Кузнецова Елена Николаевна
педагог дополнительного образования
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
Иркутского районного муниципального
образования
«Центр развития творчества детей
и юношества»
Применение перспективных технологий в системе
дополнительного образования детей с ОВЗ в дошкольном учреждении
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.
В настоящее время в детских дошкольных учреждениях наблюдается увеличение числа детей с ОВЗ, по разным причинам, которые требуют системного подхода к коррекции психофизического развития. Ученые дефектологи И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько и другие, отмечают, что у всех категорий детей с ОВЗ есть отставание моторного развития в разной степени выраженности, нарушения опорно-двигательного аппарата, трудности в обучении, расстройства эмоционально-волевой сферы, у них нарушены все виды координаций, снижены показатели двигательной памяти.
В методических рекомендациях по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны, разработанных в целях реализации мероприятий Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование», особое внимание уделяется обновлению содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, укреплению потенциала дополнительного образования детей в решении задач социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширению возможностей для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программ дополнительного образования путем создания специальных условий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеразвивающие программы [13, с.8].
Как педагог дополнительного образования дошкольного учреждения, на протяжении многих лет я провожу занятия по хореографии с группами детей, среди которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья. И для меня очевиден тот факт, что занятия в таких группах требуют тщательной методической подготовки и особого подхода к занятиям. В этих ситуациях мне на помощь приходят педагогические технологии, которые помогают организовать образовательный процесс, при котором дети с ОВЗ частично или полностью включаются в деятельность, общаются, взаимодействуют с детьми без особенностей в развитии.
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях помогает восполнить здоровье детей, дав организму оптимальную физическую нагрузку, сформировав правильную осанку, восстановив положительный энергетический тонус через выполнение дыхательной гимнастики, упражнений на профилактику плоскостопия, элементов детской йоги, при этом обучив здоровому образу жизни. Именно в это время детям нужно помочь удовлетворить потребность в движении, так как в этом возрасте у них формируются привычки, и задача педагога сделать эти привычки правильными, не вредящими здоровью.
Особенно необходимо выделить игровую технологию, имеющую мотивационную основу для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития детей. Игра в образовательном процессе не просто развлечение, а творческое задание, которое несёт смысловую нагрузку, повышая познавательный интерес ребенка и вызывая эмоциональный подъём. Социально-психологический подход к игре делает акцент на её коммуникативной природе и рассматривает её как отношение к миру, к себе, к другому человеку. Если прямой метод воздействия на ребенка – требование, указание, то в игре – ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является полноправным субъектом деятельности.
Сущность игры в том, что важен не результат, а сам процесс (переживания, связанные с игровыми действиями), хотя ситуации, проигрываемые ребёнком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Игра приносит определённый опыт ребенку, более эффективный и значимый, чем простое поучение и объяснение.
Необходимо отметить, что на занятия хореографией важно использовать танцевальной игры. А это – игра + танцевальная импровизация под музыку + предлагаемые обстоятельства. Танец в сочетании с игрой помогает переработать напряжение чувств, а музыка помогает выражению радости движения. Вызывая положительные эмоции, танцевальные игры являются серьёзным делом, так как открывают возможность невербального обращения к внутренним проблемам, прямое обсуждение которых затруднительно в силу каких-то причин.
Синтез танца и игры делает педагогическое воздействие на ребенка более продуктивным, так как танцевальные игры являются наиболее интересными для детей видами музыкально-ритмической деятельности. Они создают широкую возможность для развития художественно-творческих способностей у детей – проявления фантазии, выдумки, активности, инициативы, а обучение двигательным навыкам проводится в увлекательной форме.
Занимаясь с детьми, я использую разные ритмопластические направления и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека.
Движения под музыку включает две группы навыков:
- музыкально-ритмические – умение передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения;
- навыки выразительных танцевальных движений, которые дети осваивают посредством игр, плясок.
В процессе обучения детей с особенными образовательными потребностями необходимо учитывать уровень и отклонения их развития, эмоциональное состояние, в котором находится ребенок во время занятия. Необходимо позволить ребенку импровизировать через танцевальное движение. Темы импровизации могут быть различными. Главным условием или правилом выполнения задания – ребенок не должен бояться, что может сделать что-то неправильно, главное – выражение эмоций через движение, погружаясь в образ.
Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств. Каждый ребенок нуждается в символической игре, которая задействует воображение, развивает его, прорабатывая ситуации «здесь и сейчас». Танец и игра дают ребенку возможность: переработать свою агрессию и страх; проиграть свои внешние и внутренние ощущения, которые помогают лучше понять себя — «Я» и свой внутренний мир; совместно пережить волнующие ситуации с другими детьми и взрослым; экспериментировать со своим телом и движениями; развить эстетические чувства и получить сенсорное удовлетворение и радость от ощущения собственного тела. И главной целью занятий с такими детьми является получение радости, удовольствия от самовыражения через движение и танец, независимо от того результата, который получается.
Важными критериями качества занятия являются: доступность материала для детей, наличие интересных творческих заданий, создание проблемных ситуаций, создание условий для проявления самостоятельности и успеха каждого ребенка, мотивация к учебному и творческому процессу.
Учитывая тот факт, что хореография сама по себе является арт-терапией – «Хореотерапией», то применяемые педагогом-хореографом педагогические технологии должны соответствовать интересам и потребностям обучающихся и легко вводить в область здорового образа жизни.
Перед педагогом стоит задача соразмерно сформировать танцевальные способности детей, развить у них чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, способствовать физическому развитию всего детского организма.
«Обладая высоким воспитательным, реабилитационными образовательным потенциалом, дополнительное образование детей играет большую роль в развитии личности юных граждан России, поэтому качественное и эффективное внедрение механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей залог актуального состояния практик, повышения качества образования и достижения планируемых результатов обучения и воспитания» [13, с.2].
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. Москва: Аспект Пресс, 1999. 375с.
2. Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Ленинград: Ленинградский университет, 1982. 112с.
3. Воробьев В.Ф. Теоретический анализ проблемы моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья //Научное обозрение. Биологические науки. – 2017. – № 5. – С. 5-12.
4. Гренлюнд Э., Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб: Речь, 2004. 284с.
5. Королева Э. А. Танец, его происхождение и методы исследования. Советская этнография. 1975. 155с.
6. Крючек Е. С. Аэробика. Содержание и методика оздоровительных занятий: Учебно-методическое пособие. Москва: Олимпия Пресс, 2002. 200с.
7. Курис И. Биоэнергетика йоги и танца. Москва: Фонд парапсихологии имени Л.Л. Васильева, 1994. 200с.
8. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Москва: Академия, 2001. 192с.
9. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб: Речь, 2007. 256с.
10. Овчинникова Т.С. Музыкальное воспитание дошкольников с расстройствами речи. Проблемы теории и практики коррекционно-развивающего образования. СПб: Автореферат, 1999. 17с.
11. Попова Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. Москва: Терра-Спорт, 2000. 71с.
12. Фельденкрайз М. Осознание через движение. Москва: Ин-т общегуманитарных исслед, 2011. 205с.
13. Письмо Минпросвещения России от 29.09.2023 N АБ-3935/06 Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания методов и технологий в системе дополнительного образования.
14. ФГОС дошкольного образования. [Электронный ресурс].
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.