КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ»
Применение практико – ориентированных технологий на уроках истории
СОДЕРЖАНИЕ
1. Ведение
2. Основные цели и задачи практико- ориентированного
обучения на уроках истории.
3. Планирование содержания учебного проекта
и этапов его проведения
4. Приложение № 1
5. Приложение № 2
6. Приложение № 3
Введение.
Общей целью нового подхода к преподаванию истории является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки:
1) социализация, т. е.
подготовка к жизни в информационном обществе в XXI веке;
2) воспитание патриотизма и гражданственности через осознание
сопричастности к судьбам Родины;
3) самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
4) коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;
5) умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам;
7) конструктивность и позитивность, выражающиеся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем.
Содержание исторического образования ориентирует учебный процесс на развитие «метапредметных способностей» обучающихся и ставит задачи по реализации «метапредметного обучения», что предполагает деятельность, не относящуюся к конкретной учебной дисциплине, а, напротив, обеспечивающую процесс обучения в рамках любой учебной дисциплины. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений. Это и становится одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно - в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений. Мы обеспечить обучающемуся общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться.
Стратегия модернизации образования в Российской Федерации также предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены ключевые компетенции:
· политические и социальные компетенции;
· компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;
· компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;
· компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества;
· способность учиться на протяжении жизни.
Стандарты профессионального образования предполагают формирование на всех уровнях: общеобразовательном, общепрофессиональном и профессиональном, общих компетенций:
2. Основные цели и задачи практико- ориентированного
обучения на уроках истории.
В системе современного образования актуальной является разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания.
Технология практико-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность и качество обучения.
Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе приобретения новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.
Принципами организации практико-ориентированного обучения являются: мотивационное обеспечение учебного процесса; связь обучения с практикой; сознательность и активность учащихся в обучении, деятельностный подход.
В системе практико-ориентированного обучения формируется следующий практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средство познания. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентированного подхода способствует созданию такого уровня актуализации знаний, при котором осознается их социально-личностная необходимость в совокупности с наличием познавательных потребностей.
Данную технологию я использую на уроках во всех группах, но в качестве эксперимента, вошедшего в практику, на протяжении нескольких лет, мы объединяемся с Натальей Анатольевной Залесской, которая, преподает специальные дисциплины в группе Агент рекламный или Оператор ЭВМ, когда данная профессия еще существовала. Цель подобного объединения как раз и заключается в том, чтобы показать как одна дисциплина, причем из общеобразовательного цикла, может пересекаться с дисциплиной из профессионального цикла, украшая и раскрывая и одну и другую дисциплину. Огромную роль практико-ориентированное обучение играет в развитии творческой деятельности обучающихся. Практико-ориентированное обучение способствует развитию внутренней мотивации учения, создает условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и творчества, применению профессиональных умений через знаниевый компонент истории.
Решение различного рода задач практического характера требует от обучающихся умения анализировать предложенные данные, высказывать собственное мнение. Подобные проекты нацелены на получение информации из разнообразных источников, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации, критическое осмысление общественных событий, умение отделять факты от их интерпретаций, формулировать на этой основе собственные оценочные суждения.
Таким образом, обучающиеся могут на практике использовать исторический материал с точки зрения профессиональной деятельности.
Планирование содержания учебного проекта
и этапов его проведения
1. Определение темы проекта Тема проекта либо предлагается педагогом, исходя из возможностей группы ( профессиональных, учебных), либо определяется самими обучающимися, исходя из личных приоритетов, но в соответствии с программой учебной дисциплины ( общеобразовательной, профессиональной). |
||||||||||||||||||||||||
2. Выбор возрастной категории обучающихся Как правило, подобные проекты предлагаются обучающимся 2 курса, т.к. они полностью изучили материал по истории и более полно владеют материалом по специальным дисциплинам, но возможно и привлечение обучающихся 1 курса. |
||||||||||||||||||||||||
3. Формулирование дидактических целей проекта Формулирует педагог. Например, « формирование умений использовать профессиональные компетенции при работе с историческим материалом». |
||||||||||||||||||||||||
4. Формирование методической задачи Формулирует педагог. Например, освоить представление об эпохе через применение профессиональных навыков на практике. |
||||||||||||||||||||||||
5. Определение формы представления проекта Обучающиеся самостоятельно определяют форму представления проекта – в виде презентации, буклета, газеты, журнала и т.д., если проект сам по себе не определяет форму подачи. |
||||||||||||||||||||||||
6. Формирование групп и их работа Обучающиеся выбирают индивидуальную работу или работу в группах самостоятельно. Работа осуществляется во внеурочное время в рамках внеаудиторной самостоятельной работы. Роль педагога – консультирование, помощь, направление и коррекция. |
||||||||||||||||||||||||
7. Обсуждение плана работы над проектом и возможных источников информации Обучающиеся продумывают пути проведения своей работы: сбор информации, обработка и создание макета проекта и консультируются с педагогом во внеурочное время. Преподаватель задает направление поиска информации. При обсуждении необходимо особо остановиться на достоверности источников информации. |
||||||||||||||||||||||||
8. Подготовка обучающимися отчета о проделанной работе По истечении 70% времени, отведенного на подготовку проекта, обучающиеся отчитываются о сделанной работе, представляя макет проекта. Цель: мотивировать обучающихся систематизировать данные, устранить ошибки и т.д.. |
||||||||||||||||||||||||
9. Защита проектов На защиту проекта представляется до 4 минут, независимо от того индивидуальный это проект или представлен творческой группой. Защита проекта осуществляется на последнем занятии по дисциплине и может быть проведена как на уроке истории, как и на практическом занятии по модулю. После того как обучающийся представил проект, он отвечает на вопросы присутствующих. Рекомендуется заранее разработать для обучающихся оценочные листы на основе критериев оценивания. |
||||||||||||||||||||||||
10. Оценивание результатов проекта Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Преподаватель оценивает работу групп в целом, если проект выполнялся творческой группой. Результативность выступает здесь как фундамент для новых исследований. |
||||||||||||||||||||||||
11. Критерии оценивания проекта
|
Проект « Исторический журнал»
Выбор темы проекта был продиктован профессиональными возможностями обучающихся группы Агент рекламный, которые по окончании изучения дисциплины история, уже владели ……………….. и могли прорекламировать тот или иной продукт. Выбор эпохи, как и выбор продукта определялся самими обучающимися.
Критерии оценивания проекта ( дополнительно к приведенным выше):
1. Максимально полное освещение политической, экономической, социальной составляющей, выбранного исторического периода.
2. Максимальное соответствие формату журнала.
3. Максимально точная передача специфики эпохи в рекламном продукте.
4. Максимально правильное использование профессиональных приемов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.