ПРИМЕНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНЫХ И ПОСЛЕВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)

  • doc
  • 22.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала (-)~1.DOC

Павлов Александр Константинович, -

учитель истории и обществознания МБОУ «Ловозерская СОШ»

с. Ловозеро Мурманской области,

кандидат педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ,

член-корреспондент МАНЭБ

 

ПРИМЕНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ТЕХНОЛОГИИ  ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В

ШКОЛЬНЫХ  И  ПОСЛЕВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СИСТЕМАХ

(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)

 

     В современных условиях развития общеобразовательных школ от учителей часто можно услышать: «Дайте нам новые технологии обучения, и качество учебного процесса будет гарантировано!». Действительно, одним из главных требований к современным педагогическим образовательным технологиям является гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения и воспитания при их воспроизведении. Но при этом часто забывают, что успешность любых нововведений обеспечивается режимом благоприятствования индивидуальному инновационному совершенствованию деятельности педагога. В исследованиях, посвящённых разработке определённой технологии обучения, в качестве центральной проблемы чаще всего обсуждается уникальность и неповторимость личности учащегося, при этом мало кто учитывает неповторимость и уникальность личности самого преподавателя.

     Нам представляется, что рассматриваемая технология проблемно-модульного обучения, как комбинированная дидактическая система, может применяться в различных педагогических направлениях, где в учебно-познавательном процессе реализуются требования индивидуализации и повышения самостоятельности обучения, а также обучающимся предоставляются действенные, логически, проблемно и модульно выстроенные знания, на основе которых формируются и развиваются знания, умения и навыки.

      Вопрос о возможности применения и использования технологии проблемно-модульного обучения в школе связан, прежде всего, с возрастом обучающихся и с уровнем владения ими умениями и навыками самостоятельной работы с различными видами учебных источников, а также с их мировоззренческой подготовкой. В младших классах школы акцент должен делаться на педагогический процесс, организуемый и управляемый непосредственно учителем, но при этом особую роль здесь играет его нравственно-эмоциональное воздействие. Всякое сужение функций учителя может породить проблему дегуманизации педагогического процесса.

     Начиная со средних классов, можно ввести элементы технологии проблемно-модульного обучения. При этом, ими могут быть упрощённые проблемно-модульные учебные курсы (рабочие тетради на печатной основе по учебным предметам), в которых особое внимание уделяется на управление и самоуправление деятельностью учеников, контроль и самоконтроль их знаний. Проблемно-модульные  курсы в учебный процесс средней школы целесообразно вводить постепенно, наравне с учебником, начиная с отдельных учебных курсов, предметов и с конкретных, хорошо успевающих учеников, которым предоставляется большая самостоятельность в учёбе.

     С девятого класса общеобразовательной школы технологию проблемно-модульного обучения можно полностью ввести в педагогический процесс, т.е. возможно применение и использование проблемно-модульных образовательных программ, к построению которых для старших классов можно подойти трояко:

а) строить проблемно-модульные программы и курсы для выбираемого обучающимися цикла профилирующих предметов, при изучении которых необходима большая доля самостоятельности. Их содержание отличается динамичностью границ с точки зрения как ширины, так и глубины познания;

б) строить проблемно-модульные программы, рассчитанные на один год, по всем предметам или комплексной учебной проблеме;

в) строить проблемно-модульные программы, предназначенные для всего этапа обучения в старших классах.

     Представляется, что внедрение педагогической технологии проблемно-модульного обучения в общеобразовательной школе целесообразно начинать и вести последовательно, по сложности реализации в строгом логическом порядке. Структура проблемно-модульной программы, предназначенной для всего этапа обучения в старших классах, включает в себя проблемно-модульные курсы по всем изучаемым предметам на один учебный год. Преимущество применения и использования проблемно-модульной программы, рассчитанной на весь этап обучения в старших классах, состоит в том, что обеспечиваются наиболее благоприятные условия для реализации принципа осознанной перспективы, что особенно стимулирует мотивацию учения, а также открывает реальные пути к обучению экстерном.

     При рассмотрении применения технологии проблемно-модульного обучения в средней школе возникает вопрос о возможности замены учебников проблемно-модульными курсами, где учебники будут играть вспомогательную роль. Необходимо отметить, что однозначно ответить тут сложно, т.к. вышеназванные пособия решают совершенно разные задачи.. Более того, проблемно-модульный курс базируется на нескольких учебниках, формируя и развивая, таким образом, основы методологии познавательной деятельности и  самостоятельной работы с источниками. В проблемно-модульном курсе акцентируется руководство учебными действиями обучающегося с существенной опорой на учебники и учебные пособия, другую методическую литературу. Встаёт и другой вопрос, касающийся применения и использования технологии проблемно-модульного обучения в средней школе, состоящий в следующем: кто будет создавать проблемно-модульные курсы и разрабатывать программы? В этом случае возможны два пути решения данного вопроса: а) они могут создаваться региональными методическими центрами или комиссиями, основой которых станут временные творческие коллективы; б) либо будут разрабатываться отдельными высококвалифицированными, опытными учителями для самостоятельной организации ими конкретного педагогического процесса. Эти два направления не являются альтернативными, они могут успешно дополнять друг друга, только в этом случае учитель не будет создавать «на пустом месте» оригинальный проблемно-модульный курс или программу, а станет использовать проблемно-модульные курсы, разработанные в региональных методических центрах или комиссиями, приспосабливая их к конкретным условиям функционирования школы.

     С созданием проблемно-модульных курсов или программы ещё не решается проблема внедрения предлагаемой технологии в той или иной системе обучения. Важным является вопрос организации собственно процесса проблемно-модульного обучения в средней школе. Исследований по данному вопросу в нашей стране ещё мало, а в работах зарубежных авторов чаще всего описывается и анализируется теоретико-методологический аспект организации обучения.

     Мы исходим из практического опыта организации и осуществления учебно-познавательного процесса на основе педагогической образовательной технологии проблемно-модульного обучения. Нам представляется, что при применении и использовании технологии проблемно-модульного обучения учащимися, чаще всего 7, 8, 9, 10, 11- х классов, будет предлагаться на выбор несколько путей организации проблемно-модульного обучения, предусматривающих самостоятельную работу с модулем при использовании технических средств обучения, консультации с педагогом или успевающими учениками и т.д., где каждый обучающийся может выбрать как один, так и несколько наиболее подходящих ему вариантов, а также комбинацию из них. Более того, каждый учитель имеет свои, разработанные собственными силами модули, приспособленные к конкретной ситуации.

     Таким образом, подготовка модулей и организация проблемно-модульного обучения в средней школе основывается на пяти принципах:

1)    максимально эффективно использовать время педагога. Это становится важным тогда, когда ученик сам приходит к учителю за консультацией;

2)    максимально эффективно использовать время ученика. Этому содействует отработка самого модуля и его оснащение техническими средствами обучения;

3)    главное в технологии проблемно-модульного обучения – это и учителю и ученику необходимо понимать и принимать как существенное – цели обучения;

4)    сами ученики могут стать неплохими учителями. Помощь в учёбе (в разъяснении учебного материала) является одним из главных компонентов в учебно-познавательном процессе при проблемно-модульном обучении;

5)    овладение учебным материалом является обязательным. Критерии, отражающие его уровень, указываются ученикам в модуле. Устный контроль проводится с целью подтверждения понимания учениками цели обучения. В письменных контрольных заданиях требуется правильно ответить на 80% поставленных вопросов.

     Проблемно-модульное построение учебного предмета протекает в два этапа: на первом разрабатывается общая инвариантная модель единого содержания преподаваемой дисциплины. На втором выделяются ключевые идеи в рамках конкретных модулей. Принципами отбора ключевой информации являются: а) информационная ёмкость и прогностическая ценность материала; б) его системообразующая функция; в) конструктивно-практическая значимость.

     Практической направленностью обучения насыщен материал всех модулей. Он ориентирован на усвоение учащимися навыков самоконтроля, саморегуляции и самовоспитания применительно ко всем основным сферам жизнедеятельности (учёба, труд, взаимоотношения в семье, поведение на отдыхе и т.д.). Следует отметить, что проблемно-модульный подход органично сочетается с системно-деятельностным.

     Педагогическая образовательная технология проблемно-модульного обучения, применяемая в средней школе, включает в себя восемь компонентов:

1.     Усвоение учениками целей обучения.

2.     Учебная работа с проблемно-модульным курсом включает процесс усвоения учебного материала с использованием различных методов и средств обучения.

3.     Постоянный контроль учебной деятельности учащихся. После прохождения устного и письменного контроля ученик получает отметку за данную тему или отдельный модуль. Обучающийся, усвоивший за учебный год все темы или модули курса, получает за них отметку.

4.     Инструктирование при обнаружении того, что ученик не понимает учебного материала. Он может обратиться за консультацией к учителю или к более подготовленному и успевающему по этому курсу ученику.

5.     Небольшие исследования при отработке проблемно-модульного курса, которые ученик проводит, опираясь на учебники и различные методические материалы или самостоятельно планируя исследовательские действия под руководством учителя. Исследовательская работа проводится индивидуально или в малых группах (до 6 человек). После завершения исследования в группе проводится обсуждение его результатов с их интерпретацией и т.п. За каждое законченное исследование ученик может получить определённое количество баллов, которые в последующем суммируются.

6.     Оценивание результатов обучения ученика представляет собой наиболее интересный компонент в технологии проблемно-модульного обучения в школе. Оценивание предусматривает, что ученики, выполнившие самостоятельную исследовательскую работу, должны сформулировать и обосновать своё мнение по анализируемой проблеме (вопросу), касающейся актуальных общественных проблем. Такие проблемы обсуждаются методом дискуссий в учебной группе, при этом учитель старается как можно меньше в них участвовать. После обсуждения каждый участвовавший в нём ученик пишет сочинение-рассуждение, в котором излагает и окончательно обосновывает своё мнение. Цель такого задания заключается в формировании и развитии у обучающегося навыков самостоятельной мировоззренческой оценки явлений и фактов, поэтому его мнение не оценивается как правильное и ошибочное. За каждое своё обоснованное мнение ученик получает определённое количество баллов, которые в последующем суммируются.

7.     Репетиторство, которым может заняться успешно успевающий в учёбе ученик, помогая другому ученику, если тот просит помощи в учёбе. За репетиторство ученик, который помог в усвоении учебного материала по одному модулю своему товарищу, получившему при этом положительную отметку, получает определённое количество баллов, которые в последующем суммируются.

8.     Контрольная работа, за которую тоже даётся определённое количество баллов. В данном случае за учеником остаётся свобода выбора комплектов способа деятельности для получения баллов. Одни могут избегать контрольных работ, другие не любят исследований, третьи – оценивания, четвёртые не хотят тратить время на репетиторство. Но во всех случаях по системе школы ученик, прежде всего, соревнуется сам с собой. Время учителя и учеников используется максимально эффективно. Практика показывает, что, например, при тестировании по одному и тому же тесту учеников школы, изучавших курс по рассматриваемой системе проблемно-модульного обучения, и учеников школы, обучавшихся по традиционной системе, обнаруживается разница в их знаниях, составляющая 10 – 15% в пользу первых.

     Более того, решается задача формирования и развития интеллектуальной, думающей, самостоятельной, разносторонне и гармонично развитой личности ученика, а школы уходят от «менторства», психозов и других «заболеваний».

     Проанализированная система проблемно-модульной технологии обучения представляет собой интерес в следующих отношениях:

1)    позволяет достичь активного, самостоятельного, целенаправленного учения со стороны ученика;

2)    реализуются субъект-субъектные взаимоотношения между учеником и учителем;

3)    обеспечивается достижение практически всеми учениками минимального уровня усвоения учебного материала за предусмотренное время;

4)    создаются возможности усвоения учебного материала на более высоких уровнях с использованием элементов творческой развивающей деятельности;

5)    реализует воспитывающую функцию обучения.

     Проблемно-модульный принцип конструирования учебных курсов и их преподавание находят всё большее число сторонников. Он помогает привести в систему интегрированные основы научных знаний и наглядно выделить «ядро» научной информации посредством разностороннего анализа понятий, выявления внутренних связей между ними, а также между законами и принципами. Тем самым, проблемно-модульный принцип способствует логичному и компактному структурированию учебного материала, а также избегать неоправданных повторений внутри одного и того же курса.

     Несомненно, что при всех достоинствах и недостатках данной проблемно-модульной технологии обучения, её можно рассматривать как одну из множества возможных педагогических систем, формирующих, развивающих и воспитывающих личность школьника.

     Следует учитывать, что на современном этапе общественного развития перед отечественной школой стоят задачи, решение которых пока не приносит желаемых результатов. В то же время внедрение педагогической образовательной технологии проблемно-модульного обучения может позволить на качественно новом уровне организовать учебно-познавательный процесс, в последующем несколько «модернизируя» только содержание учебного материала, обновляя его. Идеи технологии проблемно-модульного обучения в средней школе могут реализоваться, главным образом, двумя направлениями:

1.     подкреплением традиционной системы проблемно-модульными курсами, без изменения системы оценивания;

2.     созданием в полном объёме технологии проблемно-модульного обучения в старших классах.

     В то же время нам представляется, что более перспективным будет являться второе направление, но оно требует кардинальных изменений в педагогической системе средней школы, хотя бы после 5 – 6 классов.

     Но особое место педагогическая образовательная технология проблемно-модульного обучения сможет занять в послевузовской подготовке специалистов в высшей школе. В связи с этим необходимо в кратчайшие сроки решить следующие проблемы: 1) коренным образом улучшить формирование и развитие у будущих специалистов действенной практико-ориентированной системы фундаментальных и научно-профессиональных знаний; 2) ориентировать учебно-познавательный педагогический процесс на формирование и развитие знаний, умений и навыков предстоящей профессиональной деятельности (на основе приобретённой научно-методологической системы знаний), создать возможность избирательного овладения содержанием обучения по конкретному направлению профессиональной деятельности; 3) в процессе обучения сформировать и развивать такие качества будущего специалиста, как активность, самостоятельность, творческое отношение к деятельности; 4) сформировать и развивать навыки стремления к саморазвитию, самовоспитанию и самоконтролю.

     Комплексно решить отмеченные задачи позволит введение в вузах технологии проблемно-модульного обучения, посредством которой можно реализовать целостную подготовку специалистов высшей квалификации, включая их фундаментальную и научно-профессиональную подготовку, а также обеспечить высокую степень самостоятельности в образовательном процессе и целостный индивидуализированный подход  к  обучающимся.

     В основе комплексного решения вопросов переподготовки и повышения квалификации должны лежать созданные проблемно-модульные программы, в основу которых входили бы проблемно-модульные курсы познавательного (для фундаментальной подготовки) и операционного типа (для профессиональной подготовки). К созданию подобных проблемно-модульных курсов необходимо подходить с системно-деятельностных позиций, требующих определения связей и противоречий между отдельными подсистемами, их ориентацией на практику профессиональной деятельности, выявления возможностей  обеспечения преемственности и непрерывности протекания данных процессов. При рассмотрении профессионально-квалификационной подготовки, становления и развития специалиста как процесса непрерывного образования, возникают проблемы преемственности между обучением в средней школе, вузе и системе последипломного образования. Это необходимо учитывать при разработке проблемно-модульных учебных курсов и программ.

     Особое значение в профессиональной подготовке специалистов имеет завершающий этап, так как именно от него в большей степени зависит преемственность между системами высшей школы и последипломного образования, что является обязательным для достижения непрерывности образования. Для решения отмеченных вопросов требуются неординарные подходы, обеспечить которые обычными формами и методами обучения вряд ли возможно. Только разработанные проблемно-модульные курсы смогут учитывать опыт, знания, умения и навыки специалистов, занявшихся повышение квалификации. Практика показывает. Что многие, будучи студентами, не представляют, какими знаниями, умениями и навыками они должны обладать. Для них будет важным понимание того, что они должны знать, к чему готовиться. В переподготовке специалисты уже знают, что им необходимо. Это следует учитывать и в этом залог действенности технологии проблемно-модульного обучения.

     Реальное положение дел и наш опыт говорят о неспособности молодых специалистов, в начальный период их деятельности, применять знания на практике, и более всего – по педагогике и психологии (49,6%); по экономике – 15,5 %; знания по иностранному языку – 7,7 %. Как показывает практика, развивающийся научно-технический прогресс позволяет выявлять элементы стандартной деятельности, что приводит к автоматизации процесса профессионализма и не приводит к ограничению творчества в работе.

     Более того, без выделения стандартных элементов деятельности (задач и способов их решения) современному сложному производству или социально-экономической сфере не обойтись. А опасаться за творческое начало в деятельности не стоит хотя бы потому, что жизнь всегда обеспечит нас ещё нерешёнными проблемами. Кроме того, предписание некоторых стандартов не является помехой для творчества. Напротив, становясь опорой опыта, они высвобождают время, необходимое для создания нового в решении поставленных жизнью проблем. Применение технологии проблемно-модульного обучения в вузе позволяет надеяться на то, что этот процесс будет более продуктивным и эффективным, так как обучающийся пойдёт путём не случайных проб и ошибок, а воспользуется намеченными в проблемно-модульных курсах стандартными элементами профессиональной деятельности, которые приведут его к выявлению вопросов и самостоятельному творческому их решению. В целях стимулирования творческой деятельности будущих специалистов особое внимание уделяется проблемному построению дидактического материала в учебных элементах, а также предоставлению обучающимся  возможности проверять, оценивать, корректировать свою учебную и научную работу.

     Эффективность технологии проблемно-модульного обучения особенно актуальна при формировании и развитии самостоятельности у обучающихся. Так, для сравнительного анализа формирования и развития обученности, были исследованы обобщённые умения и навыки учащихся, приобретаемые на базе действенной системы знаний. Для этого были проведены исследования научного творчества будущих специалистов, в которое входят гностические, конструктивные, организаторские и коммуникативные умения. Обобщённые умения исследовались по следующим критериям:

     Гностические: 1) умение выделять главное в социально-экономической ситуации организации, региона и государства из получаемой информации; 2) умение приводить свои знания в систему; 3) умение анализировать и выделять главное в рассматриваемых явлениях, процессах.

     Конструктивные: 1) умение самостоятельно готовить тезисы деловых выступлений по профилю профессиональной подготовки; 2) умение готовить отчёт о проделанной работе, делать выводы с использованием получаемой социально-экономической и специальной информации; 3) умение самостоятельно принимать самостоятельные профессиональные решения.

     Организаторские: 1) умение эффективно организовывать своё научное творчество, избегание пустой траты рабочего времени; 2) умение организовывать свою деятельность так, чтобы приобрести дополнительные знания, умения и навыки для повышения уровня профессиональной деятельности; 3) умение передавать опыт коллегам.

     Коммуникативные: 1) навыки обмениваться имеющейся информацией; 2) умение высказывать собственное отношение к усвоенной информации, фактам, данным, явлениям, аргументировано вести диалог; 3) умение формулировать вопросы к оппоненту или руководителю творческого коллектива.

     Обобщённые умения учащихся определялись методом рейтинга с использованием десятибалльной шкалы оценки. Расчёт различия между изменением умений у учеников экспериментальных и контрольных групп (на основе равенства двух дисперсий с помощью критерия Стьюдента t) показал несомненную эффективность педагогического эксперимента, так как в ходе работы над проектом умения учеников экспериментальных групп развивались значительно активнее, чем у учащихся контрольных групп. А поскольку обобщённые умения развиваются на основе действенной системы знаний, отсутствие которой было обнаружено у учеников перед проектной работой, можно утверждать, что технология проблемно-модульного обучения способствует развитию не только обобщённых умений, но и системы знаний в целом.

     На завершающем этапе обучения, готовя проектную работу, ученик выполняет следующие функции: анализ работы (постановка проблемы), контроль работы, контроль качества, решение выдвинутых проблем, внесение изменений, коммуникации. При анализе функций деятельности специалиста обнаруживается некоторая их адекватность функциям, выполняемым учеником, в процессе подготовки проектной работы. Следовательно, существует реальная возможность создания проблемно-модульной программы, банк информации которой обеспечивал бы преемственность между образовательными системами вуза и последипломного образования, и тем самым между познавательной деятельностью обучающегося и его профессиональной деятельностью в качестве молодого специалиста. Несомненно, что для более глубокого развития необходимо осуществить более глубокие исследования. Из отмеченного следует, что введение технологии проблемно-модульного обучения в образовательный процесс вуза позволит значительно повысить качество подготовки специалистов в плане формирования и развития у нмх действенной системы знаний, умений и навыков, обеспечения целостного индивидуализированного подхода к формированию и развитию личности обучающегося, создания условий для их саморазвития и самоконтроля в процессе обучения и т.д.

     Создание единого банка проблемно-модульных учебных курсов и введение предлагаемой технологии в образовательный процесс вуза освобождают преподавателя от непродуктивной, рутинной работы и позволяет ему больше заниматься научно-исследовательской деятельностью или индивидуальной работой с каждым обучающимся. Более того, научно-исследовательская работа преподавателей вуза является необходимым условием, позволяющим им вести подготовку специалистов с прогностической ориентацией на развитие, осуществлять постоянное пополнение банка проблемно-модульных учебных курсов и обновление их отдельных элементов. Исходя из этого можно утверждать, что введение технологии проблемно-модульного обучения в школе, вузе и последипломной подготовки специалистов позволило бы не только учащимся, но и учителям перейти на другой режим работы, характеризуемый, в основном, паритетным взаимодействием между педагогом и обучающимися в процессе их творческой учебно-научной деятельности.

     Процесс развития науки и техники, их активного влияния на социально-экономическое функционирование общества, требует перманентности в системе образования, в связи с чем особую роль играет система последипломной профессиональной подготовки, основной функцией которой является своевременное повышение квалификации специалистов различного уровня, а в последнее время – и базовой подготовки управленцев-руководителей. Однако, современное состояние системы отечественного образования не позволяет говорить о её адекватности из-за постоянно меняющихся условий общественной жизни. В связи с этим, рассматриваемая технология проблемно-модульного обучения, её прогностический характер, позволяют оперативно учитывать все изменения, происходящие в жизни современного общества. Отсюда, систему переподготовки специалистов следует перестроить таким образом, чтобы можно было реализовать её основную цель: непрерывное обеспечение должного уровня квалификации, практическая реализация которой позволяет повышать результативность деятельности специалистов и управленцев-руководителей различного уровня, ориентированных на эффективное решение задач развития и обеспечения стабильности общества.

     С образовательной точки зрения, система послевузовского педагогического образования должна быть построена таким образом, чтобы можно было: 1) легко установить уровень знаний и опыта, существующие проблемы конкретного специалиста или управленца-руководителя; 2) исходя из этого и общественного социального заказа, определить перед каждым из них цели повышения квалификации; 3) на основании выдвинутых целей представить индивидуализированное содержание обучения, нацеленное на развитие и пополнение имеющейся системы современных действенных знаний и совершенствование умений и навыков профессиональной деятельности, а также на решение научно-практических индивидуальных проблем, повышающих свой уровень специалистов; 4) обеспечить эффективное и самостоятельное повышение профессиональной квалификации, превращение знаний, умений и навыков в потребность научного анализа; 5) определить реальное повышение квалификации на основе реализации обратной связи, прогностически ориентированной на последние достижение науки, техники, а также развитие самой личности.

     В решении отмеченных задач особое место занимают проблемы динамичности содержания обучения и его гибкого приспособления к потребностям и условиям функционирования данного профессионального сообщества, интересов самой личности. Немаловажную роль тут играет обеспечение самостоятельности в организации учебного процесса и интенсивности усвоения знаний в режиме активного решения проблем профессиональной деятельности. Комплексное внедрение в учебный процесс педагогической образовательной технологии проблемно-модульного изучения позволит эффективно решать намеченные выше вопросы. Кроме того, к преимуществам рассматриваемой технологии обучения, применяемой в системе послевузовского образования, можно отнести и высокую гибкость, приспособляемость к конкретным социально-экономическим, технологическим и организационным условиям; возможность постоянного совершенствования проблемно-модульной образовательной программы и проблемно-модульных учебных курсов без изменения их общей структуры; активную роль преподавателя в деле совершенствования управления повышением квалификации; широкое использование методов самообучения и самоанализа; лёгкость ввода проблемно-модульных образовательных программ и учебных курсов в компьютерные технологии обучения; создание морально-психологического климата, способствующего активизации как личности, так и коллектива на постоянное совершенствование своих профессиональных знаний.

     Под рассмотренные проблемно-модульные образовательные программы и отдельные обучающие проблемно-модульные курсы могут создаваться образовательные организации и центры повышения квалификации. Единичные проблемно-модульные учебные курсы могут разрабатываться и силами самих организаций, но это нецелесообразно делать, так как типовые проблемно-модульные учебные курсы, созданные различными центрами повышения квалификации, могут легко адаптироваться к условиям повышения квалификации управленцев-руководителей и специалистов различных профессиональных организаций. В связи с этим, нам представляется, что процесс адаптации целесообразнее было бы рассматривать более широко, несколько изменив здесь последовательность. Для этого необходимо:

1)    учитывать в учебной программе социально-экономические, культурные и национальные особенности своего региона;

2)    внедрять социально-экономические примеры из современной, меняющейся жизни, как своей страны, так и мировых экономических и культурных центров;

3)    необходимо изменять соотношение отдельных элементов учебного материала;

4)    предлагать рассмотрение практических примеров из опыта своей образовательной организации и региона;

5)    разрабатывать ролевые (деловые) игры на материалах своих образовательных организаций.

     Таким образом, из отмеченного можно сделать вывод, что применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в образовательных системах школы, вуза и послевузовской подготовки специалистов и управленцев-руководителей способствуют формированию и развитию мотивации к учению у школьников и профессионалов, повышающих свою квалификацию, создаёт условия для самоанализа, саморазвития и самостоятельной работы, повышает эффективность и продуктивность учебно-познавательного процесса в целом.

 

Педагогические максимы

(Педагогические максимы – это наиболее яркие изречения, суждения известных педагогов, учёных, писателей, общественных деятелей. Педагогические максимы имеют удивительные свойства стимулировать творческое, рефлексирующее мышление, ориентируют на глубокие размышления)

     «Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны уши молодых людей. Но это образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным. Оно будет истинным, если преподаются и изучаются предметы, только полезные для жизни, чтобы впоследствии не пришлось слышать таких жалоб: мы не знаем необходимого, ибо необходимое не изучали. Оно будет полным, если ум обрабатывается для мудрости, язык для красноречия, руки для искусного исполнения необходимых в жизни действий. Эти три вещи – разум, действие и речь – и есть соль жизни. Образование будет ясным, а поэтому прочным и основательным, если всё то, что преподаётся и изучается, будет не тёмным и путаным, но светлым, раздельным, расчленённым, словно пальцы руки».

(Я.А. Коменский).

     «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир». (А. Дистервег).

     «Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать  не только к мышлению, но и к хотению». (Н.А. Умов).

     «Все люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки». (Ф. Энгельс).

     «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». (К.Д. Ушинский).

     «Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал тоже своего питомца. Сократ, а впоследствии Аркесилай, заставляли сначала говорить учеников, а затем уже говорили сами …

     Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принёс, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни …». (М. Монтень).

     «Сознательный и любящий своё дело учитель, конечно, может, особенно в раннем детском возрасте, влиять плодотворно на ученика при помощи любого предмета преподавания …». (Д.И. Менделеев).

 

Вопросы и задания для творческого саморазвития

1.     Что Вы понимаете под школьной педагогической образовательной технологией?

2.     Какие направления учебно-познавательной деятельности Вы видите в применении проблемно-модульного обучения в общеобразовательной школе и ССО?

3.     Какие принципы лежат в основе проблемно-модульного обучения в общеобразовательной школе?

4.     Какие присутствуют компоненты организации проблемно-модульного обучения в общеобразовательной школе?

5.     В чём проявляется особая роль технологии проблемно-модульного обучения в послевузовской подготовке специалистов в высшей школе?

6.     Почему комплексность является основой применения проблемно-модульного обучения в послевузовской переподготовке кадров?

7.     Как может быть построена система послевузовского образования на основе технологии проблемно-модульного обучения?

8.     Определите роль и место предприятий в разработке образовательной проблемно-модульной программы и проблемно-модульного учебного курса по переподготовке кадров.

Литература

1.     Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебно-методическое пособие. Петрозаводск, 2018. 68 с.

2.     Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. 85 с.

3.     Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.

4.     Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учеб.пособие испр. и доп. М.: Вузовский учебник: ИНФРА М, 2017. – 392 с.