Применение методов и приемов ТРИЗ в коррекционной работе по развитию связной речи с детьми с ОВЗ с ОНР
Оценка 4.8

Применение методов и приемов ТРИЗ в коррекционной работе по развитию связной речи с детьми с ОВЗ с ОНР

Оценка 4.8
docx
дефектология
30.10.2022
Применение методов и приемов ТРИЗ в коррекционной работе по развитию связной речи с детьми с ОВЗ с ОНР
В настоящее время назрела необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности. Это в полной мере может быть отнесено к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Приемы ТРИЗ в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ.docx

 

 

 

Применение методов и приёмов ТРИЗ

в коррекционной работе по развитию связной речи

с детьми с ОНР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основываясь на Законе «Об образовании в РФ», политика государства взяла курс на интеграцию детей с OВЗ в общеобразовательные учреждения. Современная концепция образования и воспитания также в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности каждого ребенка. В настоящее время назрела необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности. Это в полной мере может быть отнесено к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Как известно в основе творческих способностей детей лежит воображение.   вот почему так важно работать с дошкольниками с опорой на воображение. Развитие воображения в дошкольном возрасте, представляет собой наиболее оптимальный и надёжный путь формирования готовности к развивающему школьному обучению.

Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), обусловлена, с одной стороны, недоразвитием всех компонентов речевой системы, с другой – характером нарушения высшей нервной деятельности. У обучающихся с ОНР не сформированы многие неречевые психические функции: мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.

Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи:

1.   воображение у детей с речевым недоразвитием выполняет компенсаторные функции;

2.   у детей с ОНР преобладает «эмоциональное» воображение;

3.   особую роль для детей с ОНР играет заложенный в занятии мотив;

4.   творческие способности у детей с нарушением речи развиваются иначе, т.к. их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Одним из способов решения этой проблемы можно считать применение в коррекционной работе ТРИЗ – Теория развития изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Главная цель ТРИЗ-технологии – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Наиболее успешно в работе с детьми на логопункте используются следующие методы и приёмы развития творческого воображения.

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО). Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Возможности метода в группах детей с ОНР:

-    активизация и пополнение словаря;

-    работа над словами признаками, согласование в роде и числе, работа над уточнением семантического значения слов;

-    отработка сложноподчинённых предложений при ответе на вопрос когда, в каком случае это бывает?

Начинается работа по переносу признаков с одного объекта на другой. Детям предлагается «подарить» свойства этого предмета рассматриваемому объекту. Первые слова, пары слов детям помогает выбрать логопед, возможно с помощью предметных картинок. Они должны быть хорошо знакомы детям.

Пример: Тема «Зима».

Выбираем слова из последних изученных тем: платье и дом.

– Дети, давайте подберём красивые слова к слову платье. Какое может быть платье? (пышное, дорогое, нарядное, блестящее, красивое, воздушное)

– А теперь давайте подберём красивые слова (слова признаки) к слову дом. (уютный, твёрдый, уютный)

– А сейчас давайте подарим эти признаки зиме и скажем, когда это бывает. (дети должны отвечать сложноподчинёнными предложениями)

Ответы детей: зима бывает пышная, если много пушистого белого снега. Блестящая, когда снег блестит и переливается на солнце. Воздушная, когда снег кружится в воздухе. Дорогая, когда наступает Новый год и всем дарят подарки, отмечают праздник.

С помощью МФО интенсивно идёт накопление образных характеристик. Метод позволяет тренировать детей по согласованию прилагательных с существительными. Для целесообразно подбирать все три слова разных по роду.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ (МШ). Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Начинать лучше с бытовых или сказочных ситуаций. Например, как спасти репку, если летом выпал снег?

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (МА). Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Возможности метода в группах с ОНР:

-    активизация и пополнение словаря;

-    согласование существительных и прилагательных в роде и числе;

-    подготовка к чтению;

-    отработка предлогов, практическое употребление прилагательных со значением продуктов питания, материалом и т.д..

Задания и игры на основе МА можно включать в занятия уже на подготовительном этапе. Волшебные дорожки можно сделать традиционным вводом в занятие в большинстве лексических тем. В зависимости от целей, формулируем вопросы к детям и задаём сюжетную линию занятия.

Например, фрагмент занятия по теме «Транспорт».

Незнайка путешествует по волшебной дорожке, под клеточками картинки различного вида транспорта. По ходу путешествия детям задаётся вопрос: Кем стал Незнайка? Предлагается составить предложение с опорными словами, найти в предложении предлог, сосчитать слова в предложении, назвать первое, второе, третье слово. Составить схему предложения, используя модели слов. Незнайка предлагает свой вариант схемы предложения (он заведомо ошибочен), дети исправляют ошибки. В конце предложения появляются разные знаки препинания. Дети прочитывают предложения с разной интонацией. Дойдя до середины дорожки, усложняем задания: дети должны придумать как можно больше вариантов предложений. Для завершения путешествия главному герою необходимо вернуться в исходную точку, для этого он проходит вновь через каждую клеточку, но с другим заданием. Определить какое слово назвал логопед, выбрав символ части речи: существительное – квадрат, глагол стрелка, прилагательное – круг.

МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ (МКВ). Данный метод можно использовать при обучении детей рассказыванию со 2-го полугодия в старшей группе.

Например, фрагмент занятия по теме «Посуда».

Подгруппа детей (одна команда) составляет загадку о чашке. В это время вторая команда строит паровозик времени для чашки. Выходит «Живая загадка»: с ручкой, ноне портфель, сама не пьёт, а любого напоит, хрупкая, но не лёд. Каждое сравнение проговаривается одним ребёнком индивидуально.

Динамическая пауза: под волшебную музыку дети превращаются в чашку с горячим чаем, в чашку, упавшую со стола, в чашку, в которой лежит мороженное с лимоном, в старую чашку.

Упражнение «Закончим сказку». Жила-была чашка. За свою короткую жизнь она ни разу не сдвинулась с места. Только лежала в коробке вместе с другими подругами и мечтала. Это была новая чашка. И вот однажды её самое заветное желание исполнилось и к ней пришёл…

Детям предлагается цепочкой продолжить сказку, опираясь на контрольные вопросы: КТО пришёл, ЧТО стали делать, В КАКУЮ опасную ситуацию попала чашка, КТО и КАК помог ей, ЧЕМ закончилась сказка.

КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ позволяют формировать у детей подвижность мышления, способствуют обогащению словарного запаса детей, формированию правильного грамматического строя речи, развитию связной речи.

Например, «Объект и его части».

На большом круге – карточки с изображение рукотворных и природных объектов, в зависимости от изучаемой темы недели. Значение каждого слова, обозначающего выбранный объект, объясняется сначала педагогом, затем детьми. Например: ромашка – полевой цветок, самолёт – воздушный транспорт. На среднем круге – карточки с изображение какой-либо части объектов, представленных на большом круге.

Задание: раскрутить круги, выделить сектор, в котором находиться объект и принадлежащая ему часть, назвать, что это такое. Пример: это лепесток ромашки, это крыло самолёта.

ЛИМЕРИКИ (составление рифмованных текстов).

Целесообразно и эффективно использовать их на логопедических занятиях с целью:

-    формирования фонематического слуха;

-    автоматизации и дифференциации звуков;

-    в работе над слоговой структурой слова;

-    в упражнении в согласовании слов в рифмовках;

-    на заключительном этапе в формировании интереса к самостоятельному словотворчеству.

Лимерики – это прежде всего рифмованные тексты, составленные по определённому алгоритму, а не нелепицы.

Сочинить лимерик поможет модель:

1.       Жил-был… \ расскажу вам про… \ у меня есть…    + объект

2.       Какой? На что похож?

3.       Что делал?

4.       С кем общался?

5.       Вывод: вот какой… +   объект

Подготовка: выбираем, о ком или о чем будет лимерик. Для первых 4 строчек подбираем 2 пары рифмованных слов (существительные и прилагательные). Например, улиточка – ниточка, держалась – не боялась.

МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ (ММЧ) позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения. Здесь мы играем в игры «Что было и что будет», «Расскажи о воде» и т.п.

Использование методов и приёмов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи даёт несомненные преимущества:

-    в активизации познавательной деятельности детей;

-    в создании мотивированных установок на проявление творчества;

-    в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

-    повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

-    осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

-    гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

 "Составление рассказов от лица разных объектов"

Цели:

  • обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения;
  • уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;
  • упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Базовая информация

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания.

А) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях:

  • грустный - веселый,
  • радостный - печальный,
  • спокойный - возбужденный.

Б) О разнообразных чертах характера:

  • добрый - злой,
  • трудолюбивый - ленивый,
  • вежливый - грубый,
  • умный - глупый…

В) Признаки проявления того или иного эмоционального состояния.
Например:

  • веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…);
  • грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…);
  • добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет…).

Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения.

Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи.

Методика работы с детьми

Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:

  • "Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот".
  • "Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств".
  • "Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства".

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.

Советы педагогам

  • При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребенка.
  • Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки-мамы) или места происходящего (я - сарай, в котором находится кошачья семья).
  • От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…).
  • Возможны разные формы организации работы с детьми:
    • коллективные, при которых вся группа детей сочиняет рассказ от лица одного героя;
    • подгрупповые, при которых воспитатель дает разным подгруппам противоположные характеристики одного героя. ПР: Предлагается составить рассказ про котенка на картине. Одной подгруппе - про веселого, а другой - про грустного котенка. Рассказ идет об окружении героя, но через призму разных его эмоциональных состояний.
    • индивидуальные задания, которые могут быть предложены воспитателем или самостоятельно выбраны ребенком.
  • Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя "Я - тот-то…", потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, характер, далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя, предложить решение проблемной ситуации. Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.

Алгоритм мыслительных действий

1.     Выбрать объект (героя) на картине.

2.     Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.

3.     Войти в образ героя.

4.     Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.

5.     Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.

Примечание. Мы не ставим задачу описывать методику работы с проблемами в этой работе. Обучение детей работе с проблемными ситуациями выходит за рамки занятий по развития речи и требует отдельного пояснения.

 

Список использованных источников

1.     Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.

2.     Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М., 1972.

3.     Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 2006.

4.     Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.

5.          Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.

6.          Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи: метод, пособие. — СПб., 1999

7.          Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических  рассказов по серии картинок: Методическое пособие.- М.:АРКТИ, 2009.-28 с.:ил.

8.          Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи  школьников. 2004.-52 стр.


 

Скачано с www.znanio.ru

Применение методов и приёмов ТРИЗ в коррекционной работе по развитию связной речи с детьми с

Применение методов и приёмов ТРИЗ в коррекционной работе по развитию связной речи с детьми с

Основываясь на Законе «Об образовании в

Основываясь на Законе «Об образовании в

Возможности метода в группах детей с

Возможности метода в группах детей с

Задания и игры на основе МА можно включать в занятия уже на подготовительном этапе

Задания и игры на основе МА можно включать в занятия уже на подготовительном этапе

Например, «Объект и его части»

Например, «Объект и его части»

Составление рассказов от лица разных объектов"

Составление рассказов от лица разных объектов"

Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера

Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера

Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой

Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2022