Применение инновационных методов и технологий на практических занятиях экономического цикла
Оценка 4.7

Применение инновационных методов и технологий на практических занятиях экономического цикла

Оценка 4.7
docx
09.01.2023
Применение инновационных методов и технологий на практических занятиях экономического цикла
Применение инновационных методов и технологий на практических занятиях экономического цикла.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение инновационных методов и технологий   на  практических занятиях экономического цикла

 

 

 

Данные автора

Ф. И. О. Зубарева Любовь Викторовна,

Должность:  преподаватель специальных дисциплин высшей категории

         Наименование образовательного учреждения:

         Министерство образования и     науки Ульяновской области

ОГБПОУ «Кузоватовский технологический техникум»

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение инновационных методов и технологий   на  практических занятиях экономического цикла

 

     Дальнейшая реализация экономических реформ, освоение новых управленческих технологий, подъем народного хозяйства в России в огромной степени зависят от уровня профессионализма и деловой квалификации кадров. Для решения этой проблемы  требуется активизация поиска новых моделей, подходов в преподавании  различных дисциплин, а так же  в частности  предметов экономического цикла.

    Сегодня время диктует, чтобы выпускники среднего профессионального учебного заведения были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого  необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

   Работая  в  техникуме преподавателем  экономических дисциплин на протяжении ряда лет,  постоянно ставила и ставлю перед собой задачу, как вызвать  у обучающихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.

Обучающиеся, поступающие в учебное образовательное заведение, как правило, имеют слабую подготовку, а зачастую и полное отсутствие интереса к предмету. И для того что бы  добиться прочных знаний по экономическим предметам  применяю различные инновационные технологии.

      Какие же знания, умения и  навыки должен приобрести обучающийся изучив предметы экономического цикла? Предметы: «Экономика», «Менеджмент», «Статистика», «Маркетинг» и др.  должны и обязаны вооружить студента методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках   обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.

       Как преподаватель, я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать обучающихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. Включаю  в изучение предмета  теоретические вопросы, которые обучающиеся используют при прохождении   практики  на предприятиях, в дальнейшей  трудовой  деятельности и повседневной жизни.

1.Профессионально-ориентированнаятехнология---обучения

В связи с тем, что    наш технологический техникум  даёт следующие  профессии:  «Повар, кондитер». «Автомеханик», «Мастер молочной продукции», специальности: «Технология продукции общественного питания», «Механизация сельского хозяйства», « Социальная работа», то и программы  по предметам экономического цикла, разработанные мною на основании ФГОС-профильные  имеют актуальность, так как  разработаны с учётом и  специфики  каждой профессии и специальности.

Целью программ предметов экономического цикла является то, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать  развитию интереса у обучающихся  к выбранной профессии. 

В процессе изучения  экономических предметов  теоретические  вопросы   закрепляются   при помощи лабораторных работ, которые обучающиеся используют в дальнейшей  хозяйственной деятельности при прохождении  практики   на  предприятиях   Кузоватовского района.

2.Технологияуровневойдифференциации

С первых занятий   выявляю индивидуальные способности  обучающихся  для того чтобы в дальнейшем  дифференцированно подойти к  каждому из них. 

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разно уровневые задания облегчают организацию урока.  Студенты постоянно заняты посильным трудом. У меня как у преподавателя  появляется возможность помогать слабому, уделять внимание--сильному. 

При изучении и проверке изученного материала использую, разработанные с учётом индивидуальных способностей обучающихся, карточки-задания разного уровня сложности, а так же  лабораторные работы, контрольные работы, тестовые проверочные работы.

3.Проблемное-обучение

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности обучающихся, позволяет мне нацелить студентов на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важностьобъекта--познания. 

У обучающихся сразу же появляется желание проявить свои способности в решении данной проблемы, где естественно появляется несколько вариантов. Каждый из вариантов предложенных обучающимися, коллективно рассматривается. Моя роль как преподавателя в этом случае сводится к тому, чтобы в процессе разрешения проблемной ситуации направить студентов  на правильное решение вопроса, объяснить,  если была предложена неверная  версия решения -   почему она не верна.

Создание  проблемных ситуаций  на уроке способствует  активной деятельности  обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении,--контроле. 

Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять обучающихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей которые им пригодятся в дальнейшей трудовой  жизни.

4.Исследовательскиеметодывобучении

При изучении предметов экономического цикла важную роль играет и исследовательский метод, который позволяет  обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося. Обучающиеся  используя уже приобретённые знания и навыки, методы расчёта различных показателей,  занимаются созданием  бизнес - проектов    малого предприятия, разрабатывают   так, что бы их можно было осуществить. В своей преподавательской деятельности  практикую такой вид исследовательского метода как написание реферата, а  для того чтобы обучающийся не просто нашёл необходимый текст  ответа на поставленный  мною вопрос привязываю его к конкретному реальному объекту.

5.Игровыетехнологии

Учебная игра по предметам экономического цикла  - это способ достижения всех задач обучения и, следовательно, для нее характерны определенные требования:
-наличие четко поставленной цели и соответствующего педагогического результата;
-установка на необходимость мыслительного  усилия; -строгая дозировка игровых моментов;
-возможность выбора конкретных действий каждым обучающимся, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме деятельности.

       Используя игровые формы, методы и приемы на уроках экономического цикла, решаются следующие задачи:

 а) повышается  интереса обучающихся  к изучению  предмета;

 б)  создается  положительная мотивация в обучении;

в) активизируется  мыслительная деятельность;

г)  развиваются высшие психические функции;

д)  повышается  коммуникативная   направленность уроков и вовлечение  обучающихся  в активную деятельность; 

е)  предоставляется  возможность для самореализации каждому обучающемуся;

ж) создаются  условия для  развития обучающихся  и их самосовершенствования.

    У молодых людей наблюдается стремление к взрослости.

    Обучающимся  техникума  интересно на экономических уроках то, что требует самостоятельного обдумывания, 

Игры  обучающего характера по экономическим предметам  способствует созданию психологической готовности  обучающихся  общению,  тренировке в выборе нужного материала. Игры помогают сделать однообразную деятельность более интересной. Обучающие игры предоставляют  возможность студентам проявить реакцию в общении, самостоятельность в решении задач, мобилизуют  внутренние резервы, тренируют обучающихся в творческом использовании речевых навыков.

Пробуждение  устойчивого  интереса  ведет к повышению познавательной активности, мыслительной деятельности, а это в свою очередь влияет на процессы самовыражения и самореализации личности обучающегося, способствуя созданию положительной концепции.

6.Тестовые технологии

Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания предметов экономического цикла. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.  Тестовые задания составляю с учетом  специфики изучаемого материала, профессии, познавательных возможностей, уровня готовности обучающихся. Поэтому мною для каждой группы составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков обучающихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний обучающихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у студентов логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения  с учетом их уровня познавательных способностей.

7. Зачетная система

Одна из форм подведения итогов по каждой теме это  контрольные работы, которые проводятся с целью проверки усвоения обучающимися  изученной темы.

8. Групповая технология

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом обучающийся может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Если это взаимопроверка, то практикуется такой способ как  обмен работами,  в основном  это тестовые работы, где обучающиеся при помощи правильного варианта ответа, выведенного на экран преподавателем, проводят  проверку задания у товарищей.

Этот  способ позволяет преподавателю за короткое  время оценить выполненные работы  всех обучающихся, а самим обучающимся это даёт возможность ещё раз  повторить изученный материал. У обучающихся при этом  развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, исправить, что создает комфортную обстановку.

9. Информационно-коммуникационные технологии

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место на уроках экономического цикла. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам.

Использование ИКТ на уроках экономического цикла  мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; Замечено, что обучающиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные обучающиеся с огромным желанием включаются в работу.

10. Здоровье сберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой   и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю  организацию учебного труда.

 Заключение

Использование  новых инновационных технологий и методов  на уроках экономического цикла включающих в себя элементы такие как; специфика  разработки программ, дифференцированный подход,  проблемные ситуации  на уроке, исследовательская, применение игры, тесты, зачётная система даёт положительные результаты, так как позволяет   подготовить  разносторонних, эрудированных,  выпускников , владеющих умениями и навыками а так же являющихся  конкурентоспособными   на рынке труда специалистами , которые могут в реальной жизни использовать знания  полученные на экономических  уроках.   Выпускники технологического техникума в будущем   находят своё признание, создавая свои   малые предприятия, занимаются любимой  работой  по выбранной профессии, специальности. Я считаю, что  изучение предметов экономического цикла в образовательных учреждениях , с использованием инновационных технологий и методов,  имеет большое значение для экономической и социальной сферы Ульяновской  области.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Применение инновационных методов и технологий на практических занятиях экономического цикла

Применение инновационных методов и технологий на практических занятиях экономического цикла

Применение инновационных методов и технологий на практических занятиях экономического цикла

Применение инновационных методов и технологий на практических занятиях экономического цикла

У меня как у преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание -- сильному

У меня как у преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание -- сильному

У молодых людей наблюдается стремление к взрослости

У молодых людей наблюдается стремление к взрослости

Замечено, что обучающиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации

Замечено, что обучающиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2023