Кононченко Наталья Леонидовна,
учитель музыкального искусства
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ШКОЛА № 4 ГОРОДА ДЕБАЛЬЦЕВО»
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Любая деятельность может быть либо
технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология -
на науке. С искусства всё начинается,
технологией заканчивается, чтобы затем всё
началось сначала.
доктор педагогических наук, профессор
Владимир Павлович Беспалько
Наша жизнь не стоит на месте - она стремительно развивается, набирает новые обороты, внеся свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе - в процессы образования.
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика учиться.
Приходя на урок изобразительного искусства, я понимаю, что за отведённое время, 1 час в неделю вряд ли можно вырастить и воспитать хотя бы одного настоящего художника. Но я и не ставлю перед собой таких задач. В первую очередь я задумываюсь над тем, как развить в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти самого себя.
В педагогической литературе всё больше внимания уделяется поискам методов и методических приёмов обучения, которые способствуют более успешному развитию художественных способностей. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное и музыкальное искусства – предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребёнка, его творческой индивидуальности. В условиях построения новой модели образования одним из приоритетных направлений становится внедрение в образовательный процесс новых технологий.
Стандарты вводят новое понятие – учебная ситуация. Учебные ситуации на уроках эстетического цикла необходимы.
Так в своей практике на первых уроках и при изучении новой темы я использую « Метод ситуации - Подарок»
Сейчас предлагаю вам на себе испытать эту технологию. Уважаемые коллеги закройте, пожалуйста, глаза и представьте себе, что после трудового дня вы погрузились в приятный сон. И вот на момент пробуждения в своей комнате возле кровати на тумбочке или на столе вы видите красиво упакованную с праздничным бантом коробку. Какие вопросы возникают у вас? Откройте глаза и произнесите их вслух. Я буду записывать их, просьба не повторяться (используется метод мозговой атаки). На доске расположен ватман поделенный на 2 части: в столбик слева вписываются вопросы участников. После продолжения рассказа участникам открывается содержимое коробки – это учебник по тому или иному предмету и теперь уже со знанием содержимого коробки ответить на выписанные вопросы.
Применять эту технологию можно при изучении новой темы, или как вводный урок по предмету, также этот метод может быть использован как постановка проблемы урока.
Каждая конкретная технология имеет свои признаки, определения, функцию, структуру.
Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология творческих мастерских. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, метод проектов и методы погружения, без оценочная творческая деятельность учащихся.
Актуальность технологии заключается в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Данная форма урока направлена как на всестороннее развитие учащихся в процессе обучения, так и на развитие самого педагога.
Цель мастерской – подтолкнуть к поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить, побудить к общению и творчеству.
Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель- вводит своих учеников в процесс познания через создания эмоциональной атмосферы, в которой ученик может себя проявить как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – лишь представляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя.
При использовании данной технологии на уроках создаётся атмосфера доверия, сотрудничества, учащихся и Мастера, содержательная работа с дидактических материалом, обращение к личному опыту обучающихся, связь с другими видами искусства, что способствует развитию индивидуальности ученика, даёт толчок творческому процессу создания творческих работ.
Основные этапы мастерской.
Индукция ( поведение ) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивация обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предметному обсуждению.
Индуктор – всё то, что побуждает ученика к действию. ( метод погружения. Тема: Конструкция и декор предметов народного быта; русская народная вышивка, народный праздничный костюм – показ куклы в народном костюме, примеры из архивных записей. Тема: Городецкая роспись- легенды, Дымковская игрушка)
Демонстрация – это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. На этом этапе осуществляется работа с информационным материалом.( из осмысленного и услышанного материала ученики формируют проблему. Отбирают характерные моменты: геометрический узор Дымки, идёт проработка мелких деталей Богородский игрушки, анализируют, находя сходство или отличия – многообразие цветовой палитры Городецкой росписи, ограниченность четырёх цветов Хохломы и монохромность Гжели. Выискиваются техники выполнения при решении поставленной проблемы: рисунок, живопись, гротаж, аппликация ).
Реконструкция – решение проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально рисунка, проекта, решения. Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель. ( обсуждение и создание эскизов ).
Социализация – это соотнесение учениками своей деятельности с деятельностью других учеников ( непосредственно выполнение работы ).
Афиширование – это наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. На этом этапе ученики обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
( Выставка, защита своих работ. Объяснить принцип выбора той или иной техники)
Разрыв – это кульминация творческого процесса, осознание своих знаний, побуждение к новому углублению в проблему. ( анализ результатов)
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения, применение полученных знаний в жизни.
Девиз творческой мастерской – каждый способен творить на своём уровне. Это доверие к человеку, вера в его силы и возможности.
Чем разнообразнее методы и приёмы, тем эффективней проходит учебный процесс.
Методы обучения И их функции.
Для передачи учебной информации при обучении изобразительному искусству используется рассказ, объяснение, инструктаж, демонстрация, самостоятельные наблюдения учащихся, упражнения.
Особенности каждого из словесных методов.
Рассказ – объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Более совершенным словесным методом является беседа.
Беседа отличается тем, что не только требует от обучающихся мысленного следования « за учителем», но и вынуждает их к самостоятельному мышлению. Она позволяет активизировать умственную деятельность школьников и развивать их внимание и речь.
Пояснение – словесный метод воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что должны получить в результате.
Совет- используют в тех случаях, когда ребёнок затрудняется в создании изображения.
Напоминание в виде кратких указаний обычно используется перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идёт о последовательности работы.
Поощрение – методический приём, который нужно применять в работе с детьми. Данный приём вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнять работу хорошо, ощущение успеха.
Инструктаж – пояснение способов действий с их наглядным показом, предупреждение возможных ошибок, ознакомление с правилами работы в материале. С инструктажом тесно связаны демонстрация ( показ ) – конкретный образец изобразительных действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия.
Наблюдение – восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении.
Таким образом применение в моей педагогической практике всех выше изложенных образовательных технологий, методов и приёмов позволяют выявить и развить у обучающихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, самостоятельного поиска информации; способствуют формированию учебной мотивации, познавательной активности, ответственности.
Рекомендации учителям
Необходимо использовать интерактивные педагогические технологии, формы и методы обучения на уроках изобразительного искусства, т. к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышению уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывают интерес познанию, формируют коммуникативных, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.