Применение индивидуального образовательного маршрута как
способ движения ученика в определенном тематическом разделе изучаемого курса
На протяжении последних десятилетий практика реализации идеи индивидуализации в образовательных учреждениях предлагала различные технологические подходы. Среди них индивидуальные образовательные маршруты наиболее распространены. Трактовка понятия неоднозначна. Исследователи рассматривают индивидуальный образовательный маршрут как целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу (С. В. Воробьева, В. Г. Рындак, А. П. Тряпицына, М. Б. Утепов и др.), программу деятельности (С. В. Маркова), персональную траекторию освоения содержания образования (Е. А. Александрова, М. Г. Остренко) или содержательное направление реализации индивидуальных образовательных траекторий (С. А. Вдовина, А. С. Гаязов, Н. Н. Суртаева, И. С. Якиманская), модель образовательного пространства (И. А. Галацкова, М. И. Лукьянова).
В результате разнообразия подходов к формулировке понятия возникает и множественность подходов к классификации индивидуальных образовательных маршрутов. Е. А. Александрова, рассматривая понятия индивидуальной образовательной траектории и маршрута, определяет воспитательные (личностно- и социально-ориентированные) и учебные (знаниево-, творчески- и практико-ориентированные) маршруты.
В исследовании И. А. Галацковой определены и охарактеризованы четыре вида вариативных образовательных маршрута учащихся: с низкой учебной мотивацией и трудностями в обучении; с опережающими темпами развития; с ослабленным здоровьем; для одаренных учащихся со специальными способностями.
Мы же сегодня будем говорить о технологии дидактического обеспечения формирования и реализации обучающимися ИОМ в учебных предметах, основанной на системе управляемых образовательных выборов с обратной связью, которая разрабатывается членами Правления МОО «Межрегиональной тьюторской ассоциации» к.п.н. М.Ю. Чередилиной и тьютором, аспирантом каф. индивидуализации и тьюторства МПГУ М.В. Булановым
По их мнению, «индивидуальный образовательный маршрут как дидактическое средство является инструментом конструирования процесса образования, антропологически соразмерного его субъектам. Содержание и структура ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося, а также существующими стандартами содержания образования».
Целью результативного прохождения по ИОМ является достижение учеником определенного уровня образованности (грамотности, функциональной грамотности, компетентности).
Достижение поставленных целей обеспечивается через решение конкретных задач, характерных для определенного возрастного этапа:
· повышение заинтересованности школьников к учебной деятельности,
· развитие познавательной и учебной мотивации,
· развитие самостоятельности и самоорганизации,
· поддержка в формировании желания и «умения учиться»,
· развитие индивидуальных способностей учащихся,
· формирование предметных компетентностей и универсальных учебных действий.
Мы рассматриваем ИОМ как письменно зафиксированный способ движения ученика в определенном тематическом разделе изучаемого курса. Примерная структура такого маршрута включает в себя:
· минимальный перечень основных понятий и компетенций, которые ученик планирует освоить в ходе изучения тематического раздела и которые будут включены в «контроль» в конце изучения раздела;
· три уровня содержания по теме (базовый, повышенный, творческий);
· формы и виды учебной деятельности, которыми конкретный ученик планирует осваивать содержание, карта источников содержания (лекция, онлайн-лекция, учебник, справочник, словарь, консультация)
Материалы для формирования и прохождения учеником ИОМ входят в комплект дидактических материалов цикла уроков (наравне с учебными пособиями, учебными заданиями к уроку, контрольно-измерительными материалами). Логика структуры ИОМ выстраивается в соответствии с содержанием заданий, в которые должно входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно (в виде изложения правил, предписаний, алгоритмов действий) или путем организации самостоятельных поисков (реши разными способами, найди рациональный, сравни и оцени два подхода и т. п.).
Принципиальным отличием использования ИОМ на уроке является акцент на работе с личным опытом учащегося, с его субьектностью, стремление стимулировать процессы «само-»: самооценки, самонаблюдения, самообразования.
Когда реализуется такое средство, как ИОМ, учителем заранее дается общее описание содержания и основных требований к образовательным результатам по итогам цикла уроков, и обучающемуся предлагается спроектировать свое движение в этой теме. Он уточняет свои образовательные цели, выбирает формы работы из предложенных (видеолекция, эксперимент, текст учебника и т.п.), форму контроля усвоения учебной информации: контрольная работа, проект, эссе.
Спроектировав в начале цикла свой индивидуальный маршрут по теме, обучающийся предъявляет его учителю. На следующем этапе работы, когда учитель видит все созданные детьми маршруты, он организует ситуацию сокоординации маршрутов.
Учитель, как организатор работы, как держатель пространства урока, помогает ребятам встретиться, увидеть друг друга, образовать группы, пары или найти место для самостоятельной работы.
Далее каждый ученик проживает цикл уроков, изучает его. Следующие этапы строятся по аналогии – применение полученных знаний, контроль освоения, рефлексия деятельности (15).
Особое внимание мы уделяем организации этапа рефлексии. Использование ИОМ может стать средством не только формирования субъективного отношения учащихся к тому, как они обучаются и чему обучаются, но и средством организации рефлексии в итоге изучения цикла уроков с минимум двух точек зрения(16): освоение содержания курса и рефлексия предпочтительных способов учения.
Для изучения предметов должна использоваться разрабатываемая учителем система образовательных выборов с обратной связью:
· Маршрут охватывает 3-7 уроков.
· Учитель заранее намечает возможные точки выбора, например, форм работы: работа с учителем, в паре, группе, индивидуально по учебнику/карточке/дополнительному ресурсу
· Ученики выбирают маршруты по заданным точкам выбора и проходят их по плану
· Есть маршрут, близкий к традиционной форме, но его тоже нужно выбрать
· Если трудно или легко, маршрут можно изменить
· В конце обязательна рефлексия и фиксация освоенных средств построения и движения по ИОМ.
В начальной школе для эффективного построения индивидуального образовательного маршрута необходим ряд условий:
¾ необходимость осознания учащимися и педагогами значения индивидуальных образовательных маршрутов как возможностей проявления субъектности;
¾ при реализации ИОМ необходимо психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
¾ учащиеся должны проявлять инициативу при выборе ИОМ и активно (осознанно) в него включаться.
Во время проведения уроков с использованием ИОМ, педагог занимает тьюторскую позицию. Учитель не должен вмешиваться без нужды в самостоятельную работу учащихся, не подсказывать и не давать готовых решений, а сконцентрировать внимание детей на опорах и памятках, которые помогут в выполнении работы.
Благодаря проектированию и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся в учебно-воспитательном процессе педагог сможет решить ряд педагогических задач, связанных с повышением мотивации к учению, с выявлением достижений ученика, с целеполаганием, с организацией учебно-воспитательной деятельности школьников, что в целом может повлиять на эффективность обучения школьников.
Важной задачей для педагога становится индивидуализировать образовательный процесс, научить учащегося культуре выбора, осознанному запросу на собственный образовательный процесс, вместе с этим и способности взять на себя ответственность за свой образовательный потенциал.
Внедрение маршрутизации в предметное обучение позволяет создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие активное стимулирование у школьника самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. При этом речь идет буквально о каждом школьнике, без выделения «категорий» таких, как: одаренные дети, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями и т.д.
В начальной школе индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) будут эффективными только при поддержке взрослого. На этом этапе происходит освоение таких способов деятельности, как осознанный выбор, ответственность за выбор, положительное отношение к предмету, анализ собственных достижений, что является отражением содержания современных требований, представленных в нормативных документах современной школы. Также применение индивидуальных образовательных маршрутов может способствовать повышению уровня эффективности личностных, метапредметных и предметных результатов школьников и, таким образом, будет способствовать переходу к качественно новому образованию в целом.
Какие трудности испытывали школьники на начальном этапе:
¾ Дети не могут сориентироваться с выбором маршрута
¾ Делают много выборов заданий
¾ Выбирали задания повышенного уровня, не оценив свои силы
¾ Не успели сделать задания
¾ Слабо развито смысловое чтение, допускались вычислительные ошибки
¾ Трудности возникали при рефлексии, сложно сформулировать свои мысли
После повторного проведения уроков с использованием ИОМ ситуация изменилась.
¾ Выбор маршрута более осознанный
¾ Дети ответственно отнеслись к выбору заданий
¾ Достигнуто повышение уровня учебных достижений младших школьников
В результате работы были проведены 4 урока с использованием ИОМ во 2 четверти. Это с 11 по 14 уроки раздела «Вычисления в пределах 100». На данный раздел отводится 20 часов и 4 урока в 3 четверти с 10 по 13 уроки раздела «Учимся умножать и делить». На данный раздел отводится 26 часов.
Дети знакомы с работой в парах, в группах, индивидуально. У них есть опыт такой работы при решении проектных задач, на занятиях во внеурочной деятельности.
В классе есть дети, у которых хорошо развито математическое мышление, но есть и такие, которым математика даётся с трудом. Таким детям особенно нравится работа в парах, либо в группах. Они себя чувствуют более уверенно, могут найти поддержку со стороны ребят, у них появляется интерес к выполнению работы.
В работе на уроках с применением ИОМ были созданы педагогические условия, способствовавшие индивидуализации субъекта образования
• ученику была предоставлена возможность выбора способов работы с учебными заданиями, различающимися типом, видом и формой (занятие в классе под руководством учителя, работа в группе, в паре с одноклассниками, самостоятельная работа в классе по карточке, самостоятельная работа дома (в рамках СанПиН);
• на уроках использовался вариативный дидактический материал, позволяющий выявлять индивидуальную познавательную избирательность к изучению учебного материала, ее устойчивость на разных этапах обучения;
На первом уроке «Введение в ИОМ» дети познакомились с новым понятием. Ребята предположили, что их может ожидать, чем будут заниматься на уроках математики. Из рефлексии детей: «Я теперь знаю, что обозначают 3 буквы ИОМ», «Думаю, меня ждут новые открытия», «Когда заканчивается урок математики, мне становится грустно. Это мой любимый урок», «В ближайшее время мы будем выбирать свой путь», «Мне стало грустно», - пишет Роман Б. Он обеспокоен тем, что его ожидает. Пришлось ему объяснить ещё раз, что у каждого есть право выбора и он может выбрать работу в паре или группе для того, чтобы работать по маршруту. Уже на первом уроке учащимся пришлось выбирать варианты заданий, которые нужно будет выполнить.
В маршрутах детям предлагались задания разного уровня: базового, повышенного и продвинутого (творческого). Конечно, дети сначала решили, что уроки будут игровые. Пишет Данил Л.: «Думал, что будем играть, но у нас была сложная работа. Мы учились делать выбор».
В конце уроков была проведена рефлексия. Дети отвечали на несколько вопросов. Чему научился, работая по ИОМ? Многие написали, что учились работать в группе, сообща. Анна К. пишет: «Я научилась работать в группе и сравнивать свои ответы с группой». Данил С. пишет: «Если ты работаешь в группе, надо не списывать, а предлагать свои мысли». Что было для вас сложно на данных уроках? «Сложно было сделать выбор, как работать на уроке. Хотелось работать в паре и в группе», «Сложно было решать задачи, но в группе мне помогли», «Прочитал задание и не понял, что нужно выполнять. Мой друг меня не поправил и мы с ним работали по другому маршруту. Выполняли домашнее задание», «Сложно было сделать выбор в группе, какое задание выполнять. Нужно было договариваться».Что было легко выполнять на данных уроках? «Было легко решать примеры и задачи», «Вместе с группой решать задачи», «Вместе работать», «Интересно было узнать, что такое ИОМ», «Всё было легко».
На уроках была рабочая обстановка. Работая в группах, дети находили общий язык, спокойно договаривались. Конфликтов не наблюдалось.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.