Применение Компьютерных технологий обучения в преподавании электротехнических дисциплин

  • pdf
  • 14.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала методика проведения занитий с применением технологий групповых технологий по электротехнике.pdf

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Методика проведения учебных занятий с применением

технологий группового и коллективного взаимодействия по дисциплине Электротехника и электроника

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Преподаватель Черкашенина  Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск

2024

Предисловие

Интенсивные изменения в обществе в течение последнего времени требуют качественного преобразования профессиональной деятельности, как педагога, так и студента.

К преподавателю предъявляют высокие требования психолого-педагогической компетентности как совокупности теоретической и практической готовности к применению различных методов технологий обучения. Преподаватель не только должен донести изучаемый материал, но и показать его студенту,  как  знания, необходимые для решения профессиональных задач.

Целостное осуществление преподавательской деятельности требует владения комплексом теоретико-методологических и практических психолого-педагогических знаний и умений.

Преподаватель должен выстраивать свою деятельность как систему с ясными целями, задачами и конечным результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение (Основная часть)

 

Современный подход к реализации профессионального образования, повышение качества профессиональной подготовки молодых специалистов, престижа высококвалифицированного труда работников,  как рабочих профессий, так и специалистов среднего звена неразрывно связан с использованием современных педагогических технологий в образовательном процессе. 

Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и применение различных методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем

Преподаватели - предметники  должны не только  хорошо владеть профессиональными умениями  и навыками своей дисциплины, донести  материал до студентов, но и показать значимость изучаемых тем дисциплины в освоении избранной профессии (специальности).

   Основополагающая задача заключается в том, чтобы обеспечить осознанность, целесообразность и эффективность педагогических практик применения современных педагогических технологий и их полной реализации при подготовке к аудиторным занятиям и организации самостоятельной работы студентов в условиях ориентации на компетентностный подход в образовании.

В связи с этим в последнее время все больше уделяется внимания активизации учебной деятельности студентов, развитию их интеллектуальных способностей, повышению технического уровня учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или качества подготовки по учебным специальностям.

Цели обучения по различным профессиям и специальностям, определяют требования к специалиста,  к целям обучения по дисциплине. Поэтому  целеполагание на уровне моделирования занятий включает два этапа:

1.      Построение модели деятельности специалиста (типовые профессиональные задачи и функции);

2.      Определение модели личности специалиста, в которую включаются необходимые качества и свойства, знания и умения будущего работника.

Таким образом, модель специалиста включает в себя функции обучения, отражающиеся в целях: обучающую, развивающую, воспитывающую. Выстроенные  цели и задачи позволяют обеспечить системный характер процесса обучения и значительно повысить его эффективность.

Применение различных методов обучения дает возможность преподавателю организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся в целях усвоения ими содержания образования. Следовательно, метод обучения – способ последовательного взаимодействия преподавателя  и обучаемых, направленных на организацию усвоения содержания образования.    При выборе метода обучения преподаватель должен учитывать факторы, такие как: цель обучения;  наличие или отсутствие мотивации к изучению материала; временные рамки процесса обучения, степень работоспособности и обучаемости студентов и т.д. 

Для наиболее эффективного достижения поставленных целей применяются различные технологии, или цепочка действий и операций,  направленных на результат. 

Построение технологий обучения, дает возможность изменения способов деятельности и общения, характера взаимодействия между его субъектами. 

Цель технологии – обеспечить профессиональное становление личности конкурентоспособного специалиста, готового к решению профессиональных задач.

Задачи технологии:

Ø  Формирование у выпускника ценностных отношений к профессиональной деятельности;

Ø  Достижение запланированного уровня и качества подготовки специалиста; Ø Развитие  творческого потенциала личности; Ø Готовность к самореализации в обществе.

Кроме целей и задач технологии определяются функциями  преподавателя и студентов, характером их взаимодействия. 

К технологиям группового взаимодействия  можно отнести такие, в основе которых лежат различные способы организации внутригрупповой, межгрупповой  совместной деятельности, ведущей характеристикой является достижение общего результата, включающая вклад каждого студента.

Все технологии группового и коллективного взаимодействия по типу организации совместной деятельности, основаны на принципах:

1.      Индивидуальный вклад – решение учебных задач на основе взаимодополнения, суммирования результатов каждого участника;

2.      Позиционный – выявление и столкновение различных точек зрения, их взглядов на проблему, объект групповой работы;

3.      Принцип развивающей кооперации – направленность групповой работы на исследование, совместный  поиск решения задач.

4.      Принцип ролевого поведения – деловые,  ролевые   игры обеспечивают организацию совместной деятельности, создают реальную профессиональную  ситуацию.

В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности выделяют несколько способов работы:

-индивидуальные; 

-   малые группы получают одно  и то же задание;

-   группы получают разные задания;

-   группы получают разные задания, но работающие на общий результат;

-   работа групп по принципу «эстафета», перемещается задание, и  т.д.

Олимпиада:

Цель: 

-расширение знаний по дисциплине Электротехника и электроника, раскрытие способностей по решению нестандартных задач , требующих индивидуального подхода и логического видения дисциплины.

-   поиск и выявление талантливых студентов, развитие знаний и творческих способностей, создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных студентов.

Задачи:

1. развитие интереса к электротехнике через изучение нестандартных подходов; 2. выявление и развитие творческих способностей студентов;

3. создание условий для интеллектуального роста студентов.

Олимпиада может содержать решение тестов разного уровня. 

Тестирование – метод психологической диагностики, использующей стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Данная форма контроля определяет ее экономичность с точки зрения временных затрат;  наличием количественных оценок;  массовым характером проверки, одновременным включением в нее всех обучающихся; объективностью и надежностью выводов. Системная дидактика рассматривает несколько уровней усвоения: 

Тесты 1-го  уровня – студент выбирает из двух предложенных ответов один правильный. На втором уровне – выбирает правильный ответ  из нескольких предложенных (более двух). На третьем – находит общее или различное в изученных объектах путем сравнивания характеристик, свойств, параметров, указанных в задании. Таким образом, выделяется три типа тестов: опознания – тест закрытой формы с двумя готовыми ответами, из которых студент выбирает один правильный.

Тест на различие – тест закрытой формы, содержащий несколько ответов, из которых надо выбрать один правильный или несколько.

Тест на классификацию (соответствие) – установление соответствия  элементов одного столбца элементам другого.

   Тест 2-го уровня – воспроизведение по памяти подстановка в текст, уравнение, графики и т.д.    Тест 3-го уровня – самостоятельное выполнение практических заданий в нетипичных условиях (описание вариантов рационального решения поставленных задач).

    Тест 4–го уровня творческое применение профессиональных знаний (разработка карты технологического процесса, эскизы конструкторских решений, эталонные схемы и т.д.)      Тест 5-го уровня – исследовательский.  К этому уровню относится 1- низший – уточнение известных результатов; 2 - средний – дополнение; 3 – высший  – достижение результата, не имеющего аналогов.

Пример тестовых заданий см. в приложении.

Мозговой штурм.

Цель: 

-сбор как можно большего количества идей в процессе коллективного генерирования, преодоление привычного хода мысли в решении творческой задачи;

 - получить нетривиальный результат решения проблемы за счет разделения этапов генерирования и отбора идей. 

Принцип организации и проведения мозгового  штурма  включает 3 этапа:

Предварительный этап — Постановка проблемы. 

На этом этапе четко формулируется задача, отбираются участники штурма, определяется ведущий и распределяются прочие роли участников в зависимости от задачи и выбранного способа проведения штурма.

Основной этап — генерация идей. На этом этапе генерируются варианты решения задачи. Для максимальной эффективности, в процессе генерации важно соблюдать несколько правил:

1.        количество идей; 

2.        полный запрет на критику и любую оценку идей, включая положительную, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает ритм работы и творческий настрой; 3. приветствуются необычные, и даже абсурдные идеи;  4. комбинировать  и улучшать  любые идеи.

 Экспертный этап — группировка, отбор и оценка идей. На этом этапе хаотичные идеи классифицируются, анализируются и оцениваются. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма.

Для проведения мозгового штурма создают две и более группы:

                           участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

                           члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Перед мозговым  штурмом  ведущий производит чёткую постановку задачи,

подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. 

В процессе мозгового штурма, если вначале решения не отличаются высокой

оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.