Применение инновационных методов и технологий на практических занятиях экономического цикла
Данные автора
Ф. И. О. Зубарева Любовь Викторовна,
Должность: преподаватель специальных дисциплин высшей категории
Наименование образовательного учреждения:
Министерство образования и науки Ульяновской области
ОГБПОУ «Кузоватовский технологический техникум»
Применение инновационных методов и технологий на практических занятиях экономического цикла
Дальнейшая реализация экономических реформ, освоение новых управленческих технологий, подъем народного хозяйства в России в огромной степени зависят от уровня профессионализма и деловой квалификации кадров. Для решения этой проблемы требуется активизация поиска новых моделей, подходов в преподавании различных дисциплин, а так же в частности предметов экономического цикла.
Сегодня время диктует, чтобы выпускники среднего профессионального учебного заведения были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Работая в техникуме преподавателем экономических дисциплин на протяжении ряда лет, постоянно ставила и ставлю перед собой задачу, как вызвать у обучающихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.
Обучающиеся, поступающие в учебное образовательное заведение, как правило, имеют слабую подготовку, а зачастую и полное отсутствие интереса к предмету. И для того что бы добиться прочных знаний по экономическим предметам применяю различные инновационные технологии.
Какие же знания, умения и навыки должен приобрести обучающийся изучив предметы экономического цикла? Предметы: «Экономика», «Менеджмент», «Статистика», «Маркетинг» и др. должны и обязаны вооружить студента методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.
Как преподаватель, я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать обучающихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. Включаю в изучение предмета теоретические вопросы, которые обучающиеся используют при прохождении практики на предприятиях, в дальнейшей трудовой деятельности и повседневной жизни.
1.Профессионально-ориентированная—технология---обучения
В связи с тем, что наш технологический техникум даёт следующие профессии: «Повар, кондитер». «Автомеханик», «Мастер молочной продукции», специальности: «Технология продукции общественного питания», «Механизация сельского хозяйства», « Социальная работа», то и программы по предметам экономического цикла, разработанные мною на основании ФГОС-профильные имеют актуальность, так как разработаны с учётом и специфики каждой профессии и специальности.
Целью программ предметов экономического цикла является то, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать развитию интереса у обучающихся к выбранной профессии.
В процессе изучения экономических предметов теоретические вопросы закрепляются при помощи лабораторных работ, которые обучающиеся используют в дальнейшей хозяйственной деятельности при прохождении практики на предприятиях Кузоватовского района.
2.Технология—уровневой—дифференциации
С первых занятий выявляю индивидуальные способности обучающихся для того чтобы в дальнейшем дифференцированно подойти к каждому из них.
Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разно уровневые задания облегчают организацию урока. Студенты постоянно заняты посильным трудом. У меня как у преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание--сильному.
При изучении и проверке изученного материала использую, разработанные с учётом индивидуальных способностей обучающихся, карточки-задания разного уровня сложности, а так же лабораторные работы, контрольные работы, тестовые проверочные работы.
3.Проблемное-обучение
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности обучающихся, позволяет мне нацелить студентов на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность—объекта--познания.
У обучающихся сразу же появляется желание проявить свои способности в решении данной проблемы, где естественно появляется несколько вариантов. Каждый из вариантов предложенных обучающимися, коллективно рассматривается. Моя роль как преподавателя в этом случае сводится к тому, чтобы в процессе разрешения проблемной ситуации направить студентов на правильное решение вопроса, объяснить, если была предложена неверная версия решения - почему она не верна.
Создание проблемных ситуаций на уроке способствует активной деятельности обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении,--контроле.
Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять обучающихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей которые им пригодятся в дальнейшей трудовой жизни.
4.Исследовательские—методы—в—обучении
При изучении предметов экономического цикла важную роль играет и исследовательский метод, который позволяет обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося. Обучающиеся используя уже приобретённые знания и навыки, методы расчёта различных показателей, занимаются созданием бизнес - проектов малого предприятия, разрабатывают так, что бы их можно было осуществить. В своей преподавательской деятельности практикую такой вид исследовательского метода как написание реферата, а для того чтобы обучающийся не просто нашёл необходимый текст ответа на поставленный мною вопрос привязываю его к конкретному реальному объекту.
5.Игровые—технологии
Учебная
игра по предметам экономического цикла - это способ достижения всех задач
обучения и, следовательно, для нее характерны определенные требования:
-наличие четко поставленной цели и соответствующего педагогического результата;
-установка на необходимость мыслительного усилия; -строгая дозировка
игровых моментов;
-возможность выбора конкретных действий каждым обучающимся, что обеспечивает
индивидуальную активность при коллективной форме деятельности.
Используя игровые формы, методы и приемы на уроках экономического цикла, решаются следующие задачи:
а) повышается интереса обучающихся к изучению предмета;
б) создается положительная мотивация в обучении;
в) активизируется мыслительная деятельность;
г) развиваются высшие психические функции;
д) повышается коммуникативная направленность уроков и вовлечение обучающихся в активную деятельность;
е) предоставляется возможность для самореализации каждому обучающемуся;
ж) создаются условия для развития обучающихся и их самосовершенствования.
У молодых людей наблюдается стремление к взрослости.
Обучающимся техникума интересно на экономических уроках то, что требует самостоятельного обдумывания,
Игры обучающего характера по экономическим предметам способствует созданию психологической готовности обучающихся общению, тренировке в выборе нужного материала. Игры помогают сделать однообразную деятельность более интересной. Обучающие игры предоставляют возможность студентам проявить реакцию в общении, самостоятельность в решении задач, мобилизуют внутренние резервы, тренируют обучающихся в творческом использовании речевых навыков.
Пробуждение устойчивого интереса ведет к повышению познавательной активности, мыслительной деятельности, а это в свою очередь влияет на процессы самовыражения и самореализации личности обучающегося, способствуя созданию положительной концепции.
6.Тестовые технологии
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания предметов экономического цикла. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Тестовые задания составляю с учетом специфики изучаемого материала, профессии, познавательных возможностей, уровня готовности обучающихся. Поэтому мною для каждой группы составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков обучающихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний обучающихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у студентов логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения с учетом их уровня познавательных способностей.
7. Зачетная система
Одна из форм подведения итогов по каждой теме это контрольные работы, которые проводятся с целью проверки усвоения обучающимися изученной темы.
8. Групповая технология
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом обучающийся может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Если это взаимопроверка, то практикуется такой способ как обмен работами, в основном это тестовые работы, где обучающиеся при помощи правильного варианта ответа, выведенного на экран преподавателем, проводят проверку задания у товарищей.
Этот способ позволяет преподавателю за короткое время оценить выполненные работы всех обучающихся, а самим обучающимся это даёт возможность ещё раз повторить изученный материал. У обучающихся при этом развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, исправить, что создает комфортную обстановку.
9. Информационно-коммуникационные технологии
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место на уроках экономического цикла. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам.
Использование ИКТ на уроках экономического цикла мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; Замечено, что обучающиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные обучающиеся с огромным желанием включаются в работу.
10. Здоровье сберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда.
Заключение
Использование новых инновационных технологий и методов на уроках экономического цикла включающих в себя элементы такие как; специфика разработки программ, дифференцированный подход, проблемные ситуации на уроке, исследовательская, применение игры, тесты, зачётная система даёт положительные результаты, так как позволяет подготовить разносторонних, эрудированных, выпускников , владеющих умениями и навыками а так же являющихся конкурентоспособными на рынке труда специалистами , которые могут в реальной жизни использовать знания полученные на экономических уроках. Выпускники технологического техникума в будущем находят своё признание, создавая свои малые предприятия, занимаются любимой работой по выбранной профессии, специальности. Я считаю, что изучение предметов экономического цикла в образовательных учреждениях , с использованием инновационных технологий и методов, имеет большое значение для экономической и социальной сферы Ульяновской области.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.