ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
|||||
Предмет |
Русский язык |
Класс |
2 |
||
Тема урока |
Корень слова. Родственные слова. |
||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
Познакомить детей с понятием «корень», «родственные слова». Сформировать первичное умение выделять общую часть в родственных словах. |
Уметь формулировать цели и задачи урока, искать и выделять необходимую информацию. |
Проявлять интерес к изучению темы, к изучению русского языка; осознание успешности при освоении темы. |
|||
Решаемые учебные проблемы |
Дети не умеют выделять в словах корень слова |
||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Родственные слова, общая часть слова, корень слова, однокоренные слова. |
||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Компьютер, интерактивная доска |
||||
Образовательные интернет-ресурсы |
|
||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний |
|||||
Деятельность учителя - Здравствуйте, ребята. Встаньте, повернитесь к своему соседу, улыбнитесь. Садитесь. Проверьте свои рабочие места, подготовьте все необходимое. - Начнём наш урок
с минутки чистописания. Записываем в тетрадях число, классная работа.
Встаньте дети, у которых в начале имени, фамилии и отчества встречается звук
[к,], а теперь те, у которых встречается звук [к]. - Как вы пишите эту букву в своих личных данных? Почему?
На
доске: К к.
- Итак, ребята, скажите, как вы понимаете значение слова «родственники»? - Хорошо, молодцы. - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Давайте прочитаем слова. Заполните пропуски в словах у себя в тетрадях. Зима, барабанная, зимний, барабан, зимовать, барабанить, зимовочный. - На какие три группы можно разделить эти слова? Почему? |
Деятельность учащихся Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Встают дети, у которых встречается эта буква.
- Согласный, глухой. - Буквой К. - Мы пишем её с заглавной буквы. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы.
Пишут в тетрадях.
- Родственники – это родные люди, близкие.
Снежок, морозный, Морозко, снежинка, морозит, снежная, мороз.
- Слова можно разделить: 1гр.– сущ.: барабан, зима (предметы); 2гр – прилаг.: зимний, барабанная зимовочный; (признак) 3гр.– глагол: барабанить, зимовать (действие). |
||||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
|||||
Деятельность учителя - А как можно разделить эти слова на две группы? Почему?
- Хорошо. В начале урока я у вас спросила, что значит слово «родственники». Вы мне ответили правильно. Но в русском языке тоже есть такое понятие – «родственные слова». Можем ли мы сказать, что слова из 1 группы родственные слова? Почему? - А теперь откроем стр. 58 в учебнике и прочитаем о родственных словах. - Как вы думаете, как можно заменить словосочетание «одинаковая часть» одним словом? |
Деятельность учащихся - Слова можно разделить: 1гр.- барабан, барабанить, барабанная; 2гр.- зима, зимний, зимовать, зимовочный. - Каждая группа включает в себя слова, которые имеют одинаковую часть. - Можем, потому что они близкие по смыслу, имеют одинаковую часть.
Читают правило.
Думают, размышляют. (Кто-то из сильных учеников может сказать «корень») |
||||
3. ЭТАП целеполагания |
|||||
Деятельность учителя - Давайте возьмем слова барабан, барабанный, барабанить. Выделите одинаковую часть в каждом слове. - Верно. Такая «одинаковая часть» называется корнем слова. - А как вы считаете, что же такое «однокоренные слова»? - Верно. |
Деятельность учащихся - Барабан.
- Это слова, которые имеют одинаковый корень. |
||||
4. ЭТАП планирования. |
|||||
Деятельность учителя - Так как же звучит тема нашего урока? - Какие же задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? |
Деятельность учащихся - Знакомство с понятиями «родственные слова, корень, однокоренные слова». - Мы познакомимся с новыми понятиями, узнаем как выделять корень слова. |
||||
5 ЭТАП "Открытие" нового знания. |
|||||
Деятельность учителя - Давайте посмотрим значение слова «корень» в толковом словаре. Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова. - Что общего в значении этого слова? - Верно. Откройте стр. 61 и прочитайте о корне слова. - Что же такое корень слова?
- Каким знаком выделяется корень слова?
- Прочитайте слова, которые вы видите на экране. - А теперь пальчиком или листочком бумаги закройте общую часть слова и прочитайте то, что осталось незакрытым. - Можно ли назвать то, что вы прочитали, словами? - Конечно. Теперь вы убедились, что в слове обязательно должен быть корень. Он «хранит» общее значение всех однокоренных слов.
Физкульминутка. - Теперь давайте отдохнем
немного. Спал цветок и вдруг проснулся, |
Деятельность учащихся
- Это важная, главная часть чего-либо. Читают правило в учебнике. - Это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. - Дужкой над словом.
- Дым – дымок, зима – зимний, колос – колоситься. Читают то, что получилось.
- Нет.
Делают физминутку, повторяют за учителем. |
||||
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. |
|||||
Деятельность учителя - Молодцы, садитесь. Давайте сформулируем признаки однокоренных слов. - Выполним упр. 88 письменно. - Списали? Как вы считаете, каждая пара слов – это однокоренные слова? - Почему? Приведите пример.
- Как мы называем общую часть слова? - Верно. Выделите корень в каждой паре слов. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. - Хорошо. Поменялись обратно. Посмотрите на экран и
выполните задание письменно в тетради: а) Сад, дубовый, ходить, дуб, садовый, ход, дубок, посадки, переход. б) Гора, больница, боль, гористый, горная. в) Старость, ночь, старый, ночной, заночевать, стареть, старик.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. - Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова? - Давайте проверим как вы справитесь со следующим заданием. - Разделимся на 6 групп. У каждой группы будет карточка с заданием. 1 карточка – лист. 2 карточка – мороз. 3 карточка – вид. 4 карточка – дом. 5
карточка – река. Вам будет нужно подобрать как можно больше родственных слов и выделить в них корень. Когда все группы выполнили задание, то по очереди от каждой группы выходит 1 человек и зачитывает свои слова. - Молодцы. Посмотрите на слайд. Найди в каждой группе слов лишнее слово. Объясни.
Водяной, вода, водичка, подводник, водитель. Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец. Река, речной, речь, речушка ,речник. Маленький, малявка, маляр, малыш.
- Абсолютно верно. Молодцы. а) мир – хлеб – б) холод –
Всё верно! |
Деятельность учителя - Слова имеют общую часть, близки по смыслу.
Списывают упражнение в тетрадь. - Да.
- Потому что каждая пара слов имеет общую часть и слова близки по смыслу. Например, лист – листик, общая часть – лист.
- Корень.
Записывают слова. 1. Сад, садовый, посадки. 2. Дубовый, дуб, дубок. 3. Ходить, ход, переход. 4. Гора, гористый, горная. 5. Больница, боль. 6. Старость, старый, стареть, старик. 7. Ночь, ночной, заночевать.
От группы выходит один человек, зачитывает свои слова. Если неверно, учащиеся исправляют, объясняют почему.
Смотрят на доску. - В первой строке лишнее слово «водитель», т.к. различается по смыслу со словом «вода». - Во второй строке лишнее слово «горевать», т.к. к слову «гора» не относится. - В третьей строке лишнее слово «речь», т.к. к слову «река» не относится. - В четвертой строке лишнее слово
«маляр», т.к. не относится к слову «малыш»
а) мир – мировой, мировая, мирный. хлеб – хлебный, хлебная. б) холод – холодный, холодильная. |
||||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). |
|||||
Деятельность учителя - Замечательно. А теперь подведём итоги урока. - С чем мы познакомились сегодня?
- Что делали на уроке?
– Как называется общая часть родственных слов? – Как по-другому называются родственные слова? - Как выделяется корень? - Молодцы, вы все сегодня хорошо поработали на уроке. Всем спасибо! |
Деятельность учащихся
- Сегодня на уроке мы познакомились с понятиями «родственные слова, корень, однокоренные слова». - Мы учились выделять корень слова, подбирать однокоренные слова. - Корень. - Однокоренные слова. - Дужкой над словом. |
||||
8 ЭТАП Домашнее задание. Учебник: стр. 63, упр. 90. |
|||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.