ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ
Оценка 4.8

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ

Оценка 4.8
docx
29.11.2020
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ
Применение инновационных технологий обучения при подготовке техников-программистов.docx

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ

 
Наталья Дмитриевна Мамедова
преподаватель 
ГПОУ «Донецкий политехнический колледж»,  город Донецк

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные принципы организации эффективного обучения программированию студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Ключевые слова: интерактивный метод, компьютерный эксперимент, имитационная игра
Программирование - это специфический вид человеческой деятельности. Научить студентов составлять алгоритмы и программировать - нелегкая задача. В последнее время потенциал студентов, выбирающих профессию программиста, довольно низкий. В своей практике, наблюдая за достижениями студентов, динамикой изменение качественного и абсолютного показателей обучения, все более и более убеждаюсь в эффективности тех или иных приемов и методов обучения.
При подготовке к занятиям постоянно обращаюсь к изучению и опыта других преподавателей в использовании новых или отработанных приемов, оптимальных методик преподавания, применении интерактивных методов обучения при проведении лекций, семинарских занятий.
Обучение алгоритмизации и программированию осуществляется в большей степени через решение тех или иных задач. Специфика учебных задач по программированию - это взаимосвязь технологии программирования с другими специальными дисциплинами, дисциплинами математического цикла.  Обусловлено это содержанием учебных задач, которое включает практическую и прикладную направленность программирования.

На лекциях объяснение материала сопровождаю демонстрацией презентации с примерами типовых задач, яркие слайды привлекают внимание студентов, способствуют более эффективному усвоению, запоминанию.

Использование опорных конспектов, схем полезно не только при изучении, а и во время закрепления, повторения, систематизации теоретических знаний по той или иной теме.

Демонстрация приемов и способов выполнения практических действий, использование типовых задач с постепенным усложнением структуры алгоритмов, использование «демонстрационных» программ поддерживают стиль «обучение на примерах», позволяют усваивать материал намного эффективнее, концентрируют внимание на принципиально важных приемах программирования. Проблемное изложение, эвристическая беседа, проблемные вопросы способствуют активизации мышления студентов.

На этапе закрепления изученного - репродуктивная деятельность студентов, работа по образцу и алгоритму, формирование у студентов умения работать по некоторым правилам, постановка вопросов и задач студентам для самостоятельного усвоения материала, использование обучающих программных педагогических средств.

Чаще всего по программированию проводятся семинары по решению некоторого класса задач. Во время проведения семинара предлагается студентам решить задачу с неполными или сокращенными данными, приводятся решения задачи с пропусками, задания на исправление ошибок, оптимизация, модификация существующего решения, программы, варьирование условием задачи, комментирование кода, подведение задачи под уже известный тип.
Поиск ошибок - это высоко интеллектуальная деятельность, способствует развитию логического мышления, формирует навыки умственных операций и действий. Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Умение мыслить самостоятельно проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новую проблему и затем решить ее своими силами. Гибкость мышления заключается в умении изменять первоначальный план решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Модификация условия, варьирование условием, переформулирование задачи способствует тому, что студент осуществляет анализ предложенного ему задания, выделяет в нем наиболее существенные компоненты и проводит их обобщение. По мере того, как он выделяет и обобщает существенные особенности разных задач, он и осуществляет перенос решения из одной задачи в другую, существенно сходную с первой. Формулирование мыслей словами, высказывание своих соображений вслух помогает обратить внимание на различные моменты и способствует более глубокому пониманию условия, вырисовыванию логики и последовательности шагов в решении.

Отстаивания своей позиции, аргументированное доказательство верности полученного решения, его оптимальности с точки зрения затрат машинного времени, памяти, выбор наиболее рационального, оригинального способа решения - одни из главных ключевых профессиональных компетенций будущего программиста.
Самостоятельное составление задач по той или иной теме программирования, очень нравится студентам, это является одним из ценностных средств развития навыков самостоятельного решения учебных задач, их коллективное обсуждение, а также и решение лучших из них.
Применение ролевых, имитационных игр, или игровых ситуаций, решение ситуационных задач приближает процесс обучения к реальным условиям, профессиональной деятельности. 

Умелый отбор материала для семинара, практическая направленность задач, организация междисциплинарных связей, возможность проведения компьютерного эксперимента усиливает интерес студента к предмету. Применение соответствующих программных средств, различных видов самостоятельной деятельности помогает осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов, привлекает к активизации самообразовательной деятельности.

Особое место среди занятий занимают лабораторные работы. Студенты получают индивидуальные задания, задачи используются разноуровневые, дифференцированные.
Обязательным при проведении лабораторного занятия является инструктаж преподавателя. Он, как правило, включает ознакомление студентов с содержанием задач, их особенностями, рекомендациями по решению, типичными ошибками, критериями оценки. Обращается внимание на последовательность выполнения некоторых действий, использования рациональных способов решения, применение установленной методики решения того или иного класса задач, организацию самопроверки.
Индивидуальная работа студентов за компьютером способствует развитию навыков самоорганизации, самоконтроля, развития творческих способностей, проводится приближенная  прикидка правильности решения задачи; оценивается жизненная реальность результатов; тестирование; проводится анализ причин возникающих ошибок, их характер. Даже при использовании компьютера, на первом этапе рекомендуется не отказываться от ручной трассировки алгоритма. Этот прием помогает студентам «почувствовать» процесс выполнения, увидеть свои ошибки, допущенные в алгоритме. Широко используется на занятиях сравнение своего решения с образцом, который демонстрируется на экране или интерактивной доске.

Эффективным для формирования профессиональных компетенций обучающихся является применение демонстрационных, обучающих и контролирующих программных средств  как на занятиях по программированию, так и для организации самостоятельной работы студентов.

Инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса студентов, более качественному усвоению и осмысливанию ими изучаемого учебного материала.

Литература:

1.     Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства. / Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.

2.     Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. — М. : Дрофа, 2008. — 312, [8] с. : ил. — (Высшее педагогическое образование).

3.     Селевко  Г.К. Современные образовательные технологии; Учебное пособие.  - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.


 

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

На лекциях объяснение материала сопровождаю демонстрацией презентации с примерами типовых задач, яркие слайды привлекают внимание студентов, способствуют более эффективному усвоению, запоминанию

На лекциях объяснение материала сопровождаю демонстрацией презентации с примерами типовых задач, яркие слайды привлекают внимание студентов, способствуют более эффективному усвоению, запоминанию

Гибкость мышления заключается в умении изменять первоначальный план решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и…

Гибкость мышления заключается в умении изменять первоначальный план решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и…

Применение соответствующих программных средств, различных видов самостоятельной деятельности помогает осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов, привлекает к активизации самообразовательной деятельности

Применение соответствующих программных средств, различных видов самостоятельной деятельности помогает осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов, привлекает к активизации самообразовательной деятельности

Инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса студентов, более качественному усвоению и осмысливанию ими изучаемого учебного материала

Инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса студентов, более качественному усвоению и осмысливанию ими изучаемого учебного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2020