Применение метода Марии Монтессори в факультативной работе с дошкольниками.
Оценка 4.7

Применение метода Марии Монтессори в факультативной работе с дошкольниками.

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа +2
Детсад
24.06.2023
Применение метода Марии Монтессори  в факультативной работе с дошкольниками.
Аннотация. В статье говориться о использовании в факультативной работе методики Марии Монтессори с детьми дошкольного возраста. Ключевые слова: Монтессори-педагогика, развитие речи, развитие интеллекта, развитие математических способностей, окружающий мир, развивающие игры Монтессори.
Статья М.Монтессори.docx

                                                                                        УДК 372.881.161.1

 

Применение метода Марии Монтессори

 в факультативной работе с дошкольниками.

 

Л.Г. Безуглова, Ю.В. Степаненко.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №21 г. Россоши Воронежской области

 

Аннотация. В статье говориться о использовании в факультативной работе методики Марии Монтессори с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: Монтессори-педагогика, развитие речи, развитие интеллекта, развитие математических способностей, окружающий мир, развивающие игры Монтессори.

 

Application of the Maria Montessori method in elective work with preschoolers

 

L.G. Bezuglova, Yu.V. Stepanenko

Municipal state preschool educational institution Child Development Center-kindergarten No. 21Rossoshi of the Voronezh region

 

Annotation.  he article talks about the use of Maria Montessori's methodology with preschool children in elective work.

Keywords:  Montessori pedagogy, speech development, intellectual development, development of mathematical abilities, the surrounding world, Montessori educational games.

 

   Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт провозглашает основные принципы Российского современного дошкольного образования, которые совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Монтессори-педагогика является альтернативной системой воспитания и образования детей, разработанной итальянским врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори. На протяжении почти 100 лет ее успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира. Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть.

Основной девиз метода звучит так: «Помоги мне сделать это самому!»Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора.

Суть метода Монтессори - это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде. М. Монтессори заметила, что в разные периоды детства ребенок особенно концентрируется на определенных занятиях, воспринимает мир с особой интенсивностью. Она называла эти периоды сензитивными. Именно в эти моменты ребенок легко приобретает важные для своего развития знания, умения, навыки.

В своей группе, выбирая факультатив, мы решили остановиться на методике Марии Мантессори –педагогике, которая удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям. Методика М. Монтессори является той находкой, которая позволяет безболезненно, с радостью для детей развивать самостоятельность, усидчивость, внимание.

Факультатив называется «Умелые ручки», работаем по нему третий год, со второй младшей группы. Программа факультатива с использованием методики М. Монтессори включает следующие принципы:

·        единство обучающих, развивающих и воспитательных задач;

·        интеграция совместной деятельности педагога и ребенка и его самостоятельная деятельность;

·        психологическая комфортность – созданиеусловий для раскованной деятельности, стимулирующей самостоятельную познавательную,творческую активность дошкольника;

·        креативный подход – воспитание у детей способности, потребности и умения самостоятельно делать выбор и принимать решения.

Главная цель факультатива:«Помогите мне это сделать самому».

Каждое упражнение имеет две цели – прямую и косвенную. Первая служитактуальному движению ребенка, вторая – работе на будущее.

Задачи:

1.     Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускулатуру рук.

2.     Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы чувства: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.

3.     Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.

4.     Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас.

5.     Развивать математическое мышление, навыки счета.

6.     Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.

7.     Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого, трех стихий – земли, воздуха, огня – и различных явлений природы. Самостоятельно искать ответы на свои вопросы.

Задачи обучения

Специфические задачи обучения делятся на пять групп по зонам:

1.     Зона практической жизни:

·        реализация воспитательных возможностей труда; уход ребенка за собой, за окружающей средой; подготовка к общественной жизни;

·        способствование координации и совершенствованию движений; развитие чувства ответственности перед окружающим.

2.     Математическая зона:

·        закрепление количественного счета; умение логически сопоставлять геометрическое изображение, называть его;

·        развитие пространственных представлений;

·        ознакомление с единицами веса;

·        знакомство с арифметическими действиями.

3.     Сенсорная зона:

·        развитие моторики; координация движений; формирование порядковых структур;

·        развитие осязания, обоняния, вкусовых ощущений;

·        развитие слуховой памяти.

4.     Зона развития речи, письма и чтения:

·        расширение запаса слов, классификация предметов и слов;

·        развитие образного восприятия языковой символики; концентрация внимания;

·        буквенный анализ слов, соотношение звука и буквы;

·        умение выделять отдельный звук и определять его место в названии предмета;

·        развитие фонематического слуха.

5.     Зона науки:

·        знакомство детей с разнообразными свойствами предметов окружающего мира, со средой обитания животных растений и людей;

·        классификация животного мира;

·        изучение строения человека;

·        формирование простейших представлений о структуре Земли;

·        расширение знаний об окружающем мире, о сезонных изменениях в природе, труде людей и т.д.;

·        изучение категории времени, цикличности времени года;

·        знакомство с Солнечной системой: что входит в нее, название планет их расположения;

·        развитие логического мышления, воображения, творческих способностей.

Создавая развивающую среду для групповой работы с детьми, мы старались обеспечить детям, возможность самостоятельного выбора деятельности и на актуальном для него уровне. Все представленные в группе материалы имеют прямую цель и косвенную, что соответствует зонам актуального развития (то, что ребенок способен сделать самостоятельно) и ближайшего развития (то, что ребенок может сделать с помощью взрослого). Помощь развитию ребенка осуществляется посредством комплекса материалов, относящихся к разным учебным разделам: упражнения по приобретению навыков практической повседневной деятельности; развитие сенсорики; развитие речи; математика и другие.

Задача педагога - помочь ребенку организовать свою деятельность, стимулировать его к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, учитывая индивидуальность ребенка, естественный ход его развития, не нанося вреда психическому и физическому здоровью, что нередко бывает при, модном сегодня, раннем обучении детей.

 Пространство группы мы условно разделили на «зоны»:

 Зона упражнений в практической жизни. Упражнения по овладению навыками, необходимыми человеку в повседневной жизни. В процессе этой деятельности, ребенок учится самостоятельно заботиться о себе (одеваться, раздеваться, мыть руки, причесываться, переливать воду, пересыпать сыпучие материалы, пользоваться пипеткой, пинцетом, ножницами, и т.д.). Он учится заботиться об окружающей среде, учится правилам хорошего тона, поведения в обществе, а так жевыполняет комплекс специальных упражнений на развитие общей координации движений, общей и мелкой моторики. 

Сенсорная зона. В этой зоне собраны материалы для утончения, развития органов чувств. На освоение и различение формы предметов, размера, цвета, веса и т.д. Большое внимание уделяется развитию осязания и слуха ребенка. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» - говорит М.Монтессори.

 Математическая зона.Здесь дети получают представления о количестве предметов, порядковом и количественном счете, учатся распознавать и писать цифры, знакомятся с десятичной системой.

 Зона родного языка. Дидактический материал в этой зоне способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, формированию обобщающих понятий, знакомит со звуками и буквами.

 Космическая зона. Здесь собраны материалы по расширению представлений об окружающем мире. Кроме классического Монтессори-материала в группе представлены другие развивающие игры.

Игры Монтессори очень выручают в работе с детьми: их можно сделать своими руками. Игры делали вместе с родителями: так появились дидактические игры: «Собери бусы», «Кусочки тканей», «Шумящие коробочки»«Коробочки с запахами», «Определи на ощупь», виды круп в стеклянных баночках, развивающая доска- «Бизиборд» на стене.

Игры Монтессори интересны тем, что дети могут играть в них самостоятельно, они хорошо развивают мелкую мускулатуру пальцев рук и их можно предложить тем детям, у кого слабые пальчики. Можно занять ребенка одного, можно по 2-3 человека, получается такое объединение по интересам.

Развивающие игры ММонтессори можно использовать как часть занятия, т. е. как дополнение к изучению темы, можно как самостоятельное, целое занятие. Область применения игр Монтессори очень широка: математическое развитие, обучение грамоте, развитие речи, изо-деятельность, как вести себя в окружающем мире, т. е. социальная жизнь, опытно-исследовательская деятельность, т. е. экологическое воспитание, а также развитие вкуса, обоняния и слуха у ребенка, и первые навыки самообслуживания.

Во 2-ой младшей группе, игры Монтессори помогали нам, при обучении детей навыкам по самообслуживанию. Например: застегиванию пуговиц, кнопок, шнуровки, умывание рук и лица. В средней группе на занятиях поознакомлению с цветом использовали метод Монтессори «Смешивание красок». Дети узнавали не только цвет, но и оттенки, как из желтой и синей краски можно получить зеленую и т. д. Дети любят находить среди множества цветов и оттенков ниток, ту, которая есть у них в одежде. Детям очень нравятся «Шумящие коробочки» и «Коробочки с запахом», вкусовые банки.Эти игры мыиспользуем в вечернее время, здесь идет развитие вкуса, обоняния, слуха.Также в утренние и вечерние часы, мы используем рамки – вкладыши, «Найди цвет и оттенок – с нитками»игры с прищепками, катание шариков по наклонной доске, прокатывание под дугу. В старшей группе – новые игры«Моя рука, моя нога»«Строение человека», «С утра до вечера (части суток)», «Времена года», «Ателье (найди два одинаковых кусочка ткани), «Пройди с колокольчиком». Больше стали проводить различные опыты и эксперименты: «Зернышко, расти!», «Танцующие шарики», «Буря в бутылке», «Круговорот воды в природе», «Смастери радугу», и д.р.

Художник К. С. Петров-Водкин так отметил значимость занятий Монтессори: «У этих детей будут широко открыты и глаза, и уши, и все тело, и весь ум для восприятия мира».

К концу обучения, мы заметили, что дети больше стали самостоятельно взаимодействовать с предметами, выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ними, находить свои ошибки и исправлять их, сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое дело, самостоятельно убирать материал на свое место.

 

Список литературы

1.     Боброва Н. Монтессори у Вас дома. Узнаем окружающий мир. СПб.: Питер, 2016. 112 с.

2.     Кирюшкина Т.В. Программа работы по системе М. Монтессори кружка «Умелые ручки» для детей 2-6 лет. СПб.: Детство-пресс,2009. 80 с.

3. Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори-материал Школа для малышей.

М.: Российский Монтессори-Центр, 1992. 80 с.

4.  Орлова Д. Большая книга Монтессори.СПб.: Прайм-Евро-Знак,2008.185с.

5. Никитина А. Б. Сенсорное развитие младших дошкольников с

использованием метода М. Монтессори // Молодой ученый. 2018. №26.

167 с.

 

ФИО

Безуглова Людмила Григорьевна

Ученая степень, звание

нет

Должность и место работы

Воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детский сад 21 г. Россоши Воронежской области.

Муниципальное образование (район, город) в котором располагается ОО

Г. Россошь Воронежской области

E-mail

bezuglova21@mail.ru

Телефон для связи

7-980-548-91-39 (моб.)

7(473)962-99-77 (раб.)

Адрес проживания с индексом (для отправления корреспонденции)

396658, Воронежская область, г. Россошь, ул. Простеева, д. 9. кв. 31

 

 

ФИО

Степаненко Юлия Викторовна

Ученая степень, звание

нет

Должность и место работы

Воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детский сад 21 г. Россоши Воронежской области.

Муниципальное образование (район, город) в котором располагается ОО

Г. Россошь Воронежской области

E-mail

yulya_stepanenko_1982@mail.ru

Телефон для связи

7- 951-866-94-51(моб.)

7(473)962-99-77 (раб.)

Адрес проживания с индексом (для отправления корреспонденции)

396659, Воронежская область, г. Россошь, ул. Фоломеева, д. 3

 


 

УДК 372.881.161.1 Применение метода

УДК 372.881.161.1 Применение метода

Марии Монтессори: - полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам…

Марии Монтессори: - полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам…

Именно в эти моменты ребенок легко приобретает важные для своего развития знания, умения, навыки

Именно в эти моменты ребенок легко приобретает важные для своего развития знания, умения, навыки

Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям развития речи

Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям развития речи

Зона науки: · знакомство детей с разнообразными свойствами предметов окружающего мира, со средой обитания животных растений и людей; · классификация животного мира; · изучение строения…

Зона науки: · знакомство детей с разнообразными свойствами предметов окружающего мира, со средой обитания животных растений и людей; · классификация животного мира; · изучение строения…

Пространство группы мы условно разделили на «зоны»:

Пространство группы мы условно разделили на «зоны»:

Коробочки с запахами» , «Определи на ощупь» , виды круп в стеклянных баночках, развивающая доска- «Бизиборд» на стене

Коробочки с запахами» , «Определи на ощупь» , виды круп в стеклянных баночках, развивающая доска- «Бизиборд» на стене

Художник К. С. Петров-Водкин так отметил значимость занятий

Художник К. С. Петров-Водкин так отметил значимость занятий

Адрес проживания с индексом (для отправления корреспонденции) 396658,

Адрес проживания с индексом (для отправления корреспонденции) 396658,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2023