Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
«Средняя общеобразовательная школа №48» города Белгорода
Применение приемов взаимоконтроля и взаимооценки на уроках
Каменева Оксана Анатольевна,
учитель начальных классов,
МБОУСОШ №48 г. Белгорода
В современных требованиях к уроку главным условием является, кроме самого процесса передачи и подачи знаний от учителя к ученику, обучение детей приёмами самообучения и самоконтроля. Главное, педагог учит детей не науке, а учит учиться. Ученик должен стать активным участником учебного процесса. Основным в работе учителя должна стать организация деятельностного и личностно – ориентированного подхода на любом этапе урока, и с этим я полностью согласна.
Работая в школе уже достаточное время, меняю свои взгляды на преподавание в начальном звене. К современным детям нужно подходить по-новому. Все учителя-практики отметят, что современный ребенок не очень хочет учиться. Повышать познавательный интерес ребят, их активность, инициативность, коммуникативные способности и направлена моя работа в целом.
Опрос учащихся имеет большое значение при работе в современной школе, где обучение должно обеспечить не только высокий научный уровень знаний, сознательное и прочное их усвоение, умение использовать для самостоятельного приобретения новых знаний, но и развитие познавательных способностей учащихся.
Хочу поделиться своими практическими приёмами организации контроля за процессом и результатом учебной деятельности учащихся: применением приёмов взаимоконтроля и взаимооценки на уроках. Это особая форма контроля, когда учащиеся учатся объективно оценивать работу одноклассника. Важно, чтобы ученики научились оценивать работу не механически, а обосновывать свою отметку. Применение приёмов опроса в паре (группе) помогает развивать критическое мышление.
1. Обучение взаимоконтролю начинаю со знакомства с алгоритмом проверки (вначале на примере со всем классом, коллективно).
2. Введение «работы в парах». Вначале провожу взаимоопрос на этапе проверки выполнения домашнего задания. Один ученик проверяет знание теоретического материала у другого (например, подготовленный дома пересказ по окружающему миру или литературному чтению). Проводя такую проверку домашнего задания, я заметила активность и заинтересованность ребят. Они знают, что рассказывать будет каждый, поэтому всегда готовы к уроку. И, соответственно, повышается качество знаний по предмету.
Введение «работы в группе» проводим при выполнении устной работы. Например, делимся на группы, даётся задание, определяется «консультант». Он опрашивает 2-3 человека, остальные следят за оцениванием. Потом также с другим учеником. Отметку ставят все ученики группы. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Практика использования такого дидактического приёма позволила мне выделить достоинства и проблемы его применения.
К достоинствам я отнесу:
- развитие критического мышления, умений оценивать и т.д;
- группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции;
- эффективность выполнения домашнего задания практически всеми учениками систематически (ученики готовы к уроку всегда);
- взаимопроверка занимает мало времени, а опрошен весь класс или большая часть класса;
- в любом классном коллективе есть дети, которые стестяются отвечать перед всем классом у доски, а в паре или группе у них всегда есть поддержка ребят, и такие дети становятся увереннее в себе;
- довольны все дети: я учил и меня спросили (а это для меня, как учителя, важно);
- довольны и родители: учитель спрашивает моего ребенка часто.
Несмотря на всё это, возникают и такие проблемные вопросы, на которые я обязательно обращаю внимание:
- необъективность выставления отметки (если тебе отметку ставит твой друг). Эту проблему решаем так: частая смена состава пар (групп), выборочный ответ перед классом (показательный ответ) или, к примеру, объяснение, почему я поставил именно эту отметку;
- некоторым ученикам сложно обосновать отметку или исправления, которые он сделал (проговариваем и обсуждаем вместе);
- в любом классном коллективе есть дети, которым не очень комфортно работать друг с другом в паре;
- чем старше становятся младшие школьники, тем «придирчивее» они к ответам одноклассников (может это и совсем неплохо, значит сопоставляют, размышляют).
Таким образом, применяя в своей работе такой прием взаимоопроса и взаимопроверки, я решаю те задачи, которые и предусматривает обучение в современной школе. Я уверена, если процесс обучения выстраивать в таком ключе, то ученики смело будут переходить в среднее звено и радовать своих учителей.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
2. Групповая работа как способ формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС НОО. – 2016. [Электронный ресурс]. URL: pedakademy.ru/konferenciya/29.doc
3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009
4. Панюшкин В.П. Формы учебного сотрудничества и уровни регуляции взаимосвязанной учебной деятельности // Инновационное обучение: стратегия и практика. – М.: Педагогика, 1994.
5. Ткаченко Р.А. Обучение распределению ролей в группе (на примере решения задач на уроках математики). Экспериментальная разработка // Р.А. Ткаченко. – 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/load/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.