Применение кейс - технологий на уроках географии в старших классах
Кейс-технология ‒ это современная образовательная технология, основанная на анализе проблемной ситуации. Кейс-технология сочетает в себе одновременно ролевые игры, проектные методы, и ситуационный анализ. Будучи интерактивным методом обучения, этот метод завоевал позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видели в нем возможность проявить инициативу, почувствовать независимость в овладении теоретическими позициями и овладении практическими навыками. Кейс-метод также выступает в качестве способа мышления учителя, его особой парадигмы, которая позволяет мыслить и действовать по-разному, развивать творческий потенциал.
Действия в кейсе либо приводятся в описании, и тогда требуется их осмысление (последствия, эффективность), либо они должны предлагаться как способ решения проблемы. Но в любом случае разработка модели практического действия является эффективным средством формирования профессиональных качеств обучающихся. Кейс-технология представляет собой анализ конкретной ситуации, которая заставляет нас поднять пласт приобретенных знаний и применить его на практике.
Метод кейс-технологий используется в географии для обработки и изучения большого и иллюстрированного объема информации и позволяет учащимся самостоятельно работать с объемом дополнительной информации, извлекать необходимые знания. Особое значение имеет использование кейс-технологии как инструмента для развития критического и проблемного мышления, формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках географии.
На уроках географии кейс-технология активизирует мышление учащихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляет учеников один на один с вымышленными и реальными ситуациями, требующими решений, порой нестандартных .
Цели кейс-технологий на уроках географии:
· углубленное изучение предмета географии;
· подготовка к олимпиадам по географии, ЕГЭ и ОГЭ;
· индивидуализация образовательного процесса в процессе географии
В курсе географии кейс-технологии помогают учащимся обрабатывать большие объемы информации, разрабатывать критическое и проблемное мышление и формировать универсальные учебные действия. Широко используется групповая работа на уроке, это даёт возможность работать группе на едином проблемном поле. Например, использование кейсов при изучении тем «Субрегионы Африки», «Страны Европы», «Глобальные проблемы человечества»., где используется структурированная информация в условиях лимита времени. Занятие с использованием кейс-технологии в 11 классе « Субрегионы Зарубежной Европы». Учащиеся делятся на 4 группы, соответственно субрегионам – Северная Европа, Восточная Европа, Южная Европа и Западная Европа. Основным заданием кейсов: дать характеристику субрегионам. 1 кейс предполагает описание в виде схемы, второй в виде таблицы, третий в форме «письма семье» и четвертый – в виде рекламы турфирмы. В итоге обучающиеся должны более глубоко сформировать цельное представление о регионе Европы, благодаря презентации своих работ, мини-проектов.
Кейс по теме: «Субрегионы Азии» - это форма репортажей и виртуальных путешествий, как способны сделать подачу материала интересней, опираясь на «обычные» факты.
Кейс «Субрегионы Африки». Используются различные формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая («мозговой штурм») и коллективная (дискуссия). Каждый кейс предполагает описание субрегиона по общему (составленному вместе с учителем) плану. Обучающиеся должны были представить конечный продукт в виде схемы, таблицы, «рекламы турфирмы» и «письму домой». Каждому кейсу подбирается статья и несколько карт. Также в кейсах даются общие карты, которые должны присутствовать в каждой группе.
Кейс «Глобальные проблемы человечества». На данном занятии класс обучающихся делился на три группы: первая группа разбирала проблемы, касающиеся всего человечества, связанные с основными социальными общностями человечества, вторая - проблемы, связанные с отношениями в системе «человек – общество» и третья группа - проблемы, связанные с отношениями в системе «человек – природа». После подробного разбора проблем, обучающиеся размышляют над постановкой ответа и ищут пути решения проблем. Первая группа презентует свое решение в виде слогана, четверостишия или стихотворения, вторая в виде эмблемы или плаката и третья – в виде, короткой сценки- призыва.
При организации дискуссии по материалу проблемного кейса основными факторами являются умения и навыки учащихся, умения учителя в организации дискуссий. Во время дискуссии учитель контролирует ее направление, добиваясь участия каждого ученика.
За счет того, что ребята в группах, внутри коллектива школьник обязательно выберет себе подходящую роль – кто будет направлять всех и распределит задания, кто-то займется поиском информации, кто-то анализом карт и диаграмм, ну, а кто-то харизматично презентует работу .
Кейсы будут актуальны при изучении стран, прошедших или находящихся в кризисной ситуации. Например, тема: «Россия в современном мире» в 11 классе.
Описательный кейс, нацелен на получение информации, позволяющий дать достаточно полное описание объекта, всех его количественных и качественных характеристик. Например, кейсы по изучению населения России или мира в 9-10 классах.
В последнее время популярным становятся мультимедиа представление кейсов. Возможности мультимедиа представления кейсов сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видеоизображения.
Таким образом, кейс-технология в курсе географии не самоцель в работе учителя, а адекватный инструмент формирования компетентностей, выходящих за пределы учебного пространства.
Список источников
1.Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. — №4, 2010.
2.Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. - 1963. - № 5.
3. Гербер Р. Глобализация образования и преподавание географии: в будущее вместе // География в школе, N 2, 2012
4. Горбанев В.А. Концепция обновления географического образования в российской школе // География в школе, N 6, 2016
5. Макарова Е. Н. Кейс-стади как современная технология обучения географии в школе / География в школе. – 2012.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.