Знакомство со звуками [а], [й’] [а] и буквой «Я я».
Оценка 4.7

Знакомство со звуками [а], [й’] [а] и буквой «Я я».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
16.05.2024
Знакомство со звуками [а], [й’] [а] и буквой «Я я».
tekhnol_karta (йа).docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

1

Тема урока

Знакомство со звуками [а], ] [а] и буквой «Я я».

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познакомить со звуками «а», «йа», буквой «Я я» и ее употреблением в речи.

Развитие мышления, внимания, памяти.

Проявлять интерес к новым знаниям; экологическое воспитание.

 

Решаемые учебные проблемы

Знакомство со звуками [а], ] [а] и буквой «Я я».

Основные понятия, изучаемые на уроке

Звуки [а], ] [а] , буква «Я я».

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация, компьютер.

Образовательные интернет-ресурсы

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя

Организационный момент. (Настрой на работу в стихотворной форме)

Внимательно проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке?
Ручка, учебник, дневник и тетрадка?
Все дружно беритесь скорей за работу.

Руки? НА МЕСТЕ
Ноги? НА МЕСТЕ
Локти? У КРАЯ
Спина? ПРЯМАЯ.

 

- Сегодня к нам на урок заглянули две девочки, выглядят они одинаково, а зовут их Оля и Яло. Давайте вспомним откуда они пришли.

- Молодцы, все верно. (Слайд 1)

- В королевстве кривых зеркал живут волшебные бабочки. На их крыльях изображены звуки . На какие четыре группы их можно распределить? (Слайд 2)

- Попробуем разделить.

 

 

 

- Правильно.

- Есть ли на бабочках звуки, которые мы еще не изучали?

- Правильно.

Деятельность учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Фронтальная работа)

- Они из сказки «Королевство кривых зеркал».

 

 

 

- На гласные, которые могут обозначать один звук и гласные, которые обозначают два звука, на согл. твердые звонкие и согл. твердые глухие звуки.

- Гласные, обозначающий один звук: [а], [о], [и].

Гласные, обозначающие  два звука: ’] [а], ’] [э].

Согласные твердые звонкие: [н], [д], [з].

Согласные твердые глухие: [п], [к], [с].

 

- Да, ’] [а].

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

- Сейчас Оля и Яло загадают вам загадку:

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная…

- Оля и Яло живут в дружных семьях и они, так же как и вы, учатся в 1 классе. Девочки приготовили для вас интересные задания.  Правда они пока не знают все буквы, не могут написать свои имена, название страны, в которой мы живем.

Работа с букварем.

- Откройте свои буквари на с. 155 и прочитайте текст.

- Какие незнакомые звуки встречаются чаще всего?

Деятельность учащихся

- Семья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Звуки ’] [а].

3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

- Посмотрите на доску, назовите, что здесь изображено. (Слайд 3)

- Какие звуки встречаются чаще всего?

Деятельность учащихся

- Яблоко, маяк, ягода, язык.

 

- Звуки ’] [а].

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

- Ребята, как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

Деятельность учащихся

- Мы будем составлять предложения, делать их анализ и научимся выделять из него звук, а также узнаем, какой букве относится этот звук.

5 ЭТАП"Открытие" нового знании.

Деятельность учителя

5.1. Знакомство со звуками [а], ] [а].

1. Беседа по сюжетной картинке. Составление предложений.

- Посмотрите на доску и составьте предложение, что бы могли делать девочки с этими предметами.

2. Разбор предложений

- Хорошо.

- Сделайте анализ предложения «Оля и Яло смотрят на маяк.»

3. Выделение слов для анализа. (Яло, смотрят, маяк.)

4.

·                     Слогозвуковой анализ слова «Яло» с опорой на слух.

- Произнесем слово «Яло» по слогам.

- А теперь полностью все слово.

- Сколько слогов в этом слове?

 

- Какой слог ударный?

 

·                     Слогозвуковой анализ слова «Яло» с опорой на схему. Повтор разбора.

- Какому слову соответствует эта схема?

 

 

 

 

 

·                     Слогозвуковой анализ слова «смотрят» с опорой на слух.

- Произнесем слово «смотрят» по слогам.

- А теперь полностью все слово.

- Сколько слогов в этом слове?

 

- Какой слог ударный?

·                     Слогозвуковой анализ слова «смотрят» с опорой на схему. Повтор разбора.

- Какому слову соответствует эта схема?

 

 

 

 

 

·                     Слогозвуковой анализ слова «маяк» с опорой на слух.

- Произнесем слово маяк по слогам.

- А теперь полностью все слово.

- Сколько слогов в этом слове?

 

- Какой слог ударный?

·                     Слогозвуковой анализ слова «маяк» с опорой на схему. Повтор разбора.

- Какому слову соответствует эта схема?

 

 

 

 

5. Выделение нового звука.

- Какой звук слышится в начале слова «Яло»?

- Какой звук слышится в конце слова «смотрят»?

-  Какой звук слышится в конце слова «маяк»?

Узнавание звуков в других словах.

-  Придумайте слова, где встречаются звуки [й’] [а], [а].

Физкультминутка.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

5.2. Знакомство с буквой Я я.

Демонстрация слайда с печатной буквой Я я. (Слайд 4)

- Ястреб, язь, ядро, язык,
Ялик, яхта и ямщик.
Если скажешь про себя,
Все услышат букву... Я.

- Звуки [й’] [а], [а] на письме обозначаются одной буквой Я я.

- Дети, а давайте возьмем ручки и попробуем в воздухе изобразить букву Я.

- Почему букв две? Когда нужна на письме заглавная буква? А строчная?

 

- Возьмем слова Оля и Яло. В каком случае буква я строчная, а в каком заглавная?

Установление буквы на ленте.

Деятельность учащихся

 

 

 

- Оля и Яло едят яблоки. Оля и Яло смотрят на маяк. Яло показывает язык.

(Работа на доске + в тетрадях письменно)

 

 

 

 

 

(Фронтальная работа)

 

 

- Я-ло.

- Яло.

- В этом слове 2 слога, потому что мы слышим 2 гласных звука.

- Второй слог -о.

 

 

 

-

Данная схема соответствует слову «Яло». В этом слове 2 слога, потому что мы слышим 2 гласных звука. Второй слог -о ударный. Буква «я» состоит из двух звуков [й’] [а], потому что она стоит в начале слова.

 

 

- Смот-рят.

- Смотрят.

- В этом слове 2 слога, потому что мы слышим два гласных звука.

- Первый слог смот- ударный.

 

 

-

Данная схема соответствует слову «смотрят». В этом слове 2 слога, потому что мы слышим два гласных звука. Первый слог смот- ударный. Буква «я» состоит из 1 звука [а], потому стоит после согласной.

 

 

 

- Ма-як.

- Маяк.

- В этом слове 2 слога, потому что мы слышим 2 гласных звука.

- Слог -як ударный.

 

 

-

Данная схема соответствует слову «маяк». В этом слове 2 слога, потому что мы слышим 2 гласных звука. Слог -як ударный, ма- слог-слияние. Буква «я» состоит из двух звуков [й’] [а], потому что она стоит после гласной.

- Звуки [й’] [а], потому что это начало слова.

- Звук [а], потому что  идет после согласной.

- Звуки [й’] [а], потому что идет после гласной.

 

- Ящерица, яма, Витя, мясо, ярмарка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Заглавная буква пишется в начале предложения, с неё начинаем писать имена. Строчная буква нужна для остального написания слов.

- В слове Яло буква Я — заглавная, а в слове Оля — строчная.

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Работа с букварем.

- Откройте учебники на с 121. определите, в каких словах буква я передала один звук, а в каком — два.

 

Работа по развитию речи

- На с. 120 прочитайте стихи.

- Какое слово встречается в стихах чаще всего?

- Правильно. Как называются слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения?

- Верно. Придумайте несколько слов-омонимов

 

- На с. 121 соотнесите картинки и слова.

- На сегодня урок окончен, Оля и Яло прощаются с вами.

Деятельность учащихся

(Работа в парах)

-

Один звук: яблоня, Маня, Таня, якоря, Витя.

Два звука: яблоня, якоря, Яна, язык, стая, змея.

(Фронтальная работа)

 

- Язык.

- Омонимы.

 

- Кисть рябины, кисть руки, ручка шариковая, дверная ручка, ручка как часть тела.

7 ЭТАП Рефлексия

Деятельность учителя

-С какими звуками мы сегодня познакомились?

-Какой буквой на письме они обозначаются?

- Что вам показалось интересным на  уроке?

- Что было для вас трудным на уроке?

Деятельность учащихся

- Со звуками [й’] [а], [а].

- На письме обозначаются буквой Я я.

- Что одна буква может иметь несколько звуков.

- Выделение звуков из слов.

8 ЭТАП Домашнее задание

Прочитать текст на с. 118, ответить на вопрос после текста.

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ

Работа с букварем. - Откройте свои буквари на с

Работа с букварем. - Откройте свои буквари на с

Слогозвуковой анализ слова «маяк» с опорой на слух

Слогозвуковой анализ слова «маяк» с опорой на слух

Какое слово встречается в стихах чаще всего? -

Какое слово встречается в стихах чаще всего? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2024