Применение методов активного обучения как способ повышения мотивации ученой деятельности на уроках истории
В последнее время стала особенно часто звучать проблема мотивации учебной деятельности школьников. Ведь как одно из ведущих личностных образований, мотивы, являясь важным регулятором деятельности, определяют направление активности обучающегося, устойчивость его поведения и нравственных образований.
Важность решения проблемы мотивации учебной деятельности определяется тем, что она является существенно необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. Известно, что отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости школьников.
Актуальность применения методов активного обучения как способа повышения мотивации ученой деятельности исходит из того, что новые запросы и требования ФГОС второго поколения невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных педагогических технологиях. Необходимы новые методы организации обучения, которые будут направлены на развитие личности ученика, с помощью которых он сможет стать активным участником образовательного процесса.
На наш взгляд, именно методы активного обучения приучают самостоятельно, критически мыслить, осуществлять поиск необходимого дополнительного материала, обновлять и развивать свои знания и применять их для творческого преобразования действительности, уметь решать проблемы как образовательной деятельности, так и в повседневности.
К изучению проблемы методов обучения обращались Ю.К. Бабанский, В.В. Гузеев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Р.С. Пионова, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.
Проблема развития мотивации учебной деятельности рассматривалась в трудах Л.И. Божович, В.М. Боровского, В.И. Ковалева, Е.С. Кузьмина, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлина, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, П.А. Рудика, А.А. Смирнова, А.А. Степанова, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсона и др. В работах ученых дан анализ не только характера действий личности, но и рассмотрены такие понятия, как «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера», а также сущностные характеристики их проявления.
Целесообразность применения методов активного обучения на уроках истории обусловлена рядом факторов. Учителя зачастую сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, надо назвать однообразие уроков. Увлечь учеников своим предметом очень сложно без применения новых интерактивных технологий, так как односторонняя коммуникация оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности ее получения другим способом, кроме как из рассказа учителя. Только новые творческие подходы к построению урока, насыщенность и многообразие приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность современного образовательного процесса.
Целью данной статьи является анализ результативность применения такого метода активного обучения «мозговой штурм» в практической деятельности по формированию учебной мотивации и познавательной активности на уроках истории.
Прежде чем рассмотреть способы повышения мотивации на уроках истории, обратимся к мотивам учебной деятельности. Известно, что школьники побуждаются к учению целым комплексом мотивов. Однако преподаватели, имея рекомендации по формированию отдельных мотивов (интерес к предмету, долг как мотив учения и др.), не обращают внимания на другие мотивы учения.
Вместе с тем, существуют следующие значимые разновидности учебной мотивации обучающихся: социальные мотивы, мотивы престижа, мотивы благополучия, мотивы избегания неприятностей, мотивы самоопределения и самосовершенствования [4]. Для большинства школьников характерно слияние нескольких мотиваций в разных вариациях: например, получение высокого балла для расширения возможностей дальнейшего обучения в престижном ВУЗе и неосознанная мотивация, т.е. получение образования не по собственному желанию, а по чьему-то влиянию.
Для мотивации школьников к учебе со стороны преподавателей современная система образования предлагает широкий спектр образовательных возможностей, которые необходимо учитывать в построении своей педагогической деятельности.
На современном этапе использование методов активного обучения, инновационных технологий, эмоциональность преподавателей существенно влияют на познавательную активность обучающихся. Различные способы активизации учебно-познавательной деятельности получили собирательное название «методы активного обучения».
В нашей работе, вслед за Д.Н. Кавтарадзе, под методами активного обучения мы понимаем «совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, особенностью которой является ее вынужденный характер» [1, c. 58].
С.А. Мухина, А.А. Соловьева делят методы активного обучения на неимитационные методы (например, дискуссия, «мозговой штурм» и др.) и имитационные (например, деловая игра и пр.) [2, c.18].
Изучая литературу по проблеме, мы выявили также следующие классификации методов активного обучения. Так, В.А. Ситаров к методам активного обучения относит деловые игры, метод погружения, метод опережающего обучения, метод микрооткрытий, метод синектики. Исследователь группирует деловые игры [5, c. 149] по следующим видам:
1. «Разминочные» игры типа «мозговой атаки», «клуба знатоков», тематические развлекательные игры, которые активизируют игровую и коллективистическую мотивацию, ориентировать на нестандартный подход к изучаемому материалу.
2. Ситуативно-ролевые игры.
3. Конструктивно-ролевые, проблемно-ролевые, дискуссионные игры.
4. Творческие игры.
Так, «мозговой штурм» - одна из разновидностей работы в малых группах. Мозговой штурм – это метод генерирования идей. Цель данного метода состоит в групповом обсуждении и решении проблемного вопроса. Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы идей и аналитики. Генераторы идей в течение короткого времени должны предложить как можно больше вариантов решения проблемы, аналитики на основе подробного анализа – выбрать наиболее подходящие решения. Работа методом «штурма» вызывает у учащихся большой интерес, все включаются в активную продуктивную деятельность по поиску ответов на проблемную задачу [3].
Например, при построении уроков истории в шестом классе педагог предлагает школьникам, используя метод мозгового штурма, ответить на проблемные вопросы. Примерные задания для мозгового штурма: «Что было бы, если Петр I не провел свои реформы?», «Возможные альтернативы развития России в 1990 - е годы?» и т.п.
Педагог во время организации и проведения мозгового штурма выступает в роли «заказчика». Он излагает суть проблемы или задает проблемный вопрос, знакомит с правилами проведения урока; фиксирует высказанные участниками идеи, воздерживается от дискуссии. Педагогу запрещается критика любых предложений и мнений, выдвинутых учениками в ходе мозгового штурма.
Практический опыт показывает, что даже самые пассивные ученики включаются в активную деятельность с большим энтузиазмом, у них развиваются навыки нестандартного подхода к решаемым проблемам, проявляется оригинальность мышления. Кроме того, при использовании данного метода формируются умение брать ответственность при принятии решений, работать с различными видами информации и т.д.
Показательным является то, что не очень активные и добросовестные ребята («троечники») признались, что на таком уроке у них не было времени заниматься посторонними делами, «мозговой штурм» их увлек, поскольку это была своего рода игра, которая позволила им мыслить творчески, а не давать конкретные ответы на поставленные вопросы, как это бывает, например, при фронтальном опросе. Также ребята отметили, что при такой форме работы не страшно ошибиться, дать неправильный ответ, поскольку поощряются любые ответы участников «штурма». Это говорит о том, что «мозговой штурм» стимулирует познавательную активность и способствует повышению учебной мотивации даже слабых учеников, трудно восприимчивых к получению новой информации и не заинтересованных учебным процессом.
Следует отметить некоторые трудности, с которыми часто сталкиваются учителя в процессе внедрения этих методов на уроке. В ходе подобной работы, где распределены роли учащихся, у каждого ученика есть возможность вложить свои мысли, идеи, внести свой вклад в достижение учебной задачи. Однако требуется больше времени, чтобы организовать продуктивную деятельность, проанализировать вклад каждого участника. Кроме того, возникают ситуации, когда мнения отдельных людей может потеряться и мнения одного - двух человек может возобладать.
Также, стоит обратить внимание на сложности, связанные с применением любых методов активного обучения. Внедрение указанных методов вызовет у педагога затруднение, если другие учителя, работая с этим же классом, не используют такие методики. В таком случае учащиеся менее восприимчивы к подобным нововведениям, и первостепенной задачей учителя становится научить работать по той или иной технологии.
Кроме того, применяя ту или иную технологию, педагог должен учитывать психолого-педагогические особенности учащихся класса: в одном классе ее применение может успешно реализоваться, а в другом у учащихся могут возникнут трудности. Более того, такие трудности могут возникнуть и внутри класса.
Среди трудностей, с которыми может столкнуться учитель-практик во время проведения «мозгового штурма», можно назвать уход некоторых учащихся от реальной проблемы. То есть в процессе творческого мышления активизируется фантазия детей, которая «не знает границ», а поскольку поощряются любые, даже фантастические, идеи, то в потоке разнообразных предложений, им становится сложно найти наиболее рациональные и продуктивные, поэтому озвучиваются все, от наиболее грамотных до самых абсурдных.
Таким образом, проведение уроков в нетрадиционной форме с применением методов активного обучения является мощным инструментом повышения мотивации ученой деятельности. Также выбранные методы благотворно воздействуют на познавательную активность учащихся, приучает их к самостоятельной познавательной деятельности. Применение метода «мозгового штурма», а также других методов активного обучения, повышает заинтересованность школьников в изучении предмета истории, заставляет их подходить к работе творчески, критически мыслить, добывать знания совместными усилиями, без помощи педагога.
Задача наших дальнейших исследований состоит, во-первых, в разработке методически верных уроков с использованием методов активного обучения как способа повышения мотивации ученой деятельности на уроках истории, а также в возможном изучении влияния методов активного обучения на мышление, память, внимание и творческие способности учащихся.
Список литературы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.