьев.

     Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования.

Естественнонаучная грамотность объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

 

1.Анализ - метод научного познания, в котором объект исследования мысленно разделяется на более мелкие подобъекты или для него определяются характерные свойства.
2. Синтез - метод научного познания объекта как единого целого или присущих ему свойств.
Анализ и синтез являются дополняющими друг друга методами.
3. Индуктивный метод - от частных наблюдений к общим выводам объекта.
4. Дедуктивный метод - от общих суждений к частным выводам, закономерностям.
5. Научное абстрагирование - исследование основных свойств объекта, не задевая частные или второстепенные его элементы.
6. Формализация - описание объекта математическими формулами и терминами. При этом происходит конкретизация цели и задач исследования.
7. Аналогия (подобие) - по сходству каких-то свойств изученных объектов делается вывод о сходстве неизученных свойств объектов.
8. Моделирование - изучение свойств объекта на его упрощенной модели.

https://sun9-78.userapi.com/impg/KsAgAMg5pPs-pGGG7eI2SE_ZWSte3tHHP5uiIg/Ns_yQu3Ik_4.jpg?size=807x600&quality=96&sign=a61457de5cca3c4adef448a27719c705&c_uniq_tag=dkDnp-2-apOvBzPtsm5XwyPxwyqYwyg3NzKxeEo2gdA&type=album

Биологические задачи 

Задание № 1.На умение - выявление вопросов, которые могут быть решены с помощью методов научных исследований.

У учёных-химиков есть методы, с помощью которых они могут определить, из чего состоят растения. Оказалось, что на втором месте после воды в составе растений содержится больше всего углерода. Вопрос: Откуда попадает углерод в растение? Выберите один ответ. А. Из почвы. Б. Из воды. В. Из воздуха. Г. Из солнечного света.

Задание № 2.На умение - применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений.

 В сентябре 1940 г. в Британском музее произошел пожар. При его тушении вода попала на семена шелковой акации, которые были собраны в 1793 г. Семена, пролежавшие 147 лет, проросли. Вопрос: Что является причиной сохранения в течение многих лет всхожести семян.

Задание № 3 . На умение - выдвижение объяснительных гипотез.  Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот в больших городах на деревьях лишайников не встретишь. Задание: Предположите свои гипотезы, объясняющие данное явление.

Задание №4. На умение - установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений.

Хищные птицы питаются мелкими птицами и птицами средних размеров, грызунами, зайцами, рыбами, лягушками, змеями, копытными животными и даже хищными, например, лисицами, рысями и другими. Если спросить, выдели ли вы когда-нибудь хищных птиц в природе, то многие из вас ответят, что «нет». Хищных птиц в природе действительно мало по сравнению с другими птицами. На Земном шаре насчитывается 9 000 различных видов птиц, из них к хищным птицам принадлежит приблизительно 270 видов, а в России всего 55 видов. Вопрос: Почему хищных птиц в природе гораздо меньше по сравнению с другими птицами? Выберите один ответ. А. У хищных птиц меньше продолжительность жизни, чем у других птиц. Б. Хищные птицы крупнее и им нужно больше пищи, чтобы прокормиться. В. На хищных птиц человек больше охотится, чем на других птиц. Г. Хищные птицы живут в более суровых природных условиях, чем другие птицы.

Задание №5. На умение - построение логических рассуждений.

К. А. Тимирязев писал: « В сущности, что бы ни произвел сельский хозяин или лесовод, - он, прежде всего, производит хлорофилл и уже через посредство хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т. д.». В опрос: Какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа?

Задание № 6.На умение - построение логических рассуждений, использование естественнонаучных знаний в жизненных ситуациях.

 У клеток есть свои органы, которые называются органоидами или органеллами. Снаружи клетки ограничены от окружающей среды плазматической мембраной. У растительных клеток поверх мембраны расположена клеточная стенка - оболочка. Жидкость, находящаяся внутри клетки, называется цитоплазмой. Она постоянно находится в движении. Митохондрии вырабатывают энергию для жизнедеятельности клетки, лизосомы помогают переваривать пищу, попавшую в клетку. На рибосомах синтезируются белки, необходимые клетке. Эндоплазматическая сеть, как линии метро, пронизывают клетку и транспортируют по ней различные вещества. Ядро - самый важный органоид. Оно управляет всеми процессами в клетке, в нём клетка хранит и передаёт своим дочерним клеткам наследственную информацию при делении. Два ученика спорят о том, что такое клетка. Один ученик говорит, что клетку можно сравнить с супом, в котором плавают разные вещества, взаимодействующие друг с другом. Другой ученик говорит, что клетку можно сравнить с городом, в котором все службы взаимосвязаны. Вопрос: Чью точку зрения вы поддерживаете и почему?

Задание № 7. На умение - применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений.

 Во втором подвиге Геракла описывается его встреча с лернейской гидрой: «Как вихрь, свистела в воздухе палица; слетали головы гидры, но гидра все – таки была жива. Тут Геракл заметил, что у гидры на месте каждой сбитой головы…». Что заметил Геракл? Как он решил эту проблему? Задание: Дайте биологическое обоснование этому эпизоду мифа. Приведите примеры сходных сюжетов из народных сказок.

Задание №8.На умение - построение логических рассуждений, умозаключений. Известный географ и путешественник А. Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Вопрос: Почему так считает ученый. Выскажите свою точку зрения на данное утверждение.

 

Естественнонаучная грамотность - это составляющее звено в формировании функциональной грамотности. Естественные науки, особенно в современную информационную эпоху, должны преподаваться не как огромный набор сведений, предназначенный для запоминания, а как действенный инструмент познания мира.

 

 


 

Тема: Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений

Тема: Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений

Индуктивный метод - от частных наблюдений к общим выводам объекта

Индуктивный метод - от частных наблюдений к общим выводам объекта

Выберите один ответ. А. Из почвы

Выберите один ответ. А. Из почвы

Ядро - самый важный органоид. Оно управляет всеми процессами в клетке, в нём клетка хранит и передаёт своим дочерним клеткам наследственную информацию при делении

Ядро - самый важный органоид. Оно управляет всеми процессами в клетке, в нём клетка хранит и передаёт своим дочерним клеткам наследственную информацию при делении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2024