Применение креативного
письма в начальной школе.
В методике преподавания накопился большой опыт обучения письму. Особое
значение в последнее время приобретает методика креативного письма. Креативное
или творческое письмо – это два часто употребляемых понятия, в которых
отражаются новые достижения когнитивной психологии, позаимствованные
исследователями преподавания. Существует много определений данного термина.
Например, написание сочинения без опоры на текст-образец.
Креативное письмо – это вид письма, выходящий за границы профессиональной академической или технической литературы, определяющийся повествовательной формой, созданием и развитием персонажей, использованием разнообразных средств выразительности.
Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера различной степени сложности, разнообразные по форме и содержанию, часто имеющие игровую форму. Эти упражнения выполняются в письменной форме, по своему содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер.
Технология креативного письма может использоваться на любом этапе обучения. При вводе технологии в процесс обучения можно рекомендовать различные виды опор: зрительную (предметы, игрушки, картинки, фотографии), звуковую (аудиотексты, песни, инструментальные музыкальные произведения), письменную (стихи, рассказы, цитаты, пословицы и т. д.). Когда у учащихся вырабатываются навыки работы с технологией, роль опор снижается и возможны задания без опоры, например, ученики могут написать спонтанное творческое письмо о том, что их в данный момент больше всего тревожит, веселит, удивляет, возмущает и т. д.
В современных УМК уже в начальной школе встречаются упражнения, которые начинают готовить учащихся к такого рода заданиям: например, закончи предложение, дополни реплики диалога, подбери слово в рифму, напиши письмо, заменив рисунки на слова, перескажи письменно прочитанную историю от имени другого персонажа (с опорой на начало предложений).
Приведенные ниже задания, использующие технологию креативного письма, имеют большой обучающий потенциал и могут быть использованы на занятиях или во внеурочной деятельности на всех этапах обучения. Преподаватель может включить данные задания в учебный план в соответствии со своими целями, темой урока и уровнем знаний и умений учеников.
1) Запишите
диалог, восстановив пропущенные реплики
-...?
-Конечно!
-...?
-Ни за что!
-,,, .
-Ничего,еще успеем.
-,,, .
-Еще бы.
Варианты ответов:
- Ты пойдешь завтра в школу?
- Конечно!
- Может прогуляем?
- Ни за что!
- Но мы же не сделали домашнее задание!
- Ничего еще успеем.
- Давай ты сделаешь за меня?
- Еще бы.
2) Подбери слова в рифму
Примеры двустиший:
Мы купили кошке, К празднику… (Бантик, сапожки)
Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему… (Курточку, штанишки)
Постираем мы сейчас, Нужно мыло, нужен… (Порошок, таз)
У моей сестрички Длинные… (Косички, хвостики)
На болотной кочке выросли… (Ягодки, грибочки)
Побывали мы в лесу, Увидали там… (Медведя, лису)
Села у окошечка, Серенькая… (Кошечка, собачка)
У меня тяжелый груз, Я несу домой… (Яблоки, арбуз)
Баю, баиньки, не плачь, Я куплю тебе… (Пирожок, калач)
Подарили мишке, К Дню рожденья… (Машинку, книжки)
Слезы льются у Оксанки, У нее сломались… (Лыжи, санки)
Пес козе принес букет — Сытный будет ей… (Ужин, обед)
Укусила кису муха, И болит у кисы … (Лапа, ухо)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.