Большое внимание в работе уделяла и уделяю активным формам обучения истории и исследовательской деятельности учащихся. Большим подспорьем и в одном и в другом направлении работы считаю ИКТ. За последние годы накопился значительный опыт, которым хочется поделиться.
Каковы же направления использования ИКТ учителем-гуманитарием?
Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Весь материал упорядочен по классам в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Во-вторых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. Для своих уроков я создаю учебные мини-пособия, содержащие тексты и наглядный материал, карточки-задания, тесты, кроссворды и т. д.
В-третьих, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры.
И, наконец, компьютер позволяет создавать свои образовательные ресурсы. Программа PowerPoint позволяет создавать презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся.
Я большая поклонница программы РowerРoint, за годы работы мною создано более 300 презентаций по истории, обществознанию и краеведению. Использую и готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно, каждый учитель по-своему видит урок, поэтому в готовых версиях ему хочется что-то изменить. Это легко сделать с помощью данной программы. Готовая разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Преподаватель может добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы. Но использовать предлагаемый Интернет-сайтами материал без его адаптации к конкретному уроку, классу и учителю невозможно.
Использование презентаций особенно эффективно на тех уроках, когда нужно объяснить большой по объему и разнообразный по содержанию материал, например, на уроках по истории культуры.
Ученические презентации как образовательный продукт урока.
Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:
·Критическое осмысление информации.
·Выделение главного в информационном сообщении.
·Систематизирование и обобщение материала.
·Грамотное представление имеющейся информации.
Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых учителем на уроке.
Проектная деятельность учащихся – одна из важнейших составляющих учебного и воспитательного процесса. Посредствам проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения, осваиваются основные элементы технологических цепочек. Как элемент учебного процесса она оказывается очень эффективной и представляет учащимся максимум свобод в реализации задачи, что повышает у ребят интерес к ее решению и способствует творческому развитию личности.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Наконец, сам учитель в полной мере реализует свои цели в образовании и развитии учащихся. Использование ИКТ в проектной деятельности – это реальность сегодняшнего дня.
Информационные технологии используются практически на каждом этапе исследовательской деятельности: поиск информации, ее обработка, оформление проекта и его презентация.
Проектная деятельность занимает важное место в нашей работе вне урока - работа над долгосрочными исследовательскими проектами, такими как “Промышленность Омска в годы войны”, “Смута. Бунт. Революция”, “Афганская проблема”, “Омичи в войне с Наполеоном» и др. Проектная работа на уроках (проекты на уроках обществознания, истории, краеведения) – “Человек и окружающий мир. Повседневная жизнь в 16-17 вв.”, “Эпоха титанов. Искусство высокого Возрождения”, “Идеи и люди эпохи Просвещения”, “Смута. События и люди” и др. Без применения ИКТ осуществление проектов было бы весьма проблематично.
Информатизация уроков истории началась и пока сводиться по большому счету к визуализации. Но и этот, пусть незначительный, но все, же шаг вперед, безусловно, нужен и ученику и учителю. Следующий шаг состоит в том, чтобы добиться от учащихся восприятия ИКТ в качестве инструмента для обучения. И здесь у нас тоже уже есть некоторые наработки, например, в организации проектной внеурочной деятельности по предмету. Примером такой работы может служить проект, посвященный трагедии последней царской семьи, разработанный учеником 10 класса Ниязовым Рафиком или совместная работа учащихся 9 класса «Жива Святая Русь» к годовщине крещения Руси.
Интернет.
Мы используем образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Телекоммуникационные возможности Интернета используются для организации дистанционного обучения.
Работа с мультимедийными учебниками.
Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств.
В 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педагогической практике компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету история: CD “История России: XX век”. Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. В настоящее время таких учебников стало намного больше.
В 2007 году в Интернете появилась Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). В коллекции можно найти материалы, относящиеся к конкретному учебнику истории, обществознания, экономики. Это словарные статьи, картины, портреты и биографии выдающихся исторических личностей, презентации, интерактивные карты, анимированные графики, тесты и др. Пользователи могут свободно скачать с сайта любой заинтересовавший их электронный ресурс, найти методическую рекомендацию по его использованию на уроке.
Целесообразность использования информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках истории в частности не вызывает сомнения. Инновационность данного метода на современном этапе заключается в иных подходах, чем это было ранее, к организации учебной и внеурочной деятельности учителя и учащихся.
Традиционные методы и приёмы обучения на уроках истории имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. Использование на уроках ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся.
В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.